Филосовские проблемы Нового времени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 10:22, курсовая работа

Краткое описание

Культурные тенденции, символизирующие переход к историческому этапу, вошедшему в историю под названием "Новое время", складываются к середине XVI в.
Основными вопросами Нового времени были проблемы познания, научных методов, общественного устройства.

Содержание

Введение…………………………………………………………….……………3
ГЛАВА I. Основные черты науки Нового времени…………………………...4
ГЛАВА II. Основные проблемы, поднимаемые философией Нового време-ни……………………………………………………………………………7
ГЛАВА III. Движение Реформации…………………………………………….11
3.1. Факторы перехода к эпохе Нового времени ………...………………11
3.2. Движение Реформации – важный источник духовной революции перехода Нового времени……………………………………………………….12
ГЛАВА IV. Философы Нового времени……………………………………….14
4.1. Методология научного познания в концепции Г.Галилея…………..14
4.2. Вклад Ф. Бэкона в формирование научного мировоззрения XVII в………………………………………………………………………15
4.3. Вклад Декарта в формирование научного мировоззрения XVII в….20
Заключение……………………………………………………………………….23
Список использованной литературы………

Вложенные файлы: 1 файл

Осн часть.doc

— 113.00 Кб (Скачать файл)

Новоуральский филиал ГОУ  СПО

«Свердловский медицинский  колледж»

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

 

«Филосовские  проблемы Нового времени»

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение…………………………………………………………….……………3

ГЛАВА I. Основные черты науки Нового времени…………………………...4

ГЛАВА II. Основные проблемы, поднимаемые философией Нового времени……………………………………………………………………………7

ГЛАВА III. Движение Реформации…………………………………………….11

3.1. Факторы перехода  к эпохе Нового времени ………...………………11

3.2.  Движение Реформации  – важный источник духовной  революции перехода Нового времени……………………………………………………….12

ГЛАВА IV. Философы Нового времени……………………………………….14

4.1. Методология научного  познания в концепции Г.Галилея…………..14

4.2. Вклад Ф. Бэкона в формирование научного мировоззрения XVII в………………………………………………………………………15

4.3. Вклад Декарта в  формирование научного мировоззрения XVII в….20

Заключение……………………………………………………………………….23

Список использованной литературы………

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Культурные тенденции, символизирующие переход к историческому  этапу, вошедшему в историю под названием "Новое время", складываются к середине XVI в.

Основными вопросами  Нового времени были проблемы познания, научных методов, общественного устройства.

Особое место в истории  Нового времени отводится XVII в., периоду  становления новых социально-экономических отношений и нового мировоззрения, крушения старых и утверждения новых ценностей. Этот период - с середины XVI и до конца XVII в. - получил название периода "научной революции". С этого времени наука начинает развиваться относительно самостоятельно.

Характерное для Нового времени интенсивное развитие производственных сил, вызвавшее бурный расцвет науки, особенно естествознание, потребовало коренных изменений методологии, создания принципиально новых методов научного исследования – как философских, так и частнонаучных.

Предпосылки для формирования философии Нового времени связаны  с переносом интереса мыслителей с проблем схоластики и теологии на проблемы натуралистической философии. В тот же период имеют место попытки философов заново обосновать естествознание, соединив эксперимент и размышления как основу теоретического метода.

ГЛАВА I. Основные черты науки Нового времени

 

          Начало  Нового времени характеризовалось  расцветом научной мысли, отвечающим потребностям развивающегося капитализма. Наибольший импульс для развития в этих условиях получили естественные науки, особенно те, которые имели непосредственное практическое значение для мануфактурного производства.

