Специфические черты философского знания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 16:35, реферат

Краткое описание

Философия является древнейшей из наук, это ценная область знания, она зародилась в VI-V веках до нашей эры в Китае, Индии, Древней Греции. В далёкие времена философия являлась системой, которая включала в себя все знания, накопленные человечеством. Знаний было немного, и их можно было объединить в одну систему. В философию входили знания физики, медицины, астрономии, математики, алхимии.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………..3
Специфические черты философского знания ………………………………………..4
Основные функции философии ………………………………………………………8
Заключение ……………………………………………………………………………17
Список литературы …………………………………………………………………...18

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 39.86 Кб (Скачать файл)

 
Но дело даже не столько в уровне развития частных наук об обществе, сколько в том, что в рамках самой философии нет строго-линейного, однозначного соотношения между отдельными ее частями. Содержание отдельных философских систем, как бы ни казалось оно логичным и стройным, фактически нацелено на те или иные мировоззренческие проблемы (философия есть совокупность ответов на эти вопросы). Но поскольку эти проблемы относительно самостоятельны (например, проблема смысла жизни и, с другой стороны, вопрос о соотношении сущности и явления в материально-предметном мире), постольку и между частями философского знания может существовать и зачастую существует неоднозначная связь. В результате одна и та же система взглядов на мир в целом может сочетаться с разными трактовками в сфере социально-философской, а тем более с концепциями, находящимися вообще за пределами философии. 
Одной из функций философии является культурно-воспитательная функция. 
Знание философии, в том числе требований к познанию, способствует формированию у человека важных качеств культурной личности: ориентации на истину, правду, доброту. Философия способна оградить человека от поверхностных и узких рамок обыденного типа мышления; она динамизирует теоретические и эмпирические понятия частных наук с целью максимально адекватного отражения противоречивой, изменяющейся сущности явлений. 
Одним из показателей высокой культуры мышления является способность субъекта не обходить познавательные противоречия, тем более не пасовать перед ними, а стремиться их разрешить, преодолеть, актуализируя имеющуюся частнонаучную информацию, философские категории и проявляя при этом самостоятельность, нестандартность подхода. Диалектически развитое мышление, не допуская формально логических противоречий, всегда стремится к решению реальных противоречий объекта и на таком пути выявляет свой творческий, антидогматический характер.

 
В этой связи интересны соображения, изложенные Э. В. Ильенковым в работе "Об идолах и идеалах". Воспитание догматика, отмечает он, состоит в том, что человека приучают смотреть на окружающий мир как на резервуар примеров, иллюстрирующих справедливость той или иной абстрактно-общей истины, тщательно оберегают от соприкосновения с фактами, говорящими в пользу противоположного взгляда. Обратная сторона догматизма - скепсис. Догматизм и скепсис - две взаимно провоцирующие позиции, две мертвые и нежизнеспособные половинки, на которые неверным воспитанием разрезается живой человеческий ум. Отношение к противоречию является точным критерием культуры ума. Для подлинно культурного алогическом отношении ума появление противоречия - сигнал появления проблемы, неразрешимой с помощью строго заштампованных интеллектуальных действий, сигнал для включения мышления - самостоятельного рассмотрения вещи, в понимании которой возникла антиномия. И ум с самого начала надо воспитывать так, чтобы противоречие служило для него не поводом для истерики, а толчком к самостоятельной работе, к самостоятельному рассмотрению самой веши, а не только того, что о ней сказали другие люди. Учить диалектике - значит учить умению строго фиксировать противоречие, а затем находить ему разрешение на пути конкретного рассмотрения вещи, действительности, а не путем формально-словесных манипуляций, замазывающих противоречия, вместо того чтобы их решать. Диалектике надо учить. Показывая, как целесообразно строить педагогический процесс в школе, чтобы ученики овладевали диалектикой, Э. В. Ильенков справедливо считает, что диалектика вовсе не таинственное искусство, свойственное лишь зрелым и избранным умам, и что диалектику можно и нужно воспитывать с детства .

 
Формирование диалектического мышления есть одновременно формирование таких ценных качеств культурной личности, как самокритичность, критичность, сомнение. Выработка сомнения не есть, однако, развитие скепсиса (и в данном смысле – скептицизма). Сомнение является одним из активных средств научного поиска.

 
Сомнение, критичность и самокритичность не являются антиподом веры или твердости убеждений в правильности чьей-то (или своей) позиции. Наоборот. Философия дает прочное общеметодологическое и гносеологическое основание для последовательного саморазвития сомнения в научную уверенность, для гармоничного сочетания его с верой в преодоление ошибок, заблуждений, в получение более полных, глубоких, объективных истин. 
Философия дает людям общий язык, вырабатывает у них единые, общезначимые представления о главных ценностях жизни. Она выступает одним из важных факторов, содействующих устранению "барьеров коммуникации", порождаемых узостью специализации.

