Творчество в понимании Николая Бердяева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 13:22, реферат

Краткое описание

Философия искусства всегда была важна для самоопределения человека, понимания им окружающего мира. Искусство является важнейшей составляющей духовной жизни человечества, оно выполняет функции духовного становления и образования личности. В русской философии эта тема с особой силой прозвучала в творчестве Николая Александровича Бердяева. В своем духовном развитии этот человек прошел сложную эволюцию, постоянно находясь в поиске и самоопределении. Несмотря на то, что Бердяев был религиозным мыслителем, в основе всех его трудов лежит не Бог, а человек со своей трагичной судьбой в современном мире.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Творчество в понимании Николая Бердяева . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Кризис искусства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
Список литературы . .

Вложенные файлы: 1 файл

Фёдорова Ольга.docx

— 57.19 Кб (Скачать файл)

Более существенными для кризиса искусства становятся искания аналитические. В современном искусстве выразителями этих исканий стали кубизм и футуризм, разлагающие все основы культуры, окончательно порывающие все связи с античностью.  Для новых течений характерен полный разрыв с природой. Искусство больше не стремится к красоте, оно кажется даже пугающим. «Эти влияния последнего дня и последнего часа человеческого творчества окончательно разлагают старое прекрасное, воплощённое искусство, всегда связанное с античностью, с кристальными формами плоти мира»24.

Наиболее значительного произвола эти течения достигают в живописи, что Николай Бердяев показывает на примере Пикассо. Все в его творчестве разлагается, расчленяется. Так художник хочет достичь сути вещей, показать их природу. Таким образом, Пикассо только разоблачает красоту. «Он, как ясновидящий, смотрит через все покровы, одежды, напластования, и там, в глубине материального мира, видит свои складные чудовища»25. Бердяев говорит, что Пикассо в своем творчестве хочет через геометрические формы в своих картинах стремится к призракам каменного века. Это прослеживается в твердости, крепости, тяжести форм, которые по сути не являются таковыми. Еще одним отражением кризиса современного искусства является дематериализация. Живопись погружается вглубь материи и там уже не находит материальности. Дематериализация в живописи производит впечатления окончательного падения искусства. Она видится не только в расплывчивости плоти, но и духа. Образ человека уже не имеет твердых очертаний, они также расплывчивы. В работах Пикассо невозможно найти понятных границ тел, не видно их четкой материальной оболочки. Человек переходит в предметы, предметы – в человека. Предметы смешиваются между собой, смещаются плоскости, переплетаются формы бытия. Проявляется футуризм и в литературе. В творчестве Андрея Белого, как утверждает Бердяев, лучше всего видны черты данного течения. В его произведениях, как и в творениях Пикассо, все расслаивается, отсутствует истинная красота. Все движется, перемещается с места на место, превращается в бытийственный хаос. Виден разрыв с природой, нет совершенных человеческих форм, что было так характерно для эпохи Ренессанса. Во всем виден кризис искусства. Футуризм отражает лишь внешнюю оболочку мира, внутренние ценности остаются закрытыми для него. В футуристическом искусстве нет человека, что уже само по себе является катастрофой для творчества.

Футуризм – нарушение всего бытия, нарушение всех образов привычного мира предметов. Футуризм – это новое варварство на вершине культуры. Сами футуристы пытаются искоренить из искусства сам образ человека. Они больше делают упор на материю. Сам Бердяев называет футуристов варварами, которые находятся в полном неведении о том, что они творят и что есть истинное искусство.

Футуризм возник не из ниоткуда. Как подмечает Николай Бердяев, все силы человечества стали уходить на технику. Убыстряется тем жизни, меняется быт, меняется суть человеческого существования. Необходимость в срочном исполнении потребностей человека и приводит к гибели настоящего искусства. У него попросту не остается на нее ни времени, ни сил. Машина отделяет человека от природы, заставляет подчиняться себе, восхищаться собой. Люди так привязаны к материальному миру, что они уже не в состоянии создать новый мир, иное бытие, а значит, они и не способны на творчество.

