Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 23:03, реферат
Краткое описание
Актуальность темы исследования. Если попытаться в самых общих словах дать характеристику Локку как мыслителю, то, прежде всего, следует сказать о том, что он является продолжателем «линии Френсиса Бэкона» в европейской философии конца XVII -- начала XVIII века. Более того, его с полным основанием можно назвать основоположником «британского эмпиризма», создателем теорий естественного права и общественного договора, учения о разделении властей, которые являются краеугольными камнями современного либерализма.
Содержание
Введение Глава 1. Учение Джона Локка - происхождение, сущность, значение 1.1 Джон Локк и его учение 1.2 Сущность учения Джона Локка Глава 2. Анализ и значение философского учения Джона Локка 2.1 Истоки и содержание идей Джона Локка 2.2 Усложнение опыта. Виды знания и степени достоверности 2.3 Человек и государство. Вопросы религии 2.4 Идеал человека Заключение Литература
К тому времени он был интеллектуальным
лидером вигов, и многие парламентарии
и государственные деятели часто обращались
к нему за советом и с просьбами. Локк участвовал
в проведении денежной реформы и способствовал
отмене закона, препятствовавшего свободе
печати. Он был одним из учредителей Банка
Англии. В Отсе Локк занимался воспитанием
сына леди Мешэм и переписывался с Лейбницем.
(1; 366) Там же его посещал И. Ньютон, с которым
они обсуждали послания апостола Павла.
Однако основным его занятием в этот последний
период жизни стала подготовка к изданию
многочисленных трудов, идеи которых он
прежде вынашивал.
Среди работ Локка - Второе письмо
о веротерпимости (A Second Letter Concerning Toleration,
1690); Третье письмо о веротерпимости (A
Third Letter for Toleration, 1692); Некоторые мысли о
воспитании (Some Thoughts Concerning Education, 1693); Разумность
христианства, каким оно передано в Писании
(The Reasonableness of Christianity, as Delivered in the Scriptures,
1695) и многие другие.
В 1700 Локк отказался от всех
должностей и удалился в Отс. Умер Локк
в доме леди Мешэм 28 октября 1704.
1.2 Сущность учения
Джона Локка
Английский философ, основатель
либерализма. В «Опыте о человеческом
разумении» (1689) разработал эмпирическую
теорию познания. Отвергая существование
врожденных идей, утверждал: все человеческое
знание проистекает из опыта. Развил учение
о первичных и вторичных качествах и теорию
образования общих идей (абстракций). Социально-политическая
концепция Локка опирается на естественное
право и теорию общественного договора.
В педагогике исходил из решающего влияния
среды на воспитание. Основоположник ассоциативной
психологии.
Основная цель воспитания обеспечение
счастья индивида, а также подготовка
человека к жизни; развитие у детей понимания
и способности к самостоятельным суждениям.
Воспитание должно приучать
человека управлять собой.
Воспитатель должен быть солидным,
хорошо подготовленным (настоящий джентльмен
воспитывается дома).
Добро это то, что может причинить
или увеличить удовольствие, уменьшить
страдание и уберечь от зла. Зло то, что
может причинить или увеличить страдания,
уменьшить удовольствие, лишить блага.
Главная задача нравственного
воспитания выработка твёрдой воли, умения
сдерживать неразумные желания. Воспитание
джентльмена (человек, который счастлив
сам посредством счастья других людей).
Огромное значение физическому
воспитанию. разработал систему В здоровом
теле здоровый дух. Нужно с самого раннего
детства закалить тело ребенка, добиться
того, чтобы он легко переносил усталость,
невзгоды, перемены. Обосновывал значение
строгого режима в жизни ребенка, давая
советы об одежде, пище, прогулках, занятиях
спортом.Знаниям нужно придавать практический
характер. Рекомендовал, чтобы каждый
воспитанник занимался каким-либо ремеслом
или садоводством и сельским хозяйством,
а также парфюмерным делом, лакированием
и гравированием. Необходимость трудового
воспитания мотивировал тем, что труд
на свежем воздухе полезен для здоровья,
а знание ремесел может пригодиться деловому
человеку как предпринимателю. Труд предотвращает
возможность вредной празднсти.
Локк считается отцом западного
либерализма, теоретиком конституционной
монархии и разделения властей на законодательную,
исполнительную (включая судебную) и федеративную
(внешних сношений), которые находятся
в состоянии динамического равновесия
в правильно устроенном государстве. В
отличие от Томаса Гоббса, трактовавшего
естественное состояние общества как
войну всех против всех, Локк считал таковым
состояние свободы и равенства людей,
живущих своим трудом. Однако он полагал,
что главное естественное право людей
это право на собственность, оно должно
быть закреплено с помощью разумных законов,
дабы исключить возникновение конфликтов.
Для этого, согласно Локку, путем общественного
договора создается политическое общество,
формирующее правительство, ответственное
перед народом. Локк был решительным противником
теорий божественного происхождения королевской
власти. Элементы его политической философии
легли в основу идеологии и практики американской
и Великой французской революций.
