Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 13:58, реферат
Ныне, вряд ли кто-то будет оспаривать, что произведения философов удаленной от нас исторической эпохи воспроизвести в полном объеме таковым, какими они были созданы невозможно. Часть трудов просто исчезла в глубине времени, часть просто потеряла свою актуальность многие годы назад. Но любой крупный философ всегда оставит что-то, что будет полезно не только его поколению, но и все последующим. В тоже время отыскать эти крупинки знаний не всегда просто. Если даже оставить в стороне случаи явной недобросовестности и фальсификации по отношению к философскому наследию Гегеля, нельзя не признать, что вся последующая человеческая философская мысль, за исключением, может быть, небольшого числа правоверных гегельянцев, полагавших, что только они понимают систему учителя целиком, только и занималась, что отрывала кусочки от его учения, выборочно и по частям принимая и опровергая положения гегелевской философии, делая это односторонне, фрагментарно и неадекватно.
1. Введение……………………………………………………………3
2. Диалектика Гегеля - высшее достижение немецкой классической философии…………………………………………………………………….....4
3. Тождество бытия и мышления – исходный пункт философии Гегеля…………………………………………………………………………….5
4. Логика Гегеля………………………………………………………9
5. Философия духа…………………………………………………...13
6. Заключение………………………………………………………...17
7. Библиографический список……...……………………………….18
Понятия, по Гегелю, находятся в непрерывном движении, переходят, «переливаются» друг в друга, изменяются. развиваются, превращаются в свою противоположность, обнаруживая внутренне присущие им противоречия, которые и составляют движущую силу их развития. Развитие понятий, идет от абстрактного к конкретному, от одностороннего, бедного содержанием понятия к понятию, все более богатому содержанием, охватывающему в единстве различные, даже противоположные, стороны. Гегель показывает, что количественные изменения приводят к изменениям качественным, совершаются путем скачка, перерыва непрерывности.
Гегелевское учение о диалектике мышления, о взаимосвязи и движении понятий косвенно указывает на содержание и закономерности развития тех реальных материальных процессов, которые вопреки учению Гегеля существуют независимо от познания, от мышления. Конечно, Гегель не мог «выдумать» диалектику понятий: ее действительным источником была реальная диалектика вещей в природе и обществе.
Характеризуя сущность как философскую категорию, Гегель указывает, что к ней следует отнести и то, что отличает явления друг от друга, и то, что одинаково, тождественно в них. Но в противоположность метафизике Гегель утверждает, что тождество и различие не существуют отдельно друг от друга, а представляют собой противоположные, друг с другом связанные моменты сущности. Говоря о тождестве, мы имеем в виду различия, говоря о различии, предполагаем тождество.
Гегель
противопоставляет
Характеризуя
понятие, Гегель правильно отмечает,
что оно не есть только общее. Общее,
взято само по себе, вне связи
с особенным, т.е. с тем, что отличает
одно явление от другого, бессодержательно.
В реальной действительности, а, следовательно,
и в понятии общее, особенное
и единичное также неразделимы,
как тождество и различие в
сущности явлений. Раскрывая многократность
понятия, единство различных сторон
в самой действительности, Гегель
приходит к выводу, что истина лишь
постольку есть истина, поскольку
содержит в себе в единстве различные,
в том числе и противоположные,
стороны реального. В этом смысле
Гегель утверждает: абстрактной истины
нет, истина всегда конкретна. Понятие
как, единство общего, особенного и
единичного получает свое необходимое
выражение в различных видах
суждений и умозаключений, которые
изображаются Гегелем как обнаружение
и осуществление творческой мощи
присущей «понятию» как внутренней
основе всех тех процессов, которые
наблюдаются в природе и
Понятие у Гегеля - это процесс теоретического мышления, возведенный в абсолют. Активность мышления и всей сознательной, целесообразной практической деятельности людей, преобразующей мир, идеалистически истолковывается Гегелем как творчество, самопознание «абсолютной идеи», обнаруживающей в себе все то, что непосредственно, на поверхности выступает как развитие природы и обществ . Таким образом, признавая развитие и пытаясь дать его картину, Гегель изображает его как процесс познания, осуществляющийся в лоне «абсолютной идеи».
В
своем учении о познании Гегель ставит
также вопрос об отношении теоретического
познания к практической деятельности,
пытаясь вскрыть единство и взаимодействие
между теорией и практикой. Развивая
положение Канта и Фихте об
активности познающего мышления, Гегель
показывает, что преобразование действительности
и познание ее составляют единый процесс.
В этом отношении Гегель идет дальше
материалистов 17 -18 вв., которые рассматривали
процесс познания созерцательно, т.е.
преимущественно как
Логический процесс развития завершается у Гегеля понятием «абсолютной идеи», которая вначале «отчуждает» свое бытие, сообщает ему движение, в результате которого бытие становится содержательным. Затем она обнаруживает себя как сущность, как понятие и, наконец, благодаря развитию понятия как «абсолютная идея», которая выступает как систематическое, многообразное единство всех сторон, логических определений, характеризует не только мир как целое, но и его познание.
5. Философия духа
Третья
часть философской системы
Философия духа состоит из учения о субъективном духе (антропология, феноменология, психология), учения об объективном духе (право, нравственность, государство) и учения об абсолютном духе как высшей ступени самопознания « абсолютной идеи» (искусство, религия, философия).
