Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 13:10, реферат
1. «Коперниканский переворот» в философии.
2. Вещи в себе и явления. Априорное и апостериорное знание.
3. Априорные формы чувственного созерцания.
4. Рассудок и категории.
5. Разум и трансцендентальные идеи.
6. Антиномии чистого разума.
При этом Кант подчеркивает, что трансцендентальные идеи имеют сугубо регулятивное, а не конститутивное применение. Это означает, что они должны мыслиться лишь в качестве априорных принципов, регулирующих познание, но не в качестве оснований для суждений о существовании души, мира или Бога. Проще говоря, в рамках науки мы не можем ни утверждать, ни отрицать бытие души, мира и Бога, но тем не менее мы всегда мыслим так, как если бы имелись единство субъекта (душа), единство ряда условий явлений (мир) и единство условий всех предметов мышления вообще (Бог).
6. Антиномии чистого разума.
Однако разум характеризуется постоянным стремлением придать конститутивное применение этим идеям и утверждать в качестве действительно существующего то, что не бывает дано ни в каком опыте. Тем самым он выходит за границы возможного опыта и начинает судить о вещах в себе, чем на протяжении всей своей истории и занималась метафизика, рассуждая о свойствах души, общих характеристиках мира или атрибутах Бога.
Результатом этих попыток становятся четыре основных антиномии: пары противоречащих друг другу суждений.
1. Т: мир безграничен в пространстве и времени – АТ: мир имеет границу в пространстве и времени.
Согласно Канту, в этой антиномии не верны ни тезис, ни антитезис. Регресс безусловной величине мироздания по времени и пространству есть эмпирический регресс, а в нем нельзя прийти к пространственно-временной границе, поскольку невозможно иметь в опыте ничто, от которого эта граница должна была бы отделять мир явлений – антитезис неверен. Но нельзя сказать и, что мир безграничен, так как упомянутый выше эмпирически регресс есть нисхождение не в бесконечность а в неопределенность. Пример регресса в бесконечность – деление отрезка, которое, как мы достоверно знаем может продолжаться бесконечно. Пример регресса в неопределенность – построение генеалогического древа, когда на каждом новом шаге мы не можем быть уверены, удастся ли отыскать нашего еще более древнего предка или его след окончательно затерялся и поиск придется остановить. Так и с движением к пространственно-временной границе мира мы никогда не можем сказать, что в следующий момент нам удастся продвинуться дальше, и наш опыт не будет прерван внезапной смертью.
2. Т: все вещи просты
(есть предел для деления
Здесь также неверны оба положения. Если рассматривать явление как непрерывную величину, наполняющую пространство (т.е. рассматривать предмет в количественном аспекте), то оно делимо до бесконечности (неверен тезис). Если же рассматривать явление как дискретную величину, органическое целое (или рассматривать в аспекте качественном), то в нем содержится определенное множество единиц, конечных составных частей (неверен антитезис).
3. Т: существует причинность
через свободу (попросту
В этой антиномии, согласно Канту, верны и тезис, и антитезис. Действие в мире явлений подчинено естественной необходимости и всегда имеет своей причиной другое явление. Однако явление – не вещь в себе, а лишь представление, и поэтому должно иметь основание, не относящееся к числу явлений. Такая умопостигаемая причина сама не определяется явлениями, являются лишь ее действия. Следовательно, она сама вместе со своей собственной причинностью находится вне причинно-следственного ряда, лишь ее действия, наряду с другими явлениями оказываются включенными в этот ряд. Поэтому действие в отношении его умопостигаемой причины можно рассматривать как свободное, а в отношении явлений – как подчиненное естественной необходимости.
4. Т: к миру принадлежит
как часть его либо как
В этой антиномии также верны и тезис, и антитезис. В мире явлений нет ничего необусловленного. Но этим не отрицается, что весь ряд явлений в целом зависит от какой-нибудь умопостигаемой сущности, которая, не будучи явлением, свободна от всякого эмпирического условия и скорее содержит в себе основание возможности всех этих явлений.
Данные антиномии свидетельству
-Кант отвергал догматический способ познания и считал, что вместо него нужно взять за основу метод критического философствования, сущность которого заключается в исследовании способов познания самого разума; границ, которые может достичь разумом человек; и изучении отдельных способов человеческого познания.
Главным философским произведением Канта является «Критика чистого разума». Исходной проблемой для Канта является вопрос «Как возможно чистое знание?». Прежде всего, это касается возможности чистой математики и чистого естествознания («чистый» означает «неэмпирический», то есть такой, к которому не примешивается ощущение). Указанный вопрос Кант формулировал в терминах различения аналитических и синтетических суждений — «Как возможны синтетические суждения априори?» Под «синтетическими» суждениями Кант понимал суждения с приращением содержания, по сравнению с содержанием входящих в суждение понятий, которые отличал от аналитических суждений, раскрывающих смысл самих понятий. Термин «априори» означает «вне опыта», в противоположность термину «апостериори» — «из опыта».
Кант, вслед за Юмом, соглашается, что если наше познание начинается с опыта, то его связь — всеобщность и необходимость не из него. Однако, если Юм из этого делает скептический вывод о том, что связь опыта является всего лишь привычкой, то Кант эту связь относит к необходимой априорной деятельности сознания. Выявлением этой деятельности сознания в опыте Кант называет трансцендентальным исследованием. Вот как об этом пишет сам Кант: «Я называю трансцендентальным всякое познание, занимающееся не столько предметами, сколько видами нашего познания предметов, поскольку это познание должно быть возможным априори».
