Философия Аристотеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 16:53, реферат

Краткое описание

Аристотель - один из величайших философов Греции, творец самой законченной и всеобъемлющей системы греческой науки, основатель истинного естествознания и глава перипатетической школы. Родился в 384 до Р. Х. в Стагире, греческой колонии во Фракии, недалеко от Афона. Отец его Никомах и мать Фестида были благородного происхождения. Никомах, придворный врач македонского царя Аминты III, прочил своего сына на ту же должность и, вероятно, сам первоначально обучал мальчика врачебному искусству и философии, которая в то время была нераздельна с медициной. Рано потеряв родителей, Аристотель отправился сначала в Атарней, в Малой Азии, а затем на 18 году - в Афины, где прожил целые 20 лет.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………...………2
2. Учение о бытии. Материя и форма.
Бог как формально – движуще-целевая причина………………….……...4
3. Логика и учение о категориях……………………………………………....8
4. Этические и социально – политические воззрения……………….……..16
5. Заключение…………………………………………………………….……25
6. Список литературы………………………………………………………....

Вложенные файлы: 1 файл

филосовия Аристотеля.docx

— 66.53 Кб (Скачать файл)

Одной из характерных черт научной деятельности Аристотеля является ее многогранность. Своими трудами  Аристотель обогатил почти все существовавшие в его время отрасли науки. Государство и общество не остались вне поля зрения философа. Главное  место среди его произведений, посвященных изучению государства  и общества, бесспорно, занимает «Политика».

Теоретическое построение идеального полиса — конечная задача, которую  ставит перед собой Аристотель в  «Политике». Вполне оправданными были бы поиски нитей, связывающих идеальный полис Аристотеля с греческими полисами IV в. до н. э., внешними и внутренними условиями их существования. Разумеется, этим не исчерпывается связь содержания трактата Аристотеля с эпохой, в которую он жил. Рассуждение о совершенном, с точки зрения автора, полисе занимает в «Политике» много места (седьмая и восьмая книги; к этому следует добавить анализ теорий его предшественников и современников во второй книге). Этому рассуждению предпослано занимающее гораздо больше места учение о полисе вообще. Здесь мы находим обоснование мысли, что полис является высшей формой человеческого объединения, способствующей достижению счастливой жизни, т. е. жизни, согласной с добродетелью; здесь понятие полиса подвергается расчленению на его простейшие элементы. Ссылаясь на природу, неравномерно, по его мнению, распределившую между людьми умственные способности, Аристотель защищает один из устоев античного общества - рабство. Он также выступает защитником другого устоя античного общества - частной собственности, обосновывая это тем, что потребность в собственности якобы свойственна человеку по природе. Осуществив грандиозное обобщение социального и политического опыта эллинов, Аристотель разработал оригинальное социально-политическое учение. При исследовании социально-политической жизни он исходил из принципа: «Как и всюду». Наилучший способ теоретического построения состоит в рассмотрении первичного образования предметов. Таким «образованием» он считал естественное стремление людей к совместной жизни и к политическому общению.

Первым результатом социальной жизни Аристотель считал образование  семьи - муж и жена, родители и дети… Потребность во взаимном обмене привела к общению семей и селений. Так возникло государство. Государство создаётся не ради того, чтобы жить вообще, а жить, преимущественно, счастливо.

Согласно Аристотелю государство  возникает только тогда, когда создаётся  общение ради благой жизни между  семьями и родами, ради совершенной  и достаточной для жизни самой себя. Природа государства стоит впереди семьи и индивида. Так совершенство гражданина обуславливается качествами общества, которому он принадлежит - кто желает создать совершенных людей, должен создать совершенных граждан, а кто хочет создать совершенных граждан, должен создать совершенное государство.

Отождествив общество с государством, Аристотель был вынужден заняться поисками целей, интересов и характера  деятельности людей от их имущественного положения и использовал этот критерий при характеристике различных  слоёв общества. Он выделял три  главных слоя граждан: очень зажиточные, средние, крайне неимущие. По мысли  Аристотеля, бедные и богатые «оказываются в государстве элементами, диаметрально противоположными друг другу, что в  зависимости от перевеса того или  иного из элемента устанавливается  и соответствующая форма государственного строя». Будучи сторонником рабовладельческой  системы, Аристотель тесно связывал рабство с вопросом собственности: в самой сути вещей коренится  порядок, в силу которого уже с  момента рождения некоторые существа предназначены к подчинению, другие же - к властвованию. Это общий закон природы и ему подчинены и одушевлённые существа. По Аристотелю, кто по природе принадлежит не самому себе, а другому и при этом всё-таки человек, тот по своей природе раб.