 
Наряду с уже рассмотренными функциями философия имеет еще отражательно-информационную функцию. Одна из главных задач философии - разработка мировоззрения, соответствующего современному уровню науки, исторической практике и интеллектуальным требованиям человека. В этой функции модифицировано основное назначение специализированного знания: адекватно отражать свой объект, выявлять его существенные элементы, структурные связи, закономерности; накапливать и углублять знания, служить источником достоверной информации. Подобно науке, философия есть сложная динамическая информационная система, созданная для сбора, анализа и переработки информации с целью получения новой информации. Такая информация концентрируется в философских понятиях (категориях), общих принципах и законах, образующих целостную систему. Внутри этой системы выделяются разделы: философская онтология (учение о бытии как таковом), теория познания, социальная философия, общая этика, теоретическая эстетика, философские проблемы частных наук, философия религии, история философии, "философия философии" (теория философского знания). В нашем учебном пособии содержится информация по важнейшим проблемам лишь трех философских дисциплин.

 
В заключении подведем итоги. 
Итак, мы рассмотрели основные черты философского знания. Это не столько многознание, сколько "разумение", понимание, осмысление. Это умение постигать причины явления, "смотреть в корень", и потому - предвидеть дальнейший ход событий. Это умение сомневаться и постоянная готовность к новому, открытость к познанию ("способность удивляться"). Кто уверен в своем всезнании, нечего делать в философии. Что еще? Это не агрессивное, ненасильственное отношение к людям, к миру, а руководствующееся только разумом. Это мудрость, проявляющаяся и в житейских делах. Наконец, для философского знания характерно обращение к "вечным" смысловым вопросам человеческого бытия, на которые нет сиюминутного ответа, но без которых не обходится ни один человек: Кто я? Для чего живу? В чем смысл моей жизни? А вселенной? Кем мне приходятся другие люди, животные? Что означает для меня природа и ее смерть? И т. д. Философия хотя и не дает однозначного ответа, но учит думать, размышлять. Она как бы формирует совесть и прежде всего - экологическую совесть, поскольку позволяет ощутить мир как единую экосистему и место в нем человека.

 
Сущность философии выражается в тех функций, которые способна выполнять философия по отношению к человеку, социальной группе, к науке, искусству, другим явлениям социальной действительности. Под "функцией" при этом понимается способ действия, способ проявления активности системы (т.е. системы философского знания), общий тип решаемых этой системой задач. 
Основными функциями философии являются: гуманистическая, социально-аксиологическая, культурно-воспитательная и отражательно-информационная. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Философия возникает как первая наука, в начале включавшая в себя: астрономию, математику, медицину, физику, алхимию. Первые учёные, называвшие себя философами, были физиками. Постепенно по мере накопления знаний, фактов из философии начались выделяться отдельные самостоятельные науки. Это длительный процесс идёт веками. В настоящее время философия сама является наукой о наиболее общих законах развития природы, общества, мышления. Личность, общество и окружающая среда - смысл, цель философии.

Для раскрытия специфики философского знания следует обратиться к истокам философского мышления, его социокультурным предпосылкам. Ранней формой познания действительности является мифологическое и религиозное сознание.

Исторически первой формой мировоззрения является мифология. Философия и религия выходят из мифа, они походят тем, что решают мировоззренческие вопросы, но религия в основу ставит веру, а философия - это поиск истины.

Философия включает в себя философию морали, науки, природы, истории, политики, права, искусства, религии и т.д.

Таким образом, можно сделать вывод, что философия - это форма духовной деятельности, направленная на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и на место человека в нём; различные рассуждения о жизни, о её смысле, о смерти, о Боге; совокупность принципов, лежащих в основе поступков и поведения людей.

 

 

 

Список литературы

 
1.Алексеев П. В., Панин А. В. Философия: Учебник для ВУЗов. - М.: "Проспект", 1996. - 504 с. 
2.Блинников Л. В. Великие философы: Словарь-справочник. - М.: "Логос", 1998. - 420 с. 
3.Большой энциклопедический словарь: В 2-х т. / Гл. ред. А. М. Прохоров. - М.:  
4.История философии. Учебник для ВУЗов. - Ростов-на-Дону, "Феникс", 1999. - 576 с. 
5.Каша В. А. Философия. Исторический и систематический курс. Учебник для ВУЗов. - М.: "Логос", 1998 
6.Миронов В. В. Философия. Учебник. - М.: "Проспект", 1998. - 240 с. 
7.Немировская Л. З. Философия: Учебное пособие для студентов и преподавателей ВУЗов. - М.: ФА при правительстве РФ, 1996. - 247 с. 
8.Основы философии. Учебное пособие для ВУЗов. - М.: ВЛАДОС, 1997.

9.Советская энциклопедия, 1991. Т. 1. - 1991 - 863 с 
10Социальная философия: Учебное пособие для ВУЗов / под ред. Лавриченко В. И. - М.: Культура и спорт, 1995. 
11.Философия. Учебное пособие / Под ред. Лавриченко В. И. - М.: Юристъ, 1996. 
12.Философия: Учебник / Под ред. Губина В. Д., Сидориной Т. Ю., Филатова В. П. - М.: "Русское слово", 1997. - 432 с.


Информация о работе Специфические черты философского знания