Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 11:08, контрольная работа
Эта тенденция наметилась ещё начиная с Сократа, и окончательно сформировалась у Платона, которого практически не интересовали «физические» проблемы. Аристотель, хотя и являлся основоположником развития естественнонаучного знания, и вся средневековая естественная наука базировалась на системе Аристотеля, но тем не менее, будучи универсальным философом, он уделял в своей системе место и проблемам человеческого общества. Платон и Аристотель интересны для нас ещё и потому, что они активно полемизировали друг с другом, в том числе и по проблемам государственного устройства.
ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................. 3
1. Идеальное государство Платона как нереализуемая утопия ............... 5
2. Учение о государстве Аристотеля ........................................................ 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................... 23
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК................................................................. 2
Античное государство было пронизано остатками общинно родовой формации.
Кроме родовой общины, другим важным элементом всякого исторического государства является у Аристотеля рабство. По мнению великого философа, никакое государство невозможно без наличия в нем господ и рабов. Античный способ производства в основном всегда был результатом непосредственного физического труда одних и организующей воли других. Однако философ тут не ограничивается простой констатацией факта. Аристотелю принадлежит глубокий анализ понятия раба и отчетливое о нем представление в отличие от мыслителей предшествующего периода.
По Аристотелю, «рабом является только тот человек, кто является рабом по своей природе»15. Сама природа требует рабства для существования государства. Аристотель не находит в нем ничего постыдного и противоестественного. Законы природы можно нарушать. Раб может восстать против своего господина, но это противоестественно, безобразно, уродливо и требует уничтожения.
Аристотель тонко анализирует понятие раба, утверждает универсальность рабства во всем мире, включая неодушевленную природу, спорит с различными непоследовательными теориями по этим вопросам.
Противоположение господина и раба является отношение целого и его частей. Если нет целого, то нет и частей. Если же есть части, то есть и целое, частями которого они являются. Раба необходимо считать естественной частью господина. Господин же управляет всеми своими рабами и из бессмысленности превращает их в осмысленное целое. Это, по мнению Аристотеля, и естественно, и логично, и морально, и справедливо.
Все исторические формы государственного устройства у Аристотеля везде разные, везде имеют те или другие преимущества или недостатки. По мнению философа, наилучшим государственным строем будет тот, где господствуют люди и не очень богатые, и не очень бедные. Элементы этого «среднего» строя можно находить в самых разнообразных государствах: монархии, аристократии, олигархии, демократии. Скорее всего, это будет умеренно-аристократический строй. Однако Аристотель приходит к выводу, что этот «средний» строй редко когда осуществлялся в Греции. Иллюзией является то, что Аристотель находит осуществление «среднего» строя в тех многочисленных городах, которые строил Александр Македонский во время своих мировых завоеваний.
Государство, по Аристотелю, должно быть фактическим осуществлением добродетели. Добродетель и красоту философ понимает как серединную гармонию между двумя крайностями.
Высокая мораль и разум свойственны у Аристотеля только высшему классу. Она не свойственна ни ремесленникам, ни рыночным торговцам, ни поденщикам.
У рабов вообще не существует рассудка. Наиболее разумным и максимально доступным государственным строем является, по мнению Аристотеля, не тот, в котором господствуют только разумные и моральные люди, но и не тот, который создается хамами и всякой низовой сволочью. Надо придумать нечто третье, «где мораль господ осуществлялась бы реально, а безнравственность низов получала бы известного рода преобразования и приобщалась бы к общегосударственной добродетели и разуму»16. Эта аристотелевская иллюзия отражает общегреческий идеал умеренности и гармонии.
Если в государстве, по мысли Аристотеля, имеется только один муж, обладающий предельной добродетелью, то пусть он и будет единственным управителем государства, его волей и законом. Если таких правителей окажется несколько, то власть должна принадлежать всем им, и это будет аристократия.
Самым резким образом Аристотель критикует тиранию. Не меньшей критике подвергаются у Аристотеля фактические аристократии, которые он наблюдает в своих исторических изысканиях и в своей современности.
В идеальном государстве Философ признает только два сословия. Это военные, они же и установители законов и жрецы, а также и судьи. Они не могут заниматься ремеслами или земледелием, но только пребывают в состоянии досуга, заполненного науками или искусствами для умножения своей добродетели.
Другое сословие - это ремесленники, земледельцы и рабы. Им, как и всем гражданам, должна быть свойственна добродетель, но эта добродетель заключается в повиновении и подчинении высшему сословию. Учить их не для чего, ибо у них нет ума. Кроме государственной земли, на которой они работают, они могут иметь и собственную землю - в пределах своей рабской добродетели. Их цель - кормить и содержать все государство.
