Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 20:57, реферат
Х. Ортега-и-Гассет
Техника - явление многогранное. В современном мире техника играет огромную роль почти во всех сферах человеческой жизни, она тесно связана с наукой, экономикой, политикой, моралью. Значение слова «техника» восходит к древнегреческому мастерству в изготовлении искусственных полезных предметов, которые изначально отсутствовали в природе. В XVIII веке возникает понятие «технология» - область знания, систематически исследующая процесс и принципы производства искусственных объектов.
Оглавление.
Введение ………………………………………………………………………….3
Судьба человека в техногенном мире…………………………………………...5
Ортега-и-Гассет «Размышления о технике»…………………………………...14
Список литературы………………………………………………………………20
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Марийский Государственный Технический Университет
Кафедра Философии
Реферат
по предмету
«Философия науки и техники»
«Судьба человека в техногенном мире.
Ортега-и-Гассет «Размышления о технике»»
Выполнил: ст. гр. АИм-11
Кибардин Л.В.
Поверила: доцент, к.ф.н.
Вязова Е.В.
Йошкар-Ола
2011
Оглавление.
Введение ………………………………………………………………………….3
Судьба человека
в техногенном мире………………………………
Ортега-и-Гассет «Размышления о технике»…………………………………...14
Список литературы…………………………………
Введение.
«Человек без техники - это не человек»
Х. Ортега-и-Гассет
Техника - явление многогранное. В современном мире техника играет огромную роль почти во всех сферах человеческой жизни, она тесно связана с наукой, экономикой, политикой, моралью. Значение слова «техника» восходит к древнегреческому мастерству в изготовлении искусственных полезных предметов, которые изначально отсутствовали в природе. В XVIII веке возникает понятие «технология» - область знания, систематически исследующая процесс и принципы производства искусственных объектов.
Различные аспекты техники служат предметом изучения различных наук. Однако вопрос о сущности техники, равно как и изучение техники в целом, лежит за пределами исследовательского поля технических дисциплин. Огромные возможности техники повлияли на ускорение исторического процесса, резкое усиление социальной динамики. Поэтому феномен техники в целом, её место в социокультурном развитии человечества привлекают внимание философов и представителей гуманитарных наук.
Техника - это не только технические объекты, но и орудия труда и изобретения, инструменты, машины и автоматы. Понятие «техника» включает в себя и определённого рода знания, виды человеческой деятельности. Технические знания (навыки, правила, теории) реализуются как в технических устройствах, так и в виде научных и учебных изданий, обеспечивающих возможность дальнейшего технического развития. Существование техники предполагает наличие различных видов деятельности по созданию и эксплуатации технических устройств, начиная от изобретения и проектирования и заканчивая процессом их изготовления и использования в повседневной жизни. Кроме того, техника включена в систему потребностей, мотивов, намерений человека, что позволяет трактовать её как разновидность волеизъявления.
Принято выделять два основных смысла употребления слова «техника»: узкий и широкий. Техника, взятая в узком смысле, заключает в себе конкретные материальные объекты, создаваемые и используемые человеком с целью преобразования природы методами инженерной деятельности. В широком смысле техника не ограничивается сферой инженерной деятельности, но рассматривается как совокупность рациональных методов, обеспечивающих поступательный характер общественного развития в целом.
Существует несколько
подходов, в рамках которых объясняется
происхождение техники.
Судьба человека в техногенном мире.
Отношение человека к технике отличалось в различные периоды истории культуры. В архаических культурах орудия труда и другие изделия рассматривались как непосредственное продолжение человека, в них обитали духи, помогающие своему хозяину. В античном мире техника воспринималась как подражание природе, в котором активно участвует рационально мыслящий человек. Техника представляла собой вид теоретического знания, упорядочивающего опыт. В результате технической деятельности создавалось то, что не могло быть достигнуто природой. В технике, совершенствующей природу, античность на первый план ставила искусство, точнее «искусность» мастера. В средние века техника рассматривалась как ремесло, т. е. практическое мастерство в изготовлении вещей; в технических устройствах, как и во всем остальном, следовало видеть замыслы и творческую силу Бога. В эпоху Возрождения в технической практике начинают эпизодически применяться научные знания. Происходит становление инженерной профессии. В Новое время место Бога занимают «законы природы», и действие этих законов, поставленных на службу человека, человек усматривает в технике. Однако лишь в конце XIX столетия научные знания становятся главным источником новых видов техники и технологии. Научно-технический прогресс, экспансия базирующейся на науке техники в повседневную жизнь людей вызывают тревогу у целого ряда европейских авторов конца XIX начала ХХ века.