Глава 2. Анализ и значение философского
учения Джона Локка
2.1 Истоки
и содержание идей Джона Локка
Локк отвергает теорию врожденных
идей, в частности факты истории и географии,
учение врожденности фундаментальных
принципов морали и религии (включая идею
Бога). Локк показывает, что всеобщего
согласия людей по поводу первых принципов
(даже основных законов логики) никогда
не бывает, самоочевидность же некоторых
истин (например, истин арифметики) еще
не свидетельствует об их врожденности.
В основе всякого знания, по
Локку, лежат два вида чувственного опыта:
внешний и внутренний. Внешние предметы,
воздействуя на органы чувств, порождают
простые идеи; душа при этом пассивна,
это чистая доска, на которой опыт пишет
свои письмена в виде ощущений или чувственных
образов вещей и их качеств. Внутренний
же опыт основан на рефлексии над собственной
деятельностью души. Допущение рефлексии
в качестве особого источника познания
рассматривалось некоторыми продолжателями
Локка в 18 в. (например, Э. Кондильяком)
как главная непоследовательность его
сенсуалистической теории.
Вслед за Р. Бойлем Локк развивает
теорию первичных и вторичных качеств.
Под качеством он понимает силу (или способность)
предмета вызывать в уме свою идею. Первичные
качества это плотность, протяженность,
форма, движение, покой, объем, число, все
это реальные сущности, объективно присущие
вещам свойства; они изучаются точными
науками. Вторичные качества это цвета,
вкусы, запахи, звуки, температурные качества
,все это номинальные сущности; вызываемые
ими идеи не имеют прямого сходства с телами.
Эти качества зависят от первичных и реализуются
при наличии ряда условий (например, для
восприятия цвета некоторого предмета
необходимы сам этот предмет с определенными
первичными качествами, достаточная освещенность
помещения и нормальное функционирование
зрительного аппарата человека.
2.2 Усложнение опыта. Виды
знания и степени достоверности
Посредством ассоциаций простые
идеи внутреннего и внешнего опыта сочетаются
в сложные. Так возникают три типа сложных
идей: идеи субстанций, модусов и отношений
(временных, причинных, тождества и различия).
При образовании сложных идей душа, согласно
Локку, активна. Любая определенная идея
должна быть связана со знаком. Слова это
чувственные знаки идей, необходимые для
общения и передачи мыслей; в философии
языка Локка идеи функционируют как значения
слов. Будучи умеренным номиналистом,
он считал, что общие термины (понятия)
это знаки общих идей, у которых отделены
обстоятельства места и времени. Локковская
теория образования абстракций получила
название традиционной и в дальнейшем
неоднократно критиковалась.
Локк одним из первых ученых
в западноевропейской философии поставил
проблему личного тождества, различая
при этом тождество человека (тождество
непрерывно сменяющихся частиц, соединяющихся
с одним и тем же организмом) и тождество
личности как разумного существа, наделенного
самосознанием (последнее сближается
у Локка с памятью); в этом смысле личность
может сохраняться и при перемене телесной
субстанции.
Локк различал три вида знания
по степени их достоверности: чувственное
познание отдельных вещей; демонстративное
(доказательное), т. е. знание соответствия
или несоответствия идей друг другу, достигаемое
опосредствованным путем (т. е. путем рассуждений,
в т. ч. и силлогистических умозаключений);
интуитивное, наиболее достоверное знание
? непосредственное восприятие умом соответствия
или несоответствия нескольких идей. Трактовка
интуиции, однако, носит у Локка упрощенный
характер; ее результатом оказываются
тривиальные суждения типа белое не есть
черное, три больше двух, целое больше
части и т. п.
2.3 Человек и государство.
Вопросы религии
Весьма
обстоятельно он рассуждает о том, как
возникло человеческое общество, культура,
какие законы определяют бытие социума,
какие функции выполняют искусство, наука,
религия и право, какова роль языка в становлении
человека как социального существа.
Сразу необходимо сказать, что
основатель английского сенсуализма предлагает
иную концепцию общества и государства,
нежели Гоббс, хотя отправные точки у того
и другого одинаковы. Локк исходит из того,
что естественное состояние, в котором
пребывали люди на заре своей истории,
отнюдь не представляет «войну всех против
всех», как об этом писал Гоббс. С его точки
зрения, первоначально в человеческом
обществе царила доброжелательность и
взаимоподдержка, ибо людей было мало
и каждый владел участком земли, который
он и его близкие были способны обработать.
Индивид владел собственностью, которую
сам создавал и не покушался на собственность
себе подобных. Говоря другими словами,
Локк считает, что частная собственность
существует изначально, а не возникает
на определенной стадии развития человеческого
общества. Таким образом, исходной посылкой
для Локка является одно из базовых положений
философии истории, сформулированное
идеологами английской буржуазной революции
еще в середине XVII в, и которое, кстати,
до сегодняшнего дня содержится в идейном
арсенале апологетов либерализма.
