Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 14:03, контрольная работа
Целью работы является: рассмотреть социально – культурное значение реформ Петра Первого.
Задачи:
1. Рассмотреть культуру России накануне вступления Петра Первого на престол;
2. Изучить реформы Петра Первого и их влияние на социальную культуру;
3. Оценить роль Петровских реформ в области социальной культуры.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. Культура России накануне вступления Петра на престол……………….4
2. Реформы Петра Первого и их влияние на социальную культуру……….5
3. Оценка роли петровских реформ в области культуры…………………..10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..13
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………....14
Контрольная работа
Тема: Социально-культурное значение реформ Петра Первого
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОИ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………....14
Введение
Актуальность. Процесс изменения культуры России в эпоху Петра Великого это наиболее противоречивая часть Петровских реформ. Еще до Петра были созданы предпосылки реформации устоявших культурных норм и традиций, заметно усилились связи с зарубежными странами, в Россию постепенно проникают западноевропейские культурные традиции, даже брадобритие уходит корнями в допетровскую эпоху.
Важнейшим этапом в проведении реформ стало посещение Петром в составе Великого посольства ряда европейских стран. По возвращении Петр направляет много молодых дворян в Европу для изучения различных специальностей, главным образом для овладения морскими науками. Царь заботился и о развитии образования в России.
Целью моей работы является: рассмотреть социально – культурное значение реформ Петра Первого.
Задачи:
В конце ХVII века, когда на русском престоле оказался молодой царь Петр I Россия переживала переломный момент своей истории. В отличие от западноевропейских стран, почти не было крупных промышленных предприятий, способных обеспечивать страну оружием, тканями, сельскохозяйственными орудиями. Она не имела выхода к морям, ни к Черному, ни к Балтийскому, через которые могла бы развивать внешнюю торговлю. Не имела, поэтому Россия и собственного флота.1 Сухопутная армия строилась по устаревшим принципам и состояла в основном из дворянского ополчения.
Между старыми родовитыми боярами и служивыми людьми — дворянами шла ожесточенная борьба за власть. В стране происходили непрерывные восстания крестьян и городских низов. Россия привлекала к себе жадные взоры соседних государств — Швеции, Речи Посполитой, которые не прочь были захватить и подчинить себе Русские земли.
Россия ХVII века ходом исторического развития была поставлена перед необходимостью коренных реформ. Уже до Петра вырисовывалась программа необходимых преобразований, во многом совпадающая с его реформами.
То, что в России грядут великие перемены, ощущалось еще в царствование отца Петра Первого, Алексея Михайловича. Но это были лишь преобразовательные настроения.
Таким образом, предпосылками петровских реформ явились преобразования конца XVII века. Во второй половине этого столетия изменяется, становясь более централизованной, система государственного управления. Предпринимались также попытки более четко разграничить функции и сферы деятельности различных приказов, появились зачатки регулярной армии, полки иноземного строя. Происходили изменения в культуре: появились театр, первое высшее учебное заведение.
Петровские реформы кардинально изменили русскую культуру. Причем термин «культура» здесь понимается в самом широком смысле – от быта и речи до высокого искусства. Царь считал своим долгом навести "добрый порядок" в гражданской жизни государства. В самом начале 18 в. царь был озабочен внешним видом подданных.2
Сближение с западом проявилось и в том, что Петр I прилагал массу усилий к тому, чтобы русский человек и внешностью походил на европейца.
26 августа 1698 года, на следующий
день после прибытия из-за
Подобную операцию Петр повтори несколько раз, решив покончить со старой русской бородой. О бритье бороды были изданы специальные указы.
Законодательно было установлено обложение налогом тех, кто носил бороду. Знатные и богатые платили по 50 руб. за бороду, остальные по 2 гривны. Сохранившийся до нашего времени указ 1705 года обязывал все население страны, за исключением священников, монахов и крестьян брить бороды и усы.
Тем, кто не желал этого делать надлежало платить большие налоги с учетом положения в обществе.
В такой же ФОРМЕ Петр Первый организовал борьбу с долгополым платьем. 12 февраля 1699 года состоялось шуточное освящение у Лефортова дворца.
Были установлены сроки перехода на новую одежду для мужчин: конец 1770г.3 Для женщин — чуть позже.
Эти перемены повлияли и на русскую легкую промышленность, стали развиваться мастерские и фабрики, производящие новые виды тканей, кружева, обувь, головные уборы, пряжки, застежки и другие украшения. Петр и здесь не остался равнодушным к происходящему. Производители предметов обихода для нового быта, предметов роскоши пользовались его покровительством и надзором. Иногда царь специальными указами обязывал фабрикантов прежде производить и пускать в продажу предметы для нового быта, а затем, при выполнении этих условий они могли производить и продавать другие промышленные товары.
Продавцам длинного платья и сапог, лицам, беспошлинно носившим бороды угрожала ссылка на каторгу и конфискация имущества. В 1700 году у ворот Кремля были выставлены манекены с образцами новой одежды. Жители сибирских городов выпросили освобождение от новой одежды "по скудости своей". В конечном счете камзолы, галстуки, жабо, чулки, башмаки и парики вытеснили старую русскую одежду. Быстрее всего утвердилась западная одежда среди женщин.
Дворянский быт изменялся и вследствие того, что царь заставлял дворян учиться, служить в армии и флоте, в учреждениях гражданского управления. Указы царя регламентировали правила поведения в присутствиях, в судах, в церкви. За нарушение предписаний предусматривался значительный штраф и другие наказания.
Подданных Петр Первый снабдил массой распорядительных и нормативных актов, определяющих их семейную, хозяйственную и духовную жизнь. Разительные перемены произошли и в дворцовом быту. Этому способствовала личность царя. Упрощались традиции, исчезала скованность.
