Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 15:00, контрольная работа
Веды состоят из гимнов, молитв, заклинаний, песнопений, жертвенных формул, и так далее. В них впервые делается попытка к философскому толкованию окружающей человека среды.Хотя в них содержится полусуеверное,полумифическое,полурелигиозное объяснение окружающего человека мира,тем не менее их рассматривают в качестве философских,а точнее предфилософских,дофилософских источников.Собственно,первые литературные произведения,в которых делаются попытки философствования,т.е. толкования окружающего человека мира,по своему содержанию не могли быть другими. В образном языке Вед выражено весьма древнее религиозное мировоззрение,первое философское представление о мире, человеке, нравственной жизни
1 ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ ..2
1.1 ВЕДЫ…2
1.2 РИГВЕДЫ... 3
1.3 УПАНИШАДЫ... 4
1.4 ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ.. 5
1.4.1 НЬЯЯ/ВАЙШЕШИКА.. 6
1.4.2 САНКХЬЯ.. 6
1.4.3 ЙОГА.. 7
1.4.4 МИМАНСА.. 8
1.4.5 ВЕДАНТА.. 9
1.4.6 ДЖАЙНИЗМ... 9
1.4.7 БУДДИЗМ... 10
1.4.8 ЛОКАЯТА (ЧАРВАКА) 11
2 ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ.. 11
2.1 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ В КИТАЕ. 11
2.2 КОНФУЦИАНСТВО.. 12
2.3 ДАОСИЗМ... 14
2.4 МОИЗМ... 14
2.5 ЛЕГИЗМ... 16
3 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 16
Другими словами, оценочные суждения подразумевают осознание высшей ценности — Ишвары.
Однако в йоге вечный,
всемогущий и вездесущий Ищвара не
считается Творцом
Своей целью йога ставит освобождение пуруши (достижение мокши), а это требует от человека духовной дисциплины. Система сасосовершенствования подразумевает восемь этапов:
1. Воздержание (яма) от
неправедной жизни, лжи,
2. Соблюдение предписаний
(нияма) — внутренней и
3. Статические упражнения (позы-асаны).
4. Овладение гармоничным дыханием (пранаяма).
5. Направление сознания внутрь (пратьяхара) с целью подготовки физического тела к духовному опыту.
6. Сосредоточение (дхарана) внимания на объекте.
7. Созерцание (дхиана) объекта.
8. Самадхи — состояние
глубокой медитации (
На последнем, восьмом этапе пуруша обретает освобождение от телесных оков. В этом состоянии разум все еще может осознавать объект медитации на интуитивном уровне или же полностью абстрагируется от мыслительного процесса и растворяется в Абсолюте.
1.4.4 МИМАНСА
Миманса (пер. с санскрита
размышление, исследование) одна из шести
ортодоксальных школ философии Древней
Индии, исходящих из сущности Вед. Миманса
сформировалась, вероятно, во II веке до
н.э. и явилась результатом
Миманса признавала существование внешнего мира, но отрицала роль бога или духа в сотворении мира и управления им. Сам мир воспринимался мимансой как вечный и неизменный. Этот мир состоит из вещественных элементов: земли, воды, воздуха, эфира и души (атмана). Все они воспринимаются органами чувств. Эти вещественные элементы мира состоят из атомов, и их существование является естественным и независящим от воли Бога или богов, но атомы и их комбинации определяются моральным законом кармы (внутренней силы, сокрытой от человека).
Душа (атман) в мимансе понимается как вечная и бесконечная субстанция, органически связанная с телом, и существующая при отмирании тела. Она обладает сознанием, но лишь в том случае, если она соединена с телом.
В философии миманса была
разработана своя оригинальная теория
познания, при помощи которой можно
получить истинное знание не только о
чувственно воспринимаемых вещах, но также
о неких сверхчувственных принципах
и началах бытия. Главная задача,
стоящая перед познанием –
обоснование действительного
1.4.5 ВЕДАНТА
Философская система веданта (буквально — завершение вед) и поныне пользуется большой популярностью. Школа базируется на концепции Брахмана — Абсолютной Реальности, заявленной в «Упанишадах», и философском осмыслении ведийской традиции. Письменным первоисточником учения является «Веданта-сутра» (II в. н. э.), в которую включены более ранние философские концепции.
