Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 14:01, реферат
Сегодня в современном нам обществе мы пытаемся восстановить ценность свободы
личности, которая формально воспринимается нами как одно из прав человека и
гражданина. Понятие “свобода личности” все чаще употребляется в средствах
массовой информации, в выступлениях политических лидеров, декларируется
Конституцией нашего государства. Однако смысл, вкладываемый в это понятие
разными людьми, различен, зачастую предлагаются самые противоположные пути
решения проблемы свободы человеческой личности. Но при этом сама категория
свободы не подвергается достаточно серьезному анализу.
Введение.
3
Раздел 1. Становление философских взглядов Н.А. Бердяева. 4
Раздел 2. Персонализм Бердяева. Центральное место
проблемы свободы человеческой личности в его философии. 6
Раздел 3. Идея Богочеловека в концепции свободы личности. 10
Раздел 4. Творчество как реализация свободы,
путь к гармонизации бытия.
11
Заключение.
15
Литература.
жизни”.
"Лишь путь Богочеловечества и Богочеловека ведет к утверждению
человеческой личности и свободы",- пишет Бердяев. [3] Человечество,
оторванное от Бога, отвергшее Христа, перерождается в бесчеловечное (пример
этого в "Бесах" Достоевского, в его “легенде о Великом Инквизиторе”).
Христианство Бердяева антропологично, оно основано на идее богоподобия человека
и очеловечивании Бога. Если это так, то человек призван к соучастию в
Божественном творчестве и, следовательно, история становится продолжением
миротворения. Причем “конец истории и путь к концу - не исключительно
божественный, а богочеловеческий, и в богочеловечности таится
возможность осмыслить божественный план истории, не погасив индивидуальной
свободы человека”.
РАЗДЕЛ 4. Творчество как реализация свободы, путь к гармонизации бытия.
Суть “персоналистической
концепции творчества, центральным стержнем которой становится идея творчества
как откровения человека, совместно
с Богом продолжающего
христианского творческого антропологизма Бердяева получила свое первое
развернутое выражение в книге “Смысл творчества”, основная тема которой -
идея творчества как религиозной задачи человека. Впечатления современницы
писателя Е.К. Герцык о книге: “Сотни пламенных, парадоксальнейших страниц.
Книга не написана - выкрикнута. Местами стиль маниакальный: на иной странице
повторяется пятьдесят раз какое-нибудь слово, несущее натиск его воли:
человек, свобода, творчество. Он бьет бешено молотком по читателю, Не
размышляет, не строит умозаключений, он декретирует.” [2]
В этой книге Бердяев ставит вопрос об отношении творчества и греха,
творчества и искупления, об оправдании человека в творчестве и через
творчество. Он считает, что “оно оправдывает человека, оно есть
антроподицея”. Антроподицея, согласно Бердяеву, это "третье антропологическое
откровение", возвещающее о наступлении "творческой религиозной эпохи". Оно
упраздняет откровение Ветхого и Нового заветов ("Христианство так же мертвеет
и коснеет перед творческой религиозной эпохой, как мертвел и коснел Ветхий
завет перед явлением Христа"). Но третьего откровения нельзя ждать, его
должен совершить сам человек; это будет делом его свободы и творчества.
Творчество не оправдывается и не допускается религией, а само является
религией. Его целью служит искание смысла, который всегда находится за
пределами мировой данности; творчество означает "возможность прорыва к смыслу
через бессмыслицу". Смысл есть ценность, и потому ценностно окрашено всякое
творческое стремление. Творчество создает особый мир, оно "продолжает дело
творения", уподобляет человека Богу-Творцу. Бердяев считает, что “все
достоинство творения, все совершенство его по идее Творца - в присущей ему
свободе. Свобода есть основной внутренний признак каждого существа,
сотворенного по образу и подобию Божьему; в этом признаке заключено
абсолютное совершенство плана творения”. [1] Присущая человеку способность к
творчеству божественна, и в этом состоит его богоподобие. Со стороны Бога
высшая природа человека показывается Иисусом Христом, Богом, принявшим
человеческий облик; со стороны человека - его творчеством, созданием “нового,
небывшего еще”.
Для автора “творчество человека не есть требование человека и право его, а
есть требование Бога от человека, обязанность человека”. “Бог ждет от
человека творческого акта как ответ человека на творческий акт Бога. О
творчестве человека верно то же, что и о свободе человека. Свобода человека
есть требование Бога от человека, обязанность человека по отношению к Богу.”
