Философия Аристотеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 20:44, реферат

Краткое описание

Философская мысль Древней Греции достигла наибольшей высоты в творениях Аристотеля (384-322 до н.э.), воззрения которого, энциклопедически вобравшие в себя достижения античной науки, являют собой грандиозную систему конкретно-научного и собственно философского знания в его удивительной глубине, тонкости и масштабности. Образованное человечество училось, учится и в веках будет учиться у него философской культуре.
Философия Аристотеля – это царство наблюдения и трезвой мысли. Он оставил стремление Платона отыскать единство бытия и с любовью стал присматриваться к бесконечному разнообразию окружающих явлении. Его занимали не идеи, а все конкретное – воплощение идей в смысле Платона

Содержание

Введение 3
Философское учение Аристотеля 4
Логика и методология. 5
Физика. 8
Первая философия (метафизика). 9
Учение о четырёх причинах. 11
Заключение. 14
Список используемой литературы 15

Вложенные файлы: 1 файл

Философия Аристотеля.docx

— 39.35 Кб (Скачать файл)

Действующая, или производящая причина (греч. τὸ διὰ τί) — «то, откуда». Характеризует момент времени, с которого начинается существование вещи. Началом всех начал является Бог. Существует причинная зависимость явления сущего: есть действующая причина — это энергийная сила, порождающая нечто в покое универсального взаимодействия явлений сущего, не только материи и формы, акта и потенции, но и порождающей энергии-причины, имеющей наряду с действующим началом и целевой смысл.

Цель, или конечная причина (греч. τὸ οὖ ἕνεκα) — «то, ради чего». У каждой вещи есть своя частная цель. Высшей целью является Благо.

Этика и политика образуют единую практическую часть философского знания, предметом которой становится благо, осуществимое в поступках: этика рассматривает благо и благополучие отдельного человека, политика — благо гражданского сообщества (государства). Этическое учение изложено в трех текстах — Никомаховой этике, Евдемовой этике и Большой этике, из которых традиционно бóльшим авторитетом пользуется первая. Высшее человеческое благо определяется как счастье, однако сам Аристотель указывает, что разные люди по-разному его понимают: то ли счастье заключено в материальных благах, то ли в уважении и почете, то ли в добродетельной жизни. Строя свою этику на понимании счастья как внутренней жизни (деятельности) души, стремящейся достичь наилучшего состояния как в отношении своего характера и нрава ("этические добродетели"), так и в отношении своих умственных способностей ("дианоэтические добродетели"), дает определение счастья как деятельности души в полноте добродетелей. Это в первую очередь добродетели души, но учитываются также и телесные блага. Они признаются желательными в той мере, в какой телесное не должно мешать и препятствовать духовному — так, если человек болен, он едва ли сможет упражняться в добродетели, если он беден, он не сможет проявить щедрость и т.д. Применительно к этическим добродетелям развивает учение о середине (напр., мужество есть середина между трусостью и безумной отвагой), но для дианоэтических добродетелей нет ничего противоположного, кроме глупости. Дианоэтические добродетели направлены к познанию истины (нус) или к установлению "правильного логоса", или суждения, устанавливающего добродетельную середину в практических нравственных поступках для каждого отдельного случая. Вообще, Аристотель говорит, что для каждого добродетельная середина своя (как для каждого свое количество съедаемой пищи, необходимое для здоровья), и, например, мужественный поступок для бывалого воина и для неопытного юнца представляет собой не одно и то же поведение.

 

В Политике излагает теорию государства, исходя из понимания человека как "по природе существа политического", т. е. склонного к общению на разных уровнях от языкового и семейного  до высшей формы общения — государственной, определяющей особенностью которого является подчиненность нормам закона. Аристотель спорит с платоновской идеей упразднения  семьи как части упразднения  традиционного государства, настаивая  на необходимости следовать природе, традиции и мнению большинства в  том, что касается общественных институтов. Связь этики и политики подчеркивается в идее о том, что основной задачей  государства является воспитание добродетельного  человека и гражданина. Аристотель представляет свое учение об оптимальном  государственном строе, которое  он связывает с правлением лучших, и особенностью которого являются различные  обязанности граждан в разное время жизни: в молодости —  военная служба, в зрелом возрасте — дела государственного управления; земледелие, ремесла и вообще всякий физический труд остается уделом рабов, этнических варваров, не-греков, — рабство  существует "от природы" и в  смысле рождения, и в смысле особого  устройства души, неразвитой умственно  и не готовой руководствоваться  в своей жизни разумом.

 

Философия Аристотеля явилась  одним из вершинных достижений античной мысли и оказала существенное влияние как на последующую историю  философии в античности (от эллинизма  до неоплатонизма), так и на философию  средневековья (аристотелизм в арабской и западной традиции).

 

Заключение.

Аристотель – первый историк  философии. При рассмотрении любой  проблемы он, прежде всего, стремится  выяснить, что об этом думали до него. Поэтому историко-философскими экскурсами пронизаны все его труды. Аристотель – первый мыслитель в философии, воспринимавший самого себя как звено  в историческом развитии науки. Он является создателем идеи исторического развития мысли. Эта идея развития никогда  вообще его не покидает. Основная мысль  его философии – это "выраженная форма, жизненно развивающаяся".

Считается, что фактически Аристотелем как четвертая часть  философии была выделена логика.

Творчество Аристотеля в  области философии и науки  считается вершиной античной мысли. Он подвел итог развитию целого периода  в древнегреческой культуре –  с ее начала вплоть до IV века до Р.Х. Ему принадлежит заслуга в  систематизации знаний и выделении  ряда научных областей, которые в  последующем стали отпочковываться  в самостоятельные направления.

Наследие Аристотеля оказало  значительное влияние на все последующее  становление философской мысли  Европы. Учение Аристотеля до сих пор  остается образцом системно выстроенной  философии.

 

Список используемой литературы

  1. Антология античной философии. – М., 2001.
  2. Аристотель.  Никомахова этика //Аристотель. Соч. Т. 4. – М., 1983.
  3. Аристотель. Большая этика //Аристотель. Соч. Т. 4. – М., 1983.
  4. Аристотель. О душе //Аристотель. Собр. соч.: В 4 т. Т. 1. – М., 1976.
  5. Интернет ресурс http://ru.wikipedia.org

 


Информация о работе Философия Аристотеля