Философия Аристотеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 20:44, реферат

Краткое описание

Философская мысль Древней Греции достигла наибольшей высоты в творениях Аристотеля (384-322 до н.э.), воззрения которого, энциклопедически вобравшие в себя достижения античной науки, являют собой грандиозную систему конкретно-научного и собственно философского знания в его удивительной глубине, тонкости и масштабности. Образованное человечество училось, учится и в веках будет учиться у него философской культуре.
Философия Аристотеля – это царство наблюдения и трезвой мысли. Он оставил стремление Платона отыскать единство бытия и с любовью стал присматриваться к бесконечному разнообразию окружающих явлении. Его занимали не идеи, а все конкретное – воплощение идей в смысле Платона

Содержание

Введение 3
Философское учение Аристотеля 4
Логика и методология. 5
Физика. 8
Первая философия (метафизика). 9
Учение о четырёх причинах. 11
Заключение. 14
Список используемой литературы 15

Вложенные файлы: 1 файл

Философия Аристотеля.docx

— 39.35 Кб (Скачать файл)

Финансовый Университет  при Правительстве Российской Федерации

 

 

 

 

 

Эссе

по философии

на тему:

«Философия Аристотеля»

 

 

 

Выполнил:

Студент 2 курса

Группы ПМ2-3у

Буторин Ярослав Евгеньевич

 

Научный руководитель:

к. ф. н., доцент

Голубь Василий Феофанович

 

Москва

2013

Оглавление

Введение 3

Философское учение Аристотеля 4

Логика и  методология. 5

Физика. 8

Первая философия (метафизика). 9

Учение о  четырёх причинах. 11

Заключение. 14

Список используемой литературы 15

 

 

Введение

Философская мысль Древней  Греции достигла наибольшей высоты в  творениях Аристотеля (384-322 до н.э.), воззрения которого, энциклопедически вобравшие в себя достижения античной науки, являют собой грандиозную  систему конкретно-научного и собственно философского знания в его удивительной глубине, тонкости и масштабности. Образованное человечество училось, учится и в веках будет учиться у него философской культуре.

Философия Аристотеля –  это царство наблюдения и трезвой  мысли. Он оставил стремление Платона  отыскать единство бытия и с любовью  стал присматриваться к бесконечному разнообразию окружающих явлении. Его  занимали не идеи, а все конкретное – воплощение идей в смысле Платона.

И в природе, и в истории, и во внутреннем мире человека ищет он фактических данных и всегда идет от частного к общему. Его философия  заслуживает название истинной философии, потому что она носит индуктивный  характер с начала и до конца, и  сам Аристотель есть истинный философ, потому что никогда не сходил с  почвы живой действительности.

Такую общую оценку деятельности Аристотеля встречаем мы в современной  истории философии. Лучшим доказательством  ее справедливости служит то влияние, которым она пользуется до настоящего времени. У Аристотеля научились  мы читать, собирать коллекции, говорить научным языком. Кант утверждает, что  логика обязана Аристотелю всем, чем  она в настоящее время располагает. Аристотелю мы обязаны всеми особенностями  нашей современной умственной жизни; к числу последних следует отнести словесную мудрость и формальное отношение к природе и к жизни, стремление вместо истинного понимания довольствоваться словами.

 

 

Философское учение Аристотеля

Аристотель разделял философию  на три части — теоретическую, практическую и творческую, а инструментом, с помощью которого ведется исследование, является логика (греч. "органон" — орудие, инструмент).

 

Теоретическая философия  имеет дело с истиной и целью  ее является знание ради самого познания, потому она свободна и "бескорыстна", в отличие от практической философии, нацеленной на совершение добродетельных поступков и оперирующей не с  понятиями истина — ложь, а с  понятиями добро — зло.

Целью творческой философии  является творчество (сюда Аристотель относил в первую очередь искусство  словесное — риторику и поэтику).

Теоретическую философию  составляют три дисциплины: физика, математика и первая философия (или  теология). Данное деление соответствует  делению сущностей, изучаемых каждой из этих наук: физика изучает телесные самостоятельные, но изменяющиеся сущности, математика изучает мыслимые, неподвижные, вечные, но несамостоятельно существующие сущности, первая же философия изучает  мыслимые, неподвижные и самостоятельные  сущности.

 

Логика и методология.

 

Логическое учение Аристотеля последовательно рассматривает  отдельное имя (Категории), суждение как связь имен (Герменевтика), доказательство как особая связь суждений (Аналитики  — научная силлогистика, Софистические  опровержения — диалектическая силлогистика).