Футуристы восторгаются красотой техники, воспевают ее в своих произведениях. Красота техническая полностью заменяет им человеческую и природную красоту. Футуристы пассивны, они не хотят открывать нового бытия, предпочитая оставаться только там, где есть физические тела. Они не желают останавливать процесс истребления всего прекрасного на земле, подвергнувшегося механизации. Более того, они и не замечают, что происходит что-то подобное.  

Те потрясения, которые происходили в общественной жизни двадцатого столетия, также связаны с течением футуризм. Мировая война была начата немцами как война футуристическая. Она явилась следствие все большего вхождения машин в жизнь человека и постепенное его вытеснение.  Мировая война- война в первую очередь индустриальная. Германия устрашала весь мир именно своим индустриальным могуществом.  «Футуристический милитаризм не дорожит великими ценностями старого мира, старой красоты, старой культуры»26. Русский народ, в отличие от немцев, был менее футуристичен, менее приспособлен к машинизации. Он все еще хранил в себе душевные качества, такие как добродетель, слабость и сострадание.  Англия и Франция старались не уступать Германии в своих продвижениях, создавая все новую и новую технику. Таким образом, практически весь мир был вовлечен в этот футуристический вихрь. Истоки же войны, которые также имеют футуристическое, начало, лежат в духовной жизни общества. Материальная война является лишь продолжением духовной. Задача в том, чтобы преодолев этот футуристический вихрь, сохранить образ человека, в котором живет добродетель и стремление к новой творческой жизни.

Николай Бердяев пишет, что нужно преодолеть футуризм, понять его и идти дальше к новому творчеству. Искусство должно быть свободно. Именно свобода раскрывает всю глубину искусства, помогает ему познать новое бытие. Замкнутое состояние искусства  должно исчезнуть, оно должно проститься со своей автономностью. Только тогда искусство перейдет к творчеству новой жизни. Новое искусство будет творить не в образе физических тел. Оно снова вспомнит о существовании человека. Перейдет от материальных тел к телам душевным. Здесь Николай Бердяев вводит понятие теургии - достижения богоподобного состояния с целью воссоединения с Божественным. «Теургия — искусство, творящее иной мир, иное бытие, иную жизнь, красоту как сущее. Теургия преодолевает трагедию творчества, направляет творческую энергию на жизнь новую… Теургия есть действие человека совместно с Богом, — богодейство, богочеловеческое творчество»,- пишет Николай Бердяев. Он видит ограниченность традиционного христианства, понимает, что человечеству не хватает тех идеалов, которые подразумевает данная религия. Смысл человеческой жизни не заключается лишь в искуплении своих грехов, как считает христианство. Человек также должен выполнить свое творческое задание.  «Цель человека не спасение, а творческое восхождение», - пишет философ27. В то время как на религиозном уровне сознания это не предусматривается. Однако искупительный этап – это, несомненно, переход к более творческому этапу достижения полного совершенства.

  Свободная теургия – активное  преображение творчества с помощью  божественных сил для создания  положительного. Она сохранила в себе главный принцип искусства – созидание красоты. В теургическом искусстве отчетливо видна духовная жизнь человека, она преодолевает все то, что несут в себе кубизм и футуризм. Теургия - предел человеческого творчества. Это творчество будет находиться уже за пределами искусства, будет переходом к творчеству самой жизни, самого бытия. Путь к такому творчеству лежит не через возврат к прошлым культурам античного мира и средневековья, а через прохождение того, что оставляют после себя кубизм и футуризм. Нужно пройти через процесс разъединения, автономность. Нужно вновь вспомнить о существовании человека, восстановить его творческий дух, призвать его к творческому делу в новой мировой эпохе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Творчество Николая Бердяева полностью посвящено духу своего времени. Он писал обо всем: об Античности, Возрождении, современном искусстве, о влиянии техники на духовную жизнь общества и т.д. Мало кто мог подняться на такой уровень обобщения. Философ  считал, что продолжение творения мира - главный удел человека. Богочеловек создан, чтобы воплотить в жизнь то, что не успел его Отец. Каждый в этом мире способен и готов к творчеству, но не каждый может достигнуть гениальности в своем деле. Она дана человеку свыше, главным Творцом.

