Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2015 в 17:52, контрольная работа
Философия окончательный выбор «образа человечности» оставляет за самим человеком. Поэтому она не может диктовать человеку, каким он должен быть. Философия не может быть сведена и к науке о сущем – к простой констатации того, каков человек «на самом деле». Философия как «техника» размышления человека о самом себе есть форма теоретического знания о возможном.
Целью написания работы является рассмотрение проблемы смысла жизни человека и проблема его здоровья, основываясь на историко-философических аспектах.
Введение
1. Смысл жизни и ее ценность: многообразие понимания
1.1 Смысл жизни
1.2 «Идеальные типы» философского самовосприятия человека
2. Судьба и поиски смысла жизни
2.1 Судьба и жизненный путь
2.2 Поиски смысла жизни
3. Свобода и творчество как экзистенциальные ориентации
4. Русские философы о смысле жизни
5. З.Фрейд о смысле человеческой жизни
6. Личностное здоровье человека
7. Смысл жизни – сохранение красоты и здоровья
8. Заключение. Вывод.
Список литературы
Таким образом, как мы видим, просто определяется программой принципа наслаждения. Этот принцип главенствует в деятельности душевного аппарата с самого начала; его целенаправленность не подлежит никакому сомнению, и в то же время его программа ставит человека во враждебные отношения со всем миром, как с микрокосмосом, так и с макрокосмосом. ….Размышление нам подсказывает, что для разрешения этой задачи можно пробовать идти самыми разнообразными путями; все эти пути рекомендовались различными школами житейской мудрости и были людьми исхожены.
...Религия затрудняет эту проблему выбора и приспособления те, что она всем одинаково навязывает свой путь к счастью и к защите от страдания. Ее методика заключается в умалении ценности жизни и в химерическом искажении картины реального мира, что предполагает предварительное запугивание интеллекта. Такой ценой, путем насильственного закрепления психического инфантилизма и включения в систему массового безумия, религии удается спасти многих людей от индивидуального невроза. Но едва ли больше; как уже сказано, к
счастью ведут многие доступные человеку пути, хотя ни один из них не приводит к цели наверняка. Не может выполнить своих обещаний и религия. Когда верующий в конце концов принужден ссылаться на "неисповедимые пути Господни", он этим только признает, что в его страданиях, в качестве последнего утешения и источника наслаждения, ему остается лишь безоговорочное подчинение. Но если он к этому уже готов, то, вероятно, мог бы и миновать окольные пути.”
6. Личностное здоровье
человека
Личностное здоровье человека – факторы,
влиящие на обретение человеком смысла
жизни . Проблема личностного здоровья
занимает психологов с первых десятилетий
ХХ века. Так, А.Ф.Лазурский еще в 1921 году
писал: «Альтруизм в том или ином виде
представляется формой и средством и показателем
наилучшей гармонии между личностью и
средой. Здесь извращенных нет».
Опираясь на точку зрения
А.Н.Леонтьева, полагавшего, что личность,
хотя и существует в теле человека как
в субстрате, не является, тем не менее,
его характеристикой, будучи порождением
определенных отношений, Б.С.Братусь подчеркивает,
что человек может быть вполне психически
здоровым, хорошо запоминать и мыслить,
ставить сложные цели, находить к ним верные
пути, быть деятельным, успешным, самодостаточным
и одновременно личностно ущербным, «больным»:
не координировать свою жизнь, направляя
ее к достижению родовой человеческой
сущности, а удовлетворяясь суррогатными
целями. Родовая человеческая сущность
соответствует здесь понятию человечности,
включающей благожелательность, уважение
к людям, сочувствие и доверие к ним, теплоту
и мягкость отношений. Именно о человечности
как регуляторе всех общественных и личных
отношений, единственно, что «должно быть
проповедуемо и внушаемо людям», писал
как о важнейшем завете своего отца П.А.Флоренский.
Интерес к проблемам
нравственного развития личности не случайно
обострился в ХХ веке. Технический прогресс
касается не только человеческого быта,
но, прежде всего – совершенствования
средств и способов уничтожения людей,
понижения нравственных норм жизни больших
масс населения, путем обесценивания человеческой
жизни. Обращает на себя внимание сходство
подходов к психологической оценке состояния
личностного здоровья в исследованиях
Э.Фромма, А.Маслоу, В.Франкла. К ним можно
отнести и В.Н.Мясищева, отмечавшего социальную
полноценность или неполноценность личности,
наряду с биологической. В концепциях
этих психологов рассматриваются два
вектора развития личности – просоциальный
и антисоциальный. Эти векторы отличаются
друг от друга тенденциями к восприятию
Себя и Других (Общества) как выражения
жизненных позиций. Оба вектора не представляют
абсолютно взаимоисключающих противоположностей,
допуская переходные состояния смыслового
содержания личностных качеств. Тем не
менее, противостоящие друг другу качественные
тенденции этих векторов личностного
развития приводят к их трудной совместимости
в социально-психологическом и нравственном
плане, вплоть до гибели как отдельных
людей, так и некоторой части социума.
