Сущность философии хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 18:36, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы: изучить философию хозяйства.
Для достижения указанной цели ставятся следующие задачи:
1.Рассмотреть сущность философии хозяйства;
2.Выявить специфику хозяйства как объекта философского исследования;
3.Изучить философию хозяйства Булгакова;
4.Провести анализ работы хозяйства, как социоприродные явления у С.М.Булгакова.

Вложенные файлы: 1 файл

Философия-хоз.doc

— 141.00 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

 

Введение

Творчество выдающегося русского религиозного философа и богослова Сергея Николаевича Булгакова очень непросто для понимания. Это был мыслитель, руководствовавшийся прежде всего религиозной интуицией, зачастую не доводя своих идей до полной ясности. Его взгляды и направление творческого поиска не раз претерпевали изменение. В наш политизированный век Булгакова обычно "раздергивают на цитаты", стараясь заполучить его в свой лагерь, забывая, что, тем не менее, его напряженные духовные искания имели свою внутреннюю логику. По отношению к социальным проблемам христиане обычно занимают две противоположные позиции. Одни считают, что дело нашего спасения совершается в глубинах души, и устроение общества к этому вовсе непричастно. Спастись можно при любом социальном строе, ибо всегда есть возможность и углубленной молитвы и проявления актов милосердия. Разговоры же о влиянии социального строя, лишь обличая земной характер помышлений, являются соблазном, который следует всячески избегать. Другие, наоборот, считают, что социальная сфера совсем небезразлична для нашего спасения. Бог сотворил человека существом социальным, и потому духовное возрастание человека требует преображения социального строя. Церковь не может замкнуться в себе, она должна активно работать над созиданием новых общественных отношений, отвечающих заповеди христианской любви.

Цель работы: изучить философию хозяйства.

Для достижения указанной  цели ставятся следующие задачи:

1.Рассмотреть сущность философии хозяйства;

2.Выявить специфику хозяйства как объекта философского исследования;

3.Изучить философию хозяйства Булгакова;

4.Провести анализ работы хозяйства, как социоприродные явления у С.М.Булгакова.

 

1. Сущность философии хозяйства

 

Философия хозяйства - это прежде всего путь или, иными словами, метод. Поэтому философия хозяйства имеет исходный, иначе начальный, и конечный моменты, а также длину, точнее полноту пути. Эти параметры обретают особое, глубокое содержание. Во-первых, это путь к новому и более полному пониманию человека. Философия хозяйства претендует на гармоничное и объемное представление о человеке. То, какой аспект или даже сфера человеческой деятельности интересуют философию хозяйства, — отдельная проблема. Тем не менее можно утверждать, что в предельном случае предметом философии хозяйства становится человек во всей своей полноте. Хозяйственные проблемы расширяются до онтологических, а затем до метафизических. В результате рождается новое восприятие хозяйственной и экономической реальности. Во-вторых, философия хозяйства — это движение навстречу уже существующему феномену. То, каким образом оно происходит, зависит от целей и идеальных образов, которые явно и тайно содержит в себе философия хозяйства, другими словами, метод философии хозяйства определяется ее конечным моментом. Наконец, в процессе этого пути раскрывается и недостаточность, и ограниченность, и противоречивость экономического и, шире, хозяйственного элементов человеческого бытия. Тем самым философия хозяйства указывает направление, в котором надлежит свершать свой жизненный путь. Эти три функции — расширение теоретических представлений, философские размышления и целеполагание -  неразделимы и тождественны друг другу. Поэтому философия хозяйства есть научноэмпирический, трансцендентно-критический и метафизический путь познания и созидания. Естественно, что источники, формы и методы такого знания, а также условия его истинности своеобразны. 1

В связи с таким  пониманием философии хозяйства  возникает, по меньшей мере, три вопроса, В первую очередь — что свидетельствует о том, что, исследуя экономику и хозяйство в целом, мы не попадем в замкнутый круг «материализма, сциентизма, позитивизма и технологизма»?

Далее — каким образом  мы будем мыслить о существующем или, другими словами, каковы параметры и координаты наших суждении? Что дает возможность философии хозяйства дерзко предлагать свои идеалы человеку и свои пути к ним? И вообще, что служит залогом тому, что возможно некое гармоничное и объемное понимание человека?

