Ренессанс характеризуется развитием
промышленности и торговли, мореплавания
и военного дела, что способствовало
росту внимания к развитию
техники, естествознания, механики
и математики. Вследствие этого
возникла необходимость освободить
человеческую мысль от догматизма
схоластики и «повернуться лицом»
к естественнонаучному знанию.
В философии XIII–XIV вв. повышается
критичность в отношении традиционных
для Средневековья тем, что
проявляется в появлении новых
взглядов. В этот период отчетливо
наблюдается кризис католичества:
идея единства теряет прочность
вследствие противоречий между
томистами и августинистами. Заметно
поднялся богатый торговый класс,
значительно повысился уровень
образованности граждан. Особенно
яркими эти процессы были в
Италии (вплоть до XVI в.). Города Северной
Италии в XIV в. отличались духом
свободомыслия. Они существенно
превосходили города Северной
Европы по численности ученых
в области медицины и юридических
наук, не говоря уже о высоком
уровне достатка граждан, также
сказывавшемся на развития наук.
Середина
XIV – начало XV вв. отмечены Великим
расколом. В это время папский
престол могли делить между
собой двое или трое пап,
что отрицательно сказывалось
на авторитете церкви.
Философия косвенно обязана эпохе
Возрождения появлением термина
«гуманизм», который, несмотря на
сравнительно недавнее возникновение,
уходит корнями в итальянский
humanista (XV в.), указывавший на преподавателей
грамматики, риторики, поэзии, истории
и философии морали. Содержание
гуманизма как идейного движения
эпохи Возрождения сводилось
к изучению и распространению
в духовной сфере литературы
и искусства, античных языков
и культуры. Однако гуманизм представлял
собой и общественное движение,
что свидетельствовало о его
роли в историческом прогрессе.
Именно в этот период происходили
изменения во всех сферах человеческой
культуры – общественной, политической,
моральной, литературной, религиозной,
художественной, и, конечно же, в
научной, в т. ч. философской.
Впервые зарождающееся ренессансное
мировоззрение проявилось в творчестве
Данте Алигьери, который дал новое
толкование отношений божественного
и человеческого начал («Божественная
комедия», философские трактаты
«Монархия» и «Пир»). С точки
зрения Данте, творческие силы
человека не могут быть противопоставлены
Богу, поскольку человек определен
как Богом, так и природой. Человеку
предназначено не только блаженство
на земле, но и внеземное
существование. Церковь должна
вести человека к вечной жизни,
а свое земное предназначение
человек реализует в гражданском
обществе.
К первым гуманистам, по всеобщему
признанию, относится Франческо
Петрарка. К несомненным его заслугам
следует отнести пропаганду античной
культуры и собирание классических
текстов. Историзм его подхода
заключался в призыве посмотреть
на античность не как на
«золотой век», а сделать попытку
переосмыслить ее достижения
и в чем-то превзойти их, что
позволило бы придти к расцвету
литературы, искусства, науки.
Не менее значимый вклад в
основу гуманистических традиций
культуры Ренессанса внес Джованни
Бокаччо, прославившийся своим
«Декамероном», в котором он
высмеял глупое и лживое духовенство,
восхваляя разум и энергию
нового класса. Его творчеству
присущ земной характер, телесная
чувственность и практический
утилитаризм – типичные черты
Ренессанса, выраженные живым языком.
В Ренессансе выделяют периоды
Реформации и Контрреформации,
отмеченные восстаниями: в первом
случае – с германскими корнями
политико-теологического характера
против авторитета папы, во втором
– с испанскими корнями против
интеллектуальной и нравственной свободы
Италии с возвеличением власти папы.
В период Реформации прославились
Мартин Лютер и Жан Кальвин
– продолжатели средневековой
философии Италии, Эразма Роттердамского
и Николая Кузанского.
