Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 20:30, реферат
Цель исследования провести сравнительный анализ фрейдизма и неофрейдизма, а так же рассмотреть дополнения каждого представителя этих школ к изначальной теории психоанализа З.Фрейда. Достижение поставленной цели предусматривает постановку, а так же решение следующих задач:
1. Показать структуру фрейдизма.
2. Рассмотреть основных представителей фрейдизма и выявить отличительные черты данной школы.
3. Выделить особенности воззрений представителей неофрейдизма.
Введение ………………………………………………………………….4
Глава 1: «Основные концепции фрейдизма и неофрейдизма».
1.1. Классический психоанализ З.Фрейда………………………………6
1.2. Особенности воззрений представителей неофрейдизма…………19
Глава 2: «Сравнительный анализ фрейдизма и неофрейдизма».
2.1. Различия психоанализа З.Фрейда и неофрейдизма……………….23
2.2. Дополнения представителей неофрейдизма к классической теории З.Фрейда. ………………………………………………………………………..24
Заключение……………………………………………………………….26
Список литературы………………………………………………………..27
Ведущим представителем неофрейдизма несомненно был Эрих Фромм. Значительные роль в формировании взглядов Фромма сыграло то, что в 1929-1932 гг. он был сотрудником Института социальных исследований во Франкфурте-на-Майне, где в те годы складывалась Франкфуртская школа. Фромм принимает ту интерпретацию марксизма, которая сложилась в этой школе, стремясь синтезировать идеи "молодого Маркса" с психоанализом и другими современными философскими течениями (экзистенциализм, философской антропологией и др.). Он считал, что в личности нет ничего прирожденного. Все ее психические проявления - это следствие погруженности личности в различные социальные Среды. Однако, в отличии от марксизма, Фромм выводит характер формирования того или иного типа личности не из прямого воздействия социальной Среды, а из двойственности человеческого существования: "экзистенциальной" и "исторической". К экзистенциальной составляющей человеческого бытия он относит два факта:
Совершенно иную, по Фромму, природу имеют исторические противоречия. Они не являются необходимой частью человеческого существования, а создаются и разрешаются человеком или в процессе его собственной жизни, или в последующие периоды истории. Устранение исторических противоречий Фромм связывал с созданием нового гуманистического общества. В книге "Революция надежды" (1968) Фромм излагает свои представления о путях гуманизации современного общества. Он возлагал большие надежды на введение "гуманистического планирования", "активизацию индивида путем замещения методов "отчужденной бюрократии" методами "гуманистического управления", изменения способа потребления в направлении увеличения "активации" человека и устранения его пассивности, распространения новых форм психодуховной ориентации", которые должны быть "эквивалентами религиозных систем прошлого". Одновременно Фромм выдвигает идею создания небольших общностей, в которых люди должны иметь свою собственную культуру, стиль жизни, манеру поведения, основанную на общих "психодуховных ориентациях", напоминающих результаты и символы церковной жизни14.
На
творчество одного из лидеров неофрейдизма
К. Хорни оказала серьезное
В книге "Наши внутренние конфликты" (1945) К. Хорни формирует три типа направленности поведения личности по отношению к окружающим ее людям:
При
стойком доминировании в
Все
эти формы реакций являются неодыкватными,
а, следовательно, тревожность не устраняется,
а наоборот нарастает, порождая новые
конфликты. Идеи неофрейдизма имеют громадное
влияние на культуру, этику и жизнь в целом.
Особо широкая известность появилась
в середине 60-х годов.
2.1. Различия психоанализа З.Фрейда и неофрейдизма.
Несомненно, в основе двух течений лежит теория бессознательного и его влияния на человеческую психику. Главная тема, проходящая во фрейдизме и неофрейдизме, является тема конфликта как внутри самого человека, так и между личностью и обществом.
Схожих
черт между психоанализом и
Во-первых,
самым главным различием
Неофрейдисты же отказались от идеи влияния сексуальности на жизнь человека. Такой значимой роли ей уже не отводилось. Главными причинами проблем они определили местоположение в социуме.
