Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 23:03, реферат
Краткое описание
Актуальность темы исследования. Если попытаться в самых общих словах дать характеристику Локку как мыслителю, то, прежде всего, следует сказать о том, что он является продолжателем «линии Френсиса Бэкона» в европейской философии конца XVII -- начала XVIII века. Более того, его с полным основанием можно назвать основоположником «британского эмпиризма», создателем теорий естественного права и общественного договора, учения о разделении властей, которые являются краеугольными камнями современного либерализма.
Содержание
Введение Глава 1. Учение Джона Локка - происхождение, сущность, значение 1.1 Джон Локк и его учение 1.2 Сущность учения Джона Локка Глава 2. Анализ и значение философского учения Джона Локка 2.1 Истоки и содержание идей Джона Локка 2.2 Усложнение опыта. Виды знания и степени достоверности 2.3 Человек и государство. Вопросы религии 2.4 Идеал человека Заключение Литература
Не вдаваясь
в подробности, сразу же скажем, что Локк
переосмыслил понятие «идеал человека».
Конечной целью воспитания, «окультуренности»
индивида, с его точки зрения, должна быть
не всесторонне и гармонически развитая
личность, а человек, обладающий безупречными
манерами, практичный по складу характера,
умеющий властвовать над своими страстями
и эмоциями. Говоря другими словами, человеческий
идеал -- это английский джентльмен со
всеми присущими ему личностными характеристиками.
Локк в двух своих трактатах о воспитании
самым подробным образом рассказывает
о том, что должен есть и пить ребенок,
в какую одежду его предпочтительнее одевать,
как надо развивать его таланты и способности
и препятствовать проявлению дурных наклонностей,
как уберечь его от тлетворного влияния
слуг, в какие игры он должен играть и какие
книги он должен читать и т.д. Стоит отметить,
что педагогические воззрения Локка явно
опережают его время. Например, он резко
возражает против постоянного применения
телесных наказаний, считая, что «этот
метод поддержания дисциплины, который
широко применяется воспитателями и доступен
их пониманию, является наименее пригодным
из всех мыслимых». Применение порки в
качестве средства убеждения, по его мнению,
«порождает в ребенке отвращение к тому,
что воспитатель должен заставить его
полюбить», исподволь превращает его в
скрытное, злобное, неискреннее существо,
чья душа оказывается, в конечном счете,
недоступна доброму слову и позитивному
примеру.
Возражает Локк и против широко
распространенной в те времена практики
мелочной регламентации поведения ребенка.
Он считает, что юное существо просто не
в состоянии запомнить многочисленные
правила, которые предписывает этикет,
а потому добиваться от него их запоминания
с помощью телесных наказаний просто неразумно
и предосудительно с этической точки зрения.
Локк убежден, что ребенок должен быть
естественен в своих проявлениях, что
ему не нужно копировать в своем поведении
взрослых, для которых соблюдение этикета
есть необходимость, а знание норм поведения
в той или иной ситуации представляет
своеобразный показатель, отличающий
воспитанного человека от невоспитанного.
«Пока дети малы, -- пишет Локк, -- отсутствие
в них светской учтивости в обращении,
если им только свойственна внутренняя
деликатность... должно меньше всего заботить
родителей».
Главное, к чему должен стремиться
воспитатель, утверждает Локк, -- это сформировать
у ребенка представление о чести и стыде.
(4;185) «Если вам удалось, -- пишет он, -- научить
детей дорожить доброй репутацией и страшиться
стыда и позора, значит, вы вложили в них
правильное начало, которое всегда будет
проявлять свое действие и склонять их
к добру... В этом я вижу великий секрет
воспитания»
Рассматривая вопрос о методах
воспитания, Локк особое место отводит
танцам. Они, с его точки зрения, «сообщают
детям пристойную уверенность и умение
держаться и, таким образом, подготовляют
их к обществу старших». Танцы в его глазах
равнозначны физической закалке, образованию
и философской рефлексии, которые в своей
совокупности при правильном применении
дают искомый результат. Говоря о методах,
Локк подчеркивает, что усилия воспитателя
тогда приносят успех, если между ним и
воспитуемым существует, доверие и уважение
друг к другу. Он пишет: «Кто желает, чтобы
его сын относился с уважением к нему и
его предписаниям, тот должен сам относиться
с большим уважением к своему сыну». Подобная
постановка вопроса о взаимоотношениях
воспитателя и воспитуемого была чрезвычайно
радикальна для того времени, и многие
упрекали Локка в том, что своими рассуждениями
он крушит традиции и подрывает авторитет
учителей.
