Философия Аристотеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 16:13, реферат

Краткое описание

Аристотель родился в Стагире (поэтому получил прозвание Стагирит), греческой колонии в Халкидиках, недалеко от Афонской горы, в 384 г. до нашей эры. Отца Аристотеля звали Никомах, он был врачом при дворе Аминты III, царя Македонского. Никомах происходил из семьи потомственных лекарей, в которой врачебное искусство передавалось из поколения в поколение. Отец был первым наставником Аристотеля. Уже в детстве Аристотель познакомился с Филиппом, будущим отцом Александра Македонского, что сыграло не последнюю роль в его будущем назначении воспитателем Александра.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по философии. Аристотель.docx

— 52.24 Кб (Скачать файл)

ФБГОУ ВПО

«Российский Экономический Университет им. Г. В. Плеханова»

Реферат на тему: «Философия Аристотеля»

Выполнил:

Пещерский А. А.

Проверил:

Рута В. Д. 

Оглавление

 

 

Биография Аристотеля

Аристотель родился в Стагире (поэтому получил прозвание Стагирит), греческой колонии в Халкидиках, недалеко от Афонской горы, в 384 г. до нашей эры. Отца Аристотеля звали Никомах, он был врачом при дворе Аминты III, царя Македонского. Никомах происходил из семьи потомственных лекарей, в которой врачебное искусство передавалось из поколения в поколение. Отец был первым наставником Аристотеля. Уже в детстве Аристотель познакомился с Филиппом, будущим отцом Александра Македонского, что сыграло не последнюю роль в его будущем назначении воспитателем Александра.

Юношеские годы Аристотеля пришлись на время начала расцвета Македонии. Аристотель получил греческое образование и был носителем этого языка, он симпатизировал демократическому образу правления, но в то же время он был подданным македонского правителя. Это противоречие сыграет определённую роль в его судьбе.

В 369 году до н. э. Аристотель лишился родителей. Опекуном юного философа стал Проксен (впоследствии Аристотель тепло отзывался о нём, а когда Проксен умер, усыновил его сына Никанора). Аристотель наследовал от отца значительные средства, это дало ему возможность продолжать образование под руководством Проксена. Книги тогда были очень дороги, но Проксен покупал ему даже самые редкие. Таким образом, Аристотель в юности пристрастился к чтению. Под руководством своего опекуна Аристотель изучал растения и животных, что в будущем развилось в отдельную работу «О возникновении животных».

В 367 году до н. э. Аристотель поселился в Афинах, где стал философом в Академии Платона, в которой состоял двадцать лет, до самой смерти Платона.

В 347 г. до н. э. Аристотель женился на Пифиаде, приёмной дочери Гермия, тирана Ассоса в Троаде. У Аристотеля и Пифиады была дочь Пифиада. В 345 г. до н. э. Гермий выступает против персов, за что был свергнут ими и казнён. Аристотель вынужден уехать в Митилины.

В 343 году до н. э. по приглашению македонского царя Аристотель занял место воспитателя царского сына Александра, будущего знаменитого полководца. В 335 г. до н. э. Аристотель вернулся в Афины, где основал свою философскую школу Ликей (известной также под названием перипатетической). После смерти Александра Македонского Аристотель вынужден был покинуть Афины (с ростом там освободительного движения против македонского господства). Год спустя он умер.

 

Произведения Аристотеля

Творческая жизнь Аристотеля распадается на три периода: 1) время тесного общения с Платоном; 2) годы, проведенные в Ассе и Митилене; 3) период, когда он возглавлял Ликей в Афинах. Произведения Аристотеля можно разделить на два вида: 1) экзотерические работы, написанные большей частью в форме диалогов и предназначенные для широкой публики; и 2) педагогические, эзотерические работы, составившие основу лекций, которые он читал в Ликее. Из первых до нас дошли фрагменты, зато последние сохранились во множестве. Педагогические работы впервые были опубликованы Андроником Родосским (60–50 до н. э.) и создали Аристотелю славу философа, чей стиль отличается прямотой и отсутствием литературных красот. Будучи плодовитым изобретателем философских терминов, Аристотель не обращал особого внимания на стиль и красоту слога, так как считал философию очень серьезным делом, не допускающим использования метафор или мифов там, где требуются строгие научные доказательства. Это верно, что педагогические работы лишены литературных красот, однако верно и то, что произведения, опубликованные самим Аристотелем, из которых до нас дошли лишь фрагменты, не страдают этим недостатком – Цицерон хвалил их живой язык, а некоторые из них даже содержат мифы. Впрочем, они представляют собой ранние работы Аристотеля, когда он только еще создавал свое собственное учение.