Итак, общество в естественном
состоянии у Локка выглядит как социум,
организованный на основе принципов равенства,
справедливости, независимости людей
друг от друга. В этом обществе отношения
между индивидами регулируются нормами
морали и религии, но не права, о котором
люди, пребывающие в естественном состоянии,
ничего не знают. Но, по мере накопления
собственности у отдельных членов общества,
у них возникает желание подчинить себе
подобных, которые, естественно, противятся
этому. Второй предпосылкой разлада в
обществе и разрушения гармонии отношений
становится быстрое увеличение населения.
При нехватке земли каждый видит в другом
не товарища, а врага, мечтающего завладеть
долей собственности, ему не принадлежащей.
Так возникает состояние «войны всех против
всех», которое длится до тех пор, пока
люди не осознают ненормальности сложившегося
положения вещей.
В процессе поиска выхода из
создавшейся ситуации они в конечном счете
приходят к мысли о необходимости учреждения
государства, которому делегируются полномочия
силой устанавливать мир, защищать собственность
и жизнь собственников. Это согласие и
есть «общественный договор», на который
опирается вся пирамида властных, экономических
и правовых отношений современного общества.
Таким образом, государство,
по Локку, есть искусственное, т.е., культурное
образование, создаваемое волей и деяниями
людей.
Из этого следует, что генезис
государства повторяет генезис самой
культуры, а формы государства соответствуют
тем или иным формам культуры. Последняя
же, согласно воззрениям Локка, не существует
изначально, она не дается свыше, а создается
людьми в процессе их исторической практики.
Близко гоббсовскому и локковское
решение проблемы религии. Локк признает
ее неотъемлемой частью государственной
машины и считает, что она выполняет важные
социальные функции, которые не способны
выполнять другие общественные институты,
в частности мораль и право. Но он, в отличие
от Гоббса, он не считает религию феноменом
культуры.
Вера, в его понимании, есть
проявление креативной силы Господа. Она
не возникает в процессе человеческой
практики и никакими гносеологическими
потребностями человека невозможно объяснить
ее появление. Следует отметить, что Локк
выдвинул свой вариант космологического
доказательства бытия Божьего, правда,
повторив во многом схему рассуждений
Ньютона, который считал, что помимо Бога
невозможно найти никакого источника
активности материи и сознания. Локк резко
отрицательно относился к атеистам и даже
предлагал лишить их гражданских прав,
ибо атеисты с его точки зрения, будучи
прирожденными скептиками, утрачивают
способность к повиновению, ни во что не
ставят государство и, в конечном счете,
морально деградируют, становясь опасными
для других, законопослушных и богобоязненных,
индивидов.
Справедливости ради необходимо
сказать, что, будучи деистом по своим
религиозным убеждениям, Локк не считал,
что вера обладает Правом приоритета перед
научной мыслью. Более того, он настаивал,
что все непонятное разуму должно быть
отвергнуто, но это не мешало занимать
ему крайне реакционную позицию, когда
речь шла о церкви как инструменте государства.
С точки зрения основоположника
английского сенсуализма, язык представляет
собой, прежде всего результат творения
человека, хотя к его созданию приложил
руку и Бог.
Однако роль Господа состояла
только в том, что он наделил человека
способностью к членораздельной речи.
Все же слова создал сам человек. Он же
установил и связи между ними, а также
между предметами, которые они обозначают.
Таким образом, уже в своей трактовке происхождения
языка, как видим, Локк весьма основательно
расходится с Гоббсом, который Богу отводил
значительно более весомую роль в создании
речи.
Локк считает, что если бы у
человека не было способности делать звуки
знаками идей, рождающимися в его мозгу,
и если бы люди не были наделены способностью
делать звуки общими знаками, доступными
пониманию других, то речь никогда бы не
возникла и люди до сегодняшнего дня не
могли бы общаться друг с другом. Но у них
существуют эти редкие способности, которые
прежде всего отличают их от тех животных
и птиц, например, попугаев, что способны
произносить членораздельные звуки. Иначе
говоря, по Локку, человеческая речь возникает
как следствие существования у людей врожденной
способности к абстракции и обобщению,
данного изначально провидением умения
связывать воедино предмет с его природой
благодаря слову.
Слова, с точки зрения Локка,
непосредственно связаны с чувственными
идеями. Так, например, слово «дух» в своем
первичном значении есть «дыхание», «ангел»,
«вестник. Точно так же и другие слова
обозначают некие идеи, которые возникают
у человека в результате чувственного
освоения мира или в результате внутренних
действий нашего духа. Таким образом, основой
для возникновения языка является опыт,
непосредственный чувственный контакт
с предметами реального или идеального
мира.
Локк подробно описывает, как
рождаются общие понятия,/как развивается
язык. Объясняет он и факт существования
множества языков, который представлял
камень преткновения для многих его предшественников,
занимавшихся данным вопросом. Предлагает
он также и решение ряда других сложных
проблем, которые до/сегодняшнего дня
находятся в центре внимания языковедов
и лингвистов. Не будет преувеличением
утверждать -- Локк разработал оригинальную
теорию языка, которая занимает достойное
место в ряду других концепций, созданных
в значительно более поздние годы.