Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 20:30, реферат
Цель исследования провести сравнительный анализ фрейдизма и неофрейдизма, а так же рассмотреть дополнения каждого представителя этих школ к изначальной теории психоанализа З.Фрейда. Достижение поставленной цели предусматривает постановку, а так же решение следующих задач:
1. Показать структуру фрейдизма.
2. Рассмотреть основных представителей фрейдизма и выявить отличительные черты данной школы.
3. Выделить особенности воззрений представителей неофрейдизма.
Введение ………………………………………………………………….4
Глава 1: «Основные концепции фрейдизма и неофрейдизма».
1.1. Классический психоанализ З.Фрейда………………………………6
1.2. Особенности воззрений представителей неофрейдизма…………19
Глава 2: «Сравнительный анализ фрейдизма и неофрейдизма».
2.1. Различия психоанализа З.Фрейда и неофрейдизма……………….23
2.2. Дополнения представителей неофрейдизма к классической теории З.Фрейда. ………………………………………………………………………..24
Заключение……………………………………………………………….26
Список литературы………………………………………………………..27
Содержание.
Введение ………………………………………………………………….4
Глава 1: «Основные концепции фрейдизма и неофрейдизма».
1.1.
Классический психоанализ З.
1.2.
Особенности воззрений
Глава 2: «Сравнительный анализ фрейдизма и неофрейдизма».
2.1. Различия психоанализа З.Фрейда и неофрейдизма……………….23
2.2.
Дополнения представителей неофрейдизма
к классической теории З.Фрейда. ………………………………………………………………………..
Заключение………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение:
Актуальность данной темы обусловлена следующими обстоятельствами:
Во-первых, одним из потрясений для нашего современного общества является осознание глубины морального падения. Взаимная ненависть людей, агрессивность, конфликт поколений и даже бездуховность давно стали обширными темами для средств массовой информации, которые, к тому же, не теряют своей актуальности. Рано или поздно каждый из нас задается вопросом: «Почему же это произошло?». Ответ на этот вопрос следует искать в глубинах сущности человека, о чем рассказывает данная работа.
Во-вторых, в современном обществе очень распространена некая «социальная реклама», которая призывает человека к каким-либо действиям, нехарактерным для его деятельности ранее. Молодежь, видя это, начинает действовать незамедлительно, ведь фразы «зачем тебе диплом о высшем образовании, он есть у всех» говорит о том, что нужно что-либо менять, жизнь проходит мимо и т.д. Мне кажется, чтобы оградиться от того, что пытается зомбировать нас, нужно знать хотя бы элементарные понятия о нашей психике, понимать в какое действительно русло можно направить свою энергию.
Объектом данного исследования является психоаналитическое учение З.Фрейда
Предметом данного исследования является различия фрейдизма и неофрейдизма.
Цель исследования провести сравнительный анализ фрейдизма и неофрейдизма, а так же рассмотреть дополнения каждого представителя этих школ к изначальной теории психоанализа З.Фрейда. Достижение поставленной цели предусматривает постановку, а так же решение следующих задач:
Методологическую основу исследования составляет метод сравнительного анализа, который применяется при сопоставлении философских воззрений З.Фрейда с воззрениями Эриха Фромма и Карен Хорни.
Степень изученности темы:
Наиболее
распространенной является точка зрения,
что психоанализ это
Так же существует мнение, что научная теория невозможна без философского базиса. Этого мнения придерживаются Л.С. Выготский, К.И.Соболь.
Теоретическая значимость состоит в том, что выделены различия фрейдизма и неофрейдизма, а так же показаны последовательные возникновения идей представителей данных школ, отличных от психоанализа З.Фрейда.
Источниковая база представляет собой:
1. З. Фрейд. «Я и Оно».
2.
З. Фрейд. «Психология
3. З. Фрейд. «Лекции по введению в психоанализ».
4.
З. Фрейд. "Основные психологические
теории в психоанализе".
1.1. Классический
психоанализ З.Фрейда.
