Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 20:57, реферат
Х. Ортега-и-Гассет
Техника - явление многогранное. В современном мире техника играет огромную роль почти во всех сферах человеческой жизни, она тесно связана с наукой, экономикой, политикой, моралью. Значение слова «техника» восходит к древнегреческому мастерству в изготовлении искусственных полезных предметов, которые изначально отсутствовали в природе. В XVIII веке возникает понятие «технология» - область знания, систематически исследующая процесс и принципы производства искусственных объектов.
Оглавление.
Введение ………………………………………………………………………….3
Судьба человека в техногенном мире…………………………………………...5
Ортега-и-Гассет «Размышления о технике»…………………………………...14
Список литературы………………………………………………………………20
Открытие технических средств реализации той или иной цели само становится самоосознаваемым научным методом или техникой. «Техницизм современной техники радикально отличается от всего того, что давали все предыдущие виды техники», она действительно представляет собой «новый путь, дающий человеческому духу возможность независимой деятельности, что проявляется как в самой технике, пожалуй, в еще большей мере, в чистой (или научной) теории». В наше время, считает Ортега, человечество прежде всего обладает la tecnica, техникой в существенном смысле этого термина, т.е. технологией, и лишь затем — техникой в смысле технических устройств. Люди теперь хорошо знают, как реализовать любой проект, который они могли бы выбрать даже до того, как они выберут тот или иной конкретный проект.
Усовершенствование научной техники ведет, согласно Ортеге, к возникновению уникальной современной проблемы: отмиранию и иссяканию способности человека воображать и желать — этого первичного и врожденного качества, ставящего на первое место объяснение того, как создаются человеческие идеалы. В прошлом в большинстве случаев люди осознавали, что есть вещи, которые они не в состоянии делать, т.е. они сознавали пределы своих умений. После того как человек желал и выбирал себе определенный проект, он должен был в течение многих лет тратить свою энергию на решение технических проблем, нужных для реализации любого запроектированого идеала, люди, кажется, утратили всякую способность желать ту или иную цель и стремиться к ней. «Если дозволено все, то тогда ничего не дозволено», говорит Достоевский устами Кирилова в «Бесах». Человек вложил в новую технику столько веры, что просто забыл: «Быть техником и только техником означает способность быть всем, а следовательно, быть ничем». В руках одних лишь техников, т.е. личностей, лишенных способности воображения, техника «есть лишь пустая форма — подобно всем формализованным логикам; такая техника неспособна определять содержание и смысл жизни». Основывающийся на науке техник зависит от источника, с которым он не в состоянии справится. Исходя из этих суждений, Ортега прямо-таки интригующе предсказывает, что Запад, по всей вероятности, будет вынужден обратиться к техникам Азии.
Список литературы.
1. Шпенглер О. Человек и техника // Культурология. ХХ век. Антология. - М., 1995. - с. 465.
2. Шпенглер О. Человек и техника // Культурология. ХХ век. Антология. - М., 1995. - с. 492.
3. Хайдеггер М. Вопрос о технике // Хайдеггер М. Время и бытие. - М., 1993. - с. 234.
4. Ясперс К. Истоки истории и ее цель // Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1994. - с. 115.
5. Бердяев Н.А. Человек и машина // Вопр. философии. - 1989. - № 2. - с. 159.
6. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М., 1994. - с. 294.
7. Новая технократическая волна на Западе. - М., 1986. - с. 230.
8. Мамфорд Л. Миф машины. Техника и развитие человечества. - М., 2001. - с. 312.
Информация о работе Судьба человека в техногенном мире. Ортега-и-Гассет «Размышления о технике»