В соответствии с положением,
выдвинутым Г.Г.Дилигенским (1996), источником
просоциально децентрированной направленности
является выбор личностной стратегии
в системе «Я – Другой». Ее предпосылкой
служит стратегия интеграции в общность
при сохранении собственной психологической
автономии и благожелательной открытости
личности к другим людям, достаточной
силе собственного «Я», способности к
эмпатии, мотивации «для других». В современной
социально-психологической ситуации мы
склонны отнести данный тип направленности
личности к наиболее выраженному комплексу
личностного здоровья.
На уровне относительного
неблагополучия личностного состояния
находится, депрессивный тип направленности,
у которого, в системе свойственных ему
отношений, сохраняется просоциальный
вектор личностного развития, хотя и ослабленный
пониженной личностной самооценкой.
Значительно более
острое нарушение личностного здоровья
возникает при формировании устойчивой
эгоцентрической направленности жизненных
позиций личности. Рассматривая этот тип
направленности, Э.Фромм (1994) и Г.Г.Дилигенский
(1999) говорят о мотивационной стратегии,
подчиненной стремлению к власти. В той
мере, в какой человеку удается ее удовлетворить,
он осуществляет одновременно индивидуальное
самоутверждение и психологически позитивные
для него связи с людьми: «индивидуальная»
тенденция при этом подчиняет себе «социальную».
Психологи второй половины ХХ века, пережившие
события Второй мировой войны, называли
этот тип направленности «отвержением
привязанности» (Дж.Боулби), «оборонительной
и подавляющей других позицией» (Э.Берн
и Ф.Эрнст). Э.Фромм определял крайнее ее
выражение как синдром «ненависти к жизни»
или некрофилию, которой сопутствуют черты
деструктивности, жестокость, стремление
к власти и убеждение, что все проблемы
и конфликты можно решить только с применением
силы, поскольку сила насилия или «власть
превращать человека в труп» является
первым и последним решением в любой ситуации.
Террен Уотс определяет ее как «комплекс
воина», А.Г. Маслоу видел в ней метапатологию,
Т. Адорно квалифицировал ее как «авторитаризм».
Решительность и хорошо развитые организаторские
способности составляют положительное
содержание этого личностного типа, в
то время как эмоциональная глухота, невосприимчивость
к чужой боли и «вещное» отношение к людям
вместе с «кибернетическим» восприятием
действительности и стремлением к власти
являются также типичными его чертами.
Наши эмпирические исследования позволяют
утверждать, что этот вариант направленности,
равно как и негативистический, типичен
для молодежи, вовлеченной в криминальные
и экстремистские сообщества. Эти обстоятельства,
заставляют нас отнести эгоцентрическую
направленность к признакам существенного
нарушения личностного здоровья.
В свою очередь, негативистический
тип направленности личности психологически
соответствует максимальному отъединению
личности от социума, при глубинно подавленной
самооценке, и в крайнем своем выражении
способен проявиться в виде жизнеотрицания,
и потому может быть признан наиболее
резко выраженной формой личностного
нездоровья. Это жизнеотрицание может
быть направлено как на личность своего
носителя, так и на окружающих людей.
Рассмотренная нами система
оценки личностного здоровья предполагает
разработку соответствующей системы личностного
оздоровления в процессе воспитательного
воздействия, ориентированного на обеспечение
максимально достижимого личностного
здоровья через формирование направленности
жизненных позиций, приближенных к просоциально
децентрированному типу. Только через
воспитание можно оздоровить социум, страдающий
социально-психологической недостаточностью
человечности, что затрудняет поиски смысла
жизни человеком и его движение к акме.
7. Смысл жизни
– сохранение красоты и
Хотя древнегреческий философ Метродор и утверждал, что смысл жизни в крепости тела и в твердой надежде, что на него можно положиться, большинству людей все же понятно, что это не может быть смыслом.
Трудно найти что-то более бессмысленное, чем жизнь ради поддержания собственного здоровья и внешнего вида. Если человек заботится о своем здоровье (занимается спортом, физкультурой, своевременно проходит профилактические медицинские осмотры), то это можно только приветствовать. Мы же говорим о другом, о той ситуации, когда поддержание здоровья, красоты, долголетия становится смыслом жизни. Если человек, видя смысл только в этом, ввязывается в борьбу за сохранение и украшение своего тела, он приговаривает себя к неизбежному поражению. Смерть все равно выиграет это сражение. Вся эта красота, все это мнимое здоровье, все эти накаченные мышцы, все эти эксперименты по омоложению, солярии, липосакции, серебряные нити, подтяжки ничего после себя не оставят.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В жизни каждого нормального человека рано или поздно наступит момент, когда он задается вопросом о конечности своего индивидуального существования. Человек – единственное существо, которое осознает свою смертность и может делать ее предметом размышления. Но неизбежность собственной смерти воспринимается человеком отнюдь не как отвлеченная истина, а вызывает сильнейшее эмоциональное потрясение, затрагивает самые глубины его внутреннего мира.