Психоанализ (от греч. psyche-душа и analysis-решение) - часть психотерапии, врачебный метод исследования, развитый З. Фрейдом для диагностики и излечения истерии. Затем он был переработан Фрейдом в психологическую доктрину, направленную на изучение скрытых связей и основ человеческой душевной жизни. Эта доктрина строится на предположении, что известный комплекс патологических представлений, в особенности сексуальных, "вытесняется" из сферы сознания и действует уже из сферы бессознательного (которое мыслится как область господства сексуальных стремлений) и под всякими масками и облачениями проникает в сознание и угрожает духовному единству Я, включенного в окружающий его мир. В действии таких вытесненных "комплексов" видели причину забывания, оговорок, грез, ложных поступков, неврозов (истерий), и лечение их пытались проводить таким образом, чтобы при беседе ("анализе") можно было свободно вызывать эти комплексы из глубины бессознательного и устранять их (путем беседы или соответствующих действий), а именно предоставить им возможность отреагировать. Сторонники психоанализа приписывают сексуальному ("либидо") центральную роль, рассматривая человеческую душевную жизнь в целом как сферу господства бессознательных сексуальных стремлений к удовольствию или к неудовольствию.
Исходя из вышеизложенного, сущность психоанализа мы можем рассматривать на трех уровнях:
психоанализ - как метод психотерапии;
психоанализ - как метод изучения психологии личности;
психоанализ - как система научных знаний о мировоззрении, психологии, философии.
В результате творческой эволюции З. Фрейд рассматривает организацию психической жизни в виде модели, имеющей своими компонентами различные психические инстанции, обозначенные терминами: Оно (ид), Я (эго) и сверх-Я (супер-эго)1.
Оно (ид) – Это структура личности. Ид выражается в бессознательном и является энергетической основой личности. В нем содержатся те врожденные бессознательные инстинкты, которые стремятся к своему удовлетворению, разрядке и облегчению болезненного напряжения любой ценой.
Я (эго) – следует принципу реальности и действует посредством вторичного процесса. Важнейшей функцией Эго Фрейд считал самосохранение, а также приобретение средств, которые позволяли бы осуществлять одновременную адаптацию к воздействиям со стороны Ид и к требованиям окружающей реальности. Эго-система берет на себя функцию задержки инстинктивной разрядки и ее контроля и осуществляет ее с помощью защитных механизмов.
Особое значение придавалось сверх-Я (супер-эго), которое служит источником моральных и религиозных чувств, контролирующим и наказующим агентом. Если ид предопределен генетически, а Я - продукт индивидуального опыта, то супер-эго - продукт влияний, исходящих от других людей. Оно возникает в раннем детстве (связано, согласно Фрейму, с комплексом Эдипа) и остается практически неизменным в последующие годы. Сверх-Я образуется благодаря механизму идентификации ребенка с отцом, который служит для него моделью. Если Я (эго) примет решение или совершит действие в угоду Оно (ид), но в противовес сверх-Я (супер-эго), то Оно испытывает наказание в виде эфоров совести, чувства вины. Поскольку сверх-Я черпает энергию от ид, постольку сверх-Я часто действует жестоко, даже садистски. От напряжений, испытываемых под давлением различных сил, Я (эго) спасается с помощью специальных "защитных механизмов'' - вытеснения, рационализации, регрессии, сублимации и др. Вытеснение означает непроизвольное устранение из сознания чувств, мыслей и стремлений к действию. Перемещаясь в область бессознательного, они продолжают мотивировать поведение, оказывают на него давление, переживаются в виде чувства тревожности2
Сублимация – механизм, который позволяет превратить энергию подавленных сексуальных побуждений в другие культурные виды деятельности.
Учение Фрейда прославилось тем, что проникло в само бессознательное. Фрейд полагал, что сам человек не представляет себе прозрачную картину устройства своего внутреннего мира. Для представления данной картины следует вспомнить метод "свободных ассоциаций" Фрейда. Бессознательное содержит 2 вида влечения: сексуальные инстинкты либидо, т.е. энергия знающая лишь принцип удовольствия, которое человек испытывает, когда эта энергия разряжается, и влечение к самой жизни. Подавленное сексуальное влечение расшифровывалось Фрейдом по свободным от контроля сознания ассоциациям его пациентов. Именно это и является психоанализом.
Главная идея о том, что на повседневное поведение человека влияют неосознанные мотивы, рассмотренные Фрейдом в книге "Психопатология обыденной жизни". Раньше было принято считать, что оговорки и описки являются случайными и объясняются слабостью памяти. По Фрейду же нет ничего случайного в психических реакциях человека нет, всё обусловлено. В другой работе "Остроумие и его отношение к бессознательному" шутки являются разрядкой напряжения, созданного граничениями, которые наложены на человека на человека социальными нормами.
