Становление технического и инженерного образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 11:49, реферат

Краткое описание

Ушедший ХХ век можно с полным правом назвать и «временем инженерии», и «веком инженеров». Прогресс науки и техники привел к расцвету инженерной профессии, мобилизовал невиданные созидательные силы и в то же время возложил на инженеров немалую ответственность за судьбы человеческой цивилизации. Прежде чем приобрести нынешнее значение и размах, профессия инженера, само инженерное дело прошло непростой, исторически длительный путь становления. Ценой усилий многих поколений человечество по крохам добывало знания по крохам добывало знание, накапливало технические умения, готовя почву для ростков инженерной мысли.

Содержание

Введение 3
Зарождение и вызревание инженерной деятельности. Ее сущность и функции 5
Становление технического и инженерного образования 7
Высшие технические школы как центры формирования технических наук 13
Список литературы 21

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по философии1.docx

— 46.86 Кб (Скачать файл)

Технические науки «призваны разрабатывать знания о путях, методах и средствах создания искусственных систем, а также об обеспечении их нормального функционирования»2. Технические науки получают, содержат и развивают знания (причем научные, содержащие идеальные объекты изучения, как в естественных науках) о процессах в технических системах, тем самым и о самих системах. Содержание научного технического знания составляют теоретические конструкты, содержащие идеальные объекты изучения, которые определенным образом моделируют, отражают процессы, свойства, связи и взаимодействия в реальных технических устройствах. В системе наука-общество-производство технические науки выполняют функции «посредника». Осуществляя активную двустороннюю связь между сферой фундаментальных исследований и общественной практикой, прежде всего производством, технические науки превратились в наше время в специфический инструмент общества, предназначенный для эффективного развития техники, технологии, а опосредованно и производительных сил в целом. Система технических наук рассматривается и классифицируется на основе «матричной модели структуры научно-технического знания». Модель представляет собой трехмерную матрицу (классифицирующий блок), отражающий предметный, технологический и гносеологический аспекты целостной структуры научно-технического знания. Предметный аспект дифференцирует научно-техническое знание по объекту исследования, а именно: вещество, куда включаются сырье, материалы и, что представляется спорным, изделия; энергия; информация. Технологический аспект отражает фазы «полного жизненного цикла» технического средства — научно-технические исследования, конструирование, производство, эксплуатация. Гносеологический аспект фиксирует уровни научно-технических и типы инженерных знаний: общетехнические теории, частные технические теории, инженерно-методические знания, нормативно-технические знания. Эта многомерная классифицирующая модель при исследовании истории и теории технических наук «позволяет рассмотреть один и тот же целостный предмет в разных аспектах, в различных его разрезах, разными способами, с позиций разных по природе частных задач, без потери общей картины, в рамках единой ориентированной на генеральную цель исследовательской программы»3. Таким образом, эта модель полезна при формировании и развитии истории и теории технических наук как исследовательского направления. Итак, феномен технической науки возникает исторически как результат некоторых процессов в рамках более широкого целого. Представляется очевидным, что этим целым является деятельность по созданию технических устройств и технологий, так как возникновение технических наук обусловлено потребностями развивающейся технической практики. Задачи, решаемые в технических науках (следовательно, и комплекс знаний, используемых и вырабатываемых для решения этих задач), принципиально отличаются от проблем, стоящих перед естественными науками. Техническая наука представляет собой исторически сложившуюся форму «обслуживания» знаниями инженерной деятельности, характеризующуюся: о научными методами исследования технических проблем; О организацией научных знаний в виде научного предмета (это выражается в наличии идеализированных объектов изучения и системы взаимосвязанных теорий различного уровня общности); О специальной социальной организацией деятельности по выработке этих знаний (каналы научно-технической коммуникации, сеть исследовательских учреждений, система подготовки кадров). Эти характеристики технических наук сопоставимы с характеристиками естественных наук, что, собственно, и позволяет говорить о них как о науках. Специфика технических наук обусловлена их «обслуживающей» функцией; обеспечение этой функции включает приложение и детализацию знаний естественных наук, однако не сводится к этому и предполагает формирование специального предмета исследования. Идеализации, необходимые для теоретического описания технических объектов, отличаются от идеализаций, используемых в естественных науках для описания природных явлений4. Так, идеализации и предметное содержание электротехники как науки отличны от тех, которые составляют физику электромагнитных явлений. Самостоятельный статус технических наук в логико-гносеологическом аспекте определяется наличием: 1) специфического объекта исследования — предметных структур технической практики и 2) предмета исследования — взаимосвязи процессных (физических), функциональных (технических) и морфологических (конструктивных) параметров технических устройств. Чтобы описать историю становления конкретной технической науки, необходимо иметь модель ее генезиса.

Сюда входят:

1) представление  об основных моментах, фазах процесса  развития форм обслуживания знаниями технической практики;

2) представление об этапах изменения характера технического знания, о последовательных шагах в процессе еготеоретизации. При исследовании истории становления технической науки надо проследить как бы «выращивание кристалла из раствора», т.е. дать описание того, каким образом в многообразии знаний, обслуживающих конкретную техническую практику, возникает, складывается определенная структура знаний. Определенность структуры знаний технических наук задается наработками в области теории технических наук, методологии и гносеологии науки. Для идентификации появившегося типа технических знаний как научного историк должен иметь концепцию такого знания, знать признаки, отличающие его от донаучных форм. Выявление этапов «кристаллизации» научного типа знаний в той или иной сфере инженерной деятельности раскрывает логику и закономерности его формирования и задает периодизацию истории технической науки.

Итак, в истории и философии науки важное значение имеют вопросы: генезиса историко-технического знания и историографии развития техники; эволюции концептуальных основ истории техники, проблемного поля истории техники в историко-технических и философско-методологических исследованиях.

 

Список литературы

 
1. В. В. Морозов, В. И. Николаенко История инженерной деятельности. Харков: НТУ “ХПІ”, 2007. – 336 с.

2. Иванов Б. И., Чешев В. В. Становление и развитие технических наук. Л., 1977. – 264 с.

3. Козлов Б.И. Возникновение и развитие технических наук: опыт историко-теоретического анализа. Л., 1988. – 248 с.

4. Сымоненко О.Д. История техники и технических наук: философско-методологический анализ эволюции дисциплины. Монография. М.: ИИЕТ РАН, 2005. - 218 с.

 
 

1 В. В. Морозов, В. И. Николаенко История инженерной деятельности

 

2 Иванов Б. И., Чешев В. В. Становление и развитие технических наук. Л., 1977/ С. 6

3 Сымоненко О.Д. История техники и технических наук: философско-методологический анализ эволюции дисциплины. М., 2005. 
 

4 Чешев В.В. Техническое знание как объект методологического анализа. Томск, 1981.

 

 


Информация о работе Становление технического и инженерного образования