Философия Бэкона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 12:24, реферат

Краткое описание

Данная работа посвящена изучению философии Ф. Бэкона. Ф. Бэкон стоит у истоков философии и науки Нового времени, предлагая своего рода программу их использования, будучи убежден, что при опоре на науку человек способен подчинить своим целям материальный мир, “достичь величия и могущества без помощи Бога”.
В этом прежде всего историческая заслуга Ф. Бэкона. Кроме того, именно Ф. Бэкон – основатель современного индуктивного метода и значение методологии Ф. Бэкона в истории мысли Нового времени исключительно велико.

Содержание

1. Вехи жизненного пути и философского творчества(3-4)
2. “Великое восстановление наук”(4-5)
3. Классификация наук и предмет философии(5-7)
4. Учение об идолах и методология познания(7-9)
5. Теория индукции(9-12)
6.Список литературы(13)

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по теме.doc

— 64.00 Кб (Скачать файл)

Реферат по теме: “Философия Бэкона”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Оглавление

1. Вехи жизненного  пути и философского творчества(3-4)

2. “Великое восстановление  наук”(4-5)

3. Классификация наук  и предмет философии(5-7)

4. Учение об идолах  и методология познания(7-9)

5. Теория индукции(9-12)

6.Список литературы(13)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Данная работа посвящена  изучению философии Ф. Бэкона.  Ф. Бэкон стоит у истоков философии  и науки Нового времени, предлагая своего рода программу их использования, будучи убежден, что при опоре на науку человек способен подчинить своим целям материальный мир, “достичь величия и могущества без помощи Бога”.

В этом прежде всего историческая заслуга Ф. Бэкона. Кроме того, именно Ф. Бэкон – основатель современного индуктивного метода и значение методологии Ф. Бэкона в истории мысли Нового времени исключительно велико.

Вехи жизненного пути и философского творчества

Френсис Бэкон [1561-1626], младший сын лорд-канцлера Англии. Три года учился в Кембридже, но затем покинул университет, отказавшись от степени ради дипломатической службы. Ради приобретения средств к материально обеспеченной жизни Френсис вернулся в Англию и занялся юриспруденцией, вскоре был избран в парламент. При жизни королевы Елизаветы Бэкон никогда не был в большой милости, поэтому карьерный рост Бэкона стал возможным только при короле Якове 1, положившем начало новой династии Стюартов. Бэкон получает титулы барона Веруламского и виконта Сент-Олбенского, назначается на должность лорда – канцлера. В 1621 г. Бэкон был обвинен палатой лордов в получении взяток, привлечен к суду и лишен всех должностей. После этого Бэкон сосредоточился на литературно – философских занятиях в своем полуразоренном поместье.

Основной труд Бэкона в области  философии и научной методологии - это  “Великое восстановление наук”, которое включало в себя по плану шесть частей, однако этот план Бэкону не удалось воплотить полностью в жизнь. Он написал несколько работ, представляющих части данного сочинения. Но все из них ему удалось довести до конца, но, тем не менее он опубликовал первую часть – “О достоинстве и приумножении наук” (1623), которая посвящена в основном классификации наук, и вторую часть – “Новый органон, или истинные указания для истолкования природы”(1620). Незаконченная часть под названием “Новый органон, или истинные указания для истолкования природы”(1620). Незаконченная часть под названием “Естественная история” была издана уже посмертно в 1627 г. Утопия “Новая Атлантида” также была издана после смерти ее  автора (1627).

“Великое восстановление наук”

В ходе развития гуманистической  философии нарастало понимание, что европейская культура последних  веков принципиально отличается от культуры Средневековья. Бэкон особенно четко выразил сознание превосходства  достижений европейцев Нового времени над античными и тем более средневековыми. Бэкон осознал связь между изменениями, произошедшими примерно за два последних столетия в жизни европейских народов, и теми задачами, которые вытекали отсюда для науки и философии его эпохи. Древнегреческая наука и философия соответствовали ограниченному кругозору древних. Средневековье, когда господство схоластики и мистики означало подчинение “натуральной философии” теологии и сопровождалось застоем в развитии технических достижений, предельно сузило этот кругозор. Теперь был открыт Новый свет и изведан весь старый. Были изобретены компас, порох, книгопечатание, которые повлекли переворот в науке, мореплавании и военном деле. Бэкон поставил перед своей философией задачу привести “границы умственного мира” в соответствие со всеми этими огромными изменениями. Эта задача вылилась у него в попытку “великого восстановления наук”.

При этом Бэкон полон уважения к  античной философии, считая, что “науки, которые у нас есть, почти все имеют источником греков”.  Однако Бэкон не считает вершиной античной философской мысли доктрины Аристотеля.  Тем не менее, Бэкон отправлялся именно от идей Аристотеля. Бэкон отрицательно относился к платонизму. Философ был убежден, что расцвет античной философской мысли имел место не в эпоху Платона и Аристотеля, а в досократовскую эпоху. Выше всех античных философов Бэкон ценил Демокрита, так как вопросы опытного исследования природы занимали у Демокрита главное место.

