Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2012 в 18:42, реферат
Древнегреческий философ-материалист, один из первых представителей атомизма, Демокрит родился в г. Абдера во Фракии. Подробности биографии Демокрита неизвестны; из сохранившихся отрывочных сведений о жизни Демокрита известны его многочисленные путешествия в разные страны (в том числе в Египет, Вавилонию, Иран, Индию, Эфиопию), энциклопедический характер его познаний: Демокрит занимался всеми существовавшими тогда науками – этикой, математикой, физикой, астрономией, медициной, филологией, техникой, теорией музыки и т.д.
Душа - совокупность особых атомов. Конечная цель человека - душевное благосостояние, при котором душа пребывает в спокойствии и равновесии, не смущаемая ни страхом, ни суеверием, ни какой бы то ни было другой страстью.
Последовательно материалистическую позицию Демокрит занимает и в вопросе о природе души и познания. Известно, что часто психическая деятельность человека объясняется наличием в его теле специфической субстанции или силы - "души".
В неорганической природе все совершается не по целям и в этом смысле случайно, а у ученика могут быть и цели, и средства. Таким образом, взгляд Демокрита на природу души является строго причинным, детерминистическим.
Он проповедовал последовательную материалистическую позицию в учении о природе души и познания. "Душа, по Демокриту состоит из шарообразных атомов, т.е. подобна огню".
Атомы души имеют способность к ощущению. Чувственные качества субъективны (вкус, цвет…) отсюда, он делал вывод о ненадежности чувственного познания (Мед горек для больного желтухой и сладок здоровому).
Метриопатия (греч. metriopátheia, от métrios - умеренный и páthos - страсть), термин древнегреческой этики, означающий требование умеренности в страстях. Противополагался апатии - отсутствию страстей. Особенное развитие М. получила в этике Демокрита и Эпикура, которые рекомендовали умеренность в чувственных наслаждениях в качестве необходимого условия для достижения душевного покоя. У Демокрита умеренность выступает в качестве основной нормы поведения
В этике Демокрит придерживается принципа: "душа - лежбище судьбы" и назначение ее - развить свой потенциал в счастливом или несчастливом направлении. Жизнь человека – есть, прежде всего, удовлетворение телесных потребностей. Общество, считает он, возникло тогда, когда "...мы научились от паука ткачеству и штопке, от ласточки - постройке домов, от певчих птиц - лебедя и соловья - пению".
Но в то же время, он считал, что без "темного" знания, получаемого из ощущений не может быть никакого знания. "Сформулировав важную догадку о взаимосвязи чувственного и разумного, Демокрит не смог еще дать описания механизма перехода от одного к другому.
Уже античные философы (Демокрит, Эпикур) в различных видах утверждали, что человек – эгоист от природы и что из этого должна исходить всякая нравственность.
Демокрит одним из первых в античной
философии дал развернутое
Рациональное познание есть,
по Демокриту, продолжение
3. О нравственности
Демокрит принял горячее участие в споре о достоинстве человека – о том, что позднее было названо ценностями, то есть о том, что для человека наиболее важно, как, во имя чего человек должен жить. Его, как и мудрецов предшественников, волновали вопросы, которые и сегодня остаются животрепещущими: существуют ли принципы, которые можно назвать самыми высокими нравственными основаниями жизни? А если существуют, то в чём они состоят? Вмешавшись в спор софистов и Сократа, Демокрит проявил стремление отстоять собственную индивидуальную позицию в мире, в котором существуют самые разные устремления, взгляды, интересы, - позицию мудреца, который живёт не только мудростью, не только идеальным, не только интеллектуальными заботами. Но при этом он твёрдо и чётко различает, разделяет, даже противопоставляет так называемые телесные блага и удовольствия – и душевное благо, которое считает божественным. « Не телесные силы и не деньги делают людей счастливыми, но правота и многосторонняя мудрость»,- говорит Демокрит. Здесь слышны отголоски полемики с соотечественниками, современниками, в частности с теми, кто попрекал его «разбазаренными» отцовскими деньгами. «Телесная красота человека, - согласно Демокриту,-- есть нечто скотоподобное, если под ней не скрывается ум».
