Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 15:51, контрольная работа
По мнению, большинства философов, Демокрит родился в 460 г. до н.э., умер в 360/370 г. до н.э. Родом из Абдер, считавшихся в Греции не только глухой интеллектуальной провинцией, но даже просто городом глупцов. Но нарицательное "абдерит" - простак, простофиля, глупец - стало собственным именем одного из величайших мыслителей. Демокрит происходил из знатной семьи и был богат, но богатство забросил, всю жизнь провел в бедноте, предаваясь исключительно любомудрию.
2.2.Идея логоса
Философ Гераклит изображает логос как то, познание чего требует совершенно особых усилий и предполагает изменение обыденных установок сознания. Логос – «слово», «речь» самой вечной природы. Об этом важнейший фрагмент Гераклита, переделанный Секстом Эмпириком: «Эту - вот Речь (Логос) сущую вечно люди не понимают и прежде, чем выслушать [ее], и выслушав однажды. Ибо, хотя все [люди]сталкиваются напрямую с этой вот Речью (Логосом), они подобны незнающим [ее], даром что узнают на опыте [точно] такие слова и вещи, какие описываю я, разделяя [их] так, как они есть. Что же касается остальных людей, то они не осознают того, что делают наяву, подобно тому как этого не помнят спящие» (1; 189). Что же выясняется о логосе в первую очередь из фрагментов Гераклита ? Логос сокрыт от большинства людей. Чаще всего они о логосе слыхом не слыхивали. Но если им о нем и поведать, рассказать, то вряд ли они сразу поймут, что это такое. Парадокс, однако, заключается в том, что с логосом,управляющим всеми вещами, люди постоянно соприкасаются, но «с чем они в самом деле непрестанном общении с тем они в разладе» (свидетельство Марка Аврелия – 4:191). Логос в понимании Гераклита. Гераклит, считал, что логос – то, что присуще всем и всему, то, что всем и через все управляет. Видимо, это одна из первых формулировок, где идея первоначала смыкается с едва забрезжившей на философском горизонте идеей всеобщего закона, управляющим сущим. Обе пока слитые, нерасчлененные, но в тенденции расчленяющиеся идеи составляют смысл понятий «логос». С точки зрения перспективы очень важно и интересно как раз гераклитово выделение логоса, отличие его от природы как всего существующего и от огня как некой «первоначальной» материальной стихии. В тенденции здесь содержится возможность вычленения деятельности по описанию и изучению природы, возможность отличить философию от физики, от физического объяснения. Но пока, конечно, у самого Гераклита все три элементы едины. И все они объединены идеей первоначала, хотя уже и различены в ней.
Опыт предшествующей философии доказывал, что первоначально нельзя отождествлять ни с какой отдельной вещью, ни с какой-то определенной материальной стихией. Впоследствии предстояло установить, что первоначало нельзя объединить и с материей вообще. Почему ? Да потому, что, чем дальше, тем больше философы будут задаваться вопросом: как объединить мир и человека, а в человеке – его тело и дух ? Как объединить в понятии первоначала человеческое и природное ? Надо было найти такой принцип, который объединяет любое тело, в том числе и тело человека, и то, что с телом связано, но ему никак не тождественно, то, что античные мыслители назвали душой. Поэтому трудные поиски универсального единства мира и человека приобретут в философии, да и во всей культуре, более четкие очертания. Они выльются в постановку проблемы бытия. Но у истоков этих размышлений, которые впоследствии станут неотделимыми от философии как таковой, - мысли, парадоксы, загадки, противоречия, сформулированные Гераклитом и элеатами. Гераклита интересует, что такое человеческая душа, а иными словами, что такое человеческие мысли, страсти, волнения. И кстати, огонь как первоначало для Гераклита приемлем еще и потому, что ему кажется: душу можно уподобить огню. Человеческая душа, полагает Гераклит, это какой-то невидимый динамический огонь. Уподобление души огню толкает Гераклита к одушевлению природы. Он и говорит: «Мы эту душу (т.е. огонь) в вещах не видим». Но во всех вещах есть огонь, он – всеобщее первоначало, а одновременно и душа мира, душа вещей. В человеческом же теле душа принимает вид страсти, размышления, мысли, страдания и т.д. Ведь действительно, греческие философы так и замышляли себе первоначало: оно управляет всем через все. Это то всеобщее, объемлющее, которое нужно всему – природе и человеку, телу и душе, вещи и мысли. Как найти такое – истинно всеобщее – первоначало ? Не следует полагать, что Гераклит первым задумался о душе, о духовном. Милетские мудрецы тоже рассуждали о душе. Но к их рассуждениям Гераклит, судя по всему, относился критически. Обращаясь ко всякому человеку, который бы самодовольно объявил, что познал душу, Гераклит говорит: «Границ души» тебе не отыскать, по какому бы пути [= в каком бы направлении] ты ни пошел: столь глубокая ее мера [= объем] (68 (а); 231). Когда Гераклит рассуждает о «сухой» и «увлажненной» душе, то его философские определения перемежаются с нравственно-бытовыми сентенциями. Души, по мнению Гераклита, рождаются из влаги: «из влаги испаряются2 (40(а); 209). Но оставаться влажными им не подобает. «Сухая душа – мудрейшая и наилучшая» (68 (0); 231). А вот всегда влажная душа – это настоящее бедствие, что очевидно в случае такого порока, как пьянство «Когда взрослый муж напьется и пьян, его ведет [домой] безусый малый, а он сбивается с пути и не понимает, куда идет, то душа его влажна» (69 (а); 233). Душа толкуется Гераклитом как первооснова человеческой жизни и познания. Пусть, например, глаза и уши даны всем зрячим и слышащим, но сколь по-разному они видят и слышат ! «Глаза и уши – дурные свидетели для людей, если души у них варварские» (13 (а); 193). В человеческом сердце идет настоящее противоборство желаний. «С сердцем бороться тяжело, - сетует Гераклит, - ибо чего оно хочет, то покупается ценой души» (70 (0); 233)
2.3. Цитаты и афоризмы.
