Сочинения Жан-Жака Руссо

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 20:19, реферат

Краткое описание

Эпоху Просвещения в Западной Европе предваряет широко развернувшийся в XVII веке общественный прогресс реальных знаний, необходимых для нужд материального производства, торговли, мореплавания. Составной частью Просвещения была передовая буржуазная философия XVIII века - начала XIX века, теоретически обосновавшая необходимость буржуазно-демократических социальных преобразований. Конкретной разновидностью философии Просвещения явилась "деистская форма материализма", представители которой (Вольтер, Вольф, Д.Г.Аничков) исходили из метафизической онтологии конечного мира, абсолютного дуализма причины и следствия, материи и движения, эволюции и целесообразности.

Вложенные файлы: 1 файл

филлософия реферат.doc

— 106.00 Кб (Скачать файл)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Жан-Жак  Руссо, действительно, оставил глубокий след не только в истории философской  мысли Франции, но и в истории  всего человечества. Своими трудами  он на несколько десятилетий предвосхитил те передовые демократические преобразования, которые произошли в Европе в конце XVIII - начале XIX вв. и продолжают развиваться во всем мире до сих пор.

Огромен вклад этого величайшего мыслителя  французского Просвещения в разработку и исследование идей социального равенства, народного суверенитета и т.п., и ,хотя в своих работах он не находит разрешения многих противоречий, то что он поднимает эти вопросы подчеркивает глубину мысли философа.

Многие  идеи Руссо об обществе, человеке, нравственности очень актуальны и сегодня, в эпоху научно-технического прогресса и наступающего экологического кризиса.

Дата добавления: 19.01.2001 
 

 

 

Конкретные взгляды  на культуру

 

      Жан-Жак  Руссо  вошел   в   историю   французского   Просвещения   как

своеобразный,  оригинальный  мыслитель,   способствовавший   пробуждению   и

подготовки  Франции  XVIII  века  к  антифеодальной  революции.   Это   ясно

осознавал и  сам Руссо. Достаточно сослаться  на его «Исповедь», в которой  на

склоне лет  он не без гордости писал, что славу  писателя-демократа  принесли

ему   не   столько    литературно-художественные    произведения,    сколько

«Общественный договор». Политическим установлениям  этого трактата Руссо,  по

его словам, готов  был посвятить всю  свою  жизнь:  «В  этом  произведении  я

видел венец  своей славы».

      В трактате «Рассуждение о  происхождении и основаниях неравенства  среди

людей», говоря о неотчетливости грани,  отделяющей  справедливую  власть  от

произвола, Руссо  писал: «Восстание, приводящее к умерщвлению  или  свержению

с престола какого-нибудь султана, – акт настолько же правомерный, как и  те,

которые  он  совершал  накануне,  распоряжаясь  жизнью  и  имуществом  своих

подданных. Одна только сила служила ему опорой,  сила  его  и  ниспровергла.

Идею законности революционного переворота Руссо формулирует в  «Общественном

договоре» словами  о том, что народ имеет право  «сбросить  с  себя  ярмо»  и

«вернуть себе свободу», отнятую тем или иным деспотом. Только  воля  народа,

по мнению Руссо, вправе  создавать  законы  и устанавливать правительства.

Народ,  создавая  государство,  должен  подчинить  ему   частные   интересы,

поддерживать  равенство граждан, препятствовать возникновению  имущественного

неравенства.

      С отношением Руссо к историческому   прогрессу  был  тесно  связан  его

взгляд на роль науки и искусства в жизни  общества. В «Рассуждении  о  науках

и искусствах»  и в «Письме к Д’Аламберу»  он высказывает мысль,  что  развитие

наук  и  искусств,  представляющих  собой,  по  его  мнению,   лишь   лживые

развлечения привилегированной  знати, способствуют ухудшению нравов.

      Эстетический критерий Руссо  – это верховенство  чувств  и  близость  к

природе, это  прославление ее созданий и,  прежде  всего,  главного  творения

природы – человека. Основу  художественного  творчества  Руссо  представляют

переживания  и  поступки,  страдания  и  любовь  простых  людей,  причем  он

противопоставляет их персонажам, жившим в атмосфере  эгоизма и разврата.  Так

например, в поучительном романе «Юлия, или Новая Элоиза»  любовь  и  идиллия

природы противопоставлены  ложной  культуре  и  цивилизации.  Здесь  подробно

изложена  история  большой  любви  разночинца  Сен-Пре   и   Юлии,   богатой

аристократки.  Но  эта  нежная  и  чистая  любовь,  пройдя  через   глубокие

переживания,  завершилась  несчастьем.  Юлия  по  воле  отца  и   вследствие

сословных традиций вынуждена была вступить в брак с  нелюбимым  человеком.  В

этом художественно-лирическом романе с большой силой подчеркнута  мысль,  что

в условиях цивилизации  с  ее  сословными  привилегиями  и  пороками  молодые

люди, которым  природа все дала для счастья,  рискуют  быть  оскорбленными  и

униженными  в  своих  личных  благородных  чувствах.  Более  того,  в   этом

обществе,  по  рассуждению  Руссо,  господствующим  принципом   чаще   всего

являются не добродетель, а цивилизованное зло.