[2] Бердяев пишет: “Творчество неотрывно от свободы. Лишь свободный творит.
Из необходимости рождается лишь эволюция; творчество рождается из свободы”.
Тайна творчества также “бездонна и неизъяснима”, как и тайна свободы.
“Творчество - это цель жизни человека на земле - то, для чего Бог создал его.
Если христианство есть религия спасения, то это спасение через творчество, а
не только через аскетическое очищение от греха”, - пишет Бердяев. В книге “О
назначении человека. Опыт парадоксальной этики” (1931) он утверждает, что не
только этика искупления, но также этика творчества есть путь в царство
небесное.
“Тьма, ничто, бездна - вот что для Бердяева в основе бытия, вот в чем корни и
божественного миротворчества, и бездонной свободы человеческого духа. Но эта
же тьма, бездна снова настигает светлый космос и человека и грозит поглотить
их - отсюда необходимость творчества во что бы то ни стало... твори, не то
погибнешь”, - пишет Герцык. [2] “Бог всемогущ в бытии и над бытием, но он
бессилен перед “ничто”, которое до бытия и вне бытия. Он мог только распяться
над бездной этого “ничто” и тем внести свет в него... В этом и тайна свободы.
...Отсюда и бесконечный
“творчество возможно лишь при допущении свободы, не детерминированной бытием,
не выводимой из бытия”. Иначе, “без “ничто”, без небытия творчество в
истинном смысле слова было бы невозможно”.
В “Смысле творчества” Бердяев выражает мысль, что “творчество есть творчество
из ничего, то есть из свободы”. На мой взгляд, было бы неправильно думать,
что творчество человека не нуждается в какой-либо материи (материале), так
как совершается в реальности. Бердяев поясняет, что “творческий акт человека
не может целиком определяться материалом, который дает мир, в нем есть
новизна, не детерминированная извне миром. Это и есть тот элемент свободы,
который привходит во всякий подлинный творческий акт”. Я думаю, что именно в
этом смысле “творчество есть творчество из ничего”. Бердяев считает, что
творческие дары даны человеку Богом, но в творческие акты человека привходит
элемент свободы, не детерминированной ни миром, ни Богом.
Бердяев говорит о трагедии человеческого творчества. Он видит ее в
несоответствии его
“творческий акт в своей первоначальной чистоте направлен на новую жизнь,
новое бытие... на преображение мира. Но в условиях падшего мира он
отяжелевает, притягивается вниз... создает не новую жизнь, а культурные
продукты большего или меньшего совершенства”. Культура, по мысли писателя,
является одной из форм объективации и лишь символически указывает на духовный
мир. Подтверждение своей мысли Бердяев видит в том, что великие русские
писатели чувствовали конфликт между совершенной культурой и жизнью и
стремились к совершенной, преобразованной жизни. В том отношении очень
показательны Гоголь, Толстой, Достоевский. Вся русская литература проникнута
болью о страданиях народа и человека. В условиях “падшего” мира “результаты
творчества носят не реалистический, а символический характер”. Такое
творчество “символическое, дающее лишь знаки реального преображения.
Реалистическое творчество было бы преображением мира, концом этого мира,
возникновением нового неба и новой земли”, так как творческий акт “есть акт
эсхатологический, он обращен к концу мира”, предвосхищает начало мира нового,
новой эпохи Духа.
В произведениях писателя можно проследить связь между исключительным
отношением Бердяева к творчеству и его достаточно пессимистическим отношением
к действительности. Он пишет: “Творческий акт для меня всегда был
трансцендированием, выходом за границу имманентной действительности, прорывом
свободы через необходимость”. “Творческий акт есть наступление конца этого
мира, начало иного мира.” Автор предупреждает, что может возникнуть иллюзия,
что “результаты творческого акта могут быть совершенными в этом мире, могут
нас оставлять и не притягивать к иному миру”. Бердяев пишет, что совершенные
продукты творчества ”всегда говорят о мире ином, чем эта мировая
действительность, и упреждают преображение мира”. Очевидно особое отношение
писателя к творчеству. “Творчество, - пишет он, - было для меня погружением в
особый, иной мир, мир, свободный от тяжести, от власти ненавистной
обыденности. Творческий акт происходит вне времени. Во времени лишь продукты
творчества, лишь объективация. Продукты творчества не могут удовлетворять
творца. Но пережитый творческий подъем, экстаз, преодолевающий различение
субъекта и объекта, переходит в вечность”. [2] “Творчество для меня не
столько оформление в конечном, в творческом продукте, сколько раскрытие
бесконечного, полет в бесконечность.” [1] Бердяев понимает под творчеством
“потрясение и подъем всего человеческого существа, направленного к иной,
высшей жизни, к новому бытию”. Именно в творческом опыте “раскрывается, что
“я”, субъект, первичнее и выше, чем “не-я”, объект”.
