Сущность и структура философского знания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 22:55, курсовая работа

Краткое описание

Философия как особый, относительно самостоятельный вид знания, сформировалась в УП - У1 вв. до н.э. в Индии, Китае и Древней Греции. Термин «философия» впервые встречается у Пифагора, древнегреческого философа (У1 в. до н.э.) и понимается как «любовь к размышлению», «любовь к мудрости».
Возникнув из стремления осмыслить мир в его целостности, выделить его наиболее общие свойства и связи, философия сохраняет эту особенность на протяжении всего своего развития. «Мудрость» же философии состоит в ее особом отношении к миру и человеку, предполагающем «погруженность» в бытие, стремлении жить по тем принципам, которые философ считает истинными, а не по традиционным правилам и установлениям, сложившимся в быту.

Вложенные файлы: 1 файл

Сущность и структура философского знания.doc

— 736.00 Кб (Скачать файл)

Важной проблемой теории истины является вопрос о критериях истины. Если истинное знание должно соответствовать действительности, очевидно должны быть способы установить такое соответствие. Здесь мы должны обратиться к марксистской версии теории корреспонденции и вспомнить, что в ней практика выступает как важнейший критерий истины. А поскольку практика существует в различных формах (бытовые практики, социально-политические, экспериментальные), то она может подтверждать и различные типы знания: обыденное, социальное, собственно научное.

Теория когеренции исходит из утверждения, что истинное знание — это знание которое согласовано с уже существующими суждениями о предмете. Эта теория разрабатывалась И. Кантом, который писал, что истинное знание должно соответствовать законам логики, то есть оно должно быть внутренне непротиворечивым. Сейчас развивается несколько иное понимание согласованности знания. Суждения о предмете рассматривается как часть системы утверждений. То суждение, которое согласуется с данной системой может считаться истинным. Такой позиции передерживаются некоторые философы науки, такие как О. Куайн, Т. Кун.

Теория когеренции подчеркивает существенную черту знания — его системный характер, особенно это важно для научного и философского знания. Кроме того, эта теория опирается на важную особенность математического и логического знания — его

формальный характер. Ни математика ни логика не имеют дела с предметами внешнего мира, они описывают так называемые идеальные объекты (числа и логические формы), которые созданы человеком. Поэтому внутренняя согласованность математического и логического знания действительно выступают как критерий их истинности. Конечно, с теориями, которые описывают реально существующие объекты дело обстоит совершенно иначе. В этом случае ученый должен с помощью эксперимента, наблюдения или измерения соотносить теорию с фактами, хотя и для таких теорий вопрос согласованности и системности остается важным.

Еще одна теория истины созданная в конце Х1Х века — теория прагматизма, понимающая истину как полезность. Авторами этой теории были американские философы Ч. Пирс и Дж. Дьюи. Критики этой теории отмечают, что понятие истины здесь применимо к самым разным суждениям, в том числе и ложным. Ведь полезна не только истина, есть так называемая ложь во спасение, есть различного рода стереотипы и предрассудки которые ложны по своей сути, но полезны, помогают человеку приспособиться к социальным ситуациям. В то же время эта теория выявляет реально существующую особенность знания в современную эпоху, которая подчеркивает практическую полезность научных разработок.

Подводя итог рассмотрению современных концепций истины отметим, что они не противоречат, а скорее дополняют друг друга. В научной и бытовой практике мы используем все три подхода, поскольку полагаем, что знание должно соответствовать действительности, быть внутренне согласованным и непротиворечивым и полезным. В то же время, можно отметить, что классическая теория истины обладает рядом преимуществ, во-первых, соответствие нашего знания действительности - это тот идеал, к которому стремится и наука и обычный человек в своей жизнедеятельности. Во-вторых, использование критерия согласованности применительно к знанию о человеке и обществе достаточно опасно. Мы знаем вполне согласованные идейные конструкции которые будучи примененными в социальной практике приносят вред. В третьих, стремление к полезности вполне может не помогать, а мешать исследовать мир, поскольку отвлекает внимание людей от сущностных, фундаментальных проблем, ради сиюминутной пользы.

Обращение к проблеме полезности заставляет нас обратить

внимание на такую важную проблему в современной теории истины вопрос о соотношении истины и ценности

 

 Особенности научного познания

Философия исследует не только общие закономерности познания, но и конкретные его виды. Среди последних научное познание является одним из центральных по значимости в силу того места, которое занимает наука в современном мире. Раздел философии, изучающей философские аспекты научного познания, его структуру, историю становления, проблемы соотношения науки и философии, науки и культуры называется философией науки.

Наука - это деятельность человека по производству, накоплению, систематизации и определению способов эффективного использования истинных знаний.

