Специфика античного, средневекового христианского и ренессансного мировоззрений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 19:10, реферат

Краткое описание

Специфика мировоззрения античного заключается в том, что космос - это единый механизм, который объединяет все автономные части, все люди гармонично связаны с миром и друг с другом. Основателями этого мировоззрения стали философы, которые пытались связать все вокруг в единое целое, они пытались найти единые законы для всей вселенной, кризис античного мировоззрения привел к появлению новых ценностей и установок.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………..2
Античное мировоззрение………………………………………………………………...4
Средневековое христианское мировоззрение…………………………………………..6
Ренессансное мировоззрение……………………………………………………............12
Заключение……………………………………………………………………………….16
Список литературы………………………………………………………........................17

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования Республики Беларусь (2).docx

— 46.22 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования Республики Беларусь

УО «Полоцкий  государственный университет»

 

                                                                                     Кафедра социально-гуманитарных дисциплин

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по  предмету

«Философия»

на  тему: «Специфика античного, средневекового христианского и ренессансного мировоззрений»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:                                                студентка гр. 12-ФК

                                  Анисимова Алина Владимировна

 

Проверила:                                                                                   преподаватель                        Шевелева А.С.

                                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               

 

                                                              Новополоцк 2012

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………..2

Античное мировоззрение………………………………………………………………...4

Средневековое христианское мировоззрение…………………………………………..6

Ренессансное мировоззрение……………………………………………………............12

Заключение……………………………………………………………………………….16

Список литературы………………………………………………………........................17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       Введение

 

Мировоззрение – это некая система взглядов человек на окружающий мир, на отдельные  явления в их взаимосвязи, также  это процесс осознания человеком  своего места в мире, в жизни  других людей, осознание человеком  своих возможностей, смысла своей  жизни. Мировоззрение в жизни  человека  является продуктом его  духовной деятельности.  Если говорить о более узком значении этого  слова, то мировоззрение – это  представлении о мире не конкретного  человека, а целых народов, поколений  или групп людей: представления  мифологические, философские, религиозные, научные, политические и обыденные. Мировоззрение - это некая «картина мира». Оно дает человеку представление  о собственной связи с окружающей действительностью.

 

У каждого  человека есть свое мировоззрение, и  оно формируется в процессе социализации человека, его общения с окружающим миром. В процессе своего развития мы присваиваем себе определенные ценностные установки, моральные, нравственные признаки, у нас складывается своя «картина жизни».  С помощью норм и принципов  мы можем взаимодействовать в  обществе - так формируются различные  классы, группы, сословия. Мировоззрение  подразделяется на научное (то есть основанное на научных открытиях, достижениях) и ненаучное (имеет религиозные, мистические компоненты).  В современном  обществе все больше возрастает авторитет  науки, с помощью нее пытаются объяснить ненаучные явления, а  также антинаучные феномены.

 

Мировоззрение людей менялось много раз на протяжении всей истории человечества. Каждой эпохе соответствует определенное мировоззрение, которое дает понятие  об окружающем мире и месте человека в нем.

 

Специфика мировоззрения  общества родового, доклассового представлена в мифах.  В мифах не разделяются  явления природные и общественные, они тесно связаны между собой, не разделяются моменты эмоциональные  и практические, также индивидуальные и коллективные начала связаны в  единое целое. Но поскольку общество развивалось, появилось разделение труда, выявились различные классы общества. Мифы утратили свою значимость, возникло общество с новым представлением о мире, с новыми ценностями и  ориентациями.

 

Специфика мировоззрения  античного заключается в том, что космос  - это единый механизм, который объединяет все автономные части, все люди гармонично связаны  с миром  и друг с другом. Основателями этого мировоззрения стали философы, которые пытались связать все  вокруг в единое целое, они пытались найти единые законы для всей вселенной, кризис античного мировоззрения  привел к появлению новых ценностей  и установок.