Ключевым понятием считается Брахман — конечная истина, непостижимая умом, но обретаемая в процессе молитвенного созерцания и углубленной медитации.
Согласно веданте, Брахман воплощается в физические формы, но при этом остается неизменен. Брахман является Первопричиной всего сущего, но, поскольку он вечен и неделим, не может рассматриваться в свете причинно-следственных связей.
Таким образом, Абсолютная Реальность фактически отождествляется с мирозданием. Нет ничего, что не являлось бы Брахманом, и в то же время не существует такой вещи, которую можно было бы обозначить как Брахман.
1.4.6 ДЖАЙНИЗМ
Религиозно-философское
направление, родственное буддизму,
получило свое название по имени его
24 святых проповедников – джайнов
(в переводе – «победителей»), последние
из которых – Паршва (VIII в. до н. э.)
и Махавира (VI в. до н. э.) являются историческими
личностями. Считается, что священные
тексты джайнов были записаны в I в.,
в действительности это произошло
намного позже – в 5 в. н. э. В
дальнейшем джайнская литература очень
разрослась, включив в себя многочисленные
сутры, т. е. первичные произведения,
и комментарии. К ним примыкали
разнообразные труды по грамматике
и другим научным дисциплинам. Указание
на 24 проповедника, из которых Махавира
– основатель учения – был последним,
указывают на то, что джайнизм включил
в себя элементы более ранних неортодоксальных
течений и его апологеты
Подобно прочим неортодоксальным течениям, джайнизм относится к настикам – системам, отрицающим авторитет Вед и ведийской литературы, выступающим против ведийского ритуала. Вместе с тем с индуизмом и буддизмом его роднит ряд кардинальных положений. Джайны убеждены в непреложности закона кармы, принципа перерождения (переселения душ) и идеала мокши – просветленного сознания в качестве единственно достойной цели человеческого существования. На этом сходство заканчивается. Джайнизм имеет собственную философию, этику и культовую практику. Многие его положения абсолютно оригинальны и не имеют аналогий в индуизме или буддизме.
1.4.7 БУДДИЗМ
Буддизм — древнейшая из мировых религий, получившая название от имени, а точнее от почётного титула, её основателя Будды, что означает “Просветлённый”. Будда Шакьямуни (Мудрец из племени шакьев) жил в Индии в V—IV вв. до н. э.
Буддизм учит, что сущность человека неизменна; под влиянием его поступков меняется лишь бытие человека и восприятие мира. Поступая плохо, он пожинает болезни, бедность, унижения. Поступая хорошо, вкушает радость и умиротворённость.
Таков закон кармы (морального воздаяния), который определяет участь человека и в этой жизни, и в будущих перевоплощениях.
Этот закон составляет
механизм сансары, который называется
бхавачакра — “колесо жизни” (оно
же круговорот бытия или круг сансары).
Бхавачакра состоит из 12 нидан (звеньев):
неведение (авидья) обусловливает кармические
импульсы (санскары); они формируют
сознание (виджняна); сознание определяет
характер намарупы — физического
и психического облика человека; нама-рупа
способствует формированию шести чувств
(аятана)— зрения, слуха, осязания, обоняния,
ощущения вкуса и воспринимающего
ума. Восприятие (спарша) окружающего
мира порождает само чувство (ведана),
а затем желание (тришна), которое
в свою очередь порождает
Таков цикл существования в мире сансары: каждая мысль, каждое слово и дело оставляют свой кармический след, который приводит человека к следующему воплощению. Цель буддиста — жить так, чтобы оставлять как можно меньше кармических следов. Это значит, что его поведение не должно зависеть от желаний и привязанности к объектам желаний.
Высшую цель религиозной
жизни буддизм видит в
Буддизм не относится ни к монотеистическим (признающим единого Бога), ни к политеистическим (основанным на вере во многих богов) религиям. Будда не отрицает существования богов и других сверхъестественных существ (демонов, духов, созданий ада, богов в виде животных, птиц и т. п.), но считает, что они тоже подчинены действию кармы и, несмотря на все свои сверхъестественные силы, не могут самого главного — избавиться от перевоплощений. Только человек способен “встать на путь” и, последовательно меняя себя, искоренить причину перерождений, достичь нирваны. Чтобы освободиться от перерождений, богам и другим существам придётся родиться в человеческом облике. Только среди людей могут появиться высшие духовные существа: будды — люди, достигшие Просветления и нирваны и проповедующие дхарму, и бодхисаттвы — те, кто откладывает уход в нирвану ради помощи другим созданиям.