 

1. В течение первого  периода своей литературной деятельности  Аристотель находился под сильным  влиянием учителя, что очень четко  проявилось и в содержании  его работ, и в их форме (по  крайней мере в целом), хотя  в своих «Диалогах» Аристотель  изображает себя ведущим собеседником. Вероятнее всего, здесь он придерживался  еще Платонова учения и только  позже изменил свою точку зрения. О том, что Аристотель стал  думать по– другому, нежели его  учитель, говорит Плутарх. Зато Кефизодор, ученик Исократа, утверждал, что  Аристотель до конца жизни  оставался верен учению Платона, в частности его теории Идей.

 

а) К этому периоду принадлежит диалог «Эвдем», или «О душе», где Аристотель придерживается Платоновой доктрины знания как припоминания и созерцания Идей до рождения и в целом разделяет взгляд учителя. Здесь он защищает идею бессмертия души с тех же позиций, что и Сократ в «Федоне», – душа не может быть простой гармонией тела. Гармония имеет свою противоположность – дисгармонию. Но у души нет противоположности, а потому душа – не гармония. Аристотель настаивает на предсуществовании и субстанциальности души – как и Форм. Подобно тому как больной человек может потерять память, так и душа, приходя в мир, забывает о своей жизни до рождения; но так же как человек, оправившийся от болезни, помнит о своих страданиях, так и душа после смерти помнит эту жизнь. Нормальное состояние души – это жизнь вне тела, существование же ее в телесных оковах – это на самом деле тяжелая болезнь. Эта точка зрения сильно отличается от той, какой придерживался Аристотель в зрелые годы, создав свое собственное учение.

 

b) К этому же этапу  принадлежит и «Протрептик» («Увещание»). На самом деле это не диалог, а письмо Фемиссу Кипрскому. В  этом сочинении Аристотель показывает  себя приверженцем Платоновой  теории Форм, а философом называет  человека, созерцающего сами Формы, а не их имитацию. Вслед за  учителем он подчеркивает бессмысленность  накопления земных благ и называет  жизнь в этом мире могилой  для души, настоящая жизнь которой  начинается только после смерти  тела. Этот взгляд определенно  свидетельствует о сильном влиянии  Платоновых идей, поскольку в  «Никомаховой этике» Аристотель  уже говорит о земных благах  как предпосылке по-настоящему  счастливой жизни каждого человека  и даже философа.

 

c) Вполне возможно, что  в этот период были созданы  и самые ранние части работ  по логике, «Физики» и, вероятно, «О душе» (Книга Г). Поэтому если  первоначальный вариант «Метафизики» (включая Книгу А) относится ко  второму периоду творчества Аристотеля, то можно предположить, что «Физика» (Книга 2) была создана в течение  его первого периода, поскольку  в первой книге «Метафизики»  имеются ссылки на «Физику»  или, по крайней мере, излагаются  начала теории причин. «Физика»  распадается на две группы  монографий, из которых две первые книги и Книга 7, вполне вероятно, были созданы в ранний период литературной деятельности Аристотеля.