“Творчество не всегда бывает истинным и подлинным, оно может быть ложным и
иллюзорным. Человеку свойственно и лжетворчество. Человек может давать ответ
не на призывы Бога, а на призыв сатаны”. “Подлинное же творчество человека
должно в героическом усилии прорвать порабощающее царство объективации... и
выйти на свободу, к преображенному миру, миру экзистенцциальной
субъективности и духовности, то есть подлинности, к царству человечности,
которая может быть лишь царством Богочеловечности”.
Можно сделать вывод, что, с одной стороны, творчество - это высшее проявление
свободы, создающей из “ничто” подлинное и ценностное, с другой - процесс
деобъективации затвердевшего в формах бытия, природы и истории. “Творчество
всегда есть освобождение и преодоление. В нем есть переживание силы. ...Ужас,
боль, расслабленность, гибель должны быть побеждены творчеством. по существу
есть выход, исход, победа.” [1] Творчество - это откровение “я” Богу и миру,
в нем оправдание человека, как бы ответный шаг на его пути к
трансцендентному.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Благодаря гуманизму своей философской позиции и таким отличительным ее
чертам, как “восстание против любых форм тоталитаризма, неустанная защита
свободы, отстаивание первичности духовных ценностей, антропоцентрический
подход к проблемам, персонализм, искания смысла жизни и истории” (Ф.
Коплстон) Бердяев сумел возвыситься до подлинной самобытности, открыть перед
русской духовностью новые “горизонты мысли”.
Понятие “личность” понимается Бердяевым как неповторимая, уникальная
субъективность. Через присущую ей
свободу и возможность
она направлена на созидание нового мира. История человечества предстает в
виде процесса развития личностного начала человека, а сам он достигает
наивысшего блаженства в единении с Богом в своем творческом акте,
направленном на достижение высших божественных ценностей: истины, красоты и
блага, на достижение нового бытия, нового, подлинного мира, царства Духа.
Приверженность “философии органического духа” позволила Бердяеву решить
поставленные им проблемы “реальности, свободы, личности”. Дух присутствует в
человеке как бесконечная
является “Божьей идеей”. Каждый человек, по мнению Бердяева , должен отгадать
“Божью идею о себе”, самореализоваться и “помогать Богу в осуществлении
замысла Божьего в мире”. Философ считает, что Бог действует в царстве
свободы, а не в царстве необходимости, именно в духе, а не в
детерминированной природе.
Бердяев всегда отстаивал нередуцируемость свободы к необходимости, ее
неприкосновенность перед
поэтому, относимый в исторической хронологии к первой половине XX века, Н.А.
Бердяев остается во многом нашим современником, призывающим при решении всех
философских проблем ставить в центр человека и его творчество.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: “Правда”, 1989.
2. Бердяев Н.А. Самопознание
(опыт философской
“Книга”, 1991.
3. Бердяев Н.А. Русская идея. "Вопросы философии", 1990, № 1-2.
4. Бердяев Н.А. Смысл истории. М.: “Мысль”, 1990.
5. Достоевский Ф.М.
Собрание сочинений в 12-ти
6. Лосский Н.О. История русской философии. М.: “Высш. школа”, 1991.
7. Русская философия.
Словарь. Под ред. Маслина М.А.
8. Современная философия: словарь и хрестоматия. Под ред. Кохановского
В.П. Ростов-на-Дону: “Феникс”, 1996.
9. Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии. С.-П.: Издательство
С.-Петербургского университета, 1995.
10. Шрейдер Ю.А. Свобода как творческая ориентация в мире. "Вопросы
философии", 1994, № 1.
11. Киссель М.А. Дороги свободы Ж.-П. Сартра. "Вопросы философии", 1994, № 11.
Информация о работе Становление философских взглядов Н.А. Бердяева