В первом трактате корпуса  Аристотель определяет десять основных категорий (предикатов), с помощью  которых происходит описание и выяснение  смысла предмета: сущность, количество, качество, место, время, отношение, состояние, обладание, действие, страдание. Аристотель вошел в историю как создатель научной силлогистической логики. Доказательство — силлогизм — есть специфический метод науки, в отличие от опыта и искусства, основанных преимущественно на наблюдении. Те первоначала, из которых исходит силлогизм, сами недоказуемы и могут быть даны только в непосредственном умосозерцании или из опыта путем индуктивного обобщения.

Знание связано со знанием  первопричин вещи. Аристотелевское  противопоставление "первое для  нас" и "первое по природе" связано  с противопоставлением вещей, более  понятных и очевидных "нам" как  познающим субъектам — а таковы вещи единичные, воспринимаемые чувствами, сложные по своему составу — и  вещей, менее понятных для нас, но более близких к фундаментальным  основам бытия, "первым по природе". По Аристотелю, таково простое, общее, постигаемое разумом, а не чувствами. Таковы начала и причины. Познание у Аристотеля имеет своим предметом бытие. Основа опыта — в ощущениях, памяти и привычке. Любое знание начинается с ощущений: оно есть то, что способно принимать форму чувственно воспринимаемых предметов без их материи; разум же усматривает общее в единичном предмете.

Однако с помощью одних  только ощущений и восприятий приобрести научное знание нельзя, потому что  все вещи имеют изменчивый и переходящий  характер. Формами истинно научного знания являются понятия, постигающие  сущность вещи. Детально и глубоко  разобрав теорию познания, Аристотель создал труд по логике, который сохраняет  своё непреходящее значение и поныне. Здесь он разработал теорию мышления и его формы, понятия, суждения и  умозаключения.

Аристотель является и  основоположником логики. Задача познания состоит в восхождении от простого чувственного восприятия к вершинам абстракции. Научное знание есть знание наиболее достоверное, логически доказуемое и необходимое.

В учении о познании и  его видах Аристотель различал «диалектическое» и «аподиктическое» познание. Область  первого — «мнение», получаемое из опыта, второго — достоверное  знание. Хотя мнение и может получить весьма высокую степень вероятности  по своему содержанию, опыт не является, по Аристотелю, последней инстанцией достоверности знания, ибо высшие принципы знания созерцаются умом непосредственно.

 

Отправным пунктом познания являются ощущения, получаемые в результате воздействия внешнего мира на органы чувств, без ощущений нет знаний. Отстаивая это теоретико-познавательное основное положение, «Аристотель вплотную подходит к материализму». Ощущения Аристотель правильно считал надежными, достоверными свидетельствами о  вещах, но оговариваясь, добавлял, что  сами по себе ощущения обуславливают  лишь первую и самую низшую ступень  познания, а на высшую ступень человек  поднимается благодаря обобщению  в мышлении общественной практики.

 

Цель науки Аристотель видел в полном определении предмета, достигаемом только путем соединения дедукции и индукции:

1) знание о каждом отдельном  свойстве должно быть приобретено  из опыта;

2) убеждение в том, что  это свойство — существенное, должно быть доказано умозаключением  особой логической формы —  категорическим силлогизмом. Исследование  категорического силлогизма, осуществленное  Аристотелем в «Аналитике», стало  наряду с учением о доказательстве  центральной частью его логического  учения. Основной принцип силлогизма  выражает связь между родом,  видом и единичной вещью. Эти  три термина понимались Аристотелем  как отражение связи между  следствием, причиной и носителем  причины. Система научных знаний  не может быть сведена к  единой системе понятий, ибо  не существует такого понятия,  которое могло бы быть предикатом  всех других понятий: поэтому  для Аристотеля оказалось необходимым  указать все высшие роды, а  именно категории, к которым  сводятся остальные роды сущего.

Размышляя над категориями  и оперируя ими в анализе философских  проблем, Аристотель рассматривал и  операции ума и его логику, и, в  том числе, логику высказываний. Разрабатывал Аристотель и проблемы диалога, углубившие идеи Сократа.

Он сформулировал логические законы:

  • закон тождества — понятие должно употребляться в одном и том же значении в ходе рассуждений;
  • закон противоречия — «не противоречь сам себе»;
  • закон исключенного третьего — «А или не-А истинно, третьего не дано».

Аристотель разрабатывал учение о силлогизмах, в котором  рассматриваются всевозможные виды умозаключений в процессе рассуждений.

Физика.

 

К физической проблематике у Аристотеля относятся все естественнонаучные вопросы — от теории элементов  и движения, структуры космоса, превращении элементов до биологии, зоологии и психологии (учение о душе, ее частях и функциях). Аристотель исходит из первичности качественных характеристик чувственно-данного сущего по отношению к его количественным описаниям, согласно его теории в основе природных закономерностей лежит фундаментальное взаимодействие двух пар противоположных качеств: горячего — холодного и сухого — влажного, которые образуют т. н. элементы: огонь, воздух, воду и землю, которые могут преобразовываться друг в друга благодаря силам взаимодействия. Четыре элемента образуют весь чувственный космос (подлунный мир). В космических сферах, которые находятся выше Луны (надлунный мир), материя иная, она образована пятым элементом — эфиром (лат. квинтэссенция), вечным и совершающим круговые движения телом. Бесконечной величины не может существовать, потому космос конечен и вечен, его движение концептуально инициировано божественным перводвигателем, который движет все в мире не телесным образом, но как благо и предмет любви, к которому устремлено все сознательно и бессознательно.

