Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 16:27, реферат
Он родился в Петербурге 12марта 1863 года, всего через два года после отмены крепостного права в России, в семье профессора политической экономии, яркого представителя русской либеральной интеллигенции прошлого века. Через пять лет семья Вернадских переехала в Харьков, где на формирование личности Вернадского повлиял его двоюродный дядя – Е. М. Короленко, офицер в отставке, увлекающийся научно-философскими изысканиями. Более всего его интересовали проблемы, связанные с жизнью каждого человека и человечества в целом. Вполне вероятно, что некоторые мысли Е. М. Короленко, некоторые из вопросов, поставленные им, сохранились в памяти Вернадского и осознанно или бессознательно повлияли на его научное творчество.
1.Биография В.И. Вернадского. 3
2.Концепция В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере. 5
3.Философия В.И. Вернадского. 9
3.1. Представление В.И. Вернадского о научной и философской мыслях. 10
3.2. Вопросы диалектики природы в работах В.И. Вернадского. 12
4.Заключение. 14
5.Список литературы. 15
Человек - вершина космической эволюции: "С появлением на нашей планете одаренного разумом живого существа планета переходит в новую стадию своей истории. Биосфера переходит в ноосферу".
Труд человека, то есть основная форма его жизнедеятельности, есть в первую очередь взаимодействие его с природой. Человек проявляет эту свою способность не столько в качестве источника энергии или массы, сколько в виде специфического регулятора, возбуждающего действие одной силы природы против другой. Именно здесь возникает и проявляется "хитрость разума".
Вернадский подчеркивал: " Научная мысль человечества работает только в биосфере и в ходе своего проявления в конце концов превращает ее в ноосферу, геологически охватывает ее разумом.
Ноосфера есть новое геологическое явление на нашей планете. В ней впервые человек становится крупнейшей геологической силой. Он может и должен перестраивать своим трудом и мыслью область своей жизни, перестраивать коренным образом по сравнению с тем, что было раньше. Ноосфера - последнее из многих состояний эволюции биосферы в геологической истории - состояние наших дней".
В действительности существует лишь одна последовательность: биосфера-ноосфера, а механизмы, пути в космических, глобальных и региональных масштабах могут быть многочисленные и самые разнообразные. Сегодня преобразование биосферы в промышленных, аграрных и других целях осуществляется различно и не только в результате технического вмешательства человека. Например, все возрастающее число заповедных зон Земли есть важный элемент современного периода превращения биосферы в ноосферу. Вернадский сформулировал и изложил его лишь в самой первоначальной форме.
В творческом наследии Вернадского огромная часть принадлежит философии. Как и многие естествоиспытатели, добившиеся выдающихся успехов в специальных областях, Вернадский пришел к своим философским построениям на склоне лет. Он видел в них естественное обобщение фундаментальных принципов, лежащих в основе мироздания. Он выделяется не только новаторством и глубиной идей, но и их поразительной современностью.
В центре этого новаторства лежит возрождение древней идеи о центральной роли человека, его разума во всей Вселенной. Вернадский пророчески увидел в человеке умелого творца природы, призванного, в конце концов, занять место у самого штурвала эволюции.
В начале XX века в основном
складывается принципиальный взгляд Вернадского
на проблему соотношения философии
и науки. «… Развитие научной мысли
никогда долго не идет дедукцией
или индукцией — оно должно
иметь свои корни в другой, более
полной поэзии и фантазии, области:
это — область философии. Философия
всегда заключает зародыши, иногда
даже предвосхищает целые области
будущего развития науки, и только благодаря
одновременной работе человеческого
ума в этой области получается
правильная критика неизбежно
С начала 20-х годов философские интересы Вернадского поднимаются на качественно новую ступень. Не прерывая знакомства с западноевропейской философией, ученый все чаще обращается к мыслителям Востока, главным образом Индии и Китая.
