Философия Аристотеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 16:53, реферат

Краткое описание

Аристотель - один из величайших философов Греции, творец самой законченной и всеобъемлющей системы греческой науки, основатель истинного естествознания и глава перипатетической школы. Родился в 384 до Р. Х. в Стагире, греческой колонии во Фракии, недалеко от Афона. Отец его Никомах и мать Фестида были благородного происхождения. Никомах, придворный врач македонского царя Аминты III, прочил своего сына на ту же должность и, вероятно, сам первоначально обучал мальчика врачебному искусству и философии, которая в то время была нераздельна с медициной. Рано потеряв родителей, Аристотель отправился сначала в Атарней, в Малой Азии, а затем на 18 году - в Афины, где прожил целые 20 лет.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………...………2
2. Учение о бытии. Материя и форма.
Бог как формально – движуще-целевая причина………………….……...4
3. Логика и учение о категориях……………………………………………....8
4. Этические и социально – политические воззрения……………….……..16
5. Заключение…………………………………………………………….……25
6. Список литературы………………………………………………………....

Вложенные файлы: 1 файл

филосовия Аристотеля.docx

— 66.53 Кб (Скачать файл)

Аристотель вывел из грамматических различий:

сущность - существительное (например, человек),

количество - числительное (один, несколько),

качество - прилагательное (старый, малый),

отношение - степени сравнения (раньше всех, выше других),

место - наречие места (на улице, под горой),

время - наречие времени (сегодня, позавчера),

положение - непереходный глагол (стоит, лежит),

обладание - греческий перфект страдательного залога (разут),

страдание - глагол страдательного залога (гонят, избивают).

В категориях разделено то, что соединено грамматикой, и  наоборот, качества и количества выражаются не только прилагательными и числительными, но и существительными, которые в  этой категориально-грамматической таблице должны выражать только категорию сущности, точнее говоря то, что может быть подведено под категорию сущности.

Таким образом, учение о категориях осознавалось философами, внесшими в  него наибольший вклад. Это вполне справедливо. Мышление имеет не только чисто формальную, но и категориальную структуру. Оно  категориально, категории образуют его необходимые объективные  формы. Поэтому учение о категориях, как учение о формах мышления, должно рассматриваться как своеобразная логика, можно сказать, философская  логика, так как категории составляют заметную часть философского языка. Осознанная рефлексия проблемы категорий  начинается с работы Аристотеля «Категории». В четвертой главе этого сочинения  формулируется принципиальная идея, положившая начало многовековым философским  исканиям в этой области. Вот она: «Из сказанного без какой-либо связи каждое означает или сущность, или «сколько», или «какое», или «по отношению к чему-то», или «где», или «когда», или «находится в каком-то положении», или «обладать», или «действовать», или «претерпевать». Аристотель примерами поясняет каждое «сказанное без какой-либо связи»: «сущность - это, например, человек, лошадь; сколько - это, например, длиною в два локтя, в три локтя; какое - например, белое, умеющее читать; по отношению к чему-то - например, двойное, половинное, большее; где - например, в Лицее, на площади»; когда - например, вчера, в прошлом году; находиться в каком-то положении - например, лежит, сидит; обладать - например, обут, вооружен; действовать - например, режет, жжет; претерпевать - например, его режут, жгут». Понимание категорий Аристотелем определялось той познавательной задачей, которую он решал: отыскать возможные типы описания действительности.

Можно сказать также, что  Аристотель усмотрел десять родов существующего, один из которых (а именно «сущность») - субстанция, а остальные девять - акциденции: качество, количество, отношение, место, время, положение, обладание, действие и страдание. Мысль Аристотеля заключалась в том, что, поскольку эти десять родов высшие, «всякая вещь непременно должна найти место в одном из этих родов». Обыденные аристотелевские “какой”, “сколько”, “где”, “когда” в последствии заменили философскими терминами «качество», «количество», «пространство», «время».

В аристотелевской идее категорий  можно выделить два аспекта - онтологический и логический. Категории характеризуют  как саму действительность, так и  способы высказываний о ней. Для  Аристотеля характерно представление  о «естественном» соответствии разума вещам. Он хотел усмотреть минимум  возможных типов высказываний, фундированных  взаимно не совпадающими определениями  самой действительности. Список из 10 категорий не исчерпывает то, что  Аристотель проанализировал в этой области. В ходе дальнейшего осмысления категорий их перечень изменялся. Стандартный список категорий, который сложился к новому времени, включает множество понятий, которых нет в первичном аристотелевском списке. Но почти все они рассмотрены Аристотелем в «Метафизике» и других работах. Труды Аристотеля - универсальный источник идей, относящихся к категориям, в средние века идеи Аристотеля послужили исходным пунктом анализа так называемых универсалий. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этические и социально  – политические воззрения

В этике Аристотель развил как образец и как цель блаженной  жизни идеал созерцательного  постижения истины. Аристотель признал  этот идеал трудно достижимым, доступным  в полной мере лишь для божества. Человек может и должен стремиться к нему, так как в человеке также  есть нечто божественное. Хотя высшая цель - созерцательное постижение, интеллектуальная интуиция, однако человеческая природа, по Аристотелю, несовершенна.

