Специфика античного, средневекового христианского и ренессансного мировоззрений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 19:10, реферат

Краткое описание

Специфика мировоззрения античного заключается в том, что космос - это единый механизм, который объединяет все автономные части, все люди гармонично связаны с миром и друг с другом. Основателями этого мировоззрения стали философы, которые пытались связать все вокруг в единое целое, они пытались найти единые законы для всей вселенной, кризис античного мировоззрения привел к появлению новых ценностей и установок.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………..2
Античное мировоззрение………………………………………………………………...4
Средневековое христианское мировоззрение…………………………………………..6
Ренессансное мировоззрение……………………………………………………............12
Заключение……………………………………………………………………………….16
Список литературы………………………………………………………........................17

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования Республики Беларусь (2).docx

— 46.22 Кб (Скачать файл)

 

Трагедия  человека состоит в том, что он может злоупотребить свободой воли. Так и случилось с первым человеком - Адамом. Он уклонился от запретов Бога в сторону соблазнов дьявола. Этот процесс называется грехопадением. Грех - результат уклонения человека от Бога. Именно из-за греха в мир  вошли страдания, войны, болезни  и смерть.

 

По христианскому  учению сам, своими силами человек вернуться  к Богу не может. Для этого человеку нужен посредник - Спаситель. Спасителями  в Средневековой христианской картине  мира выступают Христос и Его  Церковь (в Западной Европе - католическая). Поэтому наряду с категорией греха  большую роль в картине мира Средневековья  занимает проблема спасения души каждого  человека.

 

Таким образом, в христианской идеологии место  человека занимает бог - творец, место  понятия "культура", столь ценимого в античности, занимает понятие "культ". С точки зрения этимологической  в этом понятии также имеется  значение возделывания и усовершенствования. Однако, основной акцент в этом понятии  переносится на заботу, поклонение и почитание. При этом имеется  в виду почитание высшей, сверхъестественной силы, которая распоряжается судьбами мира и человека. Согласно христианской концепции смысл жизни человека заключается в том, чтобы подготовиться  к подлинной жизни, посмертной, потусторонней. Поэтому повседневная, земная, реальная жизнь утрачивает свою самоценность. Она рассматривается лишь как  подготовка к жизни вечной, посмертной. Основной акцент делается на загробную  жизнь, загробное воздаяние. Спасение даруется не всем, а только тем, кто  живет по евангельским заповедям[5,c.542-544].

 

Вся жизнь  человека в Средние века выстаивается между двумя точками отсчета - грехом и спасением. Для ухода  от первого и достижения последнего человеку даются следующие условия: следование христианским заповедям, совершение добрых дел, уклонение от соблазнов, исповедание своих грехов, активная молитвенная и церковная жизнь  не только для монахов, но и для мирян[3,c.120].

 

Таким образом, в христианстве ужесточаются требования к нравственной жизни человека. Основные христианские ценности - вера, надежда, любовь.

 

В средневековую  эпоху в основание культуры было положено иррациональное (нерациональное, сверхразумное) начало-вера. Вера ставится выше разума. Разум служит вере, углубляет  и проясняет ее. Поэтому все  виды духовной культуры - философия, наука, право, мораль, искусство - служат религии, подчиняются ей.

 

Искусство тоже было подчинено теоцентрической  идее. Оно стремилось укрепить религиозное  мировоззрение. Много сцен Страшного  суда: воспитывается страх перед  неизбежным наказанием за грехи. Особая напряженная психологическая атмосфера. Но также существует мощная народная смеховая культура, где все эти  ценности подвергались комическому  переосмыслению. Учение церкви было исходным моментом всякого мышления, все науки (юриспруденция, естествознание, философия, логика) - все приводилось в соответствие с христианством. Духовенство было единственно образованным классом, и именно церковь длительный период определяла политику в области образования.

 

Все V-IX вв. в школы в странах Западной Европы находились в руках церкви. Церковь составляла программу обучения, подбирала учащихся. Главная задача монашеских школ была определена как  воспитание служителей церкви. Христианская церковь сохраняла и использовала элементы светской культуры, оставшиеся от античной системы образования. В  церковных школах преподавались  дисциплины, унаследованные от античности, - "семь свободных искусств": грамматика, риторика, диалектика с элементами логики, арифметика, геометрия, астрономия и музыка.

 

Существовали  также и светские школы, где обучались  юноши, не предназначенные для церковной  карьеры, в них обучались дети из знатных семейств (множество таких  школ было открыто в Англии во второй половине IX в.). В XI в. в Италии на базе Болонской юридической школы  был открыт первый университет (1088), ставший крупнейшим центром изучения римского и канонического права. Студенты и профессора объединялись в университеты для того, чтобы  добиться независимости от города и  иметь право самоуправления. Университет  делился на землячество - объединение  студентов из той или иной страны, и факультеты, где они овладевали теми или иными знаниями. В Англии в 1167 г. был открыт первый университет  в Оксфорде, затем - университет в  Кембридже. Виднейшим университетским  ученым Англии XIII в. был Роджер Бэкон (около 1214-1292), который в качестве основного метода познания выдвигал не церковные авторитеты, а разум  и опыт. Крупнейшим и первым из университетов  Франции была Парижская Сорбонна (1160). Она объединяла четыре факультета: общеобразовательный, медицинский, юридический  и богословский. Так же, как и  в другие крупные университеты, сюда стекались студенты из всех европейских  стран.