 

На смену  античному мировоззрению пришло христианство, можно даже  сказать, что христианство пошатнуло основные принципы античного мировоззрения. Пришла принципиально новая, теоцентрическая, картина мира.  Существование  Бога, справедливого и любящего, становится главным принципом христианства. Этот принцип включал в себя все: организацию как индивидуального, так и общественного бытия,  оценку действий человека. Новое мировоззрение  в жизни средневекового человека  стало лекарством от бесправия и  обездоленности. В христианстве целью  жизни человека является «спасение» души, - это сильно ограничило деятельность человека и его самостоятельность.  Однако общество продолжало развиваться, капитализм, развитие промышленности, индустриализм - все это привело  к разрушению доиндустриального  общества.

 

Эпоха возрождения  требовала от человека активности, предпринимательских способностей, веры в свои возможности. Также для  прогресса было необходимо развитие науки, были сделаны многие важные научные  открытия. «Знание – сила» - вот  лозунг эпохи возрождения. Новая  эпоха была ориентирована на развитие человека как личности. Кризис капитализма  привел к мировоззренческому нигилизму, к децентрализации.

 

Современный человек живет в мире массовой культуры, глобального рынка, управленческих технологий, а также в мире, где  можно манипулировать общественным и индивидуальным сознанием. Отчуждение человека от самого себя, от других людей, от природы - все это показатель глубокого  кризиса общественных ценностей. Для  построения нового общества необходимо воспитание в личности такого мировоззрения, которое могло бы создать пространство культуры, в котором человек смог бы проявить свои лучшие качества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    

 

 

 

 

Античное  мировоззрение.

 

Культура  античности является особым периодом развития человечества благодаря множеству  политических, социальных, архитектурных, литературных, философских и научных  достижений. Временные границы данного  периода принято считать, начиная  с III-II тысячелетиями до н.э. и заканчивая V веком н.э. Если рассматривать территориально, то носителями античной культуры были жители островов и побережья Ионического  и Эгейского морей. К античному  типу культуры традиционно относят  историю развития Древней Греции и Древнего Рима, которые имели  во многом сходные культурные модели, но при этом каждое государство обладало своими значимыми особенностями[1,c.325].

 

Античный  тип культуры существенно обогатил представления о возможностях организации  политической и общественной жизни. Древняя Греция подарила миру демократический  строй с множеством свобод и широкими возможностями участия различных  слоев населения в политическом процессе. До сих пор классическим считается образец римского права. Государство следило за исполнением  закона, регулировало права и обязанности  гражданина, который чувствовал свою социальную защищенность. Древний Рим  апробировал возможности построения республики и империи. Множество  народов, которые представляли разные языки, религии и культуры, долгое время существовали как единое государство  под централизованной властью Рима.

 

Мировоззрение античности формировалось во многом за счет развития философских идей. Античным философам мир представлялся  состоящим из процессов и вещей, которые существуют и взаимодействуют  по своим внутренним законам и  на которые человек не может оказать  никакого влияния. Поэтому познание мира возможно только с опорой на его  собственные закономерности при  исключении личной воли познающего.

 

Попытка соединить западную и восточную  цивилизации, познать достижения обеих  культур и объединить их в рамках одной  традиции – еще одна особенность  мировоззрения античности.

 

Одним из результатов этого процесса стало  рождение христианства. Являясь поначалу небольшой религиозной общиной, ютившейся на задворках Рима, христианство вышло на общечеловеческий уровень  и стало одной из мощных мировых  религий.

 

Рассмотрим  некоторые реалии жизни Древней  Греции и Рима, которые, в конечном счете, составили мировоззрение  античности.

  

          1. Развитие экономики

  Общество постепенно переходит от раннеклассового типа к рабовладельческому. При этом закрепляются отношения в системе хозяин-раб, а также происходит постепенное формирование товаро-денежных отношений на рынке.

2. Активная  внешняя политика.

Благодаря захватническим войнам Древняя Греция и Древний Рим не просто увеличивали  свои территории, но и обогащали  свой рынок, а также культуру.

 

3. Система  городов-полисов.