Такое противопоставление говорит о несовместимости в глазах Демокрита – и, наверное, многих его единомышленников – правоты, мудрости, с одной стороны, и стремления к материальным благам, прежде всего к деньгам, - с другой. «Как из ран самая худшая болезнь есть рак, так при обладании деньгами самое худшее – желание постоянно прибавлять к ним», -- заявляет Демокрит.
Обосновывая преимущество нравственной позиции мудреца, Демокрит постоянно настаивает на том, что надо обуздывать желания и страсти, воспитывать умеренный характер. Сильные желания, направленные на достижение чего-нибудь другого, делают душу слепой по отношению ко всему прочему, подчёркивает Демокрит, которого привлекает полнота жизни. Он настаивает на том, что «свиноподобны те люди, которые стремятся к роскоши». Счастье, по Демокриту, в хорошем расположении духа, в его невозмутимости, гармонии, симметрии, в неустрашимости души. Все эти качества, устремления души и объединяются у Демокрита в понятии о высшем благе. Вовсе не полагая, что достигнуть такого состояния очень легко, он драматически повествует о непрекращающейся тяжбе души и тела, которую, вероятно, не раз испытывал на самом себе. Не только тело виновно перед душой, Душа, при неправильном употреблении может стать для тела постоянным источником несчастья.
Не соглашаясь с софистами в том, что никаких устойчивых ценностей нет, Демокрит особое значение придаёт таким ценностям, как справедливость, честность, истина. Люди обычно знают, что такие ценности существуют, и могут к ним стремиться. «Должно препятствовать, -говорит философ, - совершению несправедливого поступка. Если же мы этого не в состоянии сделать, то, по крайне мере, мы должны не содействовать несправедливому поступку». Развивая и углубляя мысль, он утверждает: «Не из страха, но из чувства долга должно воздерживаться от дурных поступков». Согласно Демокриту, «совершающий несправедливость несчастнее несправедливо страдающего». Правильна или неправильна эта мысль с житейской точки зрения, но Демокриту важно отстоять её как нравственную истину.
Он нередко говорит о том, что подлинная добродетель в поступках должна быть противопоставлена речам о добродетели, поэтому «должно приучать себя к добродетельным делам и поступкам, а не к речам о добродетели». При этом Демокрит выделяет не только очень высокие ценности – такие, как справедливость, честность. Нередко философ со страстью отстаивает ценности дружеских, тёплых, доверительных отношений между людьми, которые в древнегреческом мире становились всё более проблематичными и потому приобретали новую значимость; резко выступает против завистливости, недоброжелательства, корыстолюбия. «Истинный благодетель, - говорит Демокрит, - не тот, кто имеет в виду отплату, а тот, кто хочет сделать добро». «Должно стыдится самого себя столько же, как и других людей.… В каждой душе должен быть начертан закон: Не делай ничего непристойного!»
Рассуждения Демокрита о ценностях достаточно просты. Они вряд ли выстраиваются в какую-то стройную концепцию. Это, скорее, защита ценностей-добродетелей, которые ему лично как философу мудрецу наиболее дороги. Это и рассуждение о нравственности на уровне философской моралистики, которая очень близка к простому, житейско-нравственному рассуждению благонравного, добродетельного, духовно ориентированного человека; и проповедь аскетизма, связанного с высокими интеллектуальными наслаждениями. Философ-мудрец отстаивает этический идеал человека, устремлённого к духовным благам, подчёркивает привлекательность и мудрость человечного, гуманного характера, уравновешенного, несуетливого образа жизни. С непритязательностью, простотой этики Демокрита связана подмеченная Цицероном особенность его нравственного философствования: в рассуждениях Демокрита чаще всего встречаются ссылки на хорошее расположение духа. То, что говорит Демокрит, замечает Цицерон, превосходно, однако не вполне закончено, ибо немного сказано о добродетели, да и то, что сказано, не объяснено.
