Структурные связи бытия. Часть и целое. Форма и содерание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 07:18, реферат

Краткое описание

В разговорном языке термин «бытие» имеет три основных значения. Бытие означает объективную, существующую независимо от нашего сознания, реальность. Слово «бытие» используется для обобщения условий материальной жизни людей и общества. Наконец, бытие есть синоним другого слова - «существование». Быть - значит существовать.

Содержание

Введение
1.Форма и содержание
2. Целое и часть.
3. Структура, элемент.
4. Система
3. Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Философия.doc

— 61.00 Кб (Скачать файл)

Академия государственного управления при президенте КР

СРС

По дисциплине: Философия

На тему: Структурные связи бытия. Часть и целое. Форма и содержание

 

                                                                           

                                                                           

 

 

                                                                   Выполнила ст.гр.ГФФР-2-12

Токтогулова Айкерим

Проверила: Сааданбекова Ч.И

 

Бишкек-2013

Содержание 

 

Введение

1.Форма и содержание

2. Целое и часть.

3. Структура, элемент.

4. Система

3. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В разговорном языке  термин «бытие» имеет три основных значения. Бытие означает объективную, существующую независимо от нашего сознания, реальность. Слово «бытие» используется для обобщения условий материальной жизни людей и общества. Наконец, бытие есть синоним другого слова - «существование». Быть - значит существовать.

 

В философии, некоторых  других науках понятие бытия также  многозначно и представляет важную мировоззренческую проблему. Понимание бытия исторически связано с той или иной ориентацией человека, социальных общностей относительно внутреннего и внешнего мира жизни людей. В зависимости от выбора, в основе которого может быть наука, религиозная вера, мистика, фантазия, практическая жизнь, и определяется бытие. Философия как наука рассматривает проблему бытия основой теории всеобщего и конкретного типа мировоззрения, главной частью метафилософии.

 

В широком проблемном аспекте понятие «бытие» охватывает все, что существует, что есть, что наличествует. Категория бытия предельно широка по объему и многообразна по содержанию. Бытие соотносится с небытием - с тем, чего нет, а также с тем, чего не может быть вообще.

 

Более конкретно бытие  означает весь существующий материальный мир. Иногда материальный мир трактуется как объективная реальность, то есть существующая независимо от человека и его сознания. В таком объяснении есть некоторая неточность. Она состоит в том, что термин «объективный» не охватывает в данном случае всего, что существует независимо от человека. Вне и независимо от нашего сознания существуют многие формы идеального. Так, потребительная стоимость товара, красота природы, добро как явление нравственности общества нематериальны. Сознание одного человека как субъективная для него реальность в соотношении с сознанием другого человека также существует объективно. Оно независимо от сознания второго индивида.

 

Объективность материального  так или иначе может быть обоснована экспериментально, эмпирически. Например, доказывать существование природы, космоса, независимого от человека и его сознания, нет особой необходимости. Обосновать независимость физического существования человека, его организма от сознания уже сложнее. Суждение о том, что человек — частичка, элемент природного мира, а значит - объективная реальность, представляет выводное, логическое знание. Оно требует дополнительной аргументации в соотношении с психофизическими и духовными характеристиками человека.

 
К основным философским проблемам  бытия можно отнести: определение бытия; обоснование его видов и форм; проблему единственности и единства бытия; соотношение вечности и неуничтожимости бытия в целом и конечности, уничтожимости его конкретных элементов; соотношение единства и целостности бытия с многообразием и относительной самостоятельностью элементов содержания

 

Философское миропонимание  призвано не только представить основные «блоки» бытия, но и воссоздать их многообразные связи, развитие. Однако построить целостный теоретический  образ мира в его динамике оказалось очень трудно.

Решение этой задачи растянулось  на века и тесно переплелось с  формированием диалектики как наиболее полного и всестороннего учения о развитии.