 

2. Во второй период  своего творчества Аристотель  начал уже отходить от позиций  Платона и стал критически  относиться к учению, преподававшемуся  в Академии. Он по-прежнему считает  себя академиком, но его настороженное  отношение к платонизму усиливается  с каждым годом. Этот период  представлен диалогом «О философии», в котором явное Платоново  влияние сочетается с критикой  его наиболее значимых теорий. И хотя Аристотель считает  платонизм вершиной развития  всей предшествующей философии (и  этого мнения он придерживался  всю жизнь), он критикует теорию  Форм или Идей, по крайней мере  ее последний вариант, созданный  Платоном на склоне лет. «Если  бы Идеи были не математическими  числами, а числами какого-то другого  рода, то мы не смогли бы  их понять. Ибо кто способен  понять число другого рода, по  крайней мере среди большинства  из нас?»2 Аналогичным образом, хотя  Аристотель и был, в общих чертах, согласен с Платоновой теологией, в диалоге «О философии» уже  появляется концепция Неподвижного  перводвигателя; впрочем, Аристотель  еще ничего не говорит здесь  о многочисленных источниках  движения, которые фигурируют в  его метафизике более позднего  времени. Он называет Космос или  Небеса «видимым Богом», а этот  термин появился под влиянием  идей Платона.

 

Интересно отметить, что в этом диалоге аргументом в защиту существования Божественного служит градация степеней совершенства. «В целом там, где существует лучшее, всегда имеется и наилучшее. Поэтому, поскольку среди вещей есть такие, которые лучше других, значит, существует и самая лучшая вещь, которая и есть Божественное». Здесь Аристотель, вне всякого сомнения, говорит о реальных формах. Субъективную веру в существование Бога Аристотель объясняет случаями экстаза и «вещими» снами, а также зрелищем звездного неба; в более поздние годы Аристотель не использовал оккультные явления для объяснения Божественных феноменов. Таким образом, в этом диалоге мы находим сочетание элементов платонизма с критикой Платоновой философии, в частности теории Идей и доктрины сотворения мира, описанной в «Тимее» и утверждающей, что мир вечен.

 

Скорее всего, первый набросок «Метафизики» относится ко второму периоду творческой деятельности Аристотеля, переходному периоду. Он включает в себя Книгу А (использование местоимения «мы» как раз и говорит о переходном периоде), Книгу В, Книгу К, главы 1–8, Книгу Л (все главы, кроме 8-й), Книгу М, главы 9 —10, и Книгу N. Джегер считал, что острие критики в этом варианте «Метафизики» было направлено главным образом против Спевсиппа.

 

Некоторые считают, что «Эвдемова этика» была создана в этот период, в годы, когда Аристотель работал в Ассе. Аристотель по-прежнему верен Платоновой концепции мышления, хотя объектом философского созерцания становится уже не Идеальный Мир Платона, а трансцендентный Бог «Метафизики». Вполне вероятно, что первый вариант «Политики» был также написан в течение данного периода, включая Книги 2, 3, 7, 8, описывающие Идеальное Государство. Здесь Аристотель критикует Платонову Республику и тому подобные утопии.

 

Считают, что сочинения «О небе» и «О возникновении и уничтожении» тоже были написаны в это время, однако точных свидетельств нет.

 

3. Третий период (335–322 до  н. э.) охватывает преподавательскую  и исследовательскую деятельность  Аристотеля в Ликее. Именно в  это время он сложился как  ученый-эмпирик, который поставил  перед собой цель воздвигнуть  надежное философское здание  на прочном фундаменте. Мы не  можем не восхищаться впечатляющим  размахом и четкой организацией  разнообразных исследований в  области природы и истории, проводившихся  Аристотелем в последний период  его жизни. В Академии конечно  же слушатели занимались практической  классификацией при решении логических  задач, и эти занятия включали  в себя проведение эмпирических  наблюдений, но они не шли ни  в какое сравнение с тем  систематическим и детальным  изучением природы и истории, которое проводилось в Ликее  под руководством Аристотеля. Дух  пристального проникновения в  явления природы и истории  был в новинку для греков, и  он обязан своим возникновением  исключительно Аристотелю. Однако  было бы неверно представлять  Аристотеля в последние годы  его жизни чистым позитивистом, как это иногда делают, поскольку у нас нет никаких доказательств того, что он, несмотря на свой интерес к точным научным данным, отказался от метафизических идей.