Цель и смысл индивидуальной жизни каждой личности тесно связаны с социальными идеями и действиями, определяющими цель и смысл всей человеческой истории, общества, в котором человек живет и трудится, человечества как целого, его предназначение, а, следовательно, ответственность на Земле и во Вселенной. Этой ответственностью четко очерчиваются границы того, что могут и чего не могут ни при каких условиях делать на индивидуальном и социальном уровне человек и человечество. Этим же определяется и то, какими средствами могут или не могут они добиваться своих целей, даже если эти цели представляются высокими, нравственными.
Мир духа, мир абсолютных ценностей, добра, красоты, истины освобождает человека от унизительной зависимости: ни социальная среда, ни телесные немощи, ни капризы природы больше не довлеют над человеком. Судьба есть там, где есть нечто внешнее, противоположное человеку. Но вот человек «выносит за скобки» то отягощенное материей пространство, которое символизирует судьба, он свободен от желаний, не стремится к целям, подчиняющим его себе. Если в мире непосредственной жизненности человек был его неподвижным центром, в мире цели – точкой, устремленной вовне, «вектором», то мир всеобщего полностью меняет положение человека: он уже не есть средоточие мира, точка его внутренней опоры – вне его. Мир вне пространства и времени, мир вечности, абсолютное царство духа освобождает человека от тягот жизни.
От всех живых существ человек отличается более всего тем, что на протяжении своей индивидуальной жизни он никогда не достигает «целей» жизни родовой, исторической; в этом смысле он – постоянно не реализуемое адекватно существо. Он не удовлетворяется ситуацией, когда, как говорил Маркс, «сама жизнь оказывается лишь средством к жизни». Такая неудовлетворенность, нереализуемость содержат в себе побудительные причины творческой деятельности, не заключенные в непосредственных ее мотивах. Именно поэтому призвание, назначение, задача всякого человека – всесторонне развивать все свои способности, внести свой личный вклад в историю, в прогресс общества, его культуру.
Вопрос о смысле человеческой жизни имеет и другую сторону, относящуюся к реальной, природно-биологической бесконечности человечества и бессмертию его разума, а также к возможности других форм жизни и разума, других, внеземных цивилизаций в бесконечной Вселенной. Эта чрезвычайно интересная сторона вопроса интенсивно обсуждается в современной научной и философской литературе. Космизация человечества, выход его в будущем в бесконечные просторы Вселенной изменят во многом и наши представления о времени, что, по-видимому, будет связано с новым пониманием смысла человеческой жизни, ее длительности, смерти и бессмертия, приведет к осознанию космического предназначения и ответственности человека и человечества.
ВЫВОД
Проблема смысла жизни и здоровья человека является одной из основополагающих в русле философско-антропологической проблематики. Кроме того, она связана с такими значительными категориями как свобода, Абсолют, творчество, мораль и счастье. В зависимости от отношения к указанным универсалиям выдвигались разнообразные ответы на вопрос о наличии и сущности смысла жизни. На примере моделей, представленных А. Камю и Н.А. Бердяевым, можно продемонстрировать глубокую взаимосвязь исследуемой категории прежде всего с отношением человека к Абсолюту, судьбе и свободе человека.
Отказываясь от трансцендентного Абсолюта, герой абсурда при условии последовательности в ходе мысли отказывается также от легитимной морали, от свободы и осмысленности человеческого бытия. Признание высшего легитиматора, в свою очередь, позволяет оправдать наличие морали, аксиологии, свободы человека. Как следствие, от понимания категории смысла жизни зависит также понимание счастья человека. Поскольку же счастье индивида благотворно влияет на состояние общества, можно предположить желание общества предоставить личности такую концепцию смысла жизни, которая бы придавала ему силы для укрепления общественного благосостояния.
Список литературы
1. Бубер, М. Два образа веры. – М., 1995.
2. Зеленкова, И. Л. Проблема смысла жизни. – Мн., 1988.
3. Канке, В. А. Основы философии. – Москва: «Логос»,
5. Кириленко Г. Г., Шевцов Е. В. Философия: Справочник студента – М.: Филологическое общество «Слово», 2000.
6. Козел А. А. Философия. – Мн.: Академия МВД, 2006.
7. Вайзер Г.А. Представления школьников о «смысле жизни» и «акме» человека // Современные проблемы смысла жизни и акме: МатериалыVI-VII симпозиумов. Москва-Самара, 2002.
8. Назарова, О. Н. О смысле жизни, его утрате и творении. – М., 1989.
9. Франкл, В. Человек в поисках смысла. – М., 1990.
10. Фролов И. Т., Арефьева Г. С., Гайденко П. П. Введение в философию: учебник для высших учебных заведений (в двух частях). 2 часть. – М.: Издательство политической литературы, 1989.
11. Леонтьев К.Н. Многоликая Русь. – Сн-П.: Изд. Чернышева, 1993.
Смысл жизни в русской философии. Кон. 19 – нач. 20 века / Отв. ред. Замалеев А.Ф.; Сн-П.: Наука, 1995.
12. Фромм, Э. Иметь или быть. – М., 1991.
13. Чуешов В. И., Таркан И. И. Философия: Инновационные технологии подготовки в вопросах и ответах. – Мн.: ИВЦ Минфина, 2009.