Для обозначения совокупности добродетелей характера человека как  особой предметной области знания и  для выделения самого этого знания науки Аристотель ввёл термин «этика». Отталкиваясь от слова «этос» (др. греч. ethos) Аристотель образовал прилагательное «этический» для того, чтобы обозначить особый класс человеческих качеств, названных им этическими добродетелями. Этические добродетели являются свойствами характера темперамента человека, их также называют душевными качествами. Аристотель выделяет 11 этических добродетелей: мужество, умеренность, щедрость, великолепие, великодушие, честолюбие, ровность, правдивость, любезность, дружелюбие, справедливость. Последняя - самая необходимая для совместной жизни.

Разумные (добродетели ума) - развиваются в человеке благодаря обучению - мудрость, сообразительность, рассудительность.

Нравственные (добродетели  характера) - рождаются из привычек-нравов: человек действует, приобретает опыт и на основе этого формируются черты его характера.

Добродетель - представляет собой меру, золотую середину между двумя крайностями: избытком и недостатком.

Добродетель - она есть «способность поступать наилучшим образом во всём, что касается удовольствий и страданий, а порочность - это её противоположность».

Добродетель - это внутренний порядок или склад души; порядок обретается человеком в сознательном и целенаправленном усилии.

В разъяснении своего учения Аристотель дает небольшой очерк, представляющий «таблицу» добродетелей и пороков  в их соотнесенности с различными видами деятельности:

мужество - это середина между безрассудной отвагой и трусостью (в отношении к опасности);

благоразумие - это середина между распущенностью и тем, что можно было бы назвать бесчувственностью (в отношении к удовольствиям, связанным с чувством осязания и вкуса);

щедрость - это середина между мотовством и скупостью (в отношении к материальным благам);

величавость - это середина между спесью и приниженностью (в отношении к чести и бесчестию);

ровность - середина между гневностью и безгневливостью;

правдивость - середина между хвастовством и притворством;

остроумие - середина между шутовством и неотёсанностью;

дружелюбие - середина между вздорностью и угодничеством;

стыдливость - середина между бесстыдством и робостью.

Нравственный человек, по Аристотелю, тот, кто руководит разумом, сопряженным с добродетелью. Аристотель принимает платоновский идеал созерцания, но ведет к нему деятельность, поскольку  человек рожден не только для умопостижения, но и для действия.

Следует помнить, что названные  качества были обозначены в качестве добродетелей и пороков в IV в. до н. э., они не всегда однозначно совпадают с современными представлениями о должном и предосудительном.

Каждая ситуация выбора сопряжена  с конфликтом. Однако выбор нередко  переживается гораздо мягче, как  выбор между различного рода благами. Аристотель постарался показать возможность  разрешения этого нравственного  затруднения.

Слово «знать» употребляется  в двух значениях:

1) знает - о том, кто  только обладает знанием;

2)знает - о том, кто  применяет знание на практике.

Далее Аристотель уточнял, что, строго говоря, обладающим знанием  следует считать лишь того, кто  может применять его. Так, если человек  знает одно, а поступает по-другому, значит не знает, значит он обладает не знанием, а мнением и ему следует добиться истинного знания, выдерживающего испытание в практической деятельности.

Добродетельность как  разумность обретается человеком в  процессе уяснения собственной двойственности и разрешения внутреннего конфликта (по крайней мере, насколько это  в силах самого человека).

Для Аристотеля человек - это, прежде всего общественное или политическое существо («политическое животное»), одарённое речью и способное к осознанию таких понятий как добро и зло, справедливость и несправедливость, то есть нравственными качествами.

В «Никомаховой этике» Аристотель отмечал, что «человек по природе существо общественное», а в «Политике» - существо политическое. Он также выдвинул положение, что человек рождается политическим существом и несёт в себе инстинктивное стремление к совместной жизни. Врождённое неравенство способностей - причина объединения людей в группы, отсюда же различие функций и места людей в обществе.

В человеке есть два начала: биологическое и общественное. Уже  с момента своего рождения человек  не остаётся наедине с самим собой; он приобщается ко всем свершениям прошлого и настоящего, к мыслям и чувствам всего человечества. Жизнь  человека вне общества невозможна.