Вечность есть
играющее дитя, которое расставляет
шашки: царство над миром принадлежит
ребенку.
Взрослый муж слывет глупым у бога, как
ребенок - у взрослого мужа.
Все течет, все изменяется.
Всем людям свойственно познавать себя
и мыслить.
Глаза - более точные свидетели, чем уши.
Душа - испарение, одаренное способностью
ощущения.
Если бы счастье заключалось в телесных
удовольствиях, мы бы называли счастливыми
быков, когда они находят горох для еды.
За закон народ должен биться, как за городскую
стену.
Звери, живя вместе с нами, становятся
ручными, а люди общаясь друг с другом,
становятся дикими.
Когда все желания людей сбываются - не
лучше им.
Кто не ожидает неожиданного, тот не найдет
сокровенного и трудно находимого.
Людям не было бы лучше, если бы исполнялись
все их желания.
Мнения людские - детские забавы.
Многознание уму не учит.
Мудрость состоит в том, чтобы говорить
истину и прислушиваться к голосу природы,
поступать согласно с ней.
Наглость надо гасить попроворней, чем
пожар.
Не только ежедневно новое солнце, но солнце
постоянно обновляется.
Нельзя дважды войти в одну и ту же реку.
Родившись, люди стремятся жить и, тем
самым, умереть, лучше же сказать - успокоиться,
и оставляют детей, порожденных для смерти.
Свиньи грязью наслаждаются больше, чем
чистой водой.
Сила мышления находится вне тела.
Специалист - это человек, который познает
все больше и больше во все меньшем и меньшем.
У бодрствующих один, общий мир, а спящие
отворачиваются каждый в свой собственный.
Характер творит судьбу.
Заключение.
Таким образом Демокрит первым в древнегреческой
философии вводит в научный оборот эксплицитно
сформулированное понятие причины и развивает
систему материалистического детерминизма.
Трудно сказать, является ли колебательное
движение, по Демокриту, неотъемлемым
свойством атомов, или же оно порождается
их столкновениями. Во всяком случае, ясно,
что Демокрит не обращается в целях объяснения
к разумному началу, упорядочивающему
движение. Именно поэтому критики обвиняют
основателя атомизма в злоупотреблении
случайностью и неспособности объяснить,
каким образом из неупорядоченного движения
получаются закономерность и необходимость.
Но Демокрит считает исходное движение
не беспорядочным, а с самого начала подчиненным
определенной закономерности. Это - закономерность
соединения подобного с подобным. Демокриту для объяснения мировых
процессов хватает атомов, пустоты и движения.
Движущиеся атомы собираются в "вихрь";
распространяясь по отдельным местам
в пустоте, они образуют отдельный мир,
ограниченный своим "небом". Возникновение
мира и всех вещей в нем происходит в результате
соединения атомов, уничтожение же сводится
к разъединению и распадению на составные
части. Демокрит ввел в этику первоначальные
разработки таких понятий, как совесть,
т.е. требование стыдиться своих собственных
постыдных поступков, долг и справедливость.
Этика Демокрита не представляет единой,
логически стройной системы. Его нравственные
причины дошли до нас в виде отдельных
афоризмов. Есть некоторые основания думать,
что это результат определенной обработки
тех произведений философа, где этика
излагалась в систематической форме. Однако
принципы демоктритовой этики позволяют
пролить дополнительный свет на политическое
учение мыслителя. Этическая концепция
Демокрита сохраняет ту основную характе-ристику,
которая присуща всей античной философии,
- созерцательность. Устраняя все, что
препятствует блаженному состоянию духа,
выявляя идеал нравственной жизни, Демокрит
не видит в философии средства преобразования
существующего общества, - его задача не
выходит за пределы его объяснения.