Теория познания И. Канта: основные понятия и принципы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 20:07, контрольная работа

Краткое описание

Родоначальником классической немецкой философии принято считать Иммануила Канта(1724-1804 гг.). В центре внимания философского творчества И. Канта - человек с его сущностными способностями. «Что я могу знать, что я должен делать, на что я могу надеяться?» - так формулирует философскую триаду в познании человека сам И. Кант. Вначале («докритический период» (1746-1781)) в творчестве этого мыслителя преобладали философские проблемы естествознания, что являлось новацией для немецкой философии XVIII в., а в последующем («критический период» (1781-1804)) на первый план выдвинулись вопросы гносеологии и этики.

Вложенные файлы: 1 файл

Filosofia_Kanta.doc

— 91.50 Кб (Скачать файл)

Невозможно замкнуть всю многогранность проблем, поставленных Кантом в этике, на деятельности чистого  сознания. Поэтому в последние  годы отмечается тенденция рассматривать  физические, социальные, терминологические аспекты его практической философии. В частности, большое внимание уделяется анализу проблемы деятельности, условия реализации свободы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Свобода и этика

"Для того, кто привык  к свободе, нет большего несчастья,  чем быть отданным во власть такого же существа, как он, может заставить его отказаться от своей воли и делать то, что он хочет" Кант.

Свобода - "нерв философии  Канта", она "является одним из краеугольных камней морали и религии, а также ключом для систематического построения чистого разума и разума спекулятивного" - так характеризует значение проблемы свободы в философии Канта кантоведы. Кант не избегает языка метафизики в рассмотрении понятия свободы. По сути, он не раскрывает содержания ее безусловности, ограничиваясь утверждениями о негативной свободе, хотя обращается с понятием "свобода" так, как если бы знание о ней было достигнуто. Разум не может объяснить, как возможна эта свобода. В "Критике чистого разума" Кант показал только как мы можем ее помыслить, не впадая в противоречие. Доказательство ее реальности он оставил для разума практического. Признавая природное несовершенство человека, Кант в то же время видел в нем разумное существо, которое способно с помощью собственного разума и нравственного императива ограничивать и преодолевать собственные желания. "Люди имеют достаточно ума для самоконтроля и морального поведения".

Кант, как дуалист, знает  только два уровня причинности - в  рамках природы и свободы, причем в первом она понимается механистически, во втором - метафизически, а поскольку человеческая свобода исключается из природной, постольку природа, тело и дух абсолютно отделены друг от друга, тем самым идеи и гипотезы о них никогда не могут различить у Канта правильного различения. Как возможна свобода разумного существа в мире, где правит необходимость, то есть господствует необходимая, а не свободная причинность? Кант называет понятие свободы "ключом к объяснению автономии воли". Идею универсальной воли развивает категорический императив, но он требует третьего связующего звена между утверждаемой им волей человека и универсальным моральным законом. Этим третьим звеном и является понятие свободы. Благодаря Идее свободы Кант выявил особенность природы человеческого разума - его "виновность", которая несет в себе роковое несоответствие между требованиями природы и уровнем его возможностей. Все попытки решения смыслообразующих жизненных вопросов являют собой метафизическую лестницу человеческого существования, которое погружено в трагическую ситуацию. Кант видит выход в поиске путей к новой метафизике. Именно с этой целью его позитивная критика стала попыткой представить спекулятивную философию как "предтечу" морали, как путь к практической философии. Кантовская философия отвергает спекулятивную метафизику, но лишь с тем, чтобы открыть двери метафизике "етизированний", она "ограничивает претензии спекулятивного разума, позволяя неограниченно развиваться ума практическом; ... Короче говоря, она открывает метафизике новый путь ... "[10].

Как же возможны свобода  и нравственность? Человек, говорит Кант, принадлежит в одно и то же время к двум мирам. Один - мир природы, явлений эмпирического бытия, пространства и времени, внешней необходимости, другой же - мир ноуменального, вне пространства, времени. Соответственно все мыслимые законы подразделяются Кантом на "законы природы" и "законы свободы", или нравственности. Свобода для Канта означает не беспричинность, а способность разумного существа самому устанавливать для себя закон в качестве необходимого и универсального. Когда человек сам налагает на себя закон, но при том такой, который может быть одновременно законом всеобщим, распространяющимся на все человечество (знаменитый кантовский "категорический императив"), тогда он свободен. Это и есть нравственность, тождественная свободе. В том, что этот закон определяется свободным, собственным усмотрением индивида, что в свою очередь не предназначено никакими природными детерминантами, ничем иным, кроме самого человеческого сознания, оказывается субъективный и автономный характер морали.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Различия  между «докритическим» и «критическим» периодами в философии И. Канта