Проблема техники и ее отношения к культуре обсуждается в работах немецких философов О. Шпенглера, М. Хайдеггера и К. Ясперса. Согласно О. Шпенглеру, не стоит «поддаваться искушению - видеть цель техники в создании машин и инструментов». Техника есть борьба, тактика человеческой жизни в целом. Возводя технику к биологическим основаниям, основное отличие между техникой, присущей животным, и человеческой техникой Шпенглер видит в том, что техника животных - это неизменная техника вида, а человек преодолевает принуждение вида «Видовая» техника неизменна. Это и обозначается словом «инстинкт». Поскольку «мышление» животных приковано к здесь и теперь, постольку оно не ведает ни прошлого, ни будущего, оно не знает также ни опыта, ни заботы. Уход за выводком, как и всё прочее, представляет собой лишь тёмное, не ведающее влечение у многих типов жизни. Оно принадлежит роду, а не единичному существу. Техника вида не только неизменна, она безлична. Человеческая техника, и только она, независима от жизни человеческого вида. Это уникальный случай во всей истории жизни - индивид выходит за пределы принуждения вида. Техника жизни человека сознательна, умышленна, изменчива, личностна, изобретательна. Человек стал творцом своей тактики жизни [1].
Высочайшим проявлением личностного начала является, по Шпенглеру, человек западно - европейской культуры, «фаустовский» человек, которого гложет тяга к познанию и ведет вперёд дух борьбы с несовершенством мира. Европеец - это первооткрыватель. Он создает и использует технические устройства с целью исправить мир, но становится рабом своих созданий. Машины определяют облик современной европейской цивилизации, они отравляют естественный мир и убивают человеческую душу. Европа стремительно движется к своему закату. «Машинная техника кончится вместе с фаустовским человеком, однажды она будет разрушена и позабыта, - пророчествует Шпенглер, - история этой техники приближается к скорому и неизбежному концу. Она будет взорвана изнутри, как и все великие формы всех культур» [2].
В работах М. Хайдеггера техника - не просто ступень человеческого развития или инструмент; техника есть способ мышления современного человека, переустройство человека изнутри. Представление о том, что современная техника возникает как результат практического применения математического естествознания Нового времени, Хайдеггер пересматривает. Машинную технику он трактует как самостоятельное изменение практики; и именно эта изменившаяся практика потребовала разработки и применения математического естествознания. Техника, по Хайдеггеру, есть «бытийно-историческая судьба покоящейся в забвении истины бытия». Техника - это ценность планетарного масштаба, это вызов человеку со стороны истины бытия. И вызов этот выступает в качестве способа самореализации человека; он позволяет ему сосредоточиться на обнаружении, выведении из состояния потаённости истины бытия. Хайдеггер исходит из того, что не техника служит человеку, а наоборот, современный человек востребован техникой. При этом немецкий философ противопоставляет технику и сущность техники. Техника угрожает человеку не извне, угроза подступила к человеку изнутри. Человек стремительно утрачивает связь с традицией, оказывается не в состоянии вернуться к более исходному раскрытию потаённого и услышать голос более ранней истины [3]. Лишь продумывание сущности техники позволяет устранить эту угрозу.
К. Ясперс, отчасти соглашаясь с Хайдеггером, утверждает, что современный человек уже не может освободиться от власти порожденной им техники. Он превратился в разновидность сырья, подлежащего машинной обработке. Техника внесла существенные изменения во взаимоотношения человека и природы, радикально изменила повседневную жизнь человека, превратила Землю в единую фабрику.
«Тем самым произошел и происходит по сей день, - пишет Ясперс, - полный отрыв человека от его почвы. Он становится жителем Земли без родины, теряет преемственность традиций. Дух сводится к способности обучаться и совершать полезные функции» [4].
Господство техники привело к тому, что природа и человек разрушаются, превращаются в функциональные элементы бездушной машины - поставляющего производства. (Отсюда и слово «постав», которое Хайдеггер использует для характеристики технического овладения действительностью). При этом в трактовках техники, предложенных двумя немецкими философами, есть и принципиальные различия. По Ясперсу, техника - демоническая сила, которая поработила человека случайно. Хайдеггер видит в технике истинное обнаружение существа и призвания человека Нового времени.