Давно начатый философский  поиск продолжается и поныне. Глубокое понимание мира как связного и целостного, осмысление важнейших тенденций его изменения, развития необходимо для познания и решения вопросов науки и практики, жгучих проблем, вставших перед человечеством сегодня.

Итак, цель данной работы состоит в исследовании бытия в категориальных структурах диалектики. А именно структурные связи. Часть и целое, форма и содержание. Элементы и структуры. Принцип системности.

           Важное место в философском мироуяснении издавна занимали вопросы «устройства» мироздания. Из чего все состоит и во что превращаются вещи при их разрушении? Образуют ли многочисленные и многообразные предметы некие единства? Какое место в бытии занимают единичное и общее? Что отличает хаотическое скопление предметов от упорядоченных, связанных определенным образом их совокупностей? Возникнув еще в древних философских учениях, такие вопросы приобрели характер вечных. С развитием знаний, опыта менялась их трактовка, осуществлялся поиск все более зрелых, глубоких ответов. И сегодня – в другой форме, на иной основе – продолжаются раздумья на эти темы.

 

 

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание  и форма.

 

            Категория, охватывающая совокупность всех компонентов вещи, явления, процесса, их взаимодействий, называется содержанием. Форма – это организация устойчивых связей между компонентами содержания.

Любая система всегда имеет как форму, так и содержание. Нет бессодержательной формы  и неоформленного содержания. Находясь во взаимосвязи, форма и содержание выражают противоположные стремления предмета. Содержание стремится к изменчивости, форма – к постоянству, устойчивости. Содержание определяет форму, но и форма активно влияет на содержание.

Форма может ускорять развитие содержания, но может и  замедлять его в зависимости  от того, соответствует ли она содержанию или уже устарела. Соответствие формы содержанию никогда не бывает полным. В высокой соразмерности формы и содержания – тайна изящного.

Целое и часть. Система, структура, элемент.

Часть и целое – философские категории, отражающие отношение между сторонами отдельного предмета. Любой предмет состоит из частей. Однако попытки понять особенность того или иного предмета, явления на основе анализа частей и последующего суммирования их свойств ведут к неудачам. Целое не сводится к сумме его частей. Оно включает и способ соединения этих частей, их взаимосвязи, взаимообусловленность и многое другое. Предмет не может быть представлен через сумму составляющих его частей, потому что они возникают и существуют только в единой системе, т.е. на основе определенного типа соединений, только в этом случае они становятся частями. Вместе с тем мировое целое – это целое, составленное из частей, а не целое, разделенное на части. Первичное есть части, а не целое. Таким мир сформировался в нашем сознании, таким он остается в нем до сих пор.

Целое – исходный пункт теоретического анализа именно потому, что оно представляет собой ту форму, посредством которой осуществляется проникновение в сущность вещи.

Категории «целое» и «часть»  сходны и взаимосвязаны с понятиями  «система», «структура», «элемент».

Система – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство. Структура – совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, т.е. сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях.

Элемент – понятие, означающее первичные частицы, простейшие звенья системы, из комбинации которых она складывается, образовывается.

Системы подразделяются на целостные и суммативные. У первых связи между элементами прочнее, чем связи этих элементов со средой, у вторых – связи одного порядка.

Различают динамические системы и статические; открытые и закрытые; самоорганизующиеся и неорганизованные; управляемые и неуправляемые и др.

В качестве системного может  рассматриваться любой объект. Но не ко всем объектам целесообразно применять принципы и методы системного подхода. Их использование требуется в тех случаях, когда системные «эффекты» выражены достаточно интенсивно. С этой точки зрения все существующие в мире комплексы или совокупности можно подразделить на такие, в которых слабо выражены черты внутренней организации и связи частей носят внешний, случайный, нестабильный характер, и такие, в которых явственно выражены системные связи. Объекты первого типа условно называют неорганизованными совокупностями. К ним относят различные конгломераты. Это, скажем, куча камней, случайное скопление людей на улице и т.п. Входя в состав такого объединения или покидая его, элементы не претерпевают каких-либо серьезных изменений. Свойства совокупности в целом почти совпадают с суммой свойств частей. Такая совокупность либо полностью лишена системно-структурного характера, либо он слабо выражен и им можно пренебречь.