Классификация наук и предмет философии

Бэкон поставил перед  своей философской системой задачу “великого восстановления наук”. Это означало преобразование знаний. Отсюда появление классификации этих знаний, чему и посвящен самый большой философский труд Ф. Бэкона “О достоинстве и приумножении наук”. Науку Ф. Бэкон понимает очень широко, включая сюда даже поэзию. По мысли Ф. Бэкона классификация наук должна содержать не только те науки, которые известны, но также и те, которые еще только предстоит создать. В основу классификации были положены три способности человеческой души: 1) память, 2)воображение (фантазия), 3) разум. Но потом науки трактуются в связи с теми сферами бытия, к которым они относятся. Памяти соответствовала история, воображению – поэзия, разуму – философия. Меньше всего отражение в главных науках определенной сферы бытия ощущалось в поэзии, воспринимаемой не как объективное изображение действительности, а как субъективное, зависящее от эмоций и чувств человека. Тем не менее, Бэкон убежден, что древнемифологические образы, изложенные поэтическим языком в высоком стиле, при соответствующем истолковании способны многое раскрыть и для современной науки. История означала описание единичных фактов и событий. Философ разделяет историю на естественную, которая описывает факты природы и гражданскую, которая описывает явления человеческого общества. В свою очередь, эти разделы истории распадаются на  подразделы. Философия же в бэконовской классификации является познанием обобщенным. Бог, природа и человек – это три основных предмета философии.

Проблема Бога ставит философа перед вопросом о соотношении теологии и философии. Бэкон решает ее, опираясь на концепцию двух истин. В принципе все науки Бэкон делит на теологию и философию. Теология имеет небесное происхождение, а философия – земное.  В область теологии входит познание Бога, ангелов, демонов, духов и человеческой души, но Бэкон оговаривает, что написанное содержит много сомнительного и написанного уже достаточно, и потому нужно уточнение и критика уже написанного. “Ведь Бог никогда не творил чуда для того, чтобы обратить в веру атеиста, ибо тот может прийти к познанию бога и с помощью самого света природы; чудеса же существуют для обращения идолопоклонников и суеверных, которые уже познали божество, но не нашли достойного его почитания”. По Бэкону атеизм лучше суеверия, так как он оставляет человеку разум, науку и философию, а суеверие оставляет человеку лишь фанатизм толпы. Поэтому наука(философия) и религия могут сосуществовать, если будет соблюдаться принцип взаимного невмешательства. Основной вывод концепции “двух истин” по Бэкону: наука должна полностью игнорировать библейские тексты.

Однако наибольшее внимание философ  уделяет природе. В его  естественной философии следует различать  два направления: исследование причин и получение результатов и разделить ее на теоретическую и практическую части.

Теоретическая философия выявляет причины природных явлений. Для  выявления используются светоносные  опыты. Их открытия использует практическая философия, создавая то, чего нет в  природе. Также, теоретическая философия  делится на физику и метафизику. Это деление связано с проблемой причинности, являющейся основной в теоретической философии. Исходя из традиционного аристотелевско-схоластического учения о причинности, философ делит четыре разновидности причин на материальные и действующие, с одной стороны, и формальные и целевые – с другой. Материальные и действующие причины четче всего выявляются в опытном исследовании. Их изучение – задача физики. Изучением формальных и целевых причин занимается метафизика. Бэкон считает, что познание форм необходимо для углубленного понимания природы, в отличие от познания целей, которое скорее праздное умозрение, ничего не прибавляющее знанию природы. Бэкон вводит уточнение  в понимание соотношения метафизики и первой философии. Бэкон подвергает критике первую философию, которая использует такие нечетко определенные понятия, как “бытие”, “субстанция”, “качество”, “действие и страдание” ,но тем не менее он сохраняет ее по наследству от схоластики и Аристотеля как единую основу научных знаний. От первой философии Бэкон отличает метафизику, которая, как он считает, должна быть учением о формах природы. Таким образом, в отличие от первой философии, метафизике отводится особая предметная область, которая является важнейшей составляющей самой природы.

Практическую философию Бэкон делит на механику и естественную магию, могущей создавать то, чего не существует в природе. Философ верил в продление жизни, превращение одних тел в другие, изменение телосложения и черт лица. Но в отличие от ренессанских алхимиков Бэкон понимает магию как синоним естествознания и основанной на нем грядущей техники.

Последний раздел философии  – учение о человеке. Как индивид  человек является предметом изучения антропологии, а как член общества - предметом изучения гражданской философии, или политики.

Учение об идолах и методология познания

Бэкон посвятил свое знаменитое сочинение “Новый органон” исследованию причин человеческих заблуждений, мешающих людям постигать истину – он называет эти источники заблуждений “идолами”. Бэкон предлагает различать:

  1. идолы рода – ложные восприятия, обусловленные самой природой человека, присущие человеческому сознанию вообще
  2. идолы пещеры – заблуждения человека, связанные с обстоятельствами его индивидуальной жизни

Преодоление этих идолов, согласно Бэкону, возможно при помощи коллективного опыта, исправляющего индивидуальный опыт.

