Сущность и структура философского знания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 22:55, курсовая работа

Краткое описание

Философия как особый, относительно самостоятельный вид знания, сформировалась в УП - У1 вв. до н.э. в Индии, Китае и Древней Греции. Термин «философия» впервые встречается у Пифагора, древнегреческого философа (У1 в. до н.э.) и понимается как «любовь к размышлению», «любовь к мудрости».
Возникнув из стремления осмыслить мир в его целостности, выделить его наиболее общие свойства и связи, философия сохраняет эту особенность на протяжении всего своего развития. «Мудрость» же философии состоит в ее особом отношении к миру и человеку, предполагающем «погруженность» в бытие, стремлении жить по тем принципам, которые философ считает истинными, а не по традиционным правилам и установлениям, сложившимся в быту.

Вложенные файлы: 1 файл

Сущность и структура философского знания.doc

— 736.00 Кб (Скачать файл)

На рубеже 19 — 20 происходит вторая глобальная научная революция, которая изменила облик науки, положила начало ее современному этапу, который включает неклассический и постнеклассический период развития. На смену механической картине мира приходит неклассическая модель Вселенной основанной на квантовой механике, теории относительности, генной теории. Вселенная начинает рассматриваться как динамическая целостность, находящаяся в процессе непрерывного развития. Набирает темп процесс дифференциации и специализации науки, появляются десятки новых наук. Меняется место науки в обществе, она становится непосредственной производительной силой, оказывая непосредственное влияние на экономику и политику.

Наконец, некоторые философы науки выделяют постнеклассический период в развитии науки, который начался в 80 - х годах 20 в. Для него характерно изучение сложных систем, требующих междисциплинарных исследований. Процесс глобализации захватывает не только мир, но и науку упрощая научное общение и погружая научное сообществе в лавину информации.

 

Уровни, формы и методы научного познания

При описании строения научного знания традиционно используют понятия эмпирическое – теоретическое. Необходимо отметить отличие этих понятий от категорий чувственное – рациональное, которая используется для описания процесса

познания в целом. При получении эмпирического и теоретического знания человек использует как чувственные, так и рациональные познавательные способности. Результат эмпирического познания может быть, как наблюдаем с помощью органов чувств, так и непосредственно не наблюдаем. Например, утверждение «Земля вращается вокруг Солнца» является научным фактом, который непосредственно не наблюдаем. Теоретическое знание, в свою очередь может состоять из абстракций высокого уровня и в то же время включать положения, которые делают наблюдаемыми хотя бы некоторые из положений теории.

Эмпирический и теоретический уровни научного знания характеризуются определенными формами и методами. Так на эмпирическом уровне знание существует в виде фактов и эмпирических закономерностей. На теоретическом уровне знание существует в виде гипотез, законов и теорий.

Важнейшим компонентом научного знания с которого начинается научное исследование является задача и проблема.

Научная задача – фиксирует область нашего незнания, отделяя известное от неизвестного. Она включает указание на то, что дано исследователю и указывает на то, что необходимо найти. Обычно при формулировки вопроса задачи исследователь обладает достаточными средствами для его разрешения. Если средств недостаточно, то возникает проблема. Иногда её определяют как знание о незнании. Она носит более общий характер нежели научная задача, выражая общую потребность в новом знании, указывая общее направление поиска.

Например, в Х1Х веке не существовало проблемы использования внутриядерной энергии, ибо атом считался неделимым, и об этой энергии ничего не было известно. Открытие в начале ХХ века факта радиоактивного распада, поставило проблему, которая стимулировала воображение ученых, но была решена только после решения ряда научных задач, как теоретических так и эмпирических в середине века.

Надо отметить, что проблема часто выступает не только как способ стимулирования научного исследования, но и как способ понимания нового знания. Так проблема использования внутриядерной энергии постоянно заставляет задумываться человека и не только над чисто научными задачами, но и над глобальными вопросами, касающихся вопросов риска и

ответственного существования человека в современном мире.

Главный источник задач и проблем в науке – противоречия между различными видами научного знания. В отношении противоречия могут оказаться теория и научные факты, противоречия возможны между различными положениями теории или между несколькими теориями. Обнаружение противоречия в научном знании свидетельствует о формировании проблемной ситуации, то есть состоянии в науке, когда формируется потребность в новом знании, обычно проблемная ситуации является началом научного исследования, которое через процесс осознания проблемной ситуации, формулировку задачи ведет к выдвижению гипотез.