Мартин Лютер, не будучи философом
или выдающимся мыслителем, в
своей теологии высказал ряд
философских идей, выступив против
церкви как единственного проводника
человека к Богу. Позднее это
высказывание легло в основу
всеобщего выступления против
церкви и католического духовенства.
По мнению Лютера, философия без
веры – пустая софистика. Он
отвергает авторитет духовенства,
признавая только Писание.
Позиция Жана Кальвина во многом
совпадала с воззрениями Лютера.
Она была основана на том,
что только Слово Божье даст
спасение; представление о Боге
не по Библии является пустой
фантазией; важными являются предопределение
и провидение.
Ранняя реформация следовала
идеям персоналистского духа
– основного движения Ренессанса,
выражая протест порой в фанатичных
антигуманистических формах. Так,
начиная с 1540-х гг. важную роль
начинает играть созданное Игнатием
Лойолой «Общество Иисусово»
(иезуитский орден).
На основе переработанных трудов
Аристотеля и Фомы Аквинского
произросло учение иезуита Франциско
Суареса.
Борьба со средневековой схоластикой,
создавая предпосылки философии
Нового времени, велась по двум
направлениям критики клерикализма,
– в форме пантеизма и гуманизма,
с одной стороны, и в форме
Реформации, с другой.
Имя реалиста Никколо Макиавелли
стоит у начала поворота Ренессанса
к человеку. Изменились подходы
в сфере социальных и политических
теорий, новые концепции государства
и права основывались на земных
интересах и потребностях человека.
Философия Макиавелли спровоцирована
постоянными войнами в Италии,
которые тормозили экономическое
и культурное развитие страны.
Она носит политический характер
и основана на научных и
эмпирических подходах, собственном
опыте философа и направлена
на достижение поставленных целей
любой ценой, без оценки используемых
при этом средств.
Цель самого, пожалуй, известного
трактата Макиавелли «Государь»,
посвященного Лоренцо Медичи, состоит
в том, чтобы раскрыть секреты
завоевания власти, ее удержания
и утраты, на основании опыта
истории и современных для
автора событий. В качестве
образца избран Цезарь Борджиа.
С точки зрения Макиавелли, правитель
должен руководствоваться реальными фактами.
Он может быть хитрым и жестоким, не связывая
себя ни априорными схемами, ни правовыми
предписаниями, ни религией, ни своим собственным
словом. Другой труд Макиавелли «Рассуждения»
носит в большей степени республиканский
и либеральный политический характер.
В нем автор выражает восхищение тем искусством,
с которым Чезаре Борджиа добивался своих
целей.
Наиболее известным утопистом
эпохи Возрождения является Томас
Мор, идеи которого были основаны
на критике английского общественного
устройства и отражали объективно
несуществующие общественные условия,
перенесенные на вымышленный
остров Утопия. В основе произведения
лежит идея об отсутствии частной
собственности, равенстве всех
граждан между собой, добровольном
труде не более 6 часов в
день. По мнению Т. Мора, его
идеи могли быть реализованы
с помощью образованного правителя.
Важный вклад в развитие социальной
мысли эпохи Возрождения внес
Томмазо Кампанелла. В своем трактате
«Город солнца» он говорит
о необходимости преобразований
для установления справедливого
общества и излагает соответствующую
социальную программу. В отличие
от Мора, Кампанелла считал, что
осуществление его идеи возможно
только путем восстания.
Как и в «Утопии» Мора, государственное
устройство Солнечного города
основано на отсутствии частной
собственности. Кроме того существует
разделение труда (умственный
труд отделен от физического),
а управляет государством самый
одаренный гражданин – Метафизик[2,c.102-109].
Философия эпохи Возрождения
характеризуется не только стремлением
к сильной центральной власти
(наиболее яркий пример – труды
Жана Бодена), но и продолжением
идей Платона о справедливом
государстве, изложенных в трудах
Т. Мора и Т. Кампанеллы.
Новая форма философствования, строившаяся
на новых подходах, стала ярким
этапом философии Ренессанса, проросшей
из идей античной философии
(Платон, Аристотель, Эпикур и т.
