Технические науки
«призваны разрабатывать знания о путях,
методах и средствах создания искусственных
систем, а также об обеспечении их нормального
функционирования»2. Технические науки
получают, содержат и развивают знания
(причем научные, содержащие идеальные
объекты изучения, как в естественных
науках) о процессах в технических системах,
тем самым и о самих системах. Содержание
научного технического знания составляют
теоретические конструкты, содержащие
идеальные объекты изучения, которые определенным
образом моделируют, отражают процессы,
свойства, связи и взаимодействия в реальных
технических устройствах. В системе наука-общество-производство
технические науки выполняют функции
«посредника». Осуществляя активную двустороннюю
связь между сферой фундаментальных исследований
и общественной практикой, прежде всего
производством, технические науки превратились
в наше время в специфический инструмент
общества, предназначенный для эффективного
развития техники, технологии, а опосредованно
и производительных сил в целом. Система
технических наук рассматривается и классифицируется
на основе «матричной модели структуры
научно-технического знания». Модель представляет
собой трехмерную матрицу (классифицирующий
блок), отражающий предметный, технологический
и гносеологический аспекты целостной
структуры научно-технического знания.
Предметный аспект дифференцирует научно-техническое
знание по объекту исследования, а именно:
вещество, куда включаются сырье, материалы
и, что представляется спорным, изделия;
энергия; информация. Технологический
аспект отражает фазы «полного жизненного
цикла» технического средства — научно-технические
исследования, конструирование, производство,
эксплуатация. Гносеологический аспект
фиксирует уровни научно-технических
и типы инженерных знаний: общетехнические
теории, частные технические теории, инженерно-методические
знания, нормативно-технические знания.
Эта многомерная классифицирующая модель
при исследовании истории и теории технических
наук «позволяет рассмотреть один и тот
же целостный предмет в разных аспектах,
в различных его разрезах, разными способами,
с позиций разных по природе частных задач,
без потери общей картины, в рамках единой
ориентированной на генеральную цель
исследовательской программы»3. Таким образом, эта
модель полезна при формировании и развитии
истории и теории технических наук как
исследовательского направления. Итак,
феномен технической науки возникает
исторически как результат некоторых
процессов в рамках более широкого целого.
Представляется очевидным, что этим целым
является деятельность по созданию технических
устройств и технологий, так как возникновение
технических наук обусловлено потребностями
развивающейся технической практики.
Задачи, решаемые в технических науках
(следовательно, и комплекс знаний, используемых
и вырабатываемых для решения этих задач),
принципиально отличаются от проблем,
стоящих перед естественными науками.
Техническая наука представляет собой
исторически сложившуюся форму «обслуживания»
знаниями инженерной деятельности, характеризующуюся:
о научными методами исследования технических
проблем; О организацией научных знаний
в виде научного предмета (это выражается
в наличии идеализированных объектов
изучения и системы взаимосвязанных теорий
различного уровня общности); О специальной
социальной организацией деятельности
по выработке этих знаний (каналы научно-технической
коммуникации, сеть исследовательских
учреждений, система подготовки кадров).
Эти характеристики технических наук
сопоставимы с характеристиками естественных
наук, что, собственно, и позволяет говорить
о них как о науках. Специфика технических
наук обусловлена их «обслуживающей»
функцией; обеспечение этой функции включает
приложение и детализацию знаний естественных
наук, однако не сводится к этому и предполагает
формирование специального предмета исследования.
Идеализации, необходимые для теоретического
описания технических объектов, отличаются
от идеализаций, используемых в естественных
науках для описания природных явлений4. Так, идеализации
и предметное содержание электротехники
как науки отличны от тех, которые составляют
физику электромагнитных явлений. Самостоятельный
статус технических наук в логико-гносеологическом
аспекте определяется наличием: 1) специфического
объекта исследования — предметных структур
технической практики и 2) предмета исследования
— взаимосвязи процессных (физических),
функциональных (технических) и морфологических
(конструктивных) параметров технических
устройств. Чтобы описать историю становления
конкретной технической науки, необходимо
иметь модель ее генезиса.
Сюда входят:
1) представление
об основных моментах, фазах процесса
развития форм обслуживания знаниями
технической практики;
2) представление об
этапах изменения характера технического
знания, о последовательных шагах в процессе
еготеоретизации. При исследовании истории
становления технической науки надо проследить
как бы «выращивание кристалла из раствора»,
т.е. дать описание того, каким образом
в многообразии знаний, обслуживающих
конкретную техническую практику, возникает,
складывается определенная структура
знаний. Определенность структуры знаний
технических наук задается наработками
в области теории технических наук, методологии
и гносеологии науки. Для идентификации
появившегося типа технических знаний
как научного историк должен иметь концепцию
такого знания, знать признаки, отличающие
его от донаучных форм. Выявление этапов
«кристаллизации» научного типа знаний
в той или иной сфере инженерной деятельности
раскрывает логику и закономерности его
формирования и задает периодизацию истории
технической науки.
Итак, в истории и философии
науки важное значение имеют вопросы:
генезиса историко-технического знания
и историографии развития техники; эволюции
концептуальных основ истории техники,
проблемного поля истории техники в историко-технических
и философско-методологических исследованиях.
Список литературы
1. В. В. Морозов, В. И. Николаенко
История инженерной деятельности. Харков: НТУ “ХПІ”, 2007. – 336 с.
2. Иванов Б. И., Чешев В. В. Становление
и развитие технических наук. Л., 1977. – 264 с.
3. Козлов Б.И. Возникновение
и развитие технических наук: опыт историко-теоретического
анализа. Л., 1988. – 248 с.
4. Сымоненко О.Д. История техники
и технических наук: философско-методологический
анализ эволюции дисциплины. Монография.
М.: ИИЕТ РАН, 2005. - 218 с.
1 В. В. Морозов, В. И. Николаенко
История инженерной деятельности
2 Иванов Б. И., Чешев
В. В. Становление и развитие технических
наук. Л., 1977/ С. 6
3 Сымоненко О.Д. История
техники и технических наук: философско-методологический
анализ эволюции дисциплины. М., 2005.
4 Чешев В.В. Техническое
знание как объект методологического
анализа. Томск, 1981.