Эпоха феодализма
- Началом Средневековья традиционно считают 476 г – год падения Римской империи.
- История средних веков охватывает несколько столетий V-XIVвв.
Тема 4 Средневековая философия
- 1.Теоцентризм средневековой философии. Схоластическая философия.
- 2.Номинализм и реализм
- 3. Развитие классической средневековой восточной философии.
В средние века развитие философской мысли шло в двух направлениях:
- 1)обоснование христианского вероучения в Европе
- 2)сохранение, воспроизведение античного философского наследия на арабском Востоке.
Характерные черты средневековой философии:
- теоцентризм – важнейшим предметом познания является Бог;
- монотеизм
- креационизм – учение о сотворении мира Богом из ничего;
- провиденциализм – понимание истории как проявления воли Бога;
- экзегетика – искусство толкования религиозных текстов.
Средневековую философию условно можно разделить на следующие периоды:
- Апологетика и патристика
- (от лат. рater – отец)- учение «отцов церкви»- II-VIII вв, - учение основателей богословия, заложившие основы христианской теологии.
- схоластика (от лат.schola-школа) (XI-XIV вв)-имела цель философски обосновать религиозное учение Церкви
Апологетикой
- называется течение в христианской теологии и философии, выступавшее в защиту христианского вероучения – в основном в период формирования христианства и борьбы с язычеством. Время наиболее интенсивного развития апологетики – II – V вв
- Переход от античности к средневековому миропониманию — это переход вовнутрь человека.
- У греков все было вовне: истина всегда явлена, вся публичная жизнь происходила на площадях, нет ничего внутреннего, скрытого, нет никакой психологии.
- Главным тезисом в Средние века стал тезис основоположника средневековой философии Августина Блаженного: «Не блуждай во вне, но войди внутрь себя!».
- Сменяются ориентиры человеческого мышления — от внешнего мира к поискам внутреннего пространства души, сменяется настрой человека — от мужественной героической жизни к покорности перед божественным предопределением.
Теологическая философия средних веков
Средневековая теологическая
философия - ведущее философское
направление, распространенное в
Европе в V - XVI вв., которое признавало
Бога в качестве высшего начала,
а весь окружающий мир - его
творения.
ОСОБЕННОСТИ
Зарождается
еще в Римской империи в I-V вв. н.э. на основе
раннего христианства и античной философии
и достигает расцвета в Y-XIII вв. н. э. (в период
между распадом Западной Римской империи
(476 г.) и началом эпохи Возрождения);
Отличалась ориентацией на религию, теологию, оторванностью от реального мира, догматизмом,
назидательностью.
Основные черты
• теоцентризм (главной причиной всего сущего,
высшей реальностью, основным предметом
философских исследовании являлся Бог);
• изучение природы, явлений окружающего
мира уделялось мало внимания;
• господство догматов (истины, не нуждающиеся в доказательствах)
о творении всего Богом и откровении (Бога
о самом себе - в Библии);
• человек выделялся из природы и объявлялся высшим творением
Бога;
• провозглашается принцип свободы воли человека
в рамках божественного предопределения;
• выдвигалась идея о спасении души в будущем при богоугодном поведении;
• мир считался познаваемым
через познание Бога, веру в него.
29
Основные догмы средневековой теологическая философия
• Бог сотворил окружающий
мир из ничего;
• творение мира есть результат
акта Божественной воли;
• мир сотворен благодаря
всемогуществу Бога;
• единственным творческим началом
во Вселенной является Бог;
• Бог вечен, постоянен и всепроникающ;
• подлинным бытием обладает только Бог;
• сотворенный Богом мир не
есть подлинное бытие, он вторичен
по отношению к Богу;
• так как мир не обладает
самодостаточностью и возник
по воле другого (Бога), он непостоянен,
изменчив и временен;
• • нет четкой границы
между Богом и его творением.
