Субъекты и объекты познания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 19:49, реферат

Краткое описание

ПОЗНАНИЕ - это общественно-исторический процесс человеческой деятельности, который направлен на отражение объективной действительности в сознании человека, «вечное, бесконечное приближение мышления к объекту. Вопрос о сущности познания неразрывно связан с решением основного вопроса философии. Идеализм абсолютизирует отдельные моменты процесса познания, отрывает его от объекта, превращает развитие знания в нечто самостоятельное, а некоторые идеалисты видят в нем причину и источник развития предмета. Материализм рассматривает познание, как процесс приблизительно верного отражения действительности в сознании человека.

Вложенные файлы: 1 файл

познание.docx

— 30.30 Кб (Скачать файл)

Личностное знание - это  не просто совокупность каких-то утверждений, но и переживание индивида. Личность живет в нем «как в одеянии  из собственной кожи», а не просто констатирует его существование. Тем  самым в каждом акте познания присутствует .страстный вклад познающей личности, и что эта добавка не свидетельство несовершенства, но насущно необходимый элемент знания. Но такая добавка не делает последнее чисто субъективным.

В настоящее время усиливается  интерес к проблеме иррационального, т. е. того, что лежит за пределами  досягаемости разума и недоступно постижению с помощью известных рациональных средств, и вместе с тем все  более укрепляется убеждение  в том, что наличие иррациональных пластов в человеческом духе порождает  ту глубину, из которой появляются все  новые смыслы, идеи, творения. Взаимопереход рационального и иррационального - одно из фундаментальных оснований процесса познания. Однако значение внерациональных факторов не следует преувеличивать, как это делают сторонники иррационализма.

Типологизация форм самого знания может быть проведена по самым различным основаниям (критериям). В этой связи выделяют, например, знания рациональные и эмоциональные, феноменолистские (качественные концепции) и эссенцианалистские (сооруженные в основном количественными средствами анализа), эмпирические и теоретические, фундаментальные и прикладные, философские и чистнонаучные, естественно-научные и гуманитарные и т. д.

Специфическими формами  или методами познания являются наблюдение, описание и т. д. На этой ступени познавательного  процесса происходит сбор фактов, фиксирующих  внешние проявления, свойства предметов. Теоретическая форма познания- это углубление человеческой мысли в сущность явлений действительности. При этом научное познание пользуется такими методами, как моделирование, создание гипотез, теорий и т. д. Действительность отражается человеком с помощью различных форм познавательной деятельности.

Таким образом человек  ничего не может знать о предметах  и явлениях внешнего мира без того материала, который он получает от органов  чувств в формах чувственного созерцания (ощущение, восприятие, представление). Они дают чувственно наглядное воспроизведение предметов, их отдельных свойств. Существенные связи между предметами, закономерности их развития отражаются в формах абстрактного мышления - понятиях, суждениях, умозаключениях. В процессе познания человек использует также различные логические приемы (анализ и синтез, дедукцию, индукцию и т. д.), позволяющие ему теоретически воссоздавать изучаемый предмет.

3. Проблема истины

Диалектический материализм  считает, что наши знания, полученные на основе живого созерцания и абстрактного мышления и проверенные практикой, являются достоверными знаниями, имеющими значение объективной истины. Вопрос об истинности знаний решался многими  философами. Однако только диалектический материализм дал научное обоснование  вопроса об истине.

В проблеме истины надо различать  две стороны.

Существует ли объективная  истина, т. е. может ли в человеческих представлениях быть такое содержание, которое не зависит от человека?

Если да, то могут ли человеческие представления, выражающие объективную  истину, выражать ее фазу, абсолютно  или только приблизительно, относительно?

Содержание наших знаний, представлений и понятий, которое  соответствует действительности, подтверждается практикой и не зависит от субъекта. Утверждение естествознания, что  земля существовала до человека, есть объективная истина.

Объективной истиной являются все законы природы и общества, поскольку они правильно познаны, соответствуют объективной реальности и подтверждаются общественно-исторической практикой человечества. Наши знания объективны по своему источнику, по происхождению  и, являясь отражением объективного мира в сознании человека, носят  характер объективной истины

Идеалисты, так или иначе отрицают объективную истину. Они считают, что содержание наших знаний зависит от субъекта, идеи абсолютного духа.

Идеалисты махистского толка, например, объективность сводили к «общезначимости» и истину понимали как «организующую и идеологическую форму человеческого опыта». Но если истина есть форма человеческого опыта, то она не может быть объективной, то есть независимой от человека и человечества. Под такое понимание истины можно подвести и религиозные вымыслы. Махисты стирали грань между наукой и религией, ибо религиозные догмы до сих пор являются «идеологическими формами» реакции

В духе махистов рассуждают и прагматисты. Истиной прагматисты  считают то, что «полезно в целях  практических». Американский философ  Уайтхед прямо заявляет, что «для пользы дела» нужна наука и  религия.

Hayкa же имеет дело с объективной истиной, с объективными законами природы, общества и мышления. Современный фидеизм отвергает претензии науки на объективную истину. Но без признания объективной истины нет науки. Отсюда видно, что научное мировоззрение связано с признанием объективной истины.

Признание объективной истины наносит сокрушительный удар по идеалистическому мировоззрению и является краеугольным камнем-теории познания диалектического материализма.

Признавая объективную истину, диалектический материализм вместе с тем считает, что эта истина познается не сразу, а постепенно, частями. В каждый данный момент познание исторически ограничено, но эти границы  временны, относительны и практически  постоянно раздвигаются в соответствии с успехами науки и техники. Поскольку  познание развивается непрерывно, то и наши объективные знания в каждый данный момент неполны, незакончены, относительны. Диалектический материализм признает относительность истины лишь в смысле неполноты, незаконченности, незавершенности  нашего познания в данной области, в  данный момент.