Наилучшее государство - это такое общество, которое достигается через посредство среднего элемента (то есть «среднего» элемента между рабовладельцами и рабами), и те государства имеют наилучший строй, где средний элемент представлен в большем числе, где он имеет большее значение сравнительно с обоими крайними элементами. Аристотель отмечал, что, когда в государстве много лиц лишено политических прав, когда в нём много бедняков, тогда в таком государстве неизбежно бывают враждебно настроенные элементы.

Аристотель, опираясь на результаты платоновской политической философии, выделил специальное научное  изучение определённой области общественных отношений в самостоятельную  науку о политике. Политика - наука, знание о том, как наилучшим образом организовать совместную жизнь людей в государстве, представляет собой искусство и умение государственного управления. Сущность политики раскрывается через её цель, которая, по мнению Аристотеля, заключается в том, чтобы придать гражданам высокие нравственные качества, сделать их людьми, поступающими справедливо. То есть цель политики - справедливое (общее) благо. Достичь этой цели нелегко. Политик должен учитывать, что люди обладают не только добродетелями, но и пороками. Поэтому задачей политики является не воспитание нравственно совершенных людей, а воспитание добродетелей в гражданах. Добродетель гражданина состоит в умении исполнять свой гражданский долг и в способности повиноваться властям и законам. Поэтому политик должен искать наилучшего, то есть наиболее отвечающего указанной цели, государственного устройства.

В основе всех общественных потрясений лежит имущественное  неравенство. По Аристотелю, олигархия  и демократия основывают своё притязание на власть в государстве на том, что  имущественное - удел немногих, а свободой пользуются все граждане. Олигархия защищает интересы имущих классов. Общей же пользы ни одна из них не имеет.

При любом государственном  строе общим правилом должно служить  следующее: ни одному гражданину не следует  давать возможность чрезмерно увеличивать  свою политическую силу сверх надлежащей меры. Аристотель советовал наблюдать  за правящими лицами, чтобы они  не превращали государственную должность  в источник личного обогащения.

Отступление от права означает отход от цивилизованных форм правления  к деспотическому насилию и вырождению закона в средство деспотизма. «Не  может быть делом закона властвование не только по праву, но и вопреки  праву: стремление же к насильственному  подчинению, конечно противоречит идее права».

Главное в государстве - гражданин, то есть тот, кто участвует в суде и управлении, несёт военную службу и выполняет жреческие функции. Рабы исключались из политической общности, хотя должны были составлять, по мнению Аристотеля, большую часть населения.

Аристотель предпринял гигантское по масштабам исследование «конституции» - политического устройства 158 государств (из них сохранилось только одно — «Афинская полития»).

Критерием для определения  правильных форм государственного строя  Аристотель признает способность формы  правления служить делу общественной пользы. Если правители руководствуются  общественной пользой, то, такие формы  государственного устроения, независимо от того, правит ли один, или немногие, или большинство - формы правильные, а те формы, при которых правящие имеют в виду личные интересы - или  одного лица, или немногих, или большинства - являются формами, отклоняющимися от нормальных. Поэтому, согласно теории Аристотеля, возможны всего шесть форм государственного строя: три правильные и три неправильные. Из форм правления, имеющих в виду общую пользу, правильны: 1) монархия (или царская власть) - правление одного, 2) аристократия - правление немногих, но более одного, 3) полития - правление большинства.

Монархия - тот вид единодержавия, который имеет целью общую  пользу. Аристократия - правление немногих, при котором правящие («лучшие»), также имеют в виду высшее благо  государства и входящих в него элементов. Наконец, полития - правление, когда в интересах общей пользы правит большинство. Но высшая степень добродетели для большинства может проявляться в народной массе в отношении к военной доблести. Поэтому в политии высшей верховной властью пользуются лица, имеющие право владеет оружием.

