Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 21:00, реферат
Философия выносит на первый план интеллектуальные аспекты, знания, разум человека. Философия (любовь к мудрости). Появление философии связано с разделением труда в обществе на материальный и духовный. Люди, занимающиеся нематериальным трудом, имели много свободного времени и, следовательно, больше возможностей думать, наблюдать и постепенно они стали выявлять некоторые закономерности окружающего мира, что и привело к развитию философии. Источниками формирования философии являлись первоначальные наблюдения за природой и обществом. В Древней Греции - теогония - учение о богах сменяется на космогонию - учение о мире. Первые греческие философы сделали предметом изучения природу. Их интересовали вопросы возникновения и строения мира, солнце ...
Введение стр.3
1. Жизнь и творчество Аристотеля стр.4
2. Материя и форма (эйдос). Потенция и акт стр.7
3. Категории философии стр.8
4. Бог как перводвигатель, как абсолютное начало всех начал стр.8
5. Критика платоновской теории «идей». Логика стр.9
6. Психология и этика Аристотеля стр.12
7. Об обществе и государстве стр.13
8. Космология и физика Аристотеля стр.15
Заключение стр.16
Литература стр.17
Осуществив грандиозное
Если экономический индивидуализм берет
верх и ставит под угрозу интересы целого,
государство должно вмешаться в эту область.
Аристотель, анализируя проблемы экономики,
показал роль денег в процессе обмена
и вообще в коммерческой деятельности,
что является гениальным вкладом в политическую
экономию. Он выделял такие формы государственного
правления, как монархия, аристократия
и полития. Отклонение от монархии дает
тиранию, отклонение от аристократии –
олигархию, от политии – демократию. В
основе всех общественных потрясений
лежит имущественное неравенство. По Аристотелю,
олигархия и демократия основывают свое
притязание на власть в государстве на
том, что имущественное благосостояние
– удел немногих, а свободой пользуются
все граждане. Олигархия защищает интересы
имущих классов: общей же пользы ни одна
из этих форм не имеет. Аристотель подчеркивал,
что отношение между бедными и богатыми
– отношение не просто различия, а противоположности.
Наилучшее государство – это такое общество,
которое достигается через посредство
среднего элемента (под средним элементом
Аристотель имеет в виду «средний" между
рабовладельцами и рабами), и те государства
имеют наилучший строй, где средний элемент
представлен в большем числе, где он имеет
большее значение сравнительно с обоими
крайними элементами. Аристотель отмечал,
что, когда в государстве много лиц лишено
политических прав, когда в нем много бедняков.
Тогда в таком государстве неизбежно бывают
враждебно настроенные элементы. И в демократиях,
и в олигархиях, и в монархиях, и при всякого
рода другом государственном строе общим
правилом должно служить следующее: ни
одному человеку не следует давать возможности
чрезмерно увеличивать свою политическую
силу сверх надлежащей меры. Аристотель
советовал наблюдать за правящими лицами,
чтобы они не превращали государственную
должность в источник личного обогащении.
8.Космология и физика
Аристотеля.
Физика, космология Аристотеля ниже достижений
пифагорейской астрономии и физики
атомистов. Если атомисты предполагали
существование множества миров,
а пифагорейцы – движение Земли
вокруг центрального мирового огня, то
космология Аристотеля геоцентрическая,
т.е. основывается на учении о центральном
положении Земли в мире. По Аристотелю,
шаровидная Земля есть неподвижный
центр, вокруг которого происходит обращение
Луны, Солнца, планет и неба звезд. Последний
источник движения в мире, перводвигатель,
по Аристотелю, бог.
По учению Аристотеля, область между орбитой
Луны и Землей есть область постоянной
изменчивости, постоянных превращений
и беспорядочных неравномерных движений,
а все тела в этой области состоят из четырех
низших элементов: земли, воды, воздуха
и огня. Как наиболее тяжелый элемент,
Земля занимает центральное место. Над
Землей располагаются оболочки воды, воздуха
и огня. Напротив. Область между орбитой
Луны и крайней сферой неподвижных звезд
есть область равномерных движений, а
сами звезды состоят из пятого, совершеннейшего
элемента – эфира. Надлунный мир – область
вечного, непреходящего, совершенного.
Этому различию надлунной и подлунной
частей мира соответствует различие происходящих
в них движений. Первым и совершеннейшим
видом движения Аристотель объявляет
равномерное движение по кругу. В наиболее
чистой форме оно проявляется в суточном
вращении сферы звезд. Менее отчетливо
проявляется оно в движении планет вокруг
Земли, которое осложняется влиянием четырех
земных элементов и потому неравномерно
и петлеобразно. Второй вид движения –
сверху вниз, к центру Земли. К этому движению
стремятся все тела, и только применение
силы способно временно задержать их падение
к земному центру. Эти наиболее устаревшие
части космологии Аристотеля – учение
об иерархии надлунной и подлунной областей,
о центральном положении Земли в мире
и о ее неподвижности – были восприняты
в дальнейшем средневековой философией
и космологией.