 

В понятии творчества Николая Бердяева - чуждость всему обыденному, земному.  Он постоянно противопоставляет субъекта и объекта творчества, выделяя в первую очередь субъект, который  неугомонен, постоянно стремится изменить данное ему жизнью, преобразить мир. Николай Бердяев не желал зависеть от чего- либо: от общества, от церковных законов, партийных установок. Не желал зависеть даже от самого Бога. Он хотел оставаться самим собой, находясь  в согласии с высшим Творцом, веря в него и в Иисуса Христа. Но этот отказ от подчинения устоям ставил его иногда в противостояние с церковью. Он видел, как трудно дается церковным людям та свобода, к которой призван человек. Свобода для Николая Бердяева была сопоставима с самим мирозданием, он верил в ее божественную основу. Так и творчество, по мнению философа, синонимичное свободе, является основным призванием человека, основное занятие богочеловека, которое было ему уготовано высшим Творцом. Философия свободы, творчества, духа человека были противопоставлены Николаем Бердяевым несвободе, необходимости, хаосу и пассивность.

 

Большое внимание в своем творчестве философ уделял кризису искусства. Николай Бердяев перестает видеть совершенство и красоту в творческом акте. Человек уже не создает прекрасных творений, какие создавал человек былых эпох. Чувствуется нехватка творческих сил, духа. Не хватает и времени. Человек стал слишком свободен и направляет свою свободу не в те русла. Происходит подмена жизненных ценностей, главным становится далеко не то, что предполагал для человека высший Творец.

 

Но Николай Бердяев видит возможности выхода из этого кризиса. Он пишет о том, что лишь возвращение к духовности,  восстановление творческого духа человека способно преодолеть путь из старого мира в новый. Человек должен совершить духовное перерождение для того, чтобы  раскрыть всю глубину творчества и найти новое бытие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

 

Н. А. Бердяев «Философия свободы. Смысл Творчества», М., «Правда»,1989.

 

Н. А. Бердяев  «Кризис искусства», М. 1990.

 

Н. А. Бердяев « Философия творчества, культуры и искусства», М. 1994.

 

 

 

 

1 Н. А. Бердяев «Смысл творчества», М. 2004, с. 130

2 Н. А. Бердяев «Смысл творчества», М. 2004, с.106

3 Н. А. Бердяев «Смысл творчества», М. 2004, с.107

4 Н. А. Бердяев «Смысл творчества», М. 2004, с.107

5 Н. А. Бердяев «Смысл творчества», М. 2004, с.116

6 Н. А. Бердяев «Смысл творчества», М. 2004, с.119

7 Н. А. Бердяев «Смысл творчества», М. 2004, с.120

8 Н. А. Бердяев «Смысл творчества», М. 2004, с .122

9 Н. А. Бердяев «Смысл творчества», М. 2004, с.125

10 Н. А. Бердяев «Смысл творчества», М. 2004, с.126

11 Н. А. Бердяев «Смысл творчества», М. 2004, с .126

12 Н. А. Бердяев «Смысл творчества», М. 2004, с.133

13 Н. А. Бердяев «Смысл творчества», М. 2004, с.135

14 Н. А. Бердяев «Смысл творчества», М. 2004, с.138

15 Н. А. Бердяев «Смысл творчества», М. 2004, с.143

16 Н. А. Бердяев «Смысл творчества», М. 2004, с.157

17 Н.А. Бердяев « Философия творчества, культуры и искусства», М. 1994, с. 407

18 Н.А. Бердяев « Философия творчества, культуры и искусства», М. 1994, с .412

19 Н.А. Бердяев « Философия творчества, культуры и искусства», М. 1994, с .413

20 Н.А. Бердяев « Философия творчества, культуры и искусства», М. 1994, с.415

21 Н.А. Бердяев « Философия творчества, культуры и искусства», М. 1994, с. 418

22 Н.А. Бердяев « Философия творчества, культуры и искусства», М. 1994, с. 419

23 Н.А. Бердяев « Философия творчества, культуры и искусства», М. 1994, с.416

24 Н.А. Бердяев «Кризис искусства», М. 1990, с. 4

25 Н.А. Бердяев «Кризис искусства», М. 1990, с.8

26 Н.А. Бердяев «Кризис искусства», М. 1990, с.23

27 Н.А. Бердяев «Кризис искусства», М. 1990, с.20

 

 


Информация о работе Творчество в понимании Николая Бердяева