Научная революция привела  к кардинальному изменению представлений о знании и науке, их задачах и месте в обществе. Наука, согласно Г. Галилею, уже не является ни привилегированной интуицией отдельного мага или просвещенного астролога, ни комментарием к авторитету. Она обретает собственный объект и новое поле деятельности - исследование и раскрытие законов развития мира природы. На волне критики схоластики постепенно происходит эмансипация науки, обретение автономии от веры и философских концепций. Знаменательно то, что в XVII в. происходит организационное оформление науки: в противовес университетам, традиционно контролируемым церковью, возникают новые центры научных исследований - научные Академии: Академия в Риме, созданная Ф. Чези (1637-1712) в 1603 г.; Академия в городе Тоскане, просуществовавшая около 10 лет; "Лондонское Королевское общество развития естественных наук", основанное в1645 г.; Королевская академия наук во Франции, возникшая в 1666 г. 
          Уходит в прошлое время схоластических споров и пустых метафизических рассуждений. Новым идеалом научности становится опытное познание. Научными признаются лишь те идеи и подходы, которые опираются на чувственный опыт и систему доказательств. Важную роль в познании начинает играть эксперимент, оцениваемый как источник истинных суждений о мире, т.е. утверждаются идеи эмпиризма. Научная революция порождает и новый тип современного ученого, сила которого - в эксперименте, становящемся все более строгим и точным благодаря использованию разнообразного научного инструментария. В XVII в. изобретаются и входят в жизнь и научную практику микроскоп и телескоп, часы и компас, весы и термометр и другие сложные технические искусственные устройства.

В это время силами многих ученых - Н. Коперника, Тихо Браге, И. Кеплера, Г. Галилея создается новая картина действительности, обосновывается гелиоцентрическая концепция строения Вселенной, противопоставляемая космологическим теориям древности и религиозным воззрениям. Географические открытия расширяют представления людей о мире. Изобретение микроскопа позволило углубить знания в области анатомии и физиологии организмов. Описан механизм кровообращения (А. Везалий, М. Сервет, Г. Фаллопий, Р. Коломбо, У. Гарвей). Все это способствовало формированию нового взгляда на телесные характеристики человека, утверждению идеи его природного происхождения.

Развитие мануфактурного производства и связанный с ним  расцвет механики, ставшей ведущей областью науки и задающей основные ориентиры научному познанию в целом, предопределил механистический характер научных воззрений. В русле механики и математики трактуются не только природные, но и социальные явления.

На этом фоне складываются механистические концепции человека: психические явления, поведение и сознание человека объясняются по аналогии с механическими процессами. С позиций механистического подхода по-новому трактуется проблема свободы воли человека. Для религиозного мировоззрения свойственно проявление волюнтаризма. Научная картина мира Нового времени, базирующаяся на механистическом мировоззрении, являлась фаталистической. В ней не могло быть речи о свободе. Господствующее место занимали идеи жесткого детерминизма всех явлений мира, включая и человека, их объяснения механической причинностью. Следует отметить, что механистическая методология, означающая расчленение сложного явления на простые элементы и их последующее механическое ассоциирование, определила односторонность и ограниченность механических моделей поведения и сознания человека в Новое время.

Большое внимание в научной  мысли уделялось рассмотрению гносеологической проблематики (отношения субъекта и объекта). Происходит смещение спектра философского анализа от проблем онтологии в область гносеологии. В решении этого вопроса философия Нового времени приходит к агностицизму и материализму.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. Основные проблемы, поднимаемые философией Нового времени.

 

   Человек пытается найти ответ на наиболее общие и глубокие вопросы: что представляет собой окружающий мир и каково место и предназначение человека в мире? что лежит в основе всего существующего: материальное или духовное? подчинен ли мир каким-либо законам? может ли человек познать окружающий мир, что представляет собой это познание? в чем смысл жизни, ее цель? Такие вопросы называют мировоззренческими. Человек может опираться на жизненный опыт и здравый смысл, на веру в сверхъестественное или на научные знания. Проблемы философии: начальный период характеризуется космоцентризмом – стремлением понять мир как целое, его происхождение и сущность; следующий период.: антропоцентризм - проблема человека, этики, общественного устройства; средневековье: теоцентризм - природа и человек как творение Бога; Новое время: проблема познания, научных методов, общественного устройства. На первый план выходят проблемы гносеологии. Гносеологическая философия состоит в изучении отношения “мир-человек”. Теория познания рассматривается как отношение объекта и субъекта познания, выявляется связь чувственного и рационального, исследуются проблемы истины и другие гносеологические вопросы.