В качестве идеального государства Аристотель обрисовывает такое, которое является нерушимой автаркией, осуществляет высшую моральную ценность эвдаймонию. Эвдаймония это наивысшее состояние ума, наивысшее его сосредоточение, полное уподобление божескому существованию: «...всякий наилучший полис должен пользоваться эвдаймонией и проявлять прекрасную деятельность».
Если под полисом Аристотель понимает определенное население, взятое в целом, то полития для него - устроение полиса, его структура. Полития есть благоустроенный и целый организм. Он невозможен без закономерной структуры. Закон является внутренним содержание политии. Аристотель говорит об автаркии всякой политии, о ее самостоятельности, о ее независимости ни от чего другого.
Все рассуждение Аристотеля соответствуют исторической жизни древних греков. «Полития есть основанная на родовой общине и рабовладении общность людей, которые вознамерились создать и всегда поддерживать закономерную и физиологически определенную автаркию в целях приобщения к вечности во всех своих поступках, мыслях, во всей своей жизненной целеустремленности»17. Основная идея «Политики» -понимание полиса как духовной организации.
Философ долгое время колебался между аристократией и монархией, но был поклонником македонского монархизма.
В целом, на основании вышеизложенного представляется возможным сделать следующие обобщения.
Воззрение Платона на государство и на роль в нем личности имеет все черты реакционной социальной утопии. Кого могла спасти в те катастрофические времена такая утопия? Практически она имела нулевое значение даже при сочувствии к намерениям Платона со стороны некоторых государственных и общественных деятелей.
Платон был объявлен буржуазными историками предтечей теорий социализма и коммунизма, что отрицалось советской наукой. То, что на Западе называли платоновским коммунизмом, в СССР называли коммунизмом потребления, в отличие от теории научного коммунизма, то есть коммунизма производства. Коммунизм Платона - и исторически, и политически не признавался советскими историками результатом исследования, а более того, такая формула считалась публицистическим мифом новейшего антикоммунизма.
Но в этой утопии есть и положительная черта. «С редким реализмом, - пишет Поппер, - Платон понял характерную для античного полиса связь единичного с целым, зависимость личности от более широкого целого, обусловленность индивида государством. Поняв эту связь, Платон превратил ее в норму задуманного им проекта идеального общественно-политического устройства».
Прошедшие тысячелетия показали, что последующие утопии недалеко ушли от прародительницы, созданной гением Платона, который ярко проявился и в создании основ объективного идеализма и разработке его в целостном виде.
1. Асмус, В.Ф. Платон / В. Ф. Асмус. - М.: Мысль, 2008. – 278 с.
2. Богомолов, А.С. Античная философия / А. С. Богомолов. – М.: Наука, 2008. – 369 с.
3. Краткий очерк истории философии / Под ред. М. Иовчука, Т. Ойзермана, И. Щипанова. - М.: Высшая школа, 2010. – 644 с.
4. Лосев, А.Ф., Тахо-Годи, А.А. Платон. Аристотель. Серия ЖЗЛ / А. Ф. Лосев. А. А. Тахо - Годи – М.: Молодая гвардия, 2010. – 442 с.
5. Мир философии. Антология философской мысли. – М.: Политиздат, 2011.-814 с.
6. Платон. Избранные сочинения. - М.: Логос, 2007. – 526 с.
1 Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. Серия ЖЗЛ. - М.: «Молодая гвардия», 2010. – С. 63.
2 Платон. Избранные сочинения. - М.: Логос, 2007. – С. 199.
3 Платон. Избранные сочинения. - М.: Логос, 2007. – С. 219.
4 Платон. Избранные сочинения. - М.: Логос, 2007. – С. 226.
5 Там же. – С. 231-232.
6 Платон. Избранные сочинения. - М.: Логос, 2007. – С. 288.
7 Платон. Избранные сочинения. - М.: Логос, 2007. – С. 333.
8 Платон. Избранные сочинения. - М.: Логос, 2007. – С. 341.
9 Асмус В.Ф. Платон. - М.: Мысль, 2008. – С. 204.
10 Платон. Избранные сочинения. - М.: Логос, 2007. – С. 352.
11 См.: Асмус В.Ф. Платон. - М.: Мысль, 2008. – С. 109.
12 Платон. Избранные сочинения. - М.: Логос, 2007. – С. 185.
13 Платон. Избранные сочинения. - М.: Логос, 2007. – С. 322.
14 Мир философии. Антология философской мысли. – М.: Политиздат, 2011. – С. 248
15 Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. Серия ЖЗЛ. – М.: Молодая гвардия, 2010. – С. 305
16 Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. Серия ЖЗЛ. – М.: Молодая гвардия, 2010. – С. 184
17 Краткий очерк истории философии / Под ред. М. Иовчука, Т. Ойзермана, И. Щипанова. - М.: Высшая школа, 2010. – С. 412
Информация о работе Учение о государстве у Платона и Аристотеля