Наука – это система, включающая по меньшей мере три составляющих: знание, то есть систему утверждений о мире и человеке, которые могут быть истинными или ложными, и которые являются результатом деятельности по их производству (научное исследование), распространению (научная коммуникация), эффективному использованию (прикладные исследования и конструкторские разработки). Наука также существует как социальный институт, то есть система устойчивых норм, правил, организационных форм различных видов научной деятельности.

Наука является важнейшей формой духовной культуры наряду с моралью, искусством. Занимаясь этими формами культуры люди могут руководствоваться мотивами любознательности, честолюбия, материального интереса, уважения к традиции. Однако, у каждой из указанных форм культуры есть системообразующий мотив. Если целью искусства является стремление познать и отобразить красоту, морали — делать добро,то цель науки — постижение истины.

Специфика науки наиболее выпукло проявляется в следующем.

1). Важнейшей особенностью научного  знания является его объективность, которая понимается как независимость  знания от субъекта (ученого), который  получил его. Это означает, что  знание 

направлено на объект, а ученый как бы отвлекается (абстрагируется) от конкретных условий получения.

В результате истины науки не зависят ни от национальности ученого, ни от его вероисповедания или политических взглядов. Уступая свое место за приборами, ученый может быть уверен, что они не изменят показаний лишь потому, что сменивший его коллега мужчина, а не женщина, консерватор, а не либерал, христианин, а не мусульманин.

2). С объективностью тесно связана  общезначимость (интерсубъективность) суждений науки, т.е. их общеобязательность и общепризнанность научным сообществом. Знание можно передавать и сообщать другим людям. Более того, оно является принципиально воспроизводимым для других исследователей, то есть стандартизировано определенным образом.

Обратите внимание, вполне можно сказать: “Я не согласен с тем, что первоначалом мира является материя, скорее всего в основе мироздания лежит дух…”, но можно ли сказать: “Я не согласен с тем, что в евклидовой геометрии сумма углов треугольника равна 180 градусам»?

3). Поскольку наука стремится к объективности (и интерсубъективности), и, вследствие этого к большой степени точности своих результатов, ей необходим строгий и однозначный язык, который четко фиксирует смысл и значение понятий. Естественный язык, на котором мы говорим, читаем и пишем, малопригоден для этого, т.к. содержит множество двусмысленных, неясных, расплывчатых слов и выражений. Идеал языка науки – простота, лаконичность, точность и однозначность.

4). Наука базируется, во-первых, на  выводимости знания, т.е. возможности получения нового знания в виде следствий из имеющихся фактов, теорий с помощью логики, математики и других методов. Во-вторых, на доказательстве, т.е. для науки имеет смысл только то, что можно подтвердить или опровергнуть.

5). Незавершённость – одна из особенностей науки, отличающая ее, в частности, от религии, в которой преобладают догмы – «истины в последней инстанции». Несмотря на постоянный рост научного знания и «вширь», и «вглубь» оно не может в принципе стать окончательной истиной. Это обусловлено как неисчерпаемостью многообразия мира, постоянным возникновением, развитием и исчезновением мировых явлений, так и постоянным

совершенствованием методов исследования мира.

6). Наука характеризуется тем, что  интересуется не только окружающим  человека миром, но и самим  процессом его исследования. Она  подвергает свое знание постоянной  рефлексии, научное сообщество стремится  избегать ложных, псевдонаучных положений. Ученые уделяют пристальное внимание методам познания, выделяясь среди других областей культуры тем, что в ней методы получения нового знания стали предметом самостоятельного анализа.

7). Важной характеристикой науки  является её системность. Она не простая совокупность, конгломерат, набор фактов и положений, а именно система принципов, категорий законов. Этим наука отличается от обыденного знания.

Происхождение и основные этапы развития науки

Если познание – необходимый, постоянный и вечный спутник человеческого существования, то наука существовала не всегда. Для её возникновения требовались определённые предпосылки и условия.

Во-первых, чёткий социальный запрос на знания, которые говорят о сущности мира, позволяют использовать их как основу технического и социального преобразования мира человека.

Во-вторых, переход от бронзовых орудий к железным, связанное с ним повышение производительности труда, привело к отделению умственного труда от физического; появляется особая группа людей – интеллектуалов, имеющих досуг для занятий духовным творчеством.

В-третьих, человечество постепенно накапливало позитивные знания, подготавливая появление науки. Так, в древневосточной культуре (Вавилон, Египет, Шумеры) существовала преднаука, то есть рецептурно-эмпирическое знание, направленное на решение конкретных задач. Например, решались уравнения 1-й и 2-й степени, были составлены таблицы фаз Венеры, причём ошибки составляли доли секунд, был известен объём большинства фигур, были составлены первые календари.