   Два основных  направления философии Нового  времени:

   1. Эмпиризм - направление в  теории познания, которое признает чувственный опыт как единственный источник знаний.

   а) идеалистический эмпиризм (представители Беркин, Юм). Эмпирический  опыт совокупность ощущений и представлений, величина мира равны величине опыта.

   б) материалистический эмпиризм (представители Бекон, Гоббс) – источник чувственного опыта - существующий внешний мир.

   2. Рационализм (лат. разумный) выдвигает на первый план логическое основание науки, признает разум источником познания и критерием его истинности.        

Представители рационализма - Р. Декарт, Г. Лейбниц - видели источник знаний в разуме и обосновывали априорное происхождение всеобщих понятий, их вне опытный характер, выводимость из ума, из врожденных интеллектуальных способностей.

Эмпиризм и рационализм - два сосуществующих и противостоящих друг другу направления в методологии науки XVII в. Критериями их размежевания выступало решение вопросов: об источниках и происхождении знаний; о природе общих понятий; о границах познавательных возможностей человека; о соотношении чувственного опыта и логического мышления. 

   Гносеология –  философское учение о человеческом  познании. Человек и общество в своем бытии изменяют окружающий мир, но общество может существовать, только изменяя мир. Это практическое отношение к миру и является практической основой общества. Особенностью человеческого бытия является то, что для своего бытия, человек вынужден целенаправленно изменять окружающий мир. Чтобы изменение было рациональным, человечество выработало познание. Задача гносеологии – выяснение природы человеческого познания, его основных закономерностей, определение целей и возможностей человеческого познания. Она рассматривает основные механизмы познавательной деятельности; анализирует структуру человеческого знания, его основные свойства (Что есть истина? – важнейший вопрос гносеологии), роль биологических и социальных факторов познания; исследует закономерности развития человеческого знания и т.д. Гносеология пытается дать образ человеческого познания, опираясь на многовековой опыт, она связана с психологией, лингвистикой, кибернетикой и т.д. Субъект и объект познания. В рационалистической философии проблемы теории познания рассматривались под углом зрения взаимодействия субъекта и объекта. Однако даже в рамках рационалистической традиции трактовка понятий «субъект» и «объект» существенно менялась. В докантовсой философии под субъектом познания понимали единично оформленное бытие, человеческого индивида. Под объектом же, то на что направлена познавательная деятельность и что существует в его сознании в виде идеальных мыслительных конструкций. Кант перевернул отношения объекта и субъекта. Кантовский субъект – это духовное образование, то, что лежит в основе предметного мира. Объект же – продукт деятельности этого субъекта. Субъект первичен по отношению к объекту. В немецкой классической философии субъект предстает как надындивидуальная развивающаяся система, сущность которой состоит в активной деятельности. У Канта, Фихте, Гегеля эта деятельность рассматривалась, прежде всего, как духовная активность, которая порождала объекты. У К. Маркса эта деятельность носила материально чувственный характер, была практической. Субъект – носитель материального целенаправленного действия, связывающего его с объектом. Объект – предмет, на который направлено действие. Каковы же основные качества субъекта отличающие его от объекта? Исходная характеристика субъекта – активность, понимаемая как самопроизвольное, внутреннее детерминированное порождение материальной и духовной энергии. Объект же это предмет приложения активности. Активность человека носит осознанный характер и, следовательно, она характеризуется и самосознанием. Свободная деятельность есть высшее проявление активности. Таким образом, субъект – это активное, самодеятельное существо, осуществляющее преобразование действительности. Объект – это сфера приложения активности субъекта. Различия между объектом и субъектом относительны. Субъект и объект – это функциональные категории, которые означают роли различных явлений в тех или иных ситуациях деятельности. Индивид, если он активно воздействует на окружающих, - субъект, а если на него воздействуют другие, то он превращается в объект. Познание как отражение действительности. Отражение – это взаимодействие двух систем, в результате которого особенности одной системы воспроизводятся в особенностях другой системы. В диалектико-материалистической философии свойство отражения распространяется на весь материальный мир. Но на каждом уровне развития материи она обладает своими специфическими характеристиками. Рассмотрим особенности отражения в познавательном процессе, который происходит на уровне человеческого сознания. Объективный мир воздействует на сознание человека специфическим способом. Результатом этого воздействия являются образы сознания. Эти образы являются снимками, копиями реальных вещей. Они объективны по своему содержанию, содержательно воспроизводят особенности отражаемого объекта. Но воспроизведение особенностей отражаемого объекта в образах сознания происходит в соответствии с особенностями, отражающей системы, т.е. сознания. А это значит, что образы сознания, будучи объективны по содержанию, субъективны по форме, т.е. несут в себе определенные характеристики субъекта.

