Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 16:35, реферат
Философия является древнейшей из наук, это ценная область знания, она зародилась в VI-V веках до нашей эры в Китае, Индии, Древней Греции. В далёкие времена философия являлась системой, которая включала в себя все знания, накопленные человечеством. Знаний было немного, и их можно было объединить в одну систему. В философию входили знания физики, медицины, астрономии, математики, алхимии.
Введение ………………………………………………………………………………..3
Специфические черты философского знания ………………………………………..4
Основные функции философии ………………………………………………………8
Заключение ……………………………………………………………………………17
Список литературы …………………………………………………………………...18
Но дело даже не столько в уровне развития
частных наук об обществе, сколько в том,
что в рамках самой философии нет строго-линейного,
однозначного соотношения между отдельными
ее частями. Содержание отдельных философских
систем, как бы ни казалось оно логичным
и стройным, фактически нацелено на те
или иные мировоззренческие проблемы
(философия есть совокупность ответов
на эти вопросы). Но поскольку эти проблемы
относительно самостоятельны (например,
проблема смысла жизни и, с другой стороны,
вопрос о соотношении сущности и явления
в материально-предметном мире), постольку
и между частями философского знания может
существовать и зачастую существует неоднозначная
связь. В результате одна и та же система
взглядов на мир в целом может сочетаться
с разными трактовками в сфере социально-философской,
а тем более с концепциями, находящимися
вообще за пределами философии.
Одной из функций философии является культурно-воспитательная
функция.
Знание философии, в том числе требований
к познанию, способствует формированию
у человека важных качеств культурной
личности: ориентации на истину, правду,
доброту. Философия способна оградить
человека от поверхностных и узких рамок
обыденного типа мышления; она динамизирует
теоретические и эмпирические понятия
частных наук с целью максимально адекватного
отражения противоречивой, изменяющейся
сущности явлений.
Одним из показателей высокой культуры
мышления является способность субъекта
не обходить познавательные противоречия,
тем более не пасовать перед ними, а стремиться
их разрешить, преодолеть, актуализируя
имеющуюся частнонаучную информацию,
философские категории и проявляя при
этом самостоятельность, нестандартность
подхода. Диалектически развитое мышление,
не допуская формально логических противоречий,
всегда стремится к решению реальных противоречий
объекта и на таком пути выявляет свой
творческий, антидогматический характер.
В этой связи интересны соображения, изложенные
Э. В. Ильенковым в работе "Об идолах
и идеалах". Воспитание догматика, отмечает
он, состоит в том, что человека приучают
смотреть на окружающий мир как на резервуар
примеров, иллюстрирующих справедливость
той или иной абстрактно-общей истины,
тщательно оберегают от соприкосновения
с фактами, говорящими в пользу противоположного
взгляда. Обратная сторона догматизма
- скепсис. Догматизм и скепсис - две взаимно
провоцирующие позиции, две мертвые и
нежизнеспособные половинки, на которые
неверным воспитанием разрезается живой
человеческий ум. Отношение к противоречию
является точным критерием культуры ума.
Для подлинно культурного алогическом
отношении ума появление противоречия
- сигнал появления проблемы, неразрешимой
с помощью строго заштампованных интеллектуальных
действий, сигнал для включения мышления
- самостоятельного рассмотрения вещи,
в понимании которой возникла антиномия.
И ум с самого начала надо воспитывать
так, чтобы противоречие служило для него
не поводом для истерики, а толчком к самостоятельной
работе, к самостоятельному рассмотрению
самой веши, а не только того, что о ней
сказали другие люди. Учить диалектике
- значит учить умению строго фиксировать
противоречие, а затем находить ему разрешение
на пути конкретного рассмотрения вещи,
действительности, а не путем формально-словесных
манипуляций, замазывающих противоречия,
вместо того чтобы их решать. Диалектике
надо учить. Показывая, как целесообразно
строить педагогический процесс в школе,
чтобы ученики овладевали диалектикой,
Э. В. Ильенков справедливо считает, что
диалектика вовсе не таинственное искусство,
свойственное лишь зрелым и избранным
умам, и что диалектику можно и нужно воспитывать
с детства .
Формирование диалектического мышления
есть одновременно формирование таких
ценных качеств культурной личности, как
самокритичность, критичность, сомнение.
Выработка сомнения не есть, однако, развитие
скепсиса (и в данном смысле – скептицизма).
Сомнение является одним из активных средств
научного поиска.
Сомнение, критичность и самокритичность
не являются антиподом веры или твердости
убеждений в правильности чьей-то (или
своей) позиции. Наоборот. Философия дает
прочное общеметодологическое и гносеологическое
основание для последовательного саморазвития
сомнения в научную уверенность, для гармоничного
сочетания его с верой в преодоление ошибок,
заблуждений, в получение более полных,
глубоких, объективных истин.
Философия дает людям общий язык, вырабатывает
у них единые, общезначимые представления
о главных ценностях жизни. Она выступает
одним из важных факторов, содействующих
устранению "барьеров коммуникации",
порождаемых узостью специализации.