Системные объекты обладают целостной, устойчивой структурой. Для  них характерны «системные эффекты» – появление новых свойств, возникающих в результате взаимодействия элементов в рамках целого. Примерами системных объектов могут служить кристаллы, архитектурные сооружения, биологические организмы и многие другие предметы. Для системных объектов типична также иерархичность строения – последовательное включение систем более низкого уровня в систему более высокого уровня. Системой называют, таким образом, не произвольно выбранное множество «предметов» и связей между ними, а упорядоченную определенным образом целостную структуру, единый сложный объект. Так, в структуре живых организмов легко обнаружить различные органы, способные функционировать только во взаимодействии друг с другом и только в составе данных организмов.

Основным принципом  разграничения и самих системных  объектов также служит более слабый или более сильный характер системных связей. К первому типу относят такие объекты, элементы которых взаимосвязаны, не составляют простой арифметической суммы, вне связи с целым теряют ряд свойств, но все же могут быть выделены и как самостоятельные. Такие объекты иногда называют «неорганичными системами», в отличие от «органичных» систем – сложных объектов с ярко выраженными системными связями, чертами целостности.

Системные объекты такого типа не допускают обособления элементов. В отрыве от целого элементы таких систем не только теряют ряд свойств, но вообще не могут существовать. Органичные системы проходят в процессе их развития последовательные этапы усложнения и дифференциации. Существенную роль в них играют генетические связи.

В методологии системного исследования наряду с понятиями  «система», «элемент», «структура»  важную роль играют понятия «связь», «целостность», «функция», «иерархия» и «среда». Система может быть понята как нечто целое лишь в  сопоставлении со средой – ее окружением.

В зависимости от характера  отношений со средой, различают такие  типы поведения систем, как реактивное, адаптивное, активное, в котором существенную роль играют собственные цели системы, преобразование среды в соответствии с потребностями системы. Наиболее высокоорганизованными являются самоорганизующиеся системы или системы с обратной связью. Поведение системы в них постоянно приводится в соответствие с изменяющимися внешними условиями, сигналами среды. Это предполагает наличие в сложно организованных системах процессов управления. Такие системы включают в себя не только связи координации, но и связи субординации. В них присутствуют особые управляющие механизмы, через которые структура целого воздействует на характер функционирования и развития частей.

Долгое время казалось, что размышления о понятиях «часть»  и «целое», «простое» и «сложное», «элемент» и «структура» интересны  только философам, в крайнем случае – части ученых-теоретиков. Положение в корне изменилось, когда жизнь вплотную подвела людей к таким практическим задачам, для решения которых потребовалось изучение и одновременный учет не просто большого, а, можно сказать, огромного числа качественно разнообразных предметов, явлений, процессов и связей между ними. Особенно нагляден переход к таким задачам в технике XX века, когда возникли так называемые особо сложные технические системы, структура которых состоит уже не из десятков и сотен, а из десятков и сотен тысяч взаимосвязанных деталей и узлов.

Первые такие системы были созданы в области телефонной связи. В середине XX века пальму первенства перехватили радиолокационные, радионавигационные, вычислительные и прочие технические системы, состоящие из сотен тысяч и миллионов отдельных радиоэлектронных элементов. Несколько позднее сложные многофункциональные системы стали обычным явлением почти во всех областях технической деятельности. Оказалось, что для проектирования, создания и использования таких систем нужны не только физические, химические и другие специально-научные знания, но также понятийный аппарат, отражающий особые свойства сложных технических систем, что стимулировало рост интереса к предельно общим знаниям, закрепленным в философских категориях диалектики.

Информация о работе Структурные связи бытия. Часть и целое. Форма и содерание