Но это не была ещё наука, ибо, во-первых, знания оставались догматическими, слабо обоснованными рационально; во-вторых, изменение, циркуляция, передача знания происходили стихийно,

отсутствовало научное самосознание (рефлексия); в-третьих, в культуре преобладала установка на сохранение старого знания, а не на получение нового, это проявлялось в том, что хранителями знания являлись жрецы, которые рассматривали его как нечто священное и неизменное, в-четвёртых, знание не понималось как система взаимосвязанных утверждений, оно существовало как набор слабо связанных практик по измерению, вычислению, описанию наблюдаемых предметов.

Наука возникла в Древней Греции в У-1У вв до.н.э., ибо, во-первых, торгово-ремесленный образ жизни городов-полисов сильно отличался от застойно-патриархального круговорота жизни земледельческих народов; здесь кипел дух обновления, инициативы, соперничества; во-вторых, в основных греческих полисах царили демократия, практиковалась диалектика как искусство спора, было в определенной степени возможно свободно высказывать свои мысли; в-третьих, в античных государствах не было столь внушительного отряда жрецов, обладающих монополией на знания, как на Востоке.

Этапы развития науки совпадают с этапами развития европейской цивилизации.

На ранних стадиях своего развития, в эпохи античности, средних веков и частично Возрождения наука обладала следующими чертами.

Уже в эпоху Античности научное знание создается как знание обоснованное. Например, Пифагор не только сформулировал одноименную теорему (она была известна и на Востоке), но и доказал ее. Большинство научных текстов того времени не просто излагали знание, но приводили систему аргументов в его защиту, более того, в математике разрабатываются процедуры дедуктивного доказательства, когда теоремы выводятся по законам логики из аксиом или ранее доказанных теорем. Достаточно вспомнить книгу Эвклида «Начала» или «Арифметику» Диафанта.

Ведущими научными дисциплинами в это время была математика, которая включала не только геометрию и арифметику, но и астрономию и акустику. Развивались физика, биология ( анатомия, ботаника, зоология), география.

В основе этих наук лежала картина мира (природы) созданная еще Аристотелем и дополненная идеями греческого астронома Птоломея. Ученые раннего периода развития науки представляли

себе мир (космос) как сферу, в центре которой находилась Земля, вокруг которой по круговым орбитам вращались все небесные тела, включая Солнце. Такая модель мира называлась гелиоцентрической.

Мир делился на две части, мир земной подчинялся законам физики, мир небесный — законам астрономии, которая описывала его математически.

Ключевыми методами познания ранние ученые считали размышление и наблюдение. Они почти не уделяли внимание эксперименту. Это связано с философской установкой. Еще Аристотель указывал, что подлинное знание - знание сущности возможно лишь как теоретическое, поскольку оно обладает свойствами всеобщности и необходимости. Наблюдение же фиксирует предмет исследование, по мнению Аристотеля наши теоретические представления о мире должны соответствовать видимому миру. Мы сейчас знаем, что это неверное требование, поскольку видимость чаще всего не совпадает с сущностью: мы видим, что солнце вращается вокруг земли, однако, знаем, что наоборот земля вращается вокруг солнца.

Если в античности и средневековье наука развивалась медленно и не занимала существенного места в обществе, поскольку ядром культуры в традиционных обществах является мифология и религия, то новое время вносит свои существенные коррективы. В ХУ1-ХУП вв. происходит научная революция, которая меняет не только саму науку, но и ее положение в обществе. Постепенно наука вытесняет религию на обочину культуры, начинает оказывать решающее воздействие на образование, политику, экономику, мировоззрение людей. Поэтому этот период - решающий для развития науки. .

В ХУ1-ХУП вв. возникает классическая наука, в основе которой лежит механическая картина мира. Мир мыслится как Машина, работающая по законам механики, открытых Г. Галилеем и И. Ньютоном. Космос рассматривается как бесконечный в пространстве и времени. Для описания Солнечной системы используется геоцентрическая модель. Вселенная мыслится как единое целое, подчиняющееся единым законам. Древнее учение о различии законов неба и земли уходит в прошлое.

Начинает процесс дифференциации и специализации научного знания. Появляются помимо известных с древности математики,

астрономии, физики другие науки — химия, биология, геология. Начинаются формироваться общественные и гуманитарные науки: экономика, филология, история, особенно активно этот процесс протекает в 18 -19 вв. Возникают новые социальные формы организации науки: Академии, появляются первые научные периодические издания. В ХУШ-Х1Х веках мы видим совершенно новое отношение общества к науке, с которой связывают надежды на общественный прогресс, улучшение жизни людей и общества. В Х1Х веке реформа образования приводит к тому, что начинается профессиональная подготовка ученых в университетах, бывших до этого оплотом теологии и консерватизма.

Информация о работе Сущность и структура философского знания