Социальная филсофия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 22:02, контрольная работа

Краткое описание

Социальная философия является не только философской теорией общества, но и методологией изучения других общественных наук: философии истории, социологии, философии права, политологии и др.
Двумя основными направлениями в социальной философии до сих пор остаются идеалистическое и материалистическое (марксистское). Упадок советского общества, основанного на марксистской социальной философии, явился прямым свидетельством ее несовременности.
Предлагаемое учебное пособие представляет решительный отказ от крайностей марксизма и идеализма и попытку конвергенции, синтеза, итерации социально-философского идеализма и материализма (марксизма) в социально-философский реализм.

Содержание

Предисловие
Предмет социальной философии:
1.1 Социальная философия, как часть философии.
1.2 Предмет социальной философии.
1.3 Социальная философия и смежные науки.
1.4 Основные функции социальной философии.
3.Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Социальная Философия.docx

— 36.59 Кб (Скачать файл)

Диагностическая функция социальной философии позволяет проанализировать причины возникновения конфликтов в различных сферах общества, понять их причины и наметить социально-философский путь их разрешения.

Прогностическая функция социальной философии выражается в выработке обоснованных прогнозов о тенденциях развития обществ и человечества, социальных противоречий и конфликтных процессов в будущем. Это предполагает анализ тенденций развития основных социальных субъектов (формаций общества, социальных общностей, институтов, организаций), динамики интересов и т.п. Такая возможность дается реализацией познавательной и диагностической функций социальной философии. Результатом прогностической функции является прогноз, в котором излагаются возможные (реальные и формальные) сценарии развития данного общества и человечества.

Эти сценарии включают в себя обоснованные цели общественного развития и реальные способы их реализации. Возможные сценарии развития общества и человечества можно разработать только на основе имеющихся социально-философских принципов. Социально-философский подход к разработке сценариев развития общества отличается от господствующего сейчас в нашей стране прагматического подхода, который представляет реакцию на исторические вызовы с точки зрения сиюминутных интересов, приводит к тому, что мы плывем по течению событий, вместо того чтобы плыть к какой-то морально обоснованной цели. События берут верх над нами и нашими принципами, если мы не пользуемся ими.

Образовательная функция социальной философии выражается в изучении ее студентами, руководителями, политиками. Знание основ социальной философии позволяет использовать ее для предупреждения и разрешения конфликтов, понимания основных тенденций развития общества и человечества. Необразованность многих людей в сфере социальной философии является одной из причин непродуманных и скороспелых решений, утопических прожектов, типа коммунистического, разрушительных и многообразных конфликтов, сотрясающих нашу страну. Долгое время в сознание советских людей внедрялась установка на конфликтность с предполагаемыми врагами: капиталистами, буржуями, бизнесменами, спекулянтами и т.п. Теперь приходится учиться толерантности (терпимости) к противоположным мнениям и поступкам.

Проективная функция социальной философии заключается в разработке проекта преобразования действительности в интересах какой-нибудь социальной общности (группы, класса, страта, нации). Это преобразование может касаться изменения социального института, государства, формации, цивилизации и включать в себя цель, субъекты, средства, сроки, темпы преобразований (например, марксистско-ленинский проект социалистического переустройства России). В этом случае социальная философия приобретает идеологический характер, играет роль оправдательной инстанции для каких-то политических решений.

Мы считаем, - правильно утверждает В.А. Тишков, - что XX век во многом создавался интеллектуалами, причем не только в форме объяснений происходящего, но и в форме предписаний, что и как надо делать. И в этом смысле мы говорим не просто об ответственности историка, но и об авторитете историка в истории, а значит, и о пользе или вреде его действий. Прожитый век, особенно отечественная история, дают более чем достаточно оснований для такого взгляда .

Общество в лице его правящей элиты и интеллигенции обращается к социальной философии всегда, когда оно находится в кризисе, когда ему неясны пути выхода из него, когда требуются новые идеи и средства их реализации. В таком положении сейчас оказался и мир на пороге постиндустриальной цивилизации в условиях экологического кризиса, и Россия - в условиях отказа от изжившего себя пролетарско-социалистического строя.

Проблема выбора российского пути - сложнейшая проблема: она обусловлена кризисом советской формации индустриализма.

Неудача неолиберальных реформ в постсоветской России - это неудача прежде всего социально-философского выбора. Преодоление этой ограниченности на путях социальной философии реализма - важнейшее условие выхода России из кризиса.

Список используемой литературы

1 Социальная философия / Под ред. Н.В.Лавриненко. М., 2001

 
2 Стяжкин М.Ю. Социальная философия: Учебник для ВУЗов. М., 2004

 
3 Барулин В.С. Социальная философия: Учебник: В 2-х т. М., 2004.

 
1 Гречко П. К. К вопросу о предмете  социальной философии // Вестник  Моск. ун-та. Серия философия. 2006. № 1.

 
1 Рачков П. А. Об основном, высшем  вопросе общей и социальной  философии // Вестник Моск. ун-та. Серия философия. 2006. № 1

 
1 Барулин В.С. Социальная философия: Учебник: В 2-х т. М., 2004

 
1 Никифоров А.Л. Является ли философия  наукой? // Философские науки.1989.№6. С.53

 
1 Чанышев А.Н. Некоторые соображения по поводу статьи двух философов // Вестник Моск. ун-та. Сер. «Философия». 1991. №2. С.88

 
1 Перов Ю.В. Историчность и историческая  реальность. Серия «Мыслители» Выпуск 2. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. С.132

 
1 Перов Ю.В. Историчность и историческая  реальность. Серия «Мыслители» Выпуск 2. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. С.134

 
1 Перов Ю.В. Историчность и историческая  реальность. Серия «Мыслители» Выпуск 2. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. С.136

 
1 Перов Ю.В. Историчность и историческая  реальность. Серия «Мыслители» Выпуск 2. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. С.138

 

 


Информация о работе Социальная филсофия