Но в мире, воспринимаемом в качестве объекта бесконечного манипулирования и исследования, в мире «грандиозной машины» меняется и статус человека. Законы механики распространяются и на человека. «Мир-механизм нуждается в человеке-винтике» (В. С. Соловьев). Мышление, основанное на механистическом мировоззрении, сводящее многообразие жизни к законам механики, получило название технократического мышления. С технократической точки зрения человек - это элемент системы, «винтик», не обладающей ценностью сам по себе. Человек оказывается растворенным в природных и социальных обстоятельствах своего существования, он превращается в вещь. Согласно критикам технократического мышления, такое видение человека - следствие «разбалансировки» изначальной целостности восприятия мира человеком, имевшей место в период складывания западной цивилизации.
Проблема технологического детерминизма и положения человека поднималась в работах многих мыслителей ХХ века.
Техника, полагал русский философ Н. А. Бердяев, парадоксальна: без неё невозможно возникновение и существование культуры, но техническая эпоха (эпоха торжества техники в культуре) ведет к уничтожению культуры, замене человека машиной. Философия Бердяева - это философия Личности, которая представляет собой целостность, единство в многообразии. К сущности Личности принадлежит умение свободно формировать цели своей творческой активности. Техника же по сути своей противоположна Личности.
«Личность во всем противоположна машине. Она прежде всего есть единство в многообразии и целостность, она из себя полагает свою цель, она не согласна быть превращена в часть, в средство и орудие. Но техническая цивилизация и машинизированное общество хотят, чтобы человек был их частью, их средством и орудием, они всё делают, чтобы человек перестал быть единством и целостью. И предстоит страшная борьба между личностью и технической цивилизацией - борьба человека и машины. Техника безжалостна ко всему живому и существующему» [5].
«Сама по себе техника,- считает Бердяев,- нейтральна. Не машина виновата в утрате человеком ориентации в мире и независимости личности, а сам человек; не машина обездушила человека, а сам человек обездушился. Техника одновременно показатель и силы человека, и его слабости, склонности к рабству. Техника, её мощь и бесконечное развитие стали объектом религиозного поклонения современного человека. Человек создал религию машины и поклоняется машине как тотему, превращается в раба машины. Власть техники может быть ограничена лишь на основе возрождения интереса человека к собственной душе, на основе жалости ко всему живому и веры в широчайшие возможности свободного духа».
В исследованиях американского психоаналитика Э. Фромма анализу подвергается специфический тип личности, порожденный современной цивилизацией, «кибернетическая личность», которая практически не интересуется природой и другими людьми. Сфера интересов «кибернетической личности» - технические приспособления, неживые артефакты.
«Примеров тому - тьма. В нашем индустриальном мире сплошь и рядом встречаются мужчины, которые к своей автомашине питают более нежные чувства, чем к жене. Они гордятся своей моделью, они за ней ухаживают, они моют её собственноручно. В самых разных странах многие автолюбители называют свою машину ласкательным именем; они уделяют машине массу времени, прислушиваются к ней, наблюдают за её поведением и немедленно принимают меры, если обнаруживаются хоть малейшие признаки дисфункции. Разумеется, автомашину нельзя назвать объектом сексуального интереса, но вполне можно утверждать, что это объект любви: жизнь без машины представляется человеку порой куда как более невыносимой, чем жизнь без жены» [6].
«Техника подчиняет человека своим дегуманизированным целям, и он превращается в придаток к машине. Все жизненные планы и цели подчиняются неумолимой логике технического прогресса. Человек, обладающий всей полнотой жизни, в наше время умер,- полагает Фромм,- живы только организации и машины, которые изменяют структуру личности. «Кибернетическая личность» ориентирована на искусственную среду обитания (машины, приборы, автоматы и т. д.). Поэтому она беззастенчиво превращает мир в отравленное и зловонное пространство. В свою очередь притягательность «мира запустения и мертвечины» порождает такие явления как преступность, наркоманию, утрату нравственных идеалов». Возможность преодоления технократического мышления и тех опасностей, которые оно в себе несет, Э. Фромм связывает с социальными движениями, борющимися за мир и против загрязнения окружающей среды, со стремлением людей предпочитать интересную работу высоким доходам и престижу, короче говоря, со всеми формами активности, порождаемым и силой любви к жизни.
Информация о работе Судьба человека в техногенном мире. Ортега-и-Гассет «Размышления о технике»