Теория Фрейда о бессознательном

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 11:16, реферат

Краткое описание

В любой области науки изучение любого вопроса обязательно предусматривает ознакомление с его историей. Эта аксиома имеет особое значение для психологии – науки, пребывающей в постоянном развитии. Полноценное психологическое образование и самообразование непременно должно включать изучение истории психологии.

Изучение истории психологии следовало бы начинать с древнейших времен, ибо многие современные концепции уходят корнями в воззрения Гиппократа, Платона, Аристотеля, Лао-Цзы и иных мыслителей древности, каждого из которых в известном смысле можно назвать и психологом.

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.doc

— 134.50 Кб (Скачать файл)

 

Если в воззрениях Фуко нашел  свое крайнее выражение первый член леви-строссовской формулы структурализма - его кантовский формализм, то в операции по ниспровержению субъекта, которой занимается Лакан, наиболее полно выразилась тенденция структурализма к исключению субъективного момента из человеческой деятельности. Эта тенденция прослеживается у Лакана в тем большей мере, что поле его деятельности - рационализация бессознательного, этого главного пласта психологической реальности в психоаналитичнской концепции З. Фрейда. Если Леви-Стросс занимается исследованием бессознательного субстрата феноменов общественного сознания примитивных обществ, то Лакан концентрирует свое внимание на роли по-структуралистски прочитываемого бессознательного в жизни отдельного индивида.

 

Несмотря на то, что Лакан значительно  отошел от биологизма фрейдовского учения, его психоаналитики сохраняет все слабости фрейдовского подхода к проблеме личности и в определенном смысле усугубляет их. Наибольшую связь с учением Лакана имеют две особенности психоанализа, подмеченные его критиками. Один из критиков психоанализа обратил внимание на то, что "эмпирические события имеют для психоаналитика реальность в "речи" и в силу "речи" пациента" (Э. Бенвенист. "Общая лингвистика"). Главное отличие психоанализа от прочих наук в силу этого состоит в том, что "начиная с констатации душевного расстройства до выздоровления все происходит как бы вне сферы материального".

 

Сущность структурного психоанализа как раз и заключается в  том, что в нем происходит дальнейшая дематериализаця психоаналитической ситуации. Личность, по Лакану, состоит  из трех слоев:

реального;

воображаемого;

символического.

 

Лакан конструирует слой реального  в личности как причину поведения, выраженную в форме языковых эффектов, отторгнутых от внешней предметной опоры. Функции воображаемого и  символического слоев личности сводятся к тому, что через них общество внедряется в индивида.

 

Значение языка для формирования личности Лакан определяет, опираясь на работы Леви-Стросса. Сетка символов, по Лакану, пронизывает насквозь бытие  индивида и составляет его транссубъективную реальность. Приобщение к символическому начинается еще до рождения человека: брак родителей и соглашение о зачатии ребенка; и продолжается после смерти: обряд погребения. Овладение языковыми кодами приводит к тому, что языковые правила оформляют, структурируют бессознательное, это хранилище хаотических влечений, желаний и тому подобного. Бессознательное в учении Лакана предстает не в биологическом, природном обличье, оно "окультуривается", а бытие личности сводится к языковым обнаружениям бессознательного. Языковые символы, в которых объективируется бессознательное, окутывает собеседников, происходит замыкание речевых цепей, вовлекающих в свою орбиту говорящего и слушающего.

 

Сведя человеческое бытие к цепям  высказываний, Лакан идет дальше Фрейда в направлении дематериализации психоаналитической ситуации. В трактовке субъекта Лаканом, в сущности, воспроизведен тот же мыслительный ход, что и в переносе особенностей психоаналитического курса на общую концепцию человека, свойственному учению Фрейда.

Заключение

 

Психоанализ представляет собой не только мир, но и философию. Она далеко от оптимизма. Мы обладаем такой, а не иной физической и психической организацией и мало что способны изменить в  своем положении. Реальность не подчиняется  нашим желаниям и не подвластна мольбам. С нею можно примириться, как и со своей судьбой. Психоанализ — это урок скромности для человека, поскольку ему следует отучиться принимать иллюзорное за самоочевидное, а желаемое за действительное. Обнаружив себя рабом собственных влечений, человек способен уменьшить зависимость, но от цепей ему не избавиться, как и от смерти. Освобождение от иллюзий, от сновидений дает познание необходимости. Такая философия не утешает, она помогает одному бесстрашному принятию судьбы.

 

 

Список использованной литературы

 

 А. Ф.  Лосев, А. А. Тахо - Годи. Платон, Аристотель. М., "Молодая Гвардия", 1993.

 Ж. Политцер. Избранные философские и психологические  труды. М., "Прогресс", 1980.

 А. Е.  Шерозия. Психика, сознание, бессознательное.  Тбилиси, "МЕЦНИЕРБА", 1979.

 З. Фрейд. Das "Ich" und das "Es". Тбилиси, "Мерани", 1991.

 История  зарубежной психологии: 30-е - 60-е  годы XX века. Тексты. Под редакцией  П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. МГУ, 1986.

 Б. В.  Зейгарник. Теория личности в  зарубежной психологии. МГУ, 1982.

 И. С. Кон. Социология личности. М., "Издательство политической литературы", 1967.

 О. К.  Тихомиров. Психология мышления. МГУ, 1984.

 Краткий  психологический словарь. Под  редакцией А.В.Петровского, М.  Г. Ярошевского. М., "Издательство  политической литературы", 1985.

 К. Г.  Юнг. Психоаналитические типы. М., 1967.

 Философский  словарь. Под редакцией М. М.  Розенталя, П.Ф.Юдина. М., "Политиздат", 1968.


Информация о работе Теория Фрейда о бессознательном