          Каждый полис представлял собой практически отдельное государство с определенной степенью независимости и возможностями развития. При этом все они объединялись под политической и культурной властью центра.

 

4. Развитие  политической системы.

          Государством гарантировалось политическое равенство всех свободных граждан, соблюдение их прав и свобод. В свою очередь каждый гражданин имел четкую политическую позицию и осознавал свою ответственность за судьбу государства.

 

5. Наличие  развитой системы письменности.

         Это позволяло фиксировать, сохранять и передавать информацию от поколения к поколению.

 

6. Философские  достижения.

         Под влиянием философских учений происходит развитие мышления. Мир осознается как макрокосм со своими внутренними законами, не зависящими от воли человека (микрокосм); в то же время через сознание человека они взаимосвязаны и представляют собой единую систему мироздания.

 

Особое  значение уделяется индивидуальному  развитию личности, поощряется соревновательность в спорте, в труде, в общественной и политической жизни. Широкое распространение  получают дискуссии и диспуты, что  приводит к развитию ораторского  искусства, умению четко, логично и  убедительно отстоять свою позицию.

 

Таким образом, античный тип культуры оставил богатейшее наследие всему человечеству[2,c.86-90].

 

 

 

 

 

 

 

 

Средневековое христианское мировоззрение.

 

Христианство  явилось стержнем европейской культуры и обеспечило переход от античности к средневековью. Долгое время в  историко-культурологической литературе господствовал взгляд на средневековье  как на "темные века". Основы такой  позиции были заложены просветителями. Однако история культуры западноевропейского  общества была не столь однозначна, одно несомненно - вся культурная жизнь  Средневековой Европы этого периода  в значительной степени определялась христианством, которое уже в IV в. из гонимой становится государственной  религией в Римской империи.

 

Из движения, оппозиционного официальному Риму, христианство превращается в духовную, идеологическую опору Римского государства. В это  время на Вселенских церковных соборах  принимается ряд ведущих положений  христианского вероучения - символ веры. Эти положения объявляются  обязательными для всех христиан. Основой христианского учения была вера в воскресение Христа, воскресение  мертвых, Божественную Троицу.

 

Понятие Божественной Троицы трактовалось следующим  образом. Бог един во всех трех лицах: Бог-отец - сотворитель мира, Бог-сын, Иисус Христос, - искупитель грехов и Бог Дух Святой - были абсолютно  соравны и совечны друг другу.

 

Несмотря  на сильное расхождение между  идеальным и реальным, все же сама социальная и повседневная жизнь  людей в средние века была попыткой, стремлением воплощать христианские идеалы в практической деятельности. Поэтому рассмотрим идеалы, к которым  были устремлены многие усилия людей  того времени, и отметим особенности  отражения этих идеалов в реальной жизни.

 

В средние  века формируется теологическая  концепция культуры (греч. theos - бог), согласно которой бог выступает  центром мироздания, его активным, творческим началом, источником и причиной всего существующего. Это обусловлено  тем, что абсолютной ценностью является Бог. Средневековая картина мира, религиозность данной культуры принципиально  глубинно отличается от всех предыдущих, т.е. языческих культур. Бог в христианстве - Единый, Личностный и Духовный, то есть абсолютно внематериальный. Также  Бог наделяется множеством добродетельных качеств: Бог Всеблагий, Бог есть Любовь, Бог - Абсолютное Добро.

 

Благодаря такому духовному и абсолютно  позитивному пониманию Бога особое значение в религиозной картине  мира обретает человек. Человек - образ  Божий, величайшая ценность после Бога, занимает главенствующее место на Земле. Главное в человеке - душа. Одно из выдающихся достижений христианской религии - дар свободы воли человеку, т.е. право выбора между добром и злом, Богом и дьяволом. Благодаря наличию  темных сил, зла, Средневековую культуру часто называют дуалистичной (двойственной): на одном ее полюсе - Бог, ангелы, святые, на другом - Дьявол и его темное воинство (бесы, колдуны, еретики).

Информация о работе Специфика античного, средневекового христианского и ренессансного мировоззрений