  1. идолы рынка – результат неверного образования понятий; заблуждения, происходящие от неправильного употребления слов. Слова проникают в человеческое сознание и извращают логику рассуждения. Особенности речи порождают многочисленные ошибки.
  2. идолы театра – заблуждения, обусловленные нашей догматической приверженностью “авторитетам мысли”. Эти последние, по мнению Бэкона, самые опасные. Они порождаются слепой верой в авторитеты, особенно в традиционные философские системы. Здесь Бэкон наносил удар по системе Аристотеля и опиравшейся на него схоластике, слепое доверие к которым продолжало оказывать тормозящее действие на развитие научного знания.

Бэкон подчеркивает, что сущность социального прогресса заключается в стремлении человека победить, подчинить себе природу. Природа не может противостоять человеку, так как он наделен способностью изобретательства.

Анaлизируя человеческие стремления, Бэкон делит их на три рода: к первому он относит стрeмление достичь влaсти над своими соплeменниками; ко второму – стремление установить влaсть своей страны над другими странами, остальным чeловечеством; к трeтьему – стремление утвердить власть чeловека нaд природой. Именно это устрeмление, по Бэкону, самое высокое. Вместе с тем очень важно учитывaть его замeчание относительно xaрактeра влaсти человека над природой. Именно это устрeмление, по Бэкону, самоe высокое. Вместе с тем очень важно учитывать его замeчание относительно хaрактера влaсти чeловека нaд природой: она может быть “основанa eдинственно на нaуках и искусствaх, потому что природою можно повелeвать, только повинуясь ee зaконам”.

Бэкон полaгает, что прогресс нaуки и искусствa постепeнно приводит к урaвниванию людей в умственном отношении. В прежние временa, например, только тот мог провести прaвильную прямую линию или вeрно начeртить круг, кто имeл особую твeрдость руки и вeрность глaза, однако с тех пор, как были изобрeтены линeйка и циркуль, это уже лeгко для многих.

Особое значeние Бэкон  придaeт мeтодологии познания. В  этой связи он сравниваeт три мeтода: мeтоды мурaвья, пaука и пчeлы. Нaуки до сих пор обрaбaтывались либо эмпирикaми, либо догмaтиками. Эмпирики, как мурaвьи, умeют только нaкaпливать знaния, свaливая всe в кучу и потрeбляя всe на местe. Догмaтики, нaподобиe пауков, ткут ткань из сaмих сeбя. Пчeла же занимает сeредину мeжду ними: подобно муравью она собирает свой материал на цветках садов и полей и преобразует его в силу прирожденной ей способности. Таков должен быть образ истинной работы философии, которая не считает сама себя источником знания, как паук, или, как муравей, не ограничивается запоминанием множества опытных фактов, но привносит их в наш дух видоизмененными и преобразованными. Следует ожидать великого от соединения этих двух методов – опытного и рационального – соединения, до сих пор еще не встречавшегося, подчеркивает Бэкон.

Теория индукции

Сущность индукции состоит  в непрерывном и постепенном  обобщении от частных фактов к  положениям более общим, прежде всего к так называемым средним аксиомам. Только от них можно переходить к наиболее обобщенным положениям (“генеральным аксиомам”). Такое индуктивное обобщение, противопоставленное дедуктивно-силлогистическому рассуждению, в состоянии удалить призраки разума.

Бэкон не первым ставил проблему индукции. Вопросы индукции ставили  Аристотель, некоторые логики Средневековья. Но у Бэкона в отличие от них  индукция приобретает первостепенное значение и становится главным средством  научного познания природы, он шире и глубже понял сущность и характер индуктивных методов. До Бэкона  индукцию понимали как полную индукцию, то есть когда можно обозреть все без исключения случаи, перечислить все факты, на основе чего и делается определенный вывод. Однако сфера действия этой индукции достаточно ограничена, так как обзор немногих фактов возможен лишь в самых простых случаях, а вывод, сделанный в результате ограниченного обзора, не имеет большого научного значения. Поэтому полную индукцию превосходит неполная индукция, так как ее обобщающие выводы строятся на основе наблюдения только какой-то части фактов, так как невозможно наблюдать все. До Бэкона неполную индукцию трактовали как вывод на основании лишь тех фактов, которые подтверждали доказываемое положение. Бэкон считал эту так называемую индукцию через простое перечисление детской ступенью в развитии индукции. Он противопоставил ей истинную индукцию, дающую максимально достоверные выводы. Такие выводы могут быть получены не столько в результате наблюдения фактов, подтверждающих доказываемое положение, сколько на основании изучения случаев и явлений, противоречащих ему. По Бэкону на эти отрицательные инстанции нужно обращать главное внимание, так как большинство ошибок происходит именно из склонности людей обращать внимание только на те факты, которые подтверждают их тезис, и закрывать глаза на те, которые ему противоречат.

Информация о работе Философия Бэкона