Во-вторых,
неофрейдизм находится в
В-третьих, психоанализ З.Фрейда трактует нам положения лишь о индивиде, который находится в обществе. Неофрейдизм же, говорит нам о межличностных отношениях, а обществе в целом, о его упадках и «возможном исцелении».
В-четвертых, неофрейдизм является неким мостом между классическим психоанализом и современной психотерапии. Он пытается сказать о возможном противостоянии течению общества, но, к сожалению, в современном мире это не имеет право на существование.
2.2. Дополнения представителей неофрейдизма к классической теории З.Фрейда.
В этом параграфе хотелось бы показать конкретные высказывания представителей данных течений.
Изучив труды З.Фрейда, и во многом согласившись с ним, К.-Г.Юнг разошелся с ним во взглядах на природу бессознательного. Он предлагал следующие концепции:
А.Адлер же дополнил классическую теорию психоанализа следующими утверждениями:
1.
Появилось понятие «чувство
2.
Каждый человек стремится
3.
Возникновение невроза
4.
Стремление к совершенству
Неофрейдисты же, изменив основную концепцию сексуальности говорили о следующих понятиях. Э.Фромм считал что:
К.Хорни утверждала:
1. Среда и социальные условия в большей мере определяют сущность индивида.
2.
Социальные условия являются
причинами неврозов и
3. Причиной неврозов в первую очередь необходимо считать нарушения в межличностных отношениях.
Заключение:
В данной работе мной была рассмотрена структура фрейдизма, представлены основные сторонники неофрейдизма. Выявлены отличительные черты каждого течения.
Различиями являются отношения к вопросу человеческой сексуальности в целом. З.Фрейд придавал ей огромное значение, утверждал, что именно она определяет его отношение к обществу, семье, проектируется на профессиональные победы и провалы.
Неофрейдисты же отказались от идеи влияния сексуальности на жизнь человека. Неофрейдизм находится в контрасте со многими направлениями гуманистической психологии и семейной терапии. Психоанализ З.Фрейда трактует нам положения лишь о индивиде, который находится в обществе. Неофрейдизм же, говорит нам о межличностных отношениях, а обществе в целом, о его упадках и «возможном исцелении». Также неофрейдизм является неким мостом между классическим психоанализом и современной психотерапии.
Философские идеи мыслителей прошлого оказали существенное влияние на становление и формирование психоаналитического учения Фрейда о человеке и культуре. В своем органическом единстве фрейдовские представления о психической реальности и бытии человека в мире образуют психоаналитическую философию, оказывающую не меньшее влияние на общественное сознание в странах как Запада, так и России, чем другие философские течения. Психоаналитические идеи все активнее вторгаются в различные направления современной философии.
Главное состоит в том, что одной из важных задач исследований ныне существующих и в перспективе возможных философских школ является дальнейшее осмысление психоаналитической философии.
Список литературы:
1)
Рогалевич Н.Н. Философский
2)
Рогалевич Н.Н. Философский
3) Талайко С.В. Психология личности. Курс лекций. Изд.М.2005 – Режим доступа: www.myword.ru
4)
Рогалевич Н.Н. Философский
5)
Рогалевич Н.Н. Философский
6) Рогалевич Н.Н. Философский словарь, Изд.М. 2007- С.20
7)
Краткий очерк истории
8)
Краткий очерк истории
9)
Современная западная
10)Краткий очерк истории философии (под ред. М. Иовчука и др.). Изд.М. 1998-С.258.
11) Рубинштейн С.Л. О философских основах психологии. Изд. М., 1997-С.174
12) Рубинштейн С.Л. О философских основах психологии . Изд.М. 1997-С.182.
13)
Рогалевич Н.Н. Философский
14)
Рогалевич Н.Н. Философский
15)
Талайко С.В. Психология
16) Хорни К. Самоанализ. Изд.М.-ЭКСМО, 2002 –С.448.
17)
Смит Н.Основные течения
Информация о работе Сравнительный анализ фрейдизма и неофрейдизма