Все творчество Канта  можно разделить на два больших периода: докритический (до начала 70-х гг. XVIII в.); критический (начало 70-х гг. XVIII в. и до 1804 г.). В течение докритического периода философский интерес Канта был направлен на проблемы естествознания и природы. В более поздний, критический период интерес Канта сместился на вопросы деятельности разума, познания, механизма познания, границ познания, логики, этики, социальной философии. Свое наименование критический период получил в связи с названием вышедших в то время трех фундаментальных философских произведений Канта: "Критика чистого разума"; "Критика практического разума"; "Критика способности суждения". Важнейшими проблемами философских исследований Канта докритического периода были проблемы бытия, природы, естествознания. Новаторство Канта при исследовании данных проблем заключается в том, что он был одним из первых философов, который, рассматривая данные проблемы, большое внимание уделил проблеме развития. Философские выводы Канта были революционными для его эпохи: Солнечная система возникла из большого первоначального облака разреженных в космосе частиц материи в результате вращения данного облака, которое стало возможным благодаря движению и взаимодействию (притяжению, отталкиванию, столкновению) составлявших его частиц; природа имеет свою историю во времени (начало и конец), а не вечна и неизменна; природа находится в постоянном изменении и развитии; движение и покой относительны; все живое на земле, в том числе и человек, - результат естественной биологической эволюции. В основе философских исследований Канта критического периода (начало 70-х гг. XVIII в. и до 1804 г.) лежит проблема познания. В своей книге "Критика чистого разума" Кант отстаивает идею агностицизма - невозможности познания окружающей действительности. Большинство философов до Канта видело в качестве главной причины трудностей познания именно объект познавательной деятельности - бытие, окружающий мир, который содержит в себе множество неразгаданных на протяжении тысячелетий тайн. Кант же выдвигает гипотезу, согласно которой причиной трудностей при познании является не окружающая действительность - объект, а субъект познавательной деятельности - человек, а точнее, его разум. Познавательные возможности (способности) человеческого разума ограничены (то есть разум не может всего). Как только разум человека со своим арсеналом познавательных средств пытается выйти за собственные рамки (возможности) познания, он наталкивается на неразрешимые противоречия. в "Критике чистого разума" Кант классифицирует само знание как результат познавательной деятельности и выделяет три понятия, характеризующих знание: апостериорное знание; априорное знание; "вещь в себе". Апостериорное знание - то знание, которое получает человек в результате опыта. Данное знание может быть только предположительным, но не достоверным, поскольку каждое утверждение, взятое из данного типа знания, необходимо проверять на практике, и не всегда такое знание истинное. Априорное знание - доопытное, то есть то, которое существует в разуме изначально и не требует никакого опытного доказательства. Следует оговориться: теория Канта об априорном (изначально истинном) знании была полностью логичной в эпоху Канта, однако открытая А. Энштейном в середине ХХ в. теория относительности поставила ее под сомнение. "Вещь в себе" - одно из центральных понятий всей философии Канта. "Вещь в себе" - это внутренняя сущность вещи, которая никогда не будет познана разумом.

 

 

 

 

 

Заключение

Философия И.Канта оставила в истории мировой философии  очень глубокий след. И.Кант достиг значительного расширения и углубления философского анализа по сравнению  с его предшественниками. Он попытался  разрешить такие важные вопросы, как происхождение необходимости, логической структуры опыта и идеальных объектов науки, выяснить синтез эмпирического и теоретического, обосновать совмещение счастья и долга. Он поставил проблемы научности философии и противоречивости познания. Постановкой проблемы синтеза чувственного и рационального, синтетического и аналитического в знании и учением о категориях и антиномиях и о возможностях рассудка и разума И.Кант положил начало развитию классической немецкой диалектики, центральным принципом которой стало выдвинутое и обоснованное им положение об активности субъекта в познании, моральной практике и художественном творчестве. В западной философии после И.Канта многие философские системы прямо или косвенно связаны с кантовским учением. Это и фихтеанство, и  гегельянство, и неокантианство и др. На современном этапе философского развития можно говорить о связи с философией И.Канта таких направлений в философии как феноменология, экзистенциализм, герменевтика и др.

 

 

 

 

Список использованной литературы:

  1. Асмус В.Ф. Иммануил Кант. М.: Наука, 1973. – 350с.
  2. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия, М.: Мысль, 1986. -790с.
  3. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины ХVIII - начала XIX века.М.: Academia, 1989. – 300с.
  4. Кант И. Сочинения в 6 томах. М.: Мысль, 1963. – 709с.
  5. Кант И. Критика чистого разума. - М.: Мысль, 1994. – 415с.
  6. Нарский И.С. Кант. М. Мысль, 1976. – 550с.
  7. Рассел Б. История западной философии. Изд-во Новосиб. ун-та, 1997. – 368с.
  8. Тевзадзе Г.В. Иммануил Кант. Проблемы теоретической философии. Тбилиси, 1979. – 400с.
  9. Философия: энциклопедический словарь, М.: Гардарики, 2004. – 540с.
  10. Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова  — 1-4 е изд. — М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2007. – 260с.

Информация о работе Теория познания И. Канта: основные понятия и принципы