Очевидно, что система  современного научного гуманитарного  знания, в которой каждой дисциплине выделен определенный сегмент исследований, обусловленный предметом и методом данной науки, в принципе не может справиться с такой глобальной задачей. И это несмотря на то, что гуманитарные науки должны изучать явления, происходящие в сфере человеческого сознания, а следовательно, воли и целей. 2

Может быть, философия, позволяющая  строить «многоплановые и многосмысловые» представления о предмете, станет тем залогом, что даст право на знание, близкое к совершенному? Но даже если философия располагает возможностями для познания в том или ином историческом контексте, ее возможности в смысле целеполагания малы. Кроме того, возникают объективные ограничения для исследователя, обусловленные сложившимися в рамках философской науки методологиями. Но самое главное заключается в том, что философия поливариантна, причем не органично, а противоречиво. Идеи, школы и течения не дополняют, а противостоят друг другу, образуя мозаику одинаково убедительно аргументированных воззрений. Человеку остается созерцать эти равновеликие по смыслу идеи или же выбирать наиболее удобную для реализации своих нужд. В обоих случаях происходит выбор и вероятность ошибки одинакова. Будет ли такой выбор приносить удовлетворение и откроет ли он дорогу к истине?

Присущая философии хозяйства функция целеполагания неизбежно реализуется в рамках определенной морально-этической схемы, или системы. Что может выступать в роли такой системы? Могут ли мораль или идеалы нравственности, выработанные в процессе развития общества, быть ориентиром для развития самого общества? Они динамичны, могут быстро преобразовываться в свои антиподы, занимая прежнее высокое положение в умах и сердцах. Будет ли мораль, опираясь на идеалы подобного свойства, связующим звеном между наукой и философией как гносеологией и метафизикой? '':

Может ли идеология стать  путеводной звездой для философии  хозяйства? Тому найдется немало примеров в истории. Но определенные изменения идеологии вызывали прекращение философии.

Краеугольный камень, на котором зиждется все здание философий хозяйства, есть религия. В религиозном обществе мораль, религия и идеология синонимичны. Но в таком случае философии хозяйства как отдельной отрасли знания не возникает. В современных же условиях именно религиозное миросозерцание направляет философию хозяйства, определяя ее содержание, начальные и конечные моменты. Последнее требует большой аргументации, ^го отдельная и самая значимая проблема. Я приведу лишь два подхода к ее рассмотрению.

Мы относимся к окружающей нас реальности как к объекту анализа лишь потому, что наша цивилизация неотделима от христианства. Именно в христианстве человек выступает как господин своей земли. И не только нашей планеты, но и удела в ином мире. Сравните такой подход к человеку с тем, что предлагает, например, буддизм с его пониманием мира как места страдания и пустых иллюзий. Христианство наделяет человека особыми полномочиями владения и господства. Мы хозяйствуем, творим мир вокруг себя потому, что осознаем такую возможность, уже не замечая ее источника.

В то же время реальность с атеистической точки зрения несет в себе мало утешительного. Мы видим лишь возобновимые и невозобновимые, материальные и нематериальные ресурсы. Все тленно, все смертно, все, так сказать, функционирует. Но имеет ли функционирование развитие?

Кроме того, человек через  себя и в себе постоянно открывает  иное, отличное от природы, бытие. Наконец, источники мировоззрения ученого всегда уходят в глубину веков, глубже научного уровня.

Цель философии хозяйства  есть создание полного, объемного, синтетического представления о человеке и его хозяйственной жизни. А многомерное восприятие в принципе не может быть только научным. Наука не располагает возможностями для понимания некоторых процессов, например, эсхатологических. А ведь идеи, связанные с этими процессами, в вроде очень актуальны и популярны. 3

Итак, научный опыт ограничен, а религиозный нет. Так рождается  философия хозяйства. Отсюда возникает проблема, как разделить религиозную философию и философию хозяйства. На первый взгляд, достаточно определить предмет и метод первой и второй. Но это будет игра словами, ведь их предмет один, един и неделим. Это, в сущности, единое знамение. Если есть необходимость разграничения философии хозяйства и религиозной философии, то его следует искать именно в методе. Религиозная философия, а надо сказать, что почти вся русская философия мо-кет считаться таковой, это философия, вытекающая из веры, в ней пребывающая и для ее славы созидаемая. Философия хозяйства носит более частный характер. Это путь к вере. Восхождение от религиозной тематики с универсальной. Это синтез науки, философии и религии. Присутствие научного элемента, его критика и переоценка и делают философию хозяйства актуальной. 