Наряду с этим с начала
20-х годов резко возрастает философская
насыщенность специальных естественнонаучных
трудов Вернадского, что было связано
в первую очередь с созданием
учения о биосфере и разработкой
проблем биогеохимии, тесно переплетавшихся
с мировоззренческими, социально
— гуманитарными и
Сложно складывались в 20—30
годы отношения Вернадского с
советскими философами, выступавшими
с позиций диалектического
Но самое важное: для Вернадского наука была средством познания природы. Он не был специалистом в какой-то одной науке или даже в нескольких науках. Он блестяще знал добрый десяток наук, но изучал природу, которая неизмеримо сложнее всех наук, вместе взятых. Он размышлял и над природными объектами, и над их взаимосвязями.
Философы исходили в своем выражении идей, исканий мечущейся человеческой мысли, человеческого сознания, не мирящихся с действительностью. Однако человек строит свой мир неизбежно в жестких рамках окружающей его природы – биосферы, глубокой связи с которой, по словам Вернадского, он не понимал и не понимает сейчас.
Философия всегда основана на разуме и тесным образом связана с личностью, причем типы личностей всегда отвечают различным типам философии. Личность неотделима от философского размышления, а разум не может дать той меры, чтобы охватить личность. Философия никогда не решает загадки мира, она их ищет.
Тысячелетним процессом своего существования философия создала могучий человеческий разум, подвергла глубокому анализу разумом человеческую речь, создала отрасли знания, такие, как логика, математика, основы современного научного знания.
Наука выросла из философии тысячелетия тому назад. Исторически важно, что было три (средиземноморский, индийский, китайский) или четыре (тихоокеанско-американский) независимых центра создания философии, которые тысячелетия оставались неизвестными друг другу, что дало им возможность самостоятельно развиваться. Наиболее мощно философская мысль шла в Индии. По мнению Вернадского индийская логика пошла глубже логики Аристотеля, а ход философской мысли почти тысячу лет назад достиг уровня философии Запада конца XVIII в. XIX столетие и особенно XX век коренным образом изменили религиозную и философскую структуру всего человечества и создали прочную почву для единой вселенской науки, охватившей все человечество, дав ему научное единство. Всюду создавались многочисленные центры научной мысли и научного искания. Вернадский считал, что это первая предпосылка перехода биосферы в ноосферу. Мощный рост научного знания совпадал с глубоким творческим застоем в смежных областях, тесно связанных с наукой, - в философии и в религиозном мышлении. Это связано с тем, что в истории философии наблюдалось явление, невозможное для научной мысли в наше время, философий несколько, причем они развивались независимо друг от друга в течение столетий, а наука одна для всего человечества.
По мнению Вернадского
философии можно и нужно
Ясно, что философии надо
учиться, но нельзя с помощью только
учения сделаться философом, т.к. основной
чертой философии является внутренняя,
искренняя работа размышления, направленная
на реальность, нас окружающую. В
основе философии лежит примат человеческого
разума. Философия всегда рационалистична,
для нее разум есть высшая инстанция,
законы разума определяют ее суждения.
Сила философии в ее разнородности
и в большом диапазоне этой
разнородности. С ходом времени,
росту научного знания, появлению
новых наук и огромному значению
новых научных проблем и
Наука и философия находятся непрерывно в теснейшем контакте, т.к. в известной части касаются одного и того же объекта исследования. Граница между философией и наукой, по объектам их исследования, исчезает, когда дело идет об общих вопросах естествознания. Такие научные представления часто называют философией науки. Хотя, по словам Вернадского: «Ученый не должен выходить, поскольку это возможно, за пределы научных фактов, оставаясь в этих пределах, даже когда он подходит к научным обобщениям».
Философия неизбежно не выходит
за пределы понятий-слов. У нее
нет возможности подходить к
понятиям-предметам. В этом основное
отличие логической работы ученого
и философа. Наука в отличие
от философии при логическом и
методологическом анализах никогда
не ограничивается только словами. Особенно
резко это отличие выявляется
в области точного
В целом все работы Вернадского являются крупным вкладом в познании диалектики природы. Постоянно оставаясь строгим ценителем фактов, глубоко критически анализируя натурфилософские и философские исторические направления, Вернадский развивал и сохранял свое виденье природы, подчас противоречивое, но настолько всепроникающее, что грандиозные очертания этого научного «видения» мира по праву следует назвать современным естественнонаучным отражением диалектики природы.