По Аристотелю, монархия - первоначальная и самая божественная из всех форм государственного строя. Если она не звук пустой, а существует реально, то она может основываться только на высоком превосходстве  монарха. По-видимому, наибольшие симпатии Аристотеля склонялись на сторону политии. Именно в политии достижим тот строй, при котором власть находится в руках «среднего элемента» общества, так как в политии руководящей силой общества может стать и становится элемент, находящийся между противоположными полюсами чрезмерного богатства и крайней бедности. Люди, принадлежащие обоим этим полюсам, не способны повиноваться доводам разума: трудно следовать за этими доводами человеку сверхпрекрасному, сверхсильному, сверхзнатному, сверхбогатому, или, наоборот, человеку сверхбедному, сверхслабому, сверхнизкому по своему политическому положению Люди первой категории чаще всего становятся наглецами и крупными мерзавцами; люди второй категории - подлецами и мелкими мерзавцами. Люди сверхбогатые не способны и не желают подчиняться; люди слишком бедные живут униженно, не способны властвовать, а подчиняться умеют только той власти, которая проявляется у господ над рабами. В результате вместо государства из свободных людей получается государство, состоящее из господ и рабов, или государство, где одни полны зависти, другие - презрения. Напротив, в правильно устроенном государстве, кроме власти господствующих классов над рабами, должно существовать правильное господство одних свободных над другими и правильное подчинение вторых первым. Поэтому человек свободный сам должен научиться повиновению, прежде чем он научится повелевать и властвовать. Проявлять государственную власть правитель должен научиться, пройдя сам школу подчинения; нельзя хорошо начальствовать, не научившись повиноваться. Именно в политии это двойное умение повелевать и повиноваться достигается всего лучше.

Но все правильные формы  государственного устройства могут  при известных условиях отклоняться  и вырождаться в неправильные. Таких - неправильных форм существует три: 1) тирания, 2) олигархия и 3) демократия. При этом тирания - в сущности та же монархическая власть, но имеющая в виду интересы одного лишь правителя; олигархия отстаивает и соблюдает интересы зажиточных «классов», а демократия - интересы неимущих «классов» Одинаковой чертой всех форм Аристотель считает то, что ни одна из них не имеет в виду общей пользы. Тирания - наихудшая из форм государственного строя и всего дальше отстоит от его сущности. Тирания - безответственная власть монарха, не направленная на защиту интересов подданных; она всегда возникает против их желания; никто из свободных людей не согласится добровольно подчиняться такого рода власти. Тираны - враги всех нравственно-благородных людей, опасных для их господства: люди нравственно-благородные, поскольку они не претендуют на деспотическую власть и в силу этого пользуются доверием, как в своей среде, так и среди других, не станут заниматься доносами ни на своих, ни на чужих. Тиран стремится вселить малодушное настроение в своих подданных, поселить среди них взаимное недоверие и лишить их политической энергии.

Олигархия - вырожденная  форма аристократии. Это своекорыстное  господство меньшинства, состоящего из богатых. Демократия - такая же своекорыстная  форма господства большинства, состоящего из бедных.

По мнению Аристотеля, все  эти три формы государственного строения, вообще говоря, ошибочны. Все  же Аристотель подробно рассматривает  возможные виды и монархии, и олигархии, и демократий.

Политическое учение Аристотеля имеет чрезвычайно большую теоретическую  и еще большую историческую ценность. Сжатый проект идеального государства, намеченный Аристотелем, как и всякая утопия, есть, по сути, смесь черт вымышленных, надуманных в отличие от существующих форм государственности, с чертами, отражающими реальные исторические отношения общества, в котором  этот проект был разработан. Особенность  «Политики» в том, что в ней  черты реальные, исторические явно преобладают над утопическими. Аристотель, конечно, видел те огромные политические изменения в мире, которые происходили в современную ему эпоху, но они интересовали его лишь в той мере, в какой они могли оказывать влияние на дальнейшую судьбу самой высокой, с его точки зрения, политической организации - греческого полиса. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Аристотель утверждал, что  философия появляется на основе «эпистемы» — знаний, выходящих за рамки чувств, навыков и опыта. Так эмпирические знания в области исчисления, здоровья человека, природных свойств предметов явились не только зачатками наук, но и теоретическими предпосылками возникновения философии. Аристотель выводит философию из зачатков наук.

Философия Аристотеля является не только определенным обобщением, но, можно сказать, логической переработкой и завершением всей предшествующей греческой философии, она явилась  одним из вершинных достижений античной мысли и оказала существенное влияние как на последующую историю  философии в античности (от эллинизма  до неоплатонизма), так и на философию  средневековья (аристотелизм в арабской и западной традиции). Философские знания разделены Аристотелем на метафизику, логику, этику, физику, историю, эстетику.

Многочисленные сочинения  Аристотеля охватывают почти всю  область доступного тогда знания, которое в его трудах получило более глубокое философское обоснование, было приведено в строгий, систематический  порядок, и его эмпирический базис  значительно вырос. Некоторые из этих сочинений не были выпущены им самим при жизни, а многие другие подложно ему приписаны впоследствии. Но даже некоторые места тех сочинений, которые бесспорно принадлежат  ему, можно поставить под сомнение, и уже древние старались объяснить  себе эту неполноту и отрывочность превратностями судьбы рукописей Аристотеля.

Информация о работе Философия Аристотеля