Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 08:09, доклад
Вопрос о субстанции представляет собой, в основном, вопрос о бытие – ядре метафизики. Субстанция становится одним из центральных метафизических понятий еще со времен Аристотеля. По Аристотелю все, что существует, в действительности является либо субстанцией, либо формой ее проявления; вопрос «Что такое бытие?» равнозначен вопросу «Что такое субстанция?».
Таким образом, решение проблемы субстанции должно разрешить большинство метафизических проблем. Свое решение проблемы предложил Ренэ Декарт.
Особенности пантеизма Спинозы.
Пантеизм Спинозы является важным понятием, которое завершает его учение о единой субстанции. На основании выше рассмотренных вопросов можно сделать заключение, что под Богом Спиноза понимает субстанцию с ее бесконечными атрибутами; мир, напротив, состоит из модусов – бесконечных и конечных. Однако, одни без других существовать не могут, все неизбежно имеет причинно-следственную связь с природой Бога, ничего не существует случайно и мир является необходимым следствием Бога.
Следует заметить, что понятие
природы по Спинозе понимается иначе,
нежели декартовская природа, ограниченная
двумя субстанциями. Ибо Спиноза показывает,
что Бог осуществляется в природе (посредством
атрибутов и модусов), природа же – это
и есть проявление форм Бога. В теореме
15
Спиноза утверждает: «Все, что только существует,
существует в Боге и без
Бога ничего не может ни существовать,
ни быть представляемо»[19].
Следовательно, Бог есть имманентная причина
всех вещей, а не действующая извне. Также
можно заключить, что некоторая часть
Бога присутствует в каждой вещи. Происходит
единство природы Бога и сущности. Так
как проявление Бога происходит через
бесчисленное количество атрибутов и
модусов, то, следовательно, эти бесконечные
проявления исчерпывают Бога, и это означает,
что все вещи уже сотворены.
Далее рассмотрим понятие природа.
В учении Спинозы это понятие подразделяется
на «природу порождающую» и «природу порожденную».
Природой порождающей (natura naturans) Спиноза
называет Бога, а природой порожденной
(natura naturata) он называет мир, следовательно,
порождающая природа – это причина, а
порожденная природа – следствие этой
причины, которое, однако, содержит причину
внутри себя. Можно сказать, что причина
имманентна по отношению к объекту. В свою
очередь, объект имманентен по отношению
к своей причине по принципу: все в Боге.
Вот точное пояснение Спинозы по данной теме: под natura naturans следует понимать «то, что существует само в себе и представляется само через себя, иными словами, такие атрибуты субстанции, которые выражают вечную и бесконечную сущность, Бога, поскольку Он рассматривается как свободная причина»[20] (свободная в том смысле, что зависит только от собственной природы). «Под natura naturata я понимаю все, что следует из необходимости природы Бога, иными словами, - каждого из Его атрибутов, т.е. все модусы атрибутов Бога, поскольку они рассматривались как вещи, которые существуют в Боге и без Бога не могут ни существовать, ни быть представляемы»[21].
Таким образом, мы видим, что есть две совершенно разные природы: порождающая и порожденная.
. Порождающая природа – Бог, который существует сам через себя
(т.е. причина самого себя)
и сам в себе, как проявление
в атрибутах, т.е. проявление атрибутов
– это и есть бесконечной
причиной Бога. Бог есть также
свободная причина, потому как
действует по законам своей
природы без чьего-либо
А так как все вытекает из необходимости божественной природы,
Бог есть имманентная причина вещей. Бог не является внешним по отношению своих действий.
. Порожденная природа – мир, который вытекает из необходимости природы Бога и атрибутов, т.е. мир вытекает из внешнего и по необходимости природы Бога. Мир есть порожденная природа.
Следовательно, пантеизм Спинозы заключается в том, что Бог проявляет себя во всем (в каждой вещи) и присутствует во всем, действует как имманентная причина, не являясь внешним по отношению ко всему миру. И поскольку ничего вне Бога не существует, т.к. все находится в Нем, то концепцию единой субстанции Спинозы можно назвать пантеистической.
Также мы можем понять, почему Спиноза не приписывал Богу разум, волю и любовь. Бог – есть субстанция, в то время как разум, воля и любовь являются модусами атрибута мышления. Как было сказано выше, атрибуты являются проявлениями, а модусы – состояниями проявления субстанции. Отсюда следует, что модусы – бесконечные или конечные – принадлежат к порожденной природе - миру, причиной которой является субстанция - Бог. «Разум, будет ли он в действительности конечным или бесконечным, равно как и воля, желание, любовь должны относится к порожденной природе (natura naturata)»[22]. Следовательно, Бог является причиной и, как было сказано выше, имманентной причиной, а модусы являются только следствиями этой причины, т.е. разум, любовь и т.д. являются только следствиями этой причины. Нельзя сказать, что Бог задумал сотворение мира разумом, что он желал его создание в результате свободного выбора или сотворил его из любви, ибо все это апостериорно Богу и от него происходит. И приписывать эти свойства Богу означало бы путать порождающую природу с порожденной.
Теперь становится понятно,
почему пантеизм Спинозы на протяжении
веков вызывал полемику мыслителей разных
рангов, которые оспаривали и опровергали
его идеи. Спинозовский пантеизм был определен
Фейербахом как материализм и атеизм:
«…спинозизм в качестве пантеизма представляет
собой
«теологический материализм»[23], а после
это мнение поддерживалось иными философами
(Асмус, Беленький). Читая же «Этику» Спинозы,
можно понять, что он рассматривал пантеизм
совершенно по другому, как мы уже доказали
выше.
То есть Бог присутствует во всем и является
причиной всего.
Заключение.
Рассмотрев учение Спинозы
о единой субстанции и особенности пантеизма
Спинозы, можно сделать следующие выводы:
. Существует только одна субстанция, которая есть Бог.
. Субстанция, или Бог, является
причиной самой себя. Она вечная,
потому что существование
. Субстанция выражает
и проявляет свою сущность
в бесконечном множестве форм
и образов, или атрибутов, из которых
мы знаем только два –
. Субстанция – абсолютно бесконечная неделимая.
. Бог, или субстанция, есть свободная причина, ибо существует и действует по законам своей природы.
. Бог, или субстанция, имманентная причина, а не действующая извне.
. Модусы являются состояниями субстанции, они вытекают из абсолютной природы какого-либо атрибута Бога.
. Вытекающее из необходимости
божественной природы
. Поскольку Бог есть имманентная причина, он неотделим от вещей, исходящих от него, Бог во всем, Бог существует не вне мира, а внутри мира.
. Бесконечные проявления исчерпывают природу Бога, следовательно, все вещи уже сотворены.
. Бог является также природой порождающей, а мир – природой порожденной.
Информация о работе Учение Спинозы о единой субстанции и особенности пантеизма Спинозы