Во всех своих исследованиях Вернадский выступает как воинствующий материалист. Здесь он постоянно отстаивает свои материалистические убеждения, критически оценивает различного рода идеалистические, метафизические, философские течения и обосновывает принципы максимально объективного отражения результатов наблюдений и исследований. Таким образом, в основу диалектического развития природы постоянно выдвигается, на первое место, космологический аспект. Вся совокупность живых организмов Земли и их истории выделяется как особая геологическая сила, с одной стороны, равная по своим масштабам с другими планетарными процессами, с другой – принципиально отличная от всего иного – неживого, костного вещества материи. Живое вещество, как и костное, рассматривается у Вернадского и в планетарных и в космических масштабах пространства и времени. Процессы взаимодействия косного и живого вещества в планетарно-космических масштабах неизменно приковывали к себе научную мысль Вернадского. Научная картина мир, представленная им, динамична, существование живого вещества на Земле, его взаимодействие с косным веществом планеты создает особую оболочку Земли – биосферу.
Присутствие на Земле живого вещества позволяет по-новому оценить особый период планетарного развития в космической среде. Живое вещество прерывно и непрерывно, отдельные организмы еще не отражают качественных свойств живого вещества. В своей непрерывности и прерывности живое вещество противоречиво: оно характеризуется рождением и смертью индивидуумов. Живое вещество, по мнению Вернадского, специфический поток материи. Проблема возникновения и развития живого вещества рассматривается, у Вернадского, в аспекте взаимосвязи единичного и всеобщего в исследованиях биосферы. В научном творчестве Вернадского можно найти подтверждение и широкое применение основных законов диалектики, таких, как единство и борьба противоположностей, переход количества в качество, отрицание отрицания. В 1926 году он писал: «Если в научной области и идет крушение старых построений, оно идет благодаря созиданию новых, с ним не совместимых. Старое не разрушается, но исчезает, расплывается благодаря созданию нового, и часть этого нового, оказывается, существовала в старом, хотя оно и не было в нем видно».
Специфическая оболочка Земли
– биосфера преобразуется новой
силой – человеческим разумом. «Человек
глубоко отличается от других организмов
по своему действию на окружающую среду.
Это различие, которое было велико
с самого начала, стало огромным
с течением времени. Человек, несомненно,
проявляется в биосфере своим
питанием и своим размножением так
же, как и все другие организмы.
Но масса всего человечества ничтожна
по сравнению с массой живого вещества,
и прямые проявления в живой природе
его питания и его размножения
сравнительно почти равны нулю. Разум
все изменяет. Руководствуясь им, человек
употребляет все вещество, окружающее
его, - косное и живое – не только
на построение своего тела, но также
и на нужды своей общественной
жизни. И это использование является
уже большой геологической
Классические научные
представления Вернадского и
их дальнейшее развитие в современном
естествознании со всей ясностью указывают,
что человечество становится все
более мощной геологической силой,
кардинальным образом преобразующей
биосферу, поверхность планеты
На сегодняшний день деятельность
человека достигла глобальных масштабов
воздействия на биосферу, изменяя
круговорот веществ, водный баланс планеты,
оказывая сильное влияние на почвы,
растительность и животный мир. Антропогенная
деятельность создала новые токсические
источники загрязнения
Взаимоотношения Человека и
Природы носят сложный характер
и нуждаются в тщательном и
полном изучении. Успехи человечества
в потреблении природных
Человечеству для своего
дальнейшего существования
Следует сказать и о значении таких проблем, как укрепление здоровья человека, а также борьба с хроническими заболеваниями, патологическим старением, освоение новых экстремальных районов планеты и космоса, совершенствования существования человека в земных условиях. Сейчас актуальны проблемы пресной воды, чистого воздуха, зеленого покрова планеты, загрязнения окружающей среды, приближение к критическим пределам использования невостребованных рудных и энергетических ресурсов.
Информация о работе Творчество В.И. Вернадского – блестящая страница русской философии и науки