      В романе «Эмиль, или О воспитании»  Руссо изложил  свои  педагогические

взгляды,  теснейшим  образом  связанные  со  всей  его  идейной  концепцией.

Основная мысль  педагогической теории Руссо  выражена  в  изречении,  ставшем

знаменитым: «Все прекрасно, когда выходит из рук  творца,  все  портится  под

руками человека». В  соответствии  с  этим  положением  Руссо  считает,  что

задача педагога заключается в том, чтобы способствовать развитию  прекрасных

естественных  свойств  человека.  Обязательным  условием  воспитания   Руссо

считает трудовую  деятельность  –  обучение  ремеслу,  сельскому  хозяйству.

Среди наставлений, заслуживающих серьезного внимания, мы встречаем  у  Руссо

и такие поучительные советы: если вы хотите овладеть  ребенком,  вы  обязаны

прежде всего  владеть самим собою.

      Разносторонние  художественные  интересы  Руссо  находили  выход  и  в

музыкальной критике.  Питая  глубокие  симпатии  к  итальянской  музыке,  он

принял горячее  участие в  большом  споре,  завязавшемся  между  сторонниками

итальянской и  французской  музыки.  В  замечательных  обзорах  Руссо  смело

высказывался  против пошлой французской  аристократической  театральщины;  он

решительно отстаивал достоинства и  преимущества  итальянской  музыки  –  ее

глубокую выразительность, смелость модуляций, мягкость языка.

      Руссо питал большое почтение  и к венской классической школе.  Он высоко

ценил музыкальное  творчество Кристофа Глюка. И  это  имело  свои  основания.

Музыка  Глюка  отличалась   своей   простотой,   правдивостью,   гражданской

доблестью.

      Не будучи профессиональным музыкантом, Руссо много и упорно работал   в

области теории музыки. Академик  Б.  В.  Асафьев,  говоря  о  роли  Руссо  в

развитии музыкальной  культуры, назвал его  «проницательнейшим  мыслителем  и

чутким  музыкантом,  угадавшим  своевременность  наступления  эры  городской

демократической  песенно-романсной  лирики».  Статьи  Руссо  о  музыке  были

собраны и изданы в 1767 году в сборнике «Музыкальный словарь».

      В своих философских воззрениях  Руссо исходил  из  основного   принципа:

«Нет ничего в интеллекте, чего бы не было и в  чувствах». В  теории  познания

он стоял на позициях сенсуализма. В чувствованиях  (ощущениях,  восприятиях)

Руссо  видел  подлинную  основу  знания   и   психологических   способностей

человека. Более  того, он истолковывал  сенсуализм  как  некое  всеобъемлющее

явление, руководящее  физическими и духовными состояниями  человека,  хотя  и

признавал  врожденность  нравственных  идей  –   принципов   добродетели   и

справедливости. Разум, по  мнению  Руссо,  чаще  всего  открывает  дорогу  к

ошибкам   и   заблуждениям.   Только   чувства   способны   давать   верное,

исчерпывающее знание. Наши первые учителя философии,  – заявлял Руссо,  –

наши ноги, руки, наши глаза. Мышление же вторично по  своему  происхождению,

– это своего рода  искусство,  приобретаемое  человеком,  «оно  дается  ему,

пожалуй, еще  труднее, нежели другие искусства... Размышления часто  приводит

к тому, что человек  вступает в сделку с совестью  и  подыскивает  оправдание

своим неблаговидным  поступкам».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

литература

 

 

 Муравьев Ю.А. Ги Бесс. Жан-Жак Руссо., Вопросы философии № 1, 1991. 

1.Всемирная история:  Эпоха просвещения/

А.Н.Бадак, И.Е.Войнич, Н.М.Волчек и др. – М.: АСТ;Минск:

Харвест,2001 – Т.15

Л. В. Блинников. "Великие философы". Словарь-справочник, 2000.


Информация о работе Сочинения Жан-Жака Руссо