Философия Джона Локка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 23:03, реферат

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Если попытаться в самых общих словах дать характеристику Локку как мыслителю, то, прежде всего, следует сказать о том, что он является продолжателем «линии Френсиса Бэкона» в европейской философии конца XVII -- начала XVIII века. Более того, его с полным основанием можно назвать основоположником «британского эмпиризма», создателем теорий естественного права и общественного договора, учения о разделении властей, которые являются краеугольными камнями современного либерализма.

Содержание

Введение
Глава 1. Учение Джона Локка - происхождение, сущность, значение
1.1 Джон Локк и его учение
1.2 Сущность учения Джона Локка
Глава 2. Анализ и значение философского учения Джона Локка
2.1 Истоки и содержание идей Джона Локка
2.2 Усложнение опыта. Виды знания и степени достоверности
2.3 Человек и государство. Вопросы религии
2.4 Идеал человека
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по англ.docx

— 44.21 Кб (Скачать файл)

2.4 Идеал человека

Не вдаваясь в подробности, сразу же скажем, что Локк переосмыслил понятие «идеал человека». Конечной целью воспитания, «окультуренности» индивида, с его точки зрения, должна быть не всесторонне и гармонически развитая личность, а человек, обладающий безупречными манерами, практичный по складу характера, умеющий властвовать над своими страстями и эмоциями.  Говоря другими словами, человеческий идеал -- это английский джентльмен со всеми присущими ему личностными характеристиками. Локк в двух своих трактатах о воспитании самым подробным образом рассказывает о том, что должен есть и пить ребенок, в какую одежду его предпочтительнее одевать, как надо развивать его таланты и способности и препятствовать проявлению дурных наклонностей, как уберечь его от тлетворного влияния слуг, в какие игры он должен играть и какие книги он должен читать и т.д. Стоит отметить, что педагогические воззрения Локка явно опережают его время. Например, он резко возражает против постоянного применения телесных наказаний, считая, что «этот метод поддержания дисциплины, который широко применяется воспитателями и доступен их пониманию, является наименее пригодным из всех мыслимых». Применение порки в качестве средства убеждения, по его мнению, «порождает в ребенке отвращение к тому, что воспитатель должен заставить его полюбить», исподволь превращает его в скрытное, злобное, неискреннее существо, чья душа оказывается, в конечном счете, недоступна доброму слову и позитивному примеру.

Возражает Локк и против широко распространенной в те времена практики мелочной регламентации поведения ребенка. Он считает, что юное существо просто не в состоянии запомнить многочисленные правила, которые предписывает этикет, а потому добиваться от него их запоминания с помощью телесных наказаний просто неразумно и предосудительно с этической точки зрения. Локк убежден, что ребенок должен быть естественен в своих проявлениях, что ему не нужно копировать в своем поведении взрослых, для которых соблюдение этикета есть необходимость, а знание норм поведения в той или иной ситуации представляет своеобразный показатель, отличающий воспитанного человека от невоспитанного. «Пока дети малы, -- пишет Локк, -- отсутствие в них светской учтивости в обращении, если им только свойственна внутренняя деликатность... должно меньше всего заботить родителей».

Главное, к чему должен стремиться воспитатель, утверждает Локк, -- это сформировать у ребенка представление о чести и стыде. (4;185) «Если вам удалось, -- пишет он, -- научить детей дорожить доброй репутацией и страшиться стыда и позора, значит, вы вложили в них правильное начало, которое всегда будет проявлять свое действие и склонять их к добру... В этом я вижу великий секрет воспитания»

Рассматривая вопрос о методах воспитания, Локк особое место отводит танцам. Они, с его точки зрения, «сообщают детям пристойную уверенность и умение держаться и, таким образом, подготовляют их к обществу старших». Танцы в его глазах равнозначны физической закалке, образованию и философской рефлексии, которые в своей совокупности при правильном применении дают искомый результат. Говоря о методах, Локк подчеркивает, что усилия воспитателя тогда приносят успех, если между ним и воспитуемым существует, доверие и уважение друг к другу. Он пишет: «Кто желает, чтобы его сын относился с уважением к нему и его предписаниям, тот должен сам относиться с большим уважением к своему сыну». Подобная постановка вопроса о взаимоотношениях воспитателя и воспитуемого была чрезвычайно радикальна для того времени, и многие упрекали Локка в том, что своими рассуждениями он крушит традиции и подрывает авторитет учителей.