Кант не разделял безграничной веры в силы человеческого разума, называя эту веру догматизмом. Кант, по его словам, совершил Коперниканский переворот в философии, тем, что первым указал, что для обоснования возможности знания следует признать, что не наши познавательные способности должны сообразовываться с миром, а мир должен сообразоваться с нашими способностями, чтобы вообще могло состояться познание. Иначе говоря, наше сознание не просто пассивно постигает мир как он есть на самом деле (догматизм), как бы это можно было доказать и обосновать. Но скорее, наоборот, мир сообразуется с возможностями нашего познания, а именно: сознание является активным участником становления самого мира, данного нам в опыте. Опыт по сути есть синтез того содержания, материи, которое дается миром (вещей в себе) и той субъективной формы, в которой эти ощущения постигаются сознанием. Единое синтетическое целое материи и формы Кант и называет опытом, который по необходимости становится чем-то только субъективным. Именно поэтому Кант различает мир как он есть сам по себе (то есть вне деятельности формирования сознания) — вещи-в-себе и мир как он дан в явлении, то есть в опыте.
В опыте выделяется два уровня формообразования (активности) сознания:
* это субъективные формы чувства — пространство и время. В созерцании, чувства (материя) постигаются нами в формах пространства и времени, и тем самым опыт чувства становится чем-то необходимым и всеобщим. Это чувственный синтез.
* это категории рассудка,
благодаря которому
В «Критике» много места уделяется тому, как понятия рассудка подводятся под представления. Здесь решающую роль играет воображение и рассудочный категориальный схематизм.
Кант выделяет следующие категории рассудка:
* Категории количества
1 Единство
2 Множество
3 Цельность
* Категории качества
1 Реальность
2 Отрицание
3 Ограничение
* Категории отношения
1 Субстанция и принадлежность
2 Причина и следствие
3 Взаимодействия
* Категории модальности
1 Возможность и невозможность
2 Существование и
3 Предопределённость и случайность
Знание даётся путём
синтеза категорий и
Наконец, описав эмпирическое применение рассудка, Кант задается вопросом возможности чистого применения рассудка, которое он называет разумом. Здесь возникает новый вопрос: «Как возможна метафизика?». В результате исследования чистого разума Кант доказывает, что разум не может иметь конститутивного значения, то есть основывать на самом себе чистое знание, которое должно было бы составить чистую метафизику, поскольку «запутывается» в паралогизмах и неразрешимых антиномиях (противоречиях, каждое из утверждений которого одинаково обосновано), но только регулятивное значение — как систему принципов, которым должно удовлетворять всякое знание. Собственно, всякая будущая метафизика, согласно Канту, должна принимать во внимание его выводы.
-Познание начинается , по Канту, с того, что «вещи в себе» воздействуют на органы внешних чувств и вызывают в нас ощущения. Мы познаем мир не так, как он есть на самом деле, а только так, как он нам является (нашему знанию доступны только явления вещей (феномены). Но миру явлений соответствует независимая от человеческого сознания сущность вещей – «вещи в себе»: абсолютное познание их невозможно. Т.е. при помощи чувств мы не можем постичь окружающий мир. По Канту мир ноуменов (мир «вещей в себе») содержательно не познаваем для человеческого разума. Все попытки его познать обречены на провал, благодаря неразрешимым противоречиям (антиномиям).
Кант был убежден, что идеи пространства и времени человеку известны прежде восприятий. Пространство и время идеальны, а не реальны, т.е. не особая, самостоятельная сущность. Чувственный впечатления связываются между собой посредством суждений, в основе которых лежат категории, т.е. общие понятия, а они, по Канту, суть «чисто логические» формы, характеризующие только «чистое мышление», а не его предмет. Категории даны человеку до всякого опыта, т.е. априори.
Категории рассудка (априорные формы рассудка):
- Количество (всеобщность, множество, единичность)
- Качество (реальность, отрицание, ограничение)
- Отношение (субстанция, причинность, взаимодействие)
- Модальность (возможность, действительность, необходимость)
Синтез категорий создает предметность (правила для расположения ощущений в пространстве и времени, которые создаются трансцендентальным субъектом). Понятия рассудка сами по себе бессодержательны, содержание им даёт лишь чувственность. Рассудок сам конструирует предмет, т.е. мы познаем только то, что сами создали – суть трансцендентального субъекта. Законы природы – принципы организации трансцендентального субъекта. Категории рассудка можно употреблять только в пределах опыта, всякая попытка использовать их для понимания «вещей в себе» приводит к дефолту.
Учение Канта о знании опирается на его теорию суждения – знание выражается в суждении.
Виды суждений:
- Аналитические – не дается нового знания о предмете.
- Синтетические – позволяют осуществлять синтез рассудка и данных чувственного восприятия, опыта (априори + апостериори).
Принципиальные суждения для Канта имеют априорные синтетические суждения – в них выражается необходимость и строгая всеобщность, как сущностные характеристики самого знания.
Наши знания, по Канту, - не мертвый слепок вещей и связей. Это духовная конструкция, возведенная воображением из материала чувственных восприятий и каркаса доопытных (априорных) логических категорий. Но будучи великим конструктором, воображение не всемогуще. Логический каркас категорий, по Канту, априорен. Трансцендентальная философия – это не теория «врожденных идей», т.к. в таком случае они были бы лишены познавательной силы. (трансцендентальное – сверхкатегориальное – всеобщее, сверхчувственное свойство бытия, которые познаются интуитивно (до всякого опыта – вне апостериори). Человек, приступающий к познанию, уже обладает сложившимися до него познавательными формами. Кант различает априорное и апостериорное (на основе опыта) происхождение понятий и категорий. Оба эти источника позволяют воображению и мышлению осуществлять постижение сущего. (трансцендентный – то, что противоположно имманентному (внутренне присущему), то, что находится за границами познания).
В своей
теории познания Кант часто
рассматривает и собственно ант