Петровские реформы в быту касались, прежде всего, дворян. Однако царь не оставил без внимания и так называемых "подлых людей", все податное сословие. Подданным предписывались типы домов, характер застройки с учетом противопожарной безопасности, техника сооружения печей, размер дымоходов, ширина и ткацкого крестьянского полотна, уборка хлеба косой с граблями вместо серпов и т.д.
В городской быт в петровское время вошли гуляния по торжественным датам, в честь той или иной победы — взятие Азова, победа под Полтавой, годовщина Ништадского мира и др. В эти дни устраивались торжественные процессии с множеством украшений. В моде были праздничные фейерверки, на площадях выставляли угощение.
Петровская эпоха осталась в истории русского купечества как подлинное лихолетье. Резкое усиление прямых налогов и различных казенных "служб" – при таможнях, питейных сборах и т. д. С купцов как наиболее состоятельной части горожан, насильственное сколачивание торговых компаний (формы организации торговли, которая казалась Петру наиболее подходящей в российских условиях) это только часть средств и способов принуждения, которые Петр применил к купечеству, ставя главной целью извлечь как можно больше денег для казны.
В русле подобных мероприятий следует
рассматривать и принудительное переселение
купцов в Петербург, а также административное руководство
грузопотоков, когда купцам указывалось,
в каких портах и какими товарами они могут
торговать, а где это делать категорически
запрещено.
Грубое вмешательство государства в сферу
торговли привело к разрушению зыбкой
основы, на которой в значительной степени
держалось благосостояние многих богатых
купцов, а именно ссудного и ростовщического
капитала.
Такова была цена, которую заплатили русские
предприниматели за победу в Северной
войне. Следует отметить, что стоимость
победы горожане поделили с сельским населением.
Именно на плечи русского крестьянства пала наибольшая тяжесть войны.
Победа стала возможной благодаря неимоверным
усилиям народа. Денежные и натуральные
платежи, рекрутчина, тяжелые подводные
и постойные повинности дестабилизировали
народное хозяйство, привели к обнищанию,
бегству сотен тысяч крестьян. Усиление
разбоев, вооруженных выступлений, наконец,
восстание К. Булавина на Дону стали следствием
безмерного податного давления на крестьян.
В 1702 году открылся общедоступный театр в Москве, в здании, построенном на Красной площади. Играли там немецкие актеры группы И.Купста, О. Фюрста. Репертуар состоял из немецких, французских, испанских пьес.4
Однако такой театр был еще редким явлением. Более распространены были частные театры, которые заводила знать для узкого круга зрителей.
В петровскую эпоху театром увлекались ученики различных академий, духовных семинарий и т.д. В их постановках делались намеки на происходящие политические события, например на мятежи стрельцов, на измену Мазепы, высмеивались противники просвещения. Ставили театры и чисто исторические по тематике пьесы. Наиболее знаменита из них была трагикомедия Ф.Прокоповича "Владимир". Видными деятелями театрального дела были Ф.Прокопович, доктор Бидеон, Федор Жуковский.
Петровское время стало переломным и в развитии живописи. Евангелистские и библейские сюжеты в живописи заменяются сюжетами из
реальной жизни.
Особенно высокого уровня достигла портретная живопись. Портреты Петра
Первого И.Никитина отличаются глубокой психологической характерностью, художник выразил глубокую волю и целенаправленность государственного деятеля. На батальных полотнах Никитина "Полтавское сражение", "Куликовская битва с глубоким патриотизмом изображается героическая борьба русского народа против иноземных захватчиков.
Петровское время характеризуется значительным развитием жанра гравюры.
Это был жанр близкий к повседневности и имевший широкий круг ценителей.
Книги украшались гравюрами, гравюры украшали дома. Техника гравюр была
весьма разнообразна, многие гравюры посвящены прославлению побед в войнах,
строительству Петербурга.
В начале ХVIII века издаются специальные указы, касающиеся подготовки
и воспитания художников. Царским указом большую группу "мастеровых людей разных художеств" переселили в новую столицу для росписи церквей, новых дворцов и других работ. За счет казны посылали наиболее талантливых заграницу для обучения. Среди них можно назвать живописцев А.Матвеева, И.Никитина, Р.Никитина, гравера С.Коровина других.
В ХVII веке архитектура носила преимущественно церковный характер.
Петровские преобразования кардинально повлияли на характер архитектурных
проектов и застройку городов и барских усадьб.
В первой четверти ХVIII века видное место в архитектуре занимает гражданское строительство. В это время сооружаются здания крупных
промышленных предприятий. Хомовный двор, Суконный двор, Арсенал в Москве.
Оружейный завод в Туле, заводы крепости на Урале. Из зданий общественного пользования необходимо назвать Главную аптеку, "Комедийную хромину" (театр) в Москве, систему монументальных зданий в Петербурге.
В церковной архитектуре наступил период, получивший название
"московское барокко". Строятся храмы центрической композиции, устремленные ввысь, светлые и торжественные. Башеннообразные храмы дошли до нас в основном в подмосковных барских усадьбах.
Одним из видных архитекторов того времени является И.П. Зарудный,
создавший замечательную церковь архангела Гавриила и другие сооружения. В
Москве в этот период построены прекрасные пятиглавые храмы. Появилась и
принципиально новая архитектура, основанная на системе колонн, портиков,
фронтонов, ротонд и т.д.
3. Оценка роли петровских реформ в области культуры
Во второй половине XVIII в. зарождается уже наука русской истории. Но
историки того времени или усердно собирают материалы для истории (как
Информация о работе Социально-культурное значение реформ Петра Первого