Джентльмен, с точки зрения Локка, должен уметь не только безупречно себя вести, но и изысканно говорить и безошибочно писать. Кроме всего прочего, он должен владеть иностранными языками, в том числе и теми, на которых написаны трактаты предыдущих веков -- греческим и латынью, причем из «живых» языков для изучения следует выбирать тот, который пригодится джентльмену для общения и деловых контактов. Джентльмен, с точки зрения Локка, должен быть прекрасным наездником и фехтовальщиком.

Не лишним является и владение другими видами оружия, ибо ему необходимо уметь защищать свою честь и честь своих близких, но обучение стихосложению и музыке вовсе не является, по мнению Локка, обязательным. Автор «Мыслей о воспитании» признает, что эти умения высоко ценятся в аристократическом обществе, но на них необходимо потратить так много времени, что эта трата не вознаграждается полученным результатом. К тому же, как пишет Локк, «Я так редко слышал, чтобы кого-либо из способных и деловых людей хвалили и ценили за выдающиеся достижения в музыке, что, думается, среди вещей, которые когда-либо включались в список светских талантов, ей можно было бы отвести последнее место» Наконец, английский джентльмен должен быть богобоязненным, хорошо знать и уважать законы своей страны.

 

 

 

 

Заключение

Значение наследия Локка не исчерпывается сугубо теоретическими аспектами: его философия политики способствовала выработке концептуального осмысления Американской и Французской революций; теория естественных неотчуждаемых прав человека служила ориентиром для авторов американской конституции, а концепция разделения властей стала одним из источников европейского конституционализма. Политическая философия Локка основана на оптимистическом видении природы человека, которое намного умереннее и привлекательнее концепции эгоистического человека Т.Гоббса. Локк утверждал: в естественном состоянии люди взаимно доброжелательны, свободны и равны, значит, они не воюют.

В естественном состоянии поведение человека регулируется морально-этическими законами, божественными установлениями, т.е. законами природными.

Для Локка война противоестественна, ибо она - “состояние вражды и разрушения” и начинается тогда, когда один человек пытается полностью подчинить другого своей власти, что истолковывается как “объявление об умысле против… жизни”, против всяких прав и свобод. Подвергшийся этим угрозам вынужден воевать ради самозащиты. Наибольший интерес для понимания либеральной политической доктрины этого мыслителя представляют “Два трактата о государственном правлении”, где, помимо критики абсолютистской догмы Р. Филмера о божественности королевской власти, изложена схема согласования принципов свободы гражданина и политического порядка.

Исходное положение доктрины Локка - независимость индивида, которая обусловливает тезисы о труде как основании и оправдании собственности, о договорном характере полномочий государства.

Философия Локка оказала сильное воздействие на все последующее развитие англосаксонской философской традиции (включая развитие аналитической философии в 20 в.), на становление идей западноевропейского Просвещения, в частности, деизма.

 

                                     Министерство образования и науки РФ

                                      ГОУ ВПО «ЧГПУ им. И. Я. Яковлева »

         Факультет дошкольной и коррекционной педагогики и психологии

Кафедра английского языка

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

на тему:

 «Педагогическое исследование Джона Локка»

 

 

 

 

Подготовила студентка 2 курса группы А

Леонтьева Е.О

Проверил преподаватель английского языка

Тенякова Е.А

 

                                                     Чебоксары 2014

 

                                            Литература

 

1. Локк Дж. Соч.: В 2 т. -- Т. 2. -- М., 2001

2. Ленин В.И. Полн. соб. соч. -- Т.18. -- С.127.

3. Локк Дж. Мысли о воспитании // Соч.: В 3 т. -- Т.З. -- М.,2001

4. Заиченко Г. А. Джон Локк. М., 2004

5.Зайченко Г.А. “Локк. Очерк  творчества”. - М., 2003

6.Нарский И.С. “Философия  Д.Локка” - М., 2004

7. Философский словарь, М., 2004

8. Философия: Учебник для  высших учебных заведений., Ростов  н\Д,2004

9. Шабаева М.Ф. ”Педагогическая теория Д. Локка”,М. 2004

10. Блонский П.П. “Избранные педагогические и психологические сочинения”. Под редакцией А.В. Петровского М., 2003

 

 


Информация о работе Философия Джона Локка