ГЛАВА III. ДВИЖЕНИЕ РЕФОРМАЦИИ

3.1. Факторы перехода к эпохе Нового времени

Культурные тенденции, символизирующие переход к историческому  этапу, вошедшему в историю под названием "Новое время", складываются к середине XVI в.

Водоразделом между  эпохой Средневековья и периодом Нового времени является первая буржуазная революция в Нидерландах против испанского владычества (середина XVI в.), открывшая путь развитию капиталистических отношений.

Факторы, определяющие переход на новую общественную стадию развития: в области общественного бытия - развитие производительных сил; в области общественного сознания - развитие идей Реформации и важные открытия в области науки.

Основными сферами проявления научной  революции стали религия и  наука, отразившие новые тенденции в развитии производительных сил.

Особое место в истории Нового времени отводится XVII в., периоду  становления новых социально-экономических  отношений и нового мировоззрения, крушения старых и утверждения новых ценностей. Этот период - с середины XVI и до конца XVII в. - получил название периода "научной революции". 

 

 

3.2. Движение Реформации - важный источник духовной революции периода Нового времени

Наиболее важным феноменом  Нового времени в области религии  явилась Реформация, которая привела к появлению протестантизма и, по сути, сокрушила идейное господство католицизма, являющегося надежной опорой феодализма. Влияние протестантизма на духовную атмосферу Европы было чрезвычайно велико. Произошел раскол единства религиозного сообщества в Европе. Кончилась эра безраздельного господства католицизма, началась эпоха жестоких религиозных войн. Ответом Реформации стала Контрреформация, новое наступление католицизма. В 1542 г. был создан церковный трибунал, который жестоко подавлял инакомыслие, утверждал индекс запрещенных книг. 

Идейным вождем движения Реформации был Мартин Лютер (1483-1546), который в 1517 г. бросил открытый вызов Церкви, поместив на дверях Виттенбергского собора дощечку с 95 тезисами против индульгенций и за это был отлучен от церкви. С этого момента начинается процесс отпадения от католической церкви целого ряда стран .

Лютер, отвергал притязания католической церкви на роль посредника между человеком и Богом, утверждал, что человек должен лично общаться с Богом. При этом им умалялась роль социума и других людей в жизни человека, спасение рассматривалось как дело личной веры. Тем самым разрушался вековой корпоративизм в отношениях людей и церкви, происходила атомизация общества, утверждались идеи индивидуализма.

Крупный деятель Реформации - Жан Кальвин (1509-1564. В его учении сочетались жестокий фатализм провиденциалистского типа с идеей безудержной активности человека. Кальвин утверждал, что Бог знает, к чему предопределен человек. Но получить намек об этом человек может лишь добиваясь всеми силами успеха. Девиз кальвинистов: "Если я удачлив - я избранник, если нет - Бог определил меня как неудачника". Тем самым, по сути, освящается идеология первоначального накопления капитала с характерным для нее индивидуализмом, эгоизмом, идеей избранности, бесчеловечным отношением к эксплуатируемому.

Информация о работе Филосовские проблемы Нового времени