Далее
следует рассмотреть «Трех
Сам по себе фрейдизм это общее название школ, которые пытались объяснить с помощью учений З.Фрейда явления относящиеся к человеку и обществу в целом. Представителями фрейдизма являются К-Г.Юнг и И.А.Адлер.
Карл-Густав Юнг (1875-1961) - швейцарский врач, психолог и философ. В течение ряда лет Юнг работал вместе с Фрейдом как практикующий врач и одновременно как один из приверженцев философии психоанализа. Вместе с Фрейдом они посетили Америку, создав там международную психоаналитическую организацию, однако, вскоре после их триумфального завоевания Америки, Юнг и Фрейд разошлись в своих взглядах на природу бессознательного, на понимание либидо, на первичные формы адаптации человека к окружающему его миру социума.
Анализируя
бессознательное, Г. Юнг считает
неправомерным все психические
импульсы Оно сводить к сексуaльнocти,
трактовать либидо лишь как энергию
влечений, а тем более выводить
всю европейскую культуру из сублимаций
индивида. В своей программной работе
"Метаморфозы и символы либидо" (1912
г.). Юнг называет либидо все проявления
жизненной энергии, воспринимаемые человеком
в качестве бессознательного стремления
или желания. Он показывает, что либидо
человека на протяжении жизни претерпевает
ряд сложных превращений, зачастую весьма
далеких от сексуальности, более того,
либидо может трансформироваться и возвращаться
вспять в виду каких-то жизненных обстоятельств,
что приводит к репродукции в сознании
человека целого ряда архаических образов
и переживаний, связанных с первичными
формами жизнедеятельности людей в еще
дописьменные эпохи. На этой основе создается
знаменитая культурологическая концепция
Г. Юнга, связанная с пониманием бессознательного
как коллективного и безличного, в первую
очередь, а уж затем субъективного и индивидуализированного.
Коллективное бессознательное находится
в основе архетипов культуры, которые
нельзя описать, осмыслить и адекватно
отразить в языковых формах.) В этом смысле
Юнг претендует на создание нового типа
рациональности, не поддающегося традиционному
европейскому логицизму.3
Альфред Адлер (1870-1937) – австрийский врач-психиатр, психолог, основатель индивидуальной психологии, в которой впервые возникло понятие «чувство неполноценности». Разработал новые эффективные методы психотерапии. Утверждал, что каждый человек стремиться компенсировать свои физические недостатки и обусловленное ими чувство неполноценности своим нестандартным поведением. Если подобная психологическая компенсация не срабатывает, то возникает невроз, функциональное расстройство психики. Выдвинул тезис о первичности инстинкта агрессивности в человеке и о подчиненности этому инстинкту всех человеческих влечений. Отводил сексуальности чисто символическую роль, считая, что сексуальность лишь порождает стремление в человеке преодолеть в себе чувство ущербности. В теории индивидуальной психологии Адлера утверждается, что стремление к совершенству, как основная цель жизни, может легко породить чувства превосходства перед другими. На психику человека влияет его мнение о себе и об окружающем его мире.4
Основными тезисами, по которым можно отличить фрейдизм являются:
Многие исследователи
Другие исследователи считают, что некоторые философские идеи вполне могли оказать воздействие на становление различных психоаналитических концепций. Среди философов, размышления которых о человеке дали толчок к формированию учения Фрейда, называются имена Аристотеля, Платона, Шопенгауэра, Ницше и др.
Важно отметить, что далеко не все теоретики разделяют некогда созданный и ныне поддерживаемый миф об исключительно естественнонаучных предпосылках психоанализа. Разумеется, выдвижение Фрейдом психоаналитических идей сопровождалось переосмыслением распространенных в конце XIX века методов лечения истерических больных. Однако, было бы неверным соотносить истоки возникновения психоаналитического учения Фрейда с его врачебной практикой, с теми идеями и теориями, которые были им почерпнуты из неврологии, физиологии и иных естественнонаучных дисциплин. В этом отношении можно согласиться с высказыванием С. Цвейга: "Фрейд исходит из медицины не в большей степени, чем Паскаль из математики и Ницше из древнеклассической филологии. Несомненно, этот источник сообщает его работам известную окраску, но не определяет и не ограничивает их ценности".5
Информация о работе Сравнительный анализ фрейдизма и неофрейдизма