 

Лекции Аристотеля в Школе составили основу его «педагогических» работ», которые ходили по рукам слушателей и были впервые опубликованы, как уже говорилось выше, Андроником Родосским. Б ольшая их часть относится к данному периоду. Эти работы доставили много хлопот ученым из-за того, например, что разные книги часто плохо связаны между собой, а различные отделы располагаются в такой последовательности, которая не подчиняется никакой логике, и т. д. Современные исследователи полагают, что они представляют собой лекции Аристотеля, которые и публиковались как лекции; скорее всего, это различные части или отдельные лекции, объединенные позже под одним общим заглавием. Составлением книг для издания частично занимался сам Аристотель, продолжали это дело последующие поколения преподавателей Ликея, завершил Андроник Родосский, а может быть, кто-нибудь из более поздних авторов.

 

Работы Аристотеля третьего периода можно разделить на:

 

а) Логические сочинения (объединенные позже, во времена Византии, под общим заглавием «Органон»): «Категории» (по крайней мере содержание ее принадлежит Аристотелю), «Об истолковании» (посвящена предположениям и суждениям), «Первая аналитика» (2 книги об умозаключениях) и «Вторая аналитика» (2 книги о доказательствах, знании принципов и т. д.), «Топика» (8 книг по диалектике и доказательствам вероятности), «Софистические опровержения».

 

b) Метафизические сочинения: «Метафизика» — собрание лекций  разного времени, названное так  кем-то из перипатетиков еще  до Андроника потому, что в  собрании работ философа она  шла после его «Физики».

 

c) Сочинения по натурфилософии, естественным наукам, психологии  и т. д. – «Физика», состоящая из 8 книг, первая из которых относится  к тому периоду, когда Аристотель  находился еще под влиянием  Платона. В «Метафизике» содержится  ссылка на «Физику», вернее, на  основы теории причин, изложенные  в книге 2 «Физики». Книга 7 «Физики», вероятно, принадлежит к более  ранним сочинениям Аристотеля, а  Книга 8 вообще не имеет никакого  отношения к «Физике», поскольку  в ней приводятся ссылки на  эту книгу, предваряемые словами: «Как было показано в «Физике»…3 Таким образом, вся книга состоит  из изначально независимых друг  от друга монографий. Это предположение  возникло на основе того, что  в «Метафизике» цитируются как  относящиеся к «Физике» сочинения  «О небе» и «О возникновении и уничтожении»

 

Философские взгляды

 

Материя и форма

 

Аристотель не отрицал существования идей, но, во многом отойдя от своего учителя Платона, считал, что находятся они внутри отдельных вещей как принцип и метод, закон их становления, энергия, фигура, цель. Понятая так «идея» была названа впоследствии латинским словом «форма». В противоположность Демокриту, Платон говорил о бесформенности вещества, а Аристотель, синтезировав оба эти представления, рассматривал идею как оформляющую пассивную материю. Материя — это то, из чего все рождается, и имеет тот же корень, что и слово «мать». Понятие материи имеет в русском языке и бытовой смысл: материя как ткань. Еще одно однокоренное слово, употребляемое в том же значении, — «материал». «Под материей же я разумею, например, медь; под формой — очертание-образ; под тем, что состоит из обоих, — изваяние как целое»1.

Форма и материя — простые сущности, из которых возникают все вещи. Один и тот же предмет чувственного мира может рассматриваться и как материя, и как форма. Медь — материя по отношению к шару, который из нее отливается, но она же форма по отношению к тем элементам, соединением которых является вещество медь. Форма есть действительность того, возможностью чего является материя. Аристотелево деление на форму и материю можно проиллюстрировать генетикой. Наследственный аппарат выступает в качестве формы, но формы материальной. Противоположность формы и материи тем самым преодолевается.

Определяя материю как возможность, Аристотель считал, что Анаксагор и другие древнегреческие философы близко подошли к этому выводу, утверждая, что «все вещи были вместе в возможности, в действительности же нет»

Информация о работе Философия Аристотеля