Джентльмен, с точки зрения
Локка, должен уметь не только безупречно
себя вести, но и изысканно говорить и
безошибочно писать. Кроме всего прочего,
он должен владеть иностранными языками,
в том числе и теми, на которых написаны
трактаты предыдущих веков -- греческим
и латынью, причем из «живых» языков для
изучения следует выбирать тот, который
пригодится джентльмену для общения и
деловых контактов. Джентльмен, с точки
зрения Локка, должен быть прекрасным
наездником и фехтовальщиком.
Не лишним является и владение
другими видами оружия, ибо ему необходимо
уметь защищать свою честь и честь своих
близких, но обучение стихосложению и
музыке вовсе не является, по мнению Локка,
обязательным. Автор «Мыслей о воспитании»
признает, что эти умения высоко ценятся
в аристократическом обществе, но на них
необходимо потратить так много времени,
что эта трата не вознаграждается полученным
результатом. К тому же, как пишет Локк,
«Я так редко слышал, чтобы кого-либо из
способных и деловых людей хвалили и ценили
за выдающиеся достижения в музыке, что,
думается, среди вещей, которые когда-либо
включались в список светских талантов,
ей можно было бы отвести последнее место»
Наконец, английский джентльмен должен
быть богобоязненным, хорошо знать и уважать
законы своей страны.
Заключение
Значение наследия Локка не
исчерпывается сугубо теоретическими
аспектами: его философия политики способствовала
выработке концептуального осмысления
Американской и Французской революций;
теория естественных неотчуждаемых прав
человека служила ориентиром для авторов
американской конституции, а концепция
разделения властей стала одним из источников
европейского конституционализма. Политическая
философия Локка основана на оптимистическом
видении природы человека, которое намного
умереннее и привлекательнее концепции
эгоистического человека Т.Гоббса. Локк
утверждал: в естественном состоянии люди
взаимно доброжелательны, свободны и равны,
значит, они не воюют.
В естественном состоянии поведение
человека регулируется морально-этическими
законами, божественными установлениями,
т.е. законами природными.
Для Локка война противоестественна,
ибо она - “состояние вражды и разрушения”
и начинается тогда, когда один человек
пытается полностью подчинить другого
своей власти, что истолковывается как
“объявление об умысле против… жизни”,
против всяких прав и свобод. Подвергшийся
этим угрозам вынужден воевать ради самозащиты.
Наибольший интерес для понимания либеральной
политической доктрины этого мыслителя
представляют “Два трактата о государственном
правлении”, где, помимо критики абсолютистской
догмы Р. Филмера о божественности королевской
власти, изложена схема согласования принципов
свободы гражданина и политического порядка.
Исходное положение доктрины
Локка - независимость индивида, которая
обусловливает тезисы о труде как основании
и оправдании собственности, о договорном
характере полномочий государства.
Философия Локка оказала сильное
воздействие на все последующее развитие
англосаксонской философской традиции
(включая развитие аналитической философии
в 20 в.), на становление идей западноевропейского
Просвещения, в частности, деизма.
Министерство образования и науки РФ
ГОУ ВПО «ЧГПУ им. И. Я. Яковлева »
Факультет
дошкольной и коррекционной педагогики
и психологии
Кафедра английского
языка
Реферат
на тему:
«Педагогическое исследование
Джона Локка»
Подготовила
студентка 2 курса группы А
Леонтьева Е.О
Проверил преподаватель
английского языка
Тенякова Е.А
Чебоксары 2014
Литература
1. Локк Дж. Соч.: В 2 т. -- Т. 2.
-- М., 2001
2. Ленин В.И. Полн. соб. соч.
-- Т.18. -- С.127.
3. Локк Дж. Мысли о воспитании
// Соч.: В 3 т. -- Т.З. -- М.,2001
4. Заиченко Г. А. Джон Локк. М.,
2004
5.Зайченко Г.А. “Локк. Очерк
творчества”. - М., 2003
6.Нарский И.С. “Философия
Д.Локка” - М., 2004
7. Философский словарь, М.,
2004
8. Философия: Учебник для
высших учебных заведений., Ростов
н\Д,2004
9. Шабаева М.Ф. ”Педагогическая
теория Д. Локка”,М. 2004
10. Блонский П.П. “Избранные
педагогические и психологические сочинения”.
Под редакцией А.В. Петровского М., 2003