Один из важнейших элементов физики Аристотеля
– учение о целесообразности в природе.
Хотя принцип целесообразности распространяется
у Аристотеля на все бытие и даже возводится,
в конечной инстанции, к богу, учение Аристотеля
о целесообразности представляет собой
новый шаг по сравнению с Платоном. Отмечая
целесообразность природы в целом, Аристотель
вразрез с учением Платона о сознательной
целенаправляющей душе мира выдвигает
понятие внутренней и бессознательной
целесообразности природы. Примеры целесообразности
Аристотель усматривал в явлении роста
организмов как закономерном процессе
раскрытия внутренне присущих живым телам
особенностей их строения, достигаемых
ими в зрелом возрасте, в различных проявлениях
целесообразно действующего инстинкта
животных, взаимной приспособленности
их организмов и т.д.
Заключение.
В заключении мне хотелось бы сделать
выводы:
В «Метафизике» Аристотель считал самоочевидным,
что «исследование начал умозаключения…есть
дело философа, т.е. того, кто изучает всякую
сущность вообще, какова она от природы,-
это ясно». Там же Аристотель пишет: «Мудрость
есть некоторая наука о началах». Для последующей
истории развития мысли важно то, что эти
начала – не только чисто рациональные,
логические конструкты, но и исходное
бытие, они обосновывают сами себя. Эти
начала – пределы мысли и реальности одновременно.
Исходное бытие «истинно через само себя».
Тем самым эти начала суть исходные принципы,
определения бытия, совпадение сущности
и существования.
Аристотель различает два уровня философии.
Первая философия занимается вопросами
бытия как такового, бытия вообще, тогда
как вторая философия, или физика, исследует
бытие сущего, причастного к движению.
Проблема соотношения первой и второй
философии, как показала дальнейшая история
мысли, не проста. Эти идеи оказали влияние
на характер последующего развития философской
мысли, особенно в Новое время.
Античная философия в эпоху Сократа, Платона
и Аристотеля получает свое наивысшее,
классическое развитие. Это этап расцвета
греческого типа философии, наиболее полная
реализация конструктивных возможностей
спекулятивного разума.
Итак, эволюция философской мысли приводит
к актуализации проблем, касающихся природы
бытия и познания, усложнению постановки
вопросов и их решений, характера их взаимодействия.
Расширяется проблемное поле философии.
Характерно, что греческая философская
мысль развивалась под влиянием осмысления
не только и не столько социальной политики,
сколько противоречий логического характера,
осознания несовпадения явления и сущности,
знания и мнения.
Философия возникает лишь тогда, когда
появляется личность, способная и имеющая
возможность выйти за пределы непосредственно
необходимого и задуматься свободно над
непрактичными, но необходимыми для развития
личности проблемами. Вот почему великие
философы древности – Конфуций, Лао-Цзы,
Сократ, Платон, Аристотель – не только
носители тех или иных истин, но и воплощение
мудрости и личностного начала.
В лоне философии появились первые ростки
математики и физики, астрономии и медицины,
истории и биологии. Но как философия способствовала
появлению элементов научного знания,
так и сами научные концепции оказали
пользу философскому мышлению, выступая
питательной средой для осмысления бытия.
Человек – всегда тайна не только для
других, но и для себя. Поэтому бытие человека
включает в себя стремление познать себя.
Познавая внешний мир, других людей. Человек
познает себя. Отношение человека к другим,
Космосу характеризует в первую очередь
самого познающего человека, его интенции,
ценностные установки и убеждения. В определенном
смысле человек – центр бытия, что и подчеркнули
греки, предложившие максиму «Человек
есть мера всех вещей».
Аристотель подвел итог развитию философской
мысли с ее начала в Древней Греции и до
Платона включительно, он создал дифференцированную
систему знания, освоение которой продолжалось
свыше полутора тысяч лет. Именно Аристотелю
принадлежит систематизация знаний, основанная
на двух принципах – предметном и целевом.
Он делит науки на три большие группы:
теоретические, которые имеют целью само
знание и делятся первую философию, физику
и математику; практические, цель которых
– руководство человеческим поведением
и в число которых входят этика, экономика
и политика, и творческие, имеющие назначением
достижение пользы и осуществление прекрасного:
поэтика, риторика и искусство. Различные
части и темы этой совокупности античных
знаний разрабатываются после смерти
Аристотеля в его школе – Ликее.
Литература.
1 В.И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 29,
стр. 255.
2 А.С. Ахманов. Логическое
3 В.И. Ленин Полн. собр. соч., т.29, стр.326
4 В.И. Ленин Полн. собр. соч., т.29, стр.326
5 В.И. Ленин Полн. собр. соч., т.29, стр.326
6 Аристотель. Сочинения, М., 1984, Т.4, стр.375
7 Аристотель. Указ. соч. стр.3
8 Аристотель. Указ. соч. стр.23