Наряду с уже рассмотренными функциями
философия имеет еще отражательно-информационную
функцию. Одна из главных задач философии
- разработка мировоззрения, соответствующего
современному уровню науки, исторической
практике и интеллектуальным требованиям
человека. В этой функции модифицировано
основное назначение специализированного
знания: адекватно отражать свой объект,
выявлять его существенные элементы, структурные
связи, закономерности; накапливать и
углублять знания, служить источником
достоверной информации. Подобно науке,
философия есть сложная динамическая
информационная система, созданная для
сбора, анализа и переработки информации
с целью получения новой информации. Такая
информация концентрируется в философских
понятиях (категориях), общих принципах
и законах, образующих целостную систему.
Внутри этой системы выделяются разделы:
философская онтология (учение о бытии
как таковом), теория познания, социальная
философия, общая этика, теоретическая
эстетика, философские проблемы частных
наук, философия религии, история философии,
"философия философии" (теория философского
знания). В нашем учебном пособии содержится
информация по важнейшим проблемам лишь
трех философских дисциплин.
В заключении подведем итоги.
Итак, мы рассмотрели основные черты философского
знания. Это не столько многознание, сколько
"разумение", понимание, осмысление.
Это умение постигать причины явления,
"смотреть в корень", и потому - предвидеть
дальнейший ход событий. Это умение сомневаться
и постоянная готовность к новому, открытость
к познанию ("способность удивляться").
Кто уверен в своем всезнании, нечего делать
в философии. Что еще? Это не агрессивное,
ненасильственное отношение к людям, к
миру, а руководствующееся только разумом.
Это мудрость, проявляющаяся и в житейских
делах. Наконец, для философского знания
характерно обращение к "вечным"
смысловым вопросам человеческого бытия,
на которые нет сиюминутного ответа, но
без которых не обходится ни один человек:
Кто я? Для чего живу? В чем смысл моей жизни?
А вселенной? Кем мне приходятся другие
люди, животные? Что означает для меня
природа и ее смерть? И т. д. Философия хотя
и не дает однозначного ответа, но учит
думать, размышлять. Она как бы формирует
совесть и прежде всего - экологическую
совесть, поскольку позволяет ощутить
мир как единую экосистему и место в нем
человека.
Сущность философии выражается в тех функций,
которые способна выполнять философия
по отношению к человеку, социальной группе,
к науке, искусству, другим явлениям социальной
действительности. Под "функцией"
при этом понимается способ действия,
способ проявления активности системы
(т.е. системы философского знания), общий
тип решаемых этой системой задач.
Основными функциями философии являются:
гуманистическая, социально-аксиологическая,
культурно-воспитательная и отражательно-информационная.
Заключение
Философия возникает как первая наука, в начале включавшая в себя: астрономию, математику, медицину, физику, алхимию. Первые учёные, называвшие себя философами, были физиками. Постепенно по мере накопления знаний, фактов из философии начались выделяться отдельные самостоятельные науки. Это длительный процесс идёт веками. В настоящее время философия сама является наукой о наиболее общих законах развития природы, общества, мышления. Личность, общество и окружающая среда - смысл, цель философии.
Для раскрытия специфики философского знания следует обратиться к истокам философского мышления, его социокультурным предпосылкам. Ранней формой познания действительности является мифологическое и религиозное сознание.
Исторически первой формой мировоззрения является мифология. Философия и религия выходят из мифа, они походят тем, что решают мировоззренческие вопросы, но религия в основу ставит веру, а философия - это поиск истины.
Философия включает в себя философию морали, науки, природы, истории, политики, права, искусства, религии и т.д.
Таким образом, можно сделать вывод, что философия - это форма духовной деятельности, направленная на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и на место человека в нём; различные рассуждения о жизни, о её смысле, о смерти, о Боге; совокупность принципов, лежащих в основе поступков и поведения людей.
Список литературы
1.Алексеев П. В., Панин А. В. Философия: Учебник
для ВУЗов. - М.: "Проспект", 1996. - 504
с.
2.Блинников Л. В. Великие философы: Словарь-справочник.
- М.: "Логос", 1998. - 420 с.
3.Большой энциклопедический словарь:
В 2-х т. / Гл. ред. А. М. Прохоров. - М.:
4.История философии. Учебник для ВУЗов.
- Ростов-на-Дону, "Феникс", 1999. - 576
с.
5.Каша В. А. Философия. Исторический и систематический
курс. Учебник для ВУЗов. - М.: "Логос",
1998
6.Миронов В. В. Философия. Учебник. - М.:
"Проспект", 1998. - 240 с.
7.Немировская Л. З. Философия: Учебное
пособие для студентов и преподавателей
ВУЗов. - М.: ФА при правительстве РФ, 1996.
- 247 с.
8.Основы философии. Учебное пособие для
ВУЗов. - М.: ВЛАДОС, 1997.
9.Советская энциклопедия, 1991.
Т. 1. - 1991 - 863 с
10Социальная философия: Учебное пособие
для ВУЗов / под ред. Лавриченко В. И. - М.:
Культура и спорт, 1995.
11.Философия. Учебное пособие / Под ред.
Лавриченко В. И. - М.: Юристъ, 1996.
12.Философия: Учебник / Под ред. Губина
В. Д., Сидориной Т. Ю., Филатова В. П. - М.:
"Русское слово", 1997. - 432 с.