Научный факт - это утверждение, фиксирующее достоверное знание о явлении, истинность которого доказана. Например, утверждение: «скорость света в вакууме составляет 300.000 км в сек.» является научным фактом.

В научном познании факт выполняет, по меньшей мере, две функции. Он стимулирует развитие знания, выступая истоком и основой теоретического конструирования; Факт также может подтверждать или опровергать теоретические положения.

Эмпирическая закономерность устанавливает устойчивые связи между фактами. Так же как и факты, эмпирические закономерности выражаются с помощью общих суждений. Примером такой закономерности может быть суждение «Все металлы электропроводны»

Гипотеза – это предположение, о свойствах, отношениях, закономерностях изучаемого предмета. Гипотезы имеют основания, то есть причины по которых их выдвигают, они позволяют сформулировать следствия, которые можно проверить теоретически или практически. Как любят повторять философы науки, гипотезы — форма развития науки. Доказанная гипотеза становится фрагментом теории. Как правило, доказывается не сама гипотеза, а следствия из нее. Чем больше следствий находит подтверждение, тем ближе гипотеза к теории (более вероятна). Но достаточно одного следствия, противоречащего практике, - и гипотеза рушится.

Закон науки — это предложения, которые фиксируют существенные, устойчивые, повторяющиеся связи между явлениями. Выше мы отмечали, что законы могут быть статистическими и динамическими. Система законов образует

теорию.

Теория – высшая, самая развитая форма научного знания, которая даёт целостное отображение закономерностей действительности и представляет собой знаковую её модель. Теория не выводится непосредственно из опыта. Это конструкция, (правда, не произвольная) разума. И по большому счёту искажение действительности, так как теоретические конструкты идеальны, а идеальное никогда не совпадает с действительностью – ни по форме, ни по содержанию.

Например, математики создавая идеальные конструкты, работают «впрок», т.е. создают возможные идеальные модели. Действительность в миллиарды раз богаче всяких идеальных структур. Поэтому любая математическая структура всегда найдёт кусок реальности, который она отразит и интерпретирует.

Но теория обязательно «опустится не землю», т.е. идея воплотится в материальной форме, опредметится:

- в языке, разговоре, письменности, графиках, чертежах, проектах;

- в эксперименте, моделях;

- в технологических, социальных, экономических  преобразованиях.

Требования к теории:

- адекватность объекту исследования, что позволяет заменить экспериментальные  исследования теоретическими изысканиями;

- полнота описания, т.е. всё многообразие  опытных данных должно быть  описано в базисных терминах  при помощи принципов, понятий, аксиом, абстракций и т.д. теории;

- внутренняя непротиворечивость; в противном случае теория  совершенствуется или отвергается;

- конструктивность и простота, т.е. возможны подтверждения или  опровержения, сокращения и уплотнения  информации.

Теория выполняет ряд функций.

1). Описательная – отражение  объекта в чётком, лаконичном, желательно  в формализованном виде. Например, теория К. Линнея создала возможность  описания видов животных и  растений.

2). Объяснительная – подведение  факта или гипотезы под закон науки. Например, если мы хотим объяснить почему в первую секунду падения тело проходит путь 4,9 метра, мы обращаемся к закону падения Галилея. Если же мы хотим объяснить сам этот закон, то мы указываем на то, что он выводится из теории гравитации Ньютона.

3). Систематизирующая – выявление  логических и математических  связей между утверждениями одной  теории, и установление связей  данной теории с другими теориями.

4). Предсказательная — выведение  описание нового явления из  имеющихся законов и соответствующих начальных условий.. Как говорил физик ХIХ века Больцман, нет ничего практичнее, чем хорошая теория. Предсказательная мощь зависит от двух факторов:

- глубины и полноты отражения  сущности объектов;

- теоретический прогноз находится  в обратной зависимости от сложности и нестабильности объекта.

5). Методологическая функция проявляется  в том, что теория выступает  в качестве опоры и средства  дальнейшего исследования.

Представление о теории только как результате исследования не характеризует её полностью. Сама теория - это процесс. Теория не настолько ограниченная и закрытая система, чтобы быть, как говорил И. Локатос, «тюрьмой понятий». Развивающаяся теория всегда открыта, имеет внутренний источник и резерв расширения своих рубежей.

В процессе развития накапливающееся знание о новых фактах и законах приводит рано или поздно к революции в науке: теория должна трансформироваться, измениться, или замениться новой. Окончание цикла есть начало нового.