д.), раннехристианских учений, учений
византийских и отчасти арабских
мыслителей. Экономические и политические
идеи Ренессанса характеризуются новым
осмыслением социально-политических процессов,
доминированием патриотических идей.
Появляются противоположные подходы в
государственной организации – концепции
абсолютизма и общества справедливости.
Таким
образом, идеи, методы, трактаты эпохи
Ренессанса послужили методологической
основой философии Нового времени, заложили
основы последующей более радикальной
критике схоластики, созданию новой картины
мира, основанной на более строгой механистической
концепции[3,c.130-131].
Заключение
Культура античности является особым
периодом развития человечества благодаря
множеству политических, социальных, архитектурных,
литературных, философских и научных достижений.
Античный тип культуры существенно обогатил
представления о возможностях организации
политической и общественной жизни. Древняя
Греция подарила миру демократический
строй с множеством свобод и широкими
возможностями участия различных слоев
населения в политическом процессе. До
сих пор классическим считается образец
римского права. Государство следило за
исполнением закона, регулировало права
и обязанности гражданина, который чувствовал
свою социальную защищенность. Древний
Рим апробировал возможности построения
республики и империи. Множество народов,
которые представляли разные языки, религии
и культуры, долгое время существовали
как единое государство под централизованной
властью Рима. Таким образом, античный
тип культуры оставил богатейшее наследие
всему человечеству.
Христианство
явилось стержнем европейской культуры
и обеспечило переход от античности
к средневековью.Христианство стало
своего рода объединяющей оболочкой, которая
обусловила формирование средневековой
культуры как целостности. Во-первых, христианство
создало единое идеолого-мировоззренческое
поле средневековой культуры. Во-вторых,
христианство создало единое вероисповедальное
пространство, новую духовную общность
людей-единоверцев. Этому способствовал
прежде всего мировоззренческий аспект
христианства, трактующий человека вне
зависимости от его социального статуса
как земное воплощение Творца, призванного
стремиться к духовному совершенству.
Христианский Бог стоит над внешними различиями
людей - этническими, сословными и т.д.
В-третьих, христианство выступило организационным,
регулирующим началом средневекового
общества.
Ренессансное
мировоззрение ориентировалось
на искусство, а сам период Средневековья
– на Бога и связанную с ним
идею спасения. Поэтому философия
Возрождения носила антропоцентрический
характер. Изменение системы ценностей
привело к тому, что на высшую
ее ступеньку поднялся человек. Отсюда
главная черта данной эпохи –
индивидуализм и индивидуальность
в сфере мировоззрения и в
общественной жизни. Важным достижением
философской мысли эпохи Возрождения
становится определение дальнейших
перспектив развития философии, культуры
и науки. Но главное, что в это
время пошатнулись незыблемые ранее
позиции церкви, и на первый план
вышли человек и мир.Таким образом,
идеи, методы, трактаты эпохи Ренессанса
послужили методологической основой
философии Нового времени, заложили
основы последующей более радикальной
критике схоластики, созданию новой
картины мира, основанной на более
строгой механистической концепции.
Список литературы
1. Алексеев
П. В. Философия : учебник для
вузов / П. В. Алексеев, А. В.
Панин . - 4-е изд., перераб. и
доп . - М. : Проспект , 2008. - 588 с.
2. Кузьменко
Г. Н. Введение в историю
философии (мировоззренческий аспект)
: учебное пособие / Г. Н. Кузьменко
. - М. : Гардарики , 2005. - 141 с.
3. История
философии в кратком изложении.
М.: «Мысль», 2004. - 155с.
4. Семинарские
занятия по философии: Учебник.
/ Под ред. К.М. Никонова. - М.:
Высшая школа, 2001. - 297с.
5. А.Г. Спиркин – Философия: Учебник. –
М.: Гардарики, 2007.- 816с.