Рассуждения Демокрита о нравственности
довольно тесно связаны с его
представлением об обществе, государстве,
с его политическими
Демокрит высказывается в
Государство, с точки зрения Демокрита, должно помогать бедным, постоянно ориентироваться на них и окружать их заботой. В этой позиции, пожалуй, нет большого противоречия между Демокритом и софистами, но есть и созвучие с сократовско-плотоновской ориентацией. А именно: Демокрит, как многие древние греки, проявляет не малое уважение к закону, уважение к государству как таковому. «Интересы государства превыше всего, нельзя применят насилие против общего блага. Хорошо управляемый город есть величайший оплот»,- говорит Демокрит. Закон призван «хорошо устроить жизнь людей», и он благотворно действует на тех, кто ему повинуется. Итак, зло в государстве заключено не в законах, которые сами по себе неплохи: они не мешали бы жить каждому свободно, благополучно, ели бы один человек не вредил другому. «Зависть, - полагает Демокрит, - начало раздора среди людей». «Приличие, - утверждает он, - требует подчинения закону, власти и ещё умственному превосходству». В воззрениях Демокрита уже заложена та идея, которая будет широко и полно развита потом в социальной философии Плотона. Это мысль о государственном управлении как особом и очень высоком искусстве, которому нужно специально обучаться.
Демокрит был ярким сторонником демократии, полагая, что "лучше быть бедным в демократическом государстве, чем жить в богатстве при монархии". Демократия должна поддерживаться самими гражданами, посредством созданных ими законов. Закон необходим, чтобы помочь счастливой жизни людей, поэтому повиновение закону - есть свидетельство добродетели человека. А высшей нравственностью Демокрит признавал "блаженное состояние духа", при котором душа пребывает в спокойствии и равновесии, "не смущаемая ни страхом, ни суеверием, ни иною какою-нибудь страстью". Поэтому "то, что сродни нам, то и нужно выбирать, а чему мы чужды - того надо избегать". Для него был характерен космополитизм: "Любая земная обитель открыта для мудреца: ибо отечество для доблестной и добродетельной души - весь универсум". Умозрительная атомистическая концепция Демокрита имела историческое значение, так как в Новое время она была положена в основу естественнонаучной картины мира. Демокрита можно считать последним крупным греческим философом-натуралистом, ибо с его творчеством заканчивается натуралистический период древнегреческой философии.
Заключение
В своих философских воззрениях выступал с оппозиционной Элеатам точкой зрения в отношении мыслимости множества и мыслимости движения, однако полностью соглашался с ними в том, что истинно сущее бытие не может ни возникать, ни исчезать. Материализм Демокрита, что характерно практически для всех ученых той поры, является созерцательным и метафизическим.
Главным достижением философии Демокрита считается развитие им учения Левкиппа об «атоме» – неделимой частице вещества, обладающей истинным бытием, не разрушающейся и не возникающей (атомистический материализм).
Атомы, согласно этой теории, движутся в пустом пространстве (Великой Пустоте, как говорил Демокрит) хаотично, сталкиваются и вследствие соответствия форм, размеров, положений и порядков либо сцепляются, либо разлетаются. Образовавшиеся соединения держатся вместе и таким образом производят возникновение сложных тел.
Само же движение – свойство, естественно присущее атомам. Тела – это комбинации атомов. Разнообразие тел обусловлено как различием слагающих их атомов, так и различием порядка сборки, как из одних и тех же букв слагаются разные слова. Атомы не могут соприкасаться, поскольку все, что не имеет внутри себя пустоты, является неделимым, то есть единым атомом. Следовательно, между двумя атомами всегда есть хотя бы маленькие промежутки пустоты, так что даже в обычных телах есть пустота.