 

Средневековая университетская наука называлась схоластикой (от гр. школьный, ученый). Ее наиболее характерными чертами было стремление опереться на авторитеты, прежде всего церковные, недооценивание роли опыта как метода познания, соединение теолого-догматических  посылок с рационалистическими  принципами, интерес к формально-логическим проблемам.

 

    Новым и чрезвычайно важным явлением, свидетельствующим о развитии городской культуры, было создание в городах нецерковных школ: это были частные школы, материально от церкви не зависящие. Преподаватели этих школ жили за счет платы, взимаемой с учащихся. С этого времени идет быстрое распространение грамотности в среде городского населения. Выдающимся магистром Франции XII в. был Петр Абеляр (1079-1142), философ, богослов и поэт, основавший целый ряд нецерковных школ. Ему принадлежит знаменитое сочинение "Да и нет", в котором разрабатывались вопросы диалектической логики. В своих лекциях, пользовавшихся у горожан необыкновенной популярностью, он утверждал примат знания над верой.

 

     В христианстве формируется иное понимание человека по сравнению с античным. Античный идеал - это гармония духа и тела, физического и духовного. Христианский идеал - это победа духа над телом, аскетизм. В христианстве приоритет отдается душе, духовному началу. А к телу формируется уничижительное отношение. Считалось, что тело греховно, бренно, является источником соблазнов, временным пристанищем души. А душа вечна, бессмертна, совершенна, это частица божественного начала в человеке. Человек должен заботиться в первую очередь о душе.

 

    Говоря об отличиях античного и средневекового идеалов следует обратить внимание и на такой момент. Античный идеал - гармоничная личность - был вполне осуществим, достижим, реален. Средневековый идеал, подобно горизонту, был недостижим. Потому что средневековый идеал - это бог, абсолютное совершенство (добро, благо, любовь, справедливость). Человек всегда грешен, и он лишь в той или иной мере приближается к этому идеалу. Поэтому культурное развитие человека понимается как постоянное возвышение, восхождение к идеалу, богу, абсолюту, как процесс преодоления греховного и утверждения божественного в человеке.

 

    Огромную роль в жизни общества того времени играло монашество: монахи брали на себя обязательства "ухода из мира", безбрачия, отказа от имущества. Однако уже в VI веке монастыри превратились в сильные, нередко - очень богатые центры, владеющие движимым и недвижимым имуществом. Многие монастыри были центрами образования и культуры. Так, в Англии в конце VII - начале VIII в. в одном из монастырей жил Беда Достопочтенный, один из наиболее образованных людей своего времени, автор первого крупного сочинения по английской истории. С середины XII в. в быстро развивающихся городах сосредотачивается наиболее подвижная и образованная часть населения, восприимчивая к духовной пище. Нищенствующие ордена были частью городских духовных течений и в то же время реакцией на их еретические крайности. Одной из важнейших сторон деятельности орденов было пастырское служение, прежде всего проповедь и исповедь. Из их среды вышли крупнейшие теологи средневековья - Альберт Великий и Фома Аквинский.

 

    Хотя средневековая культура обладала идейной, духовной и художественной целостностью, доминирование христианства не делало ее совершенно однородной. Одной из ее существенных черт являлось возникновение в ней светской культуры, отразившей культурное самосознание и духовные идеалы военно-аристократического сословия средневекового общества - рыцарства и возникшего в зрелом средневековье нового социального слоя - горожан.

 

     Светская культура, будучи одним из компонентов западноевропейской средневековой культуры, оставалась христианской по своему характеру. Вместе с тем сам образ и стиль жизни рыцарства и горожан предопределили их сосредоточенность на земном, выработали особые воззрения, этические нормы, традиции, культурные ценности. Они фиксировали человеческие способности и ценностные установки, необходимые для военной службы, общения в среде феодалов. В противовес аскетизму, который отстаивала церковь, в рыцарской культуре воспевались земные радости и ценности, такие, как любовь, красота, служение прекрасной даме.

 

    Особый культурный пласт средневековья представляла народная культура. На протяжении всего средневековья в народной культуре сохраняются пережитки язычества, элементы народной религии. Она противостояла официальной культуре и вырабатывала свой взгляд на мир, отражавший тесную связь человека с природой. Спустя века после принятия христианства западноевропейские крестьяне продолжали тайно молиться и приносить жертвы старым языческим святыням. Под влиянием христианства многие языческие божества трансформировались в злых демонов. Особые магические обряды совершались в случае неурожая, засухи и т.п. Древние верования в колдунов, оборотней сохранялись в крестьянской среде на всем протяжении средневековья. Для борьбы с нечистой силой широко использовались различные обереги, как словесные (всевозможные заговоры), так и предметные (амулеты, талисманы). Едва ли не в каждой средневековой деревне можно было встретить колдунью, умеющую не только навести порчу, но и лечить.