Согласно догмату
творения
Согласно догмату
откровения
• мир можно познать, только
познав Бога;
• самый надежный способ познания Бога и всего сущего
– откровение, т.е. Изучение и толкование
Библии;
• прямой путь постижения Бога – вера.
Решение
проблем добра
и зла
• мир всецело сотворен Богом;
• Бог носитель и
сосредоточие добра
и справедливости;
• следовательно, окружающий
мир изначально наполнен добром;
• зло в мир приносит дьявол
(сатана) - падший ангел, восставший
против Бога;
• т.к. зла
первоначально в мире не было, оно часто
маскируется под добро и так добивается своих темных целей;
• в мире идет постоянная
борьба между добром и злом,
но поскольку мир - творение Бога
и Бог добрый, то добро в
итоге одержит победу над злом.
30
Представители патристики:
- Квинт Тертуллиан
- Августин Блаженный
- Северин Боэций
- Климент Александрийский
- Ориген
Основное время развития патристики – III – VIII вв.
- Важнейшими проблемами философско-теологического характера, обсуждавшимися в патристике, были:
- троичность Бога («споры о Троице»);
- природа Христа – божественная, человеческая или богочеловеческая (христологическая проблема);
- отношение веры и разума.
Квинт Тертуллиан
- прославился изречением: «Верую, ибо абсурдно», где сформулировано требование слепой веры в догматы церкви.
- Античная философия была объявлена им рассадником еретических учений. Он утверждал, что не только античный разум, но и вся античная культура извращает человеческую жизнь, подчиняя ее ложным целям и ценностям.
- Жалкий Аристотель» установил для еретиков диалектику, «искусство строить и разрушать», порождающие многочисленные споры и ереси. После Христа не нужна никакая любознательность, а после Евангелия не нужно никакого исследования.
- Он обрушился с критикой Аристотеля, Эпикура, Гераклита, Эмпедокла и провозгласил философов « патриархами еретиков».
2. Патристика
(Аврелий Августин Блаженный)
- Главная фигура и систематизатор - Аврелий Августин Блаженный, последователь учения Платона.
Августин Блаженный)
- В соотношении веры и разума он отдает первенство вере, провозглашая:
- « Верую, чтобы понимать!»
выдвинул идею о тождестве веры и знания, при котором господствующее положение оставалось за откровением, а разуму отводилась подчиненная роль.
Августин Блаженный как видный представитель патристики
- Автор работ «О граде Божьем», «Исповедь», «Против академиков» и др.;
- заложил основы католицизма;
- основал исповедальный жанр в философии и литературе;
- предложил линейное представление о времени;
- обосновал идею господства Церкви над государством, а Папы – над монархами;
- выдвинул идею социального конформизма (смирение с бедностью и чужой властью)
Августин Аврелий 354-430 гг.
- ввел принцип креационизма, основанное на сотворения мира из ничего. ( от лат. Creatio- сотворение).
- жизнь общества рассматривал как борьбу двух противоположных царств: грешного (языческого) и божественного.
Главные произведения: «О граде Божием», «Исповедь», «О троице»
Сочинения Августина :
«О граде Божьем» и
«Исповедь».
- Бог являет собой высшее бытие. Он сотворил этот мир по своей доброй воле.
- Мир - это бесконечная лестница различных тел и живых существ, восходящих к своему создателю.
- С момента грехопадения первых людей Адама и Евы человеческое общество разделилось на два «града»(сообщества): верующие и неверующие.
- Содержание человеческих знаний черпается из двух источников: 1) чувственный опыт, который, однако, дает лишь поверхностные сведения о мире; 2) вера, которая опирается на коллективный опыт и поэтому обладает достоверностью.
Схоластика (XI- XVвв.)
Представители:
- Ансельм Кентерберийский
- Пьер Абеляр
- Фома Аквинский (Аквинат)
- Уильям Оккам
- Дунс Скотт
- Иоанн Росцелин