 

 

 

 

 

 

2. Специфика хозяйства  как объекта философского исследования

 

Хозяйство выступает  как природный, социальный и специфический объект познания. В названной триединстве хозяйство представляет собой сложнейшую целостность, в которой  "работают" разные типы законов. Как природное хозяйство подчиняется законам природы» как социальное образование - социальным, как специфический объект - производственным (экономическим в том числе)". Хозяйство как природная, социальная и производственная .сущность легко синтезируется в реальный хозяйственный организм. Но понять соподчиненность разных типов законов в этой системе весьма трудно.

Природные и неприродные (социальные, производственные)  законы как бы противостоят друг другу. Природные законы функционируют как данность, как неотъемлемое свойство (атрибут), а социальные существуют как результат сознательной деятельности людей. Заметим, что социальные и производственные законы (как и всякие законы бытия и  познания) являются объективными, от сознания и воли людей независимыми. Так, сознательная социальная или производственная деятельность индивида,  преследующего сбои цели, всегда сталкивается с осознанной деятельностью и целями других индивидов.  Как результат взаимодействия осознанной, деятельности и целей индивидов возникают объективные,  необходимые,  существенные,  устойчивые и повторяющиеся отношения,  связи между ними. Это и есть закон. Следует только отличать социальные и юридические законы. Последние являются простыми декларациями, устанавливавшими и регламентирующими поведение людей, а обществе. Законы же общества (как и природы) являются естественными отношениями. 4

Законы хозяйства - это  необходимые, существенные устойчивые отношения, существующие между людьми в сфера производства. Это экономические и хозяйственно-организационные отношения. Ядром первых являются отношения собственности. Вторые относятся к области организации и управления хозяйством. Они, по существу являются властными отношениями между людьми, которые переносятся на предметные отношения между элементами хозяйственного механизма. Например, связь между основными и подсобными цехами, вспомогательными службами; связь конвейерных операций и др. Назовем их технико-технологическими отношениями.

Итак, существует ряд  видов хозяйственных отношений, составлявших содержание законов хозяйства: экономические - возникающие между людьми по поводу собственности, по поводу эффективности и оптимальности производства; хозяйственно - организационные - межсубъектные отношения по поводу организации и управления производством ; предметные технико-технологические отношения в хозяйственной организации производства (связь станков, оборудования, элементов конвейера, хозяйственных единиц, элементов инфраструктура и т.п.).

Сложность социальных законов  заключается не только в их обусловленности и опосредованности сознанием, но и в том, что все они имеют природный "подтекст>', Даже такой, казалось бы, абсолютно не природный, социальный и экономический закон, каким является закон спроса и предложения, устанавливающий ценовой баланс, имеет природную подоплеку в потребностях. У нас широко распространена точка зрения, согласно которой социальное законы как бы "снимают" природные. Законы природы в социальной сфере не "работают". Это не так. Законы природы социализируются. Их действие меняется, но они не исчезают. Человек не перестает быть видом биологической природу, будучи включен в социальную реальность. Двойственная природа стоимости товара как раз и обнаруживается в социально-природном характере закона стоимости. Меновая стоимость товара есть социальное производственное отношение, выраженное в затратах общественно необходимого труда. Потребительская стоимость есть ценностное выражение потребительских свойств товара,  способных удовлетворить потребности людей.  Это природные качества. Таким образом,  закон стоимости выполняет регулирующую роль в производств именно потому, что имеется  эта природная его основа. Люди не только производят товары,  но и производят нужные им товары в оптимальных пропорциях.  Иначе многие производители продуцировали бы те товары, которые легче произвести.  Ведь все равно стоимость их определяется трудовыми затратами. Закон стоимости является скорее социально-природным,  чем только социальным,  экономическим.

Назовем ряд особенностей хозяйства как объекта научного и философского исследования:

- хозяйственные законы - это законы производственной  деятельности людей; они формируется в результате сознательной жизнедеятельности, в основе которой лежат экономические интересы;

- законы хозяйства  имеют статистический характер, как и все социальные законы ; они проявляется как тенденции, указывая направленность хозяйственного функционирования и развития ;

- законы хозяйства  отличаются сложностью отношений  и взаимодействующих Факторов ;

- они являются подвижными  и изменчивыми при переходе от одного способа производства к другому; они могут изменять свое содержание или полностью отмирать;

- значительная часть  законов хозяйства отражает лишь  реальность функциональных зависимостей-факторов хозяйствования, но не  способна указать причинно-следственные связи ;

- необходимо отметить  сложность и подвижность самого  хозяйства как объекта философского исследования, где используется диалектический метод;

Информация о работе Сущность философии хозяйства