В
антропологии речь идет об индивидуальном
развитии человеческой личности, об отношении
души и тела, о расовых различиях,
различии человеческих возрастов, о
здоровье и болезненном состоянии
человеческого организма, о характере,
темпераменте и т. п. Характеризуя отличие
человека от животного, Гегель вслед
за французскими просветителями указывает
на первостепенное значение прямо хождения,
давая, однако, чисто идеалистическое
объяснение этому факту. Правильно
отмечая, что расовые различия не
дают никаких оснований для расизма,
Гегель тем не менее полагает, что
расы и нации образуют различные
ступени самоопределения «
Последующее развитие индивидуального сознания Гегель прослеживает в феноменологии и психологии. Здесь он приходит к заключению, что в основе индивидуального сознания лежит «объективный дух». Это понятие охватывает, по Гегелю, правовые и нравственные отношения, к которым немецкий идеалист относит также семью, гражданское общество и государство. Нравственность, таким образом, идеалистически истолковывается как внутреннее содержание и движущая сила не только правовых, но также материальных и политических отношений, различные формы которой рассматриваются как необходимые стадии развития объективного нравственного духа. И здесь действительные отношения ставятся Гегелем с ног на голову. Однако в гегелевском понимании нравственности, несомненно, имеется и глубокая догадка об объективном характере ее развития, о связи этого процесса с развитием всей совокупности общественных отношений.
Поскольку
сущностью духа, согласно Гегелю, является
свобода, то право определяется как
осуществление, непосредственное бытие
свободы. С этой точки зрения право
противопоставляется
Гегель выводит из понятия права основные черты «гражданского общества», ставя с ног на голову действительные отношения между экономическим строем и надстройкой. Государство он характеризует как высшее развитие объективного нравственного духа и подлинную основу экономических отношений, в чем также наглядно проявляется свойственное Гегелю идеалистическое понимание общественной жизни. В рамках этой идеалистической конструкции Гегель часто высказывает глубокие догадки относительно действительной сущности общественных отношений.
История человечества изображается Гегелем как прогресс в сознании свободы, которая, по его мнению, составляет внутреннюю природу человека, но лишь постепенно, на протяжении многовековой истории осознается человеком, благодаря чему он и действительно становится свободным.
Всю
мировую историю Гегель разделял
на три основные эпохи: восточную, античную
и германскую. В восточном мире
человек еще не осознал, что свобода
составляет его сущность, поэтому
здесь, по утверждению Гегеля, все -
рабы. В античном мире (Древняя Греция
и Рим) некоторые уже осознали,
что свобода образует их сущность:
они-то и свободны в отличие от
тех, которые не осознают этого и
поэтому остаются рабами. Как идеалист
Гегель фактически игнорирует связь
рабства с определенными
Искусство, религия и философия, по учению Гегеля - высшие формы самосознания «абсолютного духа»: в них завершается всемирная история, и мировой разум полностью осознает себя и само удовлетворяется. Философию Гегель рассматривал как наиболее глубокое выражение истины, противопоставляя ее в этом отношении религии. Однако и религия, по мнению Гегеля, содержит абсолютную истину, но лишь в форме чувственного, так сказать наивного, образного представления. Поэтому, хотя философия. по Гегелю. выше религии, содержание философии в конечном счете совпадает с содержанием религиозного учения, поскольку и там и тут предметом познания оказывается «абсолютная идея», выражающая в системе Гегеля и Бога и мир в целом. Гегель, следовательно, игнорирует противоположность науки и религии, не видит величайшего прогрессивного значения той борьбы, которую вели естествознание и прогрессивная материалистическая философия против религиозного мировоззрения.(2.33)
В гегелевской философии духа особенно ярко сказались свойственные этому мыслителю и немецкой буржуазии того времени вообще консервативные, а частью прямо реакционные взгляды. Тем не менее было бы неправильно на этом основании совсем отрицать положительное значение работ Гегеля. Его диалектический метод лег в основу более поздних философских работ.
6. Заключение
В оценке философии у Гегеля есть много ценного. Он подчёркивал, что философское обобщение действительности не есть дело произвола, капризное желание пройтись для перемены разочек на голове, после того, как ходили долго на ногах. Но он не отвергал содержание положительных наук, просто философия не должна с ними считаться.
Заслуга Гегеля состоит в том, что он развил диалектический метод понимания мира. Гегель разработал вопросы взаимосвязи, движения, развития и превращения количественных изменений в качественные, вопросы природы теоретического мышления, о логических формах и категориях, в которых осуществляется это теоретическое мышление.
Большой вклад сделан Гегелем в понимании метода науки. Метод, согласно Гегелю, - это не совокупность искусственных приёмов изобретённых человеком, он есть нечто, что не зависит от предмета исследования. Метод - отражение реальной связи, движения, развития явлений объективного мира. Гегель показал, что познание есть исторический процесс.
Поэтому истина - это не готовый результат познания, навсегда данный, она постоянно развивается; логические формы, в которых развивается истина, имеют объективный характер.
7. Библиографический список.
1. «Философия», А. А. Радугин, М., 2001
2. «Философия истории Гегеля». А. М. Каримский, М., 1988
3. «Идеи к философии истории человечества», И. Г. Гердер, М., 1977