Относительность истины обусловливается прежде всего тем, что мир находится в вечном и бесконечном развитии и изменении. Развиваются и углубляются и наши знания о мире. Познание развивается беспредельно, поступательно. Относительность истины следует также из ее конкретности.

Материалистическая диалектика учит, что истина носит конкретный характер. Абстрактной истины нет. Истина всегда конкретна.

Итак, вечное движение и развитие мира, отражаемое в наших знаниях, зависимость истины от условий - все  это определяет относительность  истины. Признание абсолютного существования  внешнего мира, неизбежно ведет к  признанию абсолютной истины. Человеческое мышление по природе своей способно давать нам и дает абсолютную истину. Абсолютные знания содержатся в каждой науке: поскольку наши знания объективны, постольку в них есть зерно абсолютного. Истина абсолютная и относительная - это два момента объективной истины, различных в степени точности, полноты. В каждой объективной относительной истине есть частица абсолютной истины, как отражение вечной, абсолютной природы. Всякое истинное познание природы есть познание вечного, бесконечного, и поэтому оно по существу абсолютно. Но абсолютная истина складывается из бесконечной суммы относительных истин, открываемых развивающейяя наукой и практикой. Пределы относительной научной истины могут быть расширены за счет новых открытий. Истина всегда уточняется, пополняется и все более полно и верно отражает бесконечный материальный мир.

Так, еще в древней Греции зародилась теория атомного строения материи. Физика XIX столетия доказала, что материя действительно состоит  из атомов, а химики знали, что атомы  одного элемента имеют определенные и одинаковые свойства. Эти знания были относительными, неполными, связанными с заблуждением: атомы считались  неделимыми. Но сам факт атомного строения материи явился зерном абсолютной истины, не опровергнутым дальнейшим развитием  науки. В конце XIX в. было доказано, что атом является сложной структурой. В 1896 г. были открыты электроны, входящие в атом. Наука вносила все новые зерна абсолютной истины в знания об атоме. В первой трети двадцатого столетия было исследовано движение электронов, вращающихся вокруг ядер атомов. В 40-х годах развернулись работы по созданию атомных реакций и получению атомной энергии. Используя достижения атомной физики, Советский Союз первым в мире построил атомную электростанцию. В настоящее время в соответствий с семилетним планом развернулись большие работы по использованию атомной энергии в мирных целях, по исследованию и практическому применению управляемых термоядерных реакций.

Все эти факты из истории  развития атомной физики свидетельствуют  о сложности, и бесконечности  процесса познания, процесса складывания  абсолютной истины из суммы истин  относительных. Это положение полностью  распространяется и на другие науки  о природе и обществе.

Итак, диалектический материализм  рассматривает относительную и  абсолютную истины в единстве, не допуская их метафизического разрыва и  противопоставления. Игнорирование  единства абсолютной и относительной  истины неизбежно ведет к догматизму и релятивизму. Диалектический материализм - враг догматизма в понимании истины.

Догматики рассматривают  истину как раз навсегда данную, абсолютную. Так рассуждал, например, немецкий философ Дюринг, считая истины вечными, окончательными, уподобляя  их догме. Догматики абсолютизируют наши знания и отрицают их относительный  характер. Они витают в сфере абстрактных  рассуждений, боятся соприкасаться  с жизнью, обобщать практику и делать из этих обобщений какие-либо новые  теоретические выводы. Догматики  обычно цепляются за высказывания и  положения, которые уже утратили свое значение в связи с изменившейся обстановкой.

Развитие практики и самого познания показывают, что те или  иные заблуждения рано или поздно преодолеваются: либо сходят со сцены (как, например, учение о «вечном  двигателе»), либо превращаются в истинные знания (превращение алхимии в  химию). Важнейшие предпосылки преодоления  заблуждений -изменение и совершенствование породивших их социальных условий, зрелость общественно-исторической практики, развитие и углубление знания. А это требует конструктивно-критического, а не апологетического (защитительно-оправдательного) подхода к действительности, реализации метода «проб и ошибок».

Таким образом истина - это знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с нам. Иначе говоря, это верное, правильное отражение действительности в живом созерцании или в мышлении. Достижение истины -непосредственная цель познания в любой его форме (научной, философской, образно-художественной и др.). Истина не есть свойство материальных объектов (например, «дом есть истина»), а характеристика знания о них. Будучи объективна по своему внешнему материальному содержанию, истина субъективна по своим внутренним идеальным содержанию и форме: истину познают люди, выражающие ее в определенныы субъективных формах (понятиях, законах, теориях и т. п.). Например, всемирное тяготение изначально присуще материальному миру, но в качестве истины, закона науки оно было открыто Ньютоном.

Истина есть процесс, а  не некий одноразовый акт постижения объекта сразу, целиком и в  полном объеме. Для характеристики объективной истины как процесса применяются категории абсолютного (выражающей устойчивое, неизменное в явлениях) и относительного (отражающей изменения происходящего.)

Список литературы

1. Алексеев П. Б., Панин  А. В. Теория познания и диалектика. М., 1991.

2. Границы науки: о возможности  альтернативных моделей познания. М., 1991.

3. Сборник статей. Диалектика  познания. Л., 1988.

4. Загадка человеческого  понимания. М., 1991.

5. Ильин В. В. Теория  познания. Введение. Общие проблемы. М., 1994.

6. Познание в социальном  контексте. М., 1994.

7. Руткевич М. П., Лойфман И. Я. Диалектика и теория познания. М., 1994.

8. Современные теории  познания. М., 1992.

9. Теория познания: В 4 т. М., 1991-1995.

10. Глаголева Светлана. Познание


Информация о работе Субъекты и объекты познания