Для получения знаний нужны методы. Методы -совокупность способов получения и изложения знания. Следование методам– необходимое условие получения нужных результатов. Кроме того, методы выступают как средство социального контроля со стороны научного сообщества.

Выделяют следующие методы.

1). Общелогические методы (приемы), применяемые на любой стадии исследования и не только в научном, но и любом рациональном познании.

Анализ и синтез. Первое – это расчленение целостного предмета на составляющие его части с целью их изучения. Второе – соединение этих частей. Анализ и синтез взаимно предполагают и обусловливают друг друга. Чтобы осуществить анализ, вещь должна быть зафиксирована в нашем познании как целостность (синтетически). А синтез возможен лишь после анализа.

Индукция и дедукция. В индукции общий вывод делается на основе частных посылок, в дедукции – наоборот. Основа индукции –

наблюдение и эксперимент, дедукции - точность, логичность вывода.

Абстрагирование. Это отвлечение от ряда свойств предмета и выделение интересующих свойств (скорость, цвет, заряд и пр.). Например, свойство пяти пальцев взаимно однозначно соответствовать пяти другим предметам закрепляется особым знаковым выражением – словом «пять» или цифрой 5, которые и будут выражать абстракцию соответствующего числа. Характер научного абстрагирования определяется как спецификой познаваемого объекта, так и задачами познания. Кеплеру неважен был цвет Марса и других планет, их химический состав. Его интересовали формы орбит. Для анатома цвет кожи человека – несущественное свойство, а для антрополога и генетика это важно.

2). Общенаучные методы используются  различными науками. К ним относят: моделирование, аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод, системно-структурный  метод (подход), эвристические методы, то есть правила и принципы  научного открытия, метод проб и ошибок. В сущности, общенаучные методы (подходы) представляют собой совокупность общих методологических принципов, которые стремиться соблюдать исследователь.

3). Теоретические методы позволяют  манипулировать теоретическими  понятиями, к ним относятся следующие методы.

Формализация - это метод изучения объектов путём отражения их содержания и структуры в знаковой форме, при помощи различных языков. Данный метод базируется на абстрагировании и идеализации. Они – предпосылка формализации.

Формализация играет в науке колоссальную роль. Во-первых, обеспечивает полноту обозрения определённой области проблем, обобщённость подхода к их решению. Во-вторых, специальная символика предполагает краткость и чёткость фиксации знаний. В-третьих, метод позволяет избежать многозначности терминов. В-четвёртых, применение метода позволяет формировать знаковые модели объектов и заменять изучение объектов их моделями.

Мысленный эксперимент – это вид познавательной деятельности, строящийся по типу реального эксперимента и принимающий структуру последнего, но развивающийся целиком в идеальном плане. Именно в этом принципиальном пункте проявляется здесь деятельность воображения. Самыми известными

«мысленными экспериментаторами» были Галилей и Эйнштейн. Последний в своих воспоминаниях признавался, что к концепции природы тяготения (общей теории относительности ) его привёл детский вопрос: «А что будет со мной в лифте, свободно падающем с огромной высоты на Землю?»

4). Эмпирические методы.

Наблюдение - целенаправленное восприятие объекта. Описание – фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объекте; это завершающий этап наблюдений. Сравнение – установление сходства и различия предметов. Измерение - установление отношений одной величины к другой, служащей стандартом. Эксперимент – метод, когда исследователь активно воздействует на объект путём создания искусственных условий, необходимых для выявления свойств объекта. При этом условия могут варьироваться. При использовании практически всех методов нужны приборы.

Все эмпирические методы осуществляются по специальным программам, их результаты выражаются на языке определенной теории. Что позволяет говорить о том, что эмпирическое знание является теоретически нагруженным

В современной науке широкое применение находит метод моделирования. Некоторые его виды могут быть отнесены к эмпирическим методам (предметное), другие - к теоретическим (знаковое).

Моделирование – изучение объекта путем создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал с определенных сторон, интересующих исследователя. Модель подобна объекту в определенных отношениях и отличается в других. Она позволяет давать новую информацию об объекте, которая допускает опытную проверку В основе этого метода лежит такая логическая операция как аналогия. Метод применяется там, где исследовать непосредственно объект не представляется возможным либо в силу его недоступности, либо в силу технической невозможности.

Информация о работе Сущность и структура философского знания