 

    Смеховая народная культура, народные праздники и карнавалы питали еретические движения и наряду с рыцарской культурой представляли светское, мирское начало в культуре средневековья. Однако, так же, как в обществе, в культуре существовала иерархия ценностей. Разные культуры ценились по-разному. На первом месте была религиозная, церковная культура. Придворная, рыцарская культура признавалась необходимой, но менее ценной. Языческая народная культура рассматривалась как греховная, низменная. Таким образом, в средневековье религиозная культура подчиняла себе все виды светской культуры.

 

     Наиболее ярко и глубоко христианское мироощущение было передано в искусстве Средневековья. Главное внимание художники Средних веков уделяли миру потустороннему, Божественному, их искусство рассматривалось как Библия для неграмотных, как средство приобщения человека к Богу, постижения Его сущности. Католический собор служил художественно-религиозным воплощением образа всего мироздания[1,c.367-345].

 

    Раннее Средневековье - это период господства романского стиля. Романская архитектура воспринимается как тяжелое, давящее, великое молчание, олицетворяющее устойчивость мировоззрения человека, его "горизонтальность", "заземленность". С конца XIII в. ведущим становится готический стиль. За легкость и ажурность его называли застывшей, безмолвной музыкой, "симфонией в камне". В отличие от суровых монолитных, внушительных романских храмов и замков, готические соборы изукрашены резьбой и декором, множеством скульптур, они полны света, устремлены в небо, их башни возвышались до 150 метров. Шедевры этого стиля - соборы Парижской Богоматери, Реймский, Кельнский.

 

   Таким образом, культура Средних веков в Западной Европе положила начало новому направлению в истории цивилизации - утверждению христианства не только как религиозного учения, но и как нового мировосприятия и мироощущения, значительно повлиявшего на все последующие культурные эпохи. Хотя, как мы знаем христианский идеал человека не был реализован в средневековом обществе. Сейчас мы понимаем, что идеал может не соответствовать логике самой жизни, исторической реальности, лежащей в основании культуры.

 

   Важно другое - о культуре мы судим по тем идеалам, которые она выдвинула и которые сформировали менталитет ее человека, скрепляющий единство культурной традиции. При всей противоречивости социокультурного процесса для средневековой культуры был характерен глубокий психологизм, обостренное внимание к человеческой душе, внутреннему миру человека.

 

   Эпоху Средневековья не следует рассматриваться как период провала в развитии западноевропейской культуры от античности к Новому времени. При всей противоречивости культурологического процесса более правомерно утверждение о том, что именно в это время сложились важнейшие черты западноевропейского христианского типа культуры на основе повсеместного распространения христианства. Духовно-нравственный кризис европейской цивилизации позволяет увидеть достоинства средневековой культуры, заставляет переосмыслить важнейшие достижения ее духовной культуры, ее ценности и идеалы - идеи милосердия, бескорыстной добродетели, осуждение стяжательства, идею универсальности человека и многие другие[4,c.186-190].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ренесансное мировоззрение

 

   Ренессансное мировоззрение ориентировалось на искусство, а сам период Средневековья – на Бога и связанную с ним идею спасения. Поэтому философия Возрождения носила антропоцентрический характер. Изменение системы ценностей привело к тому, что на высшую ее ступеньку поднялся человек. Отсюда главная черта данной эпохи – индивидуализм и индивидуальность в сфере мировоззрения и в общественной жизни.

 

   Важным достижением философской  мысли эпохи Возрождения становится  определение дальнейших перспектив  развития философии, культуры  и науки. Но главное, что  в это время пошатнулись незыблемые  ранее позиции церкви, и на  первый план вышли человек  и мир.

 

   В XIV – начале XV вв. происходит  упадок философских и теологических  систем. В то же время укрепляются  национальные государства, а отношения  церкви и светской власти характеризуются  борьбой за политическое господство. Одновременно происходит огромный  скачок в развитии городов,  ремесел, и, как следствие, торговли. В связи с этим обостряется  интерес к естественнонаучному  и экономическому, как разделу  гуманитарного, знанию. В это время  в Европе зарождается «новое»  университетское образование, которое  приходит на смену «старому»,  теряющему свое монопольное общеевропейское  значение. В различных городах  западной и центральной части  континента возникают университеты, отвечающие состоянию науки того  времени, как очаги культуры  – в Праге (1348 г.), Кракове (1364 г.), Вене (1365 г.), Эрфурте (1378 г.), Гейдельберге (1381 г.) и др.

Информация о работе Специфика античного, средневекового христианского и ренессансного мировоззрений