В силу своего несовершенства жизнь нуждается в ряде благ, которые  по отношению к главной цели - низшие и подчиненные. Необходимы и  телесное здоровье, и пища, и определенные условия жизни. В числе этих благ как на необходимое условие жизни  Аристотель указывает на богатство. Он сравнивает его с орудиями, которые  мы избираем в качестве средств для преследуемой цели. Под богатством в точном смысле слова Аристотель понимает «накопление хозяйственных благ, необходимых для жизни и полезных для государственного и домашнего общения».

Для Аристотеля как теоретика  античного рабовладельческого общества весьма характерно, что на богатство  он смотрит исключительно с потребительской  точки зрения рабовладельца. Для  него быть богатым означает скорее пользоваться, чем владеть: богатство - действительное осуществление владения, или пользование тем, что составляет имущество. Но именно поэтому истинное, самодостаточное, для благой жизни имущество не беспредельно. Ценно этически только то, что необходимо для цели, которой подчинено богатство, и благо есть то, что оказывается не в избытке; то же, чего оказывается больше, чем нужно, дурно. Между крайностями расточительности, т. е. недостаточной заботы о хозяйственных благах, и скупости, или излишнего старания о них, лежит средняя мера в распоряжении имуществом. Это щедрость - доблесть свободного и благородного человека. Щедрый наилучшим способом использует вещь, раздает хозяйственные блага ради прекрасного и притом правильным образом.

Расточителя еще могут  научить время и опыт, и он может  из мота превратиться в щедрого человека, но скупость неизлечима. Для достижения высшего блаженства достаточны небольшие  имущественные средства. Не следует  думать, будто блаженный нуждается  во многих и великих материальных благах, хотя без них нельзя быть благополучным, ибо самодостаточность  и нравственная деятельность не требуют материального избытка и можно совершать прекрасные действия, не будучи повелителем земли и моря.

Среди различных форм скупости Аристотель особенно сурово осуждает тот ее вид, который состоит в  чрезмерном приобретении. Отношение  Аристотеля к нему определяется установленным  им различием двух противоположных  видов, или типов, хозяйства. Это  «экономика» и «хрематистика».

Экономика - правильный тип  хозяйственной деятельности. Ее цель - разумное удовлетворение хозяйственных  потребностей дома или семьи - первичной  единицы общества и государства. Экономика доставляет семье все, что необходимо для того, чтобы  ее члены могли достигать высшей цели - блаженства. Приобретение, осуществляемое экономикой - «приобретение, согласное  с природой».

Напротив, хрематистика - отрицательный и осуждаемый Аристотелем тип хозяйственной деятельности. Цель хрематистики - служение не высшим задачам человеческой жизни, а неограниченной наживе, беспредельному приобретению и накоплению. Здесь стяжание - самоцель, осуществляется оно ради самих хозяйственных благ.

Противоположность «экономики»  «хрематистике» выясняется из анализа войны как явления общественной жизни. По Аристотелю, война также есть род хозяйственной деятельности, искусство приобретения, так как часть войны составляет охота: охотиться необходимо не только на зверей, но и на тех людей, которые по природе предназначены, к подчинению, но не желают подчиняться. Экономика распространяется на все виды приобретения богатства, соответствующего природе. Ни в одном из видов искусства орудие не может быть беспредельным - ни по величине, ни по количеству. Так как богатство - это тоже совокупность орудий, полезных для домашней и для государственной жизни, то оно не беспредельно. С экономикой совпадает только такое приобретение государственных благ, которое сообразно с природой. Напротив, хрематистика есть приобретение хозяйственных благ, противоречащее природе, не знающее предела стремление к владению. Родилась хрематистика из обмена. Первоначально обмен возник ради целей жизни и был согласован с природой и необходим, так как имел целью восполнение недостающего для самодостаточности.

Естественное стремление к увеличению хозяйственных благ перерождается в противоестественное  и безграничное стяжательство оттого, что люди начинают заботиться только о жизни, а не о высшем благе. С  возникновением денежного обмена хозяйственными благами начинают называть все, «ценность  чего измеряется деньгами». Такая оценка, впрочем, не относится к измерению  цели, для которой хозяйство служит средством: ценность имущества определяется величиной его хозяйственного значения, а ценность дела - его величием и  красотой. Поэтому взгляд Аристотеля на хозяйственные ценности обусловливается его этическими и социально-политическими воззрениями. Раскрываются эти воззрения в восьми книгах замечательного обширного трактата Аристотеля «Политика», который остался незаконченным. В «Политике» рассматриваются различные общественные отношения и оцениваются различные формы государственного устройства.

Информация о работе Философия Аристотеля