 

В своих физических трактатах  предлагает универсальную схему  четырех причин, которая играет важную роль как в физике, так и в метафизике: формальная причина (что это?), материальная причина (из чего состоит?), движущая причина (откуда произошло?), целевая причина (ради чего существует?). Природа есть причина всего существующего по природе, искусство — причина всех рукотворных вещей; основное отличие сущего по природе в том, что оно существует "для себя", а цель сущего согласно искусству всегда установлена его создателем и, таким образом, является внешним по отношению к его сущности.

Первая философия (метафизика).

Уже на заре древнегреческой  философии родилась идея о том, что  в окружающем человека мире существует необходимая связь между явлениями. Это была идея природы как внутреннего  порядка в чувственно воспринимаемых вещах. Ранние греческие философы называли свои произведения одинаково – «О природе». Они построили множество  противоречащих друг другу теорий (умозрений), так и не сумев свести их в единую картину.

 

В эпоху Платона созрела  насущная необходимость преодолеть разноголосицу в метафизике природы. Проявив недюжинную глубину мышления, Платон создал единое и прекрасное учение о природе, включив в него все сильные стороны прежних  представлений. Но, по Платону, нет гарантии, что нарисованная им картина соответствует  реальному миру. Это был великолепный миф о Космосе, не имеющий ничего общего с твердым знанием. Платон полагал, что иного человеку не дано. Получилось, что в платонизме греческий  дух, стремившийся к истинному знанию и природе, пришел к своему самоотрицанию. Неслучайно впоследствии неоплатонизм всё больше и больше тяготел к  религии.

 

Аристотель - его лучший ученик, с Платоном не согласился («Платон  мне друг, но истина дороже!»). Он понял, что от идеи природы до науки о  ней – дистанция огромного  размера. Надо доказать, что наука  о природе возможна, надо обосновать не только идею природы, но и идею физики как науки о ней. Аристотель назвал физику второй философией, подчеркивая этим, что физика существует как род знания, что природу можно постичь разумом. Для греческого философа идея физики представлялась побочным продуктом идеи философии как знания вообще.

Теоретическая философия (или  первая философия в отличие от второй — физики) изучает бытие  как таковое, т. е. сущность, причем в  связи с разделением сущего на природные и искусственные вещи, первую философию интересуют сущности природные, самоцельные и самоценные. Сущность интерпретируется двояко: как отдельное нечто и как мыслимая суть каждой вещи, последнее значение передается понятием "чтойности" (греч. "то, чем было бытие"). Иерархия сущностей (в первом смысле) выстраивается в зависимости от их способности быть носителями также и сущностного содержания во втором смысле. Чем меньше в сущности "материального" (возможного, динамического) и чем больше в ней "формального" (действительного, энергийного), тем более мы приближаемся к идеалу, к совпадению сущности и существования. В неологизме "энтелехия" выражено совпадение формального и телеологического причинного ряда: уже в самом факте деятельности дано осуществление задачи данной деятельности (например, глаз видит уже когда он смотрит, а строитель не сразу построил дом, когда он приступил к его строительству). Совпадение результата и процесса деятельности имеет место для чистого ума, мыслящего наилучший предмет мысли — себя самого. Этот божественный ум лишен материи и именно поэтому в нем нет ничего возможного — он чистая деятельность созерцания, чистая мысль и, таким образом, полнота бытия.

 

Учение о четырёх  причинах.

 

В «Метафизике» и других трудах Аристотель развивает учение о причинах и первоначалах всего  сущего. Причины эти таковы:

Материя (греч. ΰλη, греч. ὑποκείμενον)  — «то, из чего». Многообразие вещей, существующих объективно; материя вечна, несотворима и неуничтожима; она не может возникнуть из ничего, увеличиться или уменьшиться в своём количестве; она инертна и пассивна. Бесформенная материя представляет собой небытие. Первично оформленная материя выражена в виде пяти первоэлементов (стихий): воздух, вода, земля, огонь и эфир (небесная субстанция).

Форма (греч. μορφή, греч. тò τί ἧν εἶναι) — «то, что». Сущность, стимул, цель, а также причина становления многообразных вещей из однообразной материи. Создает формы разнообразных вещей из материи Бог (или ум-перводвигатель). Аристотель подходит к идее единичного бытия вещи, явления: оно представляет собою слияние материи и формы.

Информация о работе Философия Аристотеля