1.4.8 ЛОКАЯТА (ЧАРВАКА)
Древнейшим материалистическим философским течением в Индии было учение локаята (или чарвака). Локаята отрицала существование какого-либо другого мира, кроме материального. Философия локаята возникла, по-видимому, в эпоху, когда древний родовой строй сменился в Индии государством и когда наряду с древними варнами воинов и духовенства (брахманами) стала возвышаться варна торговцев, а из земледельцев начали выделяться свободные крестьяне и ремесленники.
Согласно учению локаята о бытии, весь мир состоит из материальных первоэлементов. Кроме этих первоэлементов и их сочетаний, нет никакой другой реальности. Вера в существование бога, души, рая, загробного мира ложна, а предметы этой веры недоступны для восприятия. Вещи природы состоят из воздуха (или ветров), огня (или света), воды и земли. После смерти организмы вновь разлагаются на первоначальные элементы. Сознание, по этому учению, существует реально и удостоверяется восприятием. Однако сознание не может быть свойством духовной и нематериальной сущности, оно является свойством живого материального тела. Личность неотделима от тела.
2 ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ
2.1 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ В КИТАЕ
Два основных этапа развития философской мысли в Древнем Китае: этап зарождения философских воззрений, который охватывает период VIII-VI вв. до н. э., и этапу расцвета философской мысли – этапу соперничества “100 школ”, который традиционно относится к VI-III вв. до н. э.
Период складывания
Одновременно история становления и развития философии неразрывно связана с классовой борьбой в обществе, отражает эту борьбу.
Специфика китайской философии
непосредственно связана с ее
особой ролью в той острой социально-политической
борьбе, которая имела место в
многочисленных государствах Древнего
Китая периодов “Весны и осени”
и “Сражающихся Царств”. Развитие
социальных отношений в Китае
не привело к четкому разделению
сфер деятельности внутри господствующих
классов. В Китае своеобразное разделение
труда между политиками и философами
не было ярко выражено, что обусловило
прямую, непосредственную подчиненность
философии политической практике. Вопросы
управления обществом, отношения между
различными социальными группами, между
царствами – вот что
Философия и естествознание
существовали в Китае, как бы отгородившись
друг от друга не проходимой стеной,
что нанесло им непоправимый ущерб.
Тем самым китайская философия
лишила себя надежного источника
для формирования цельного и всестороннего
мировоззрения, а естествознание, призираемое
официальной идеологией, испытывая
трудности в развитии, оставалась
уделом одиночек и искателей эликсира
бессмертия. Единственным методологическим
компасом китайских естествоиспытателей
оставались древнее наивно-
Этот взгляд возник в Древнем Китае на рубеже VI и V веков и просуществовал вплоть до нового времени. Что касается такой прикладной отрасли естествознания, как китайская медицина, то она и по сей день руководствуется этими идеями.
Таким образом оторванность китайской философии от конкретных научных знаний сузило ее предмет. В силу этого натурфилософские концепции, объяснения природы, а также проблемы сущности мышления, вопросы природы человеческого сознания, логики не получили в Китае большего развития.
Наконец, для китайской философии была характерно тесная связь с мифологией.
2.2 КОНФУЦИАНСТВО
Конфуций (Кун-цзы, 551479г. До н. э.) родился и жил в эпоху больших социальных и политических потрясений, когда чжоуский Китай находился в состоянии тяжелого внутреннего кризиса. Разрушались патриархально-родовые нормы, в междоусобицах гибла родовая аристократия. Крушение древних устоев семейно-планового быта, междоусобные распри, продажность и алчность чиновников, бедствия и страдания простого народа – все это вызывало резкую критику ревнителей старины. Выступив с критикой своего века и высока ставя века минувшие, Конфуций на основе этого противопоставления создал свой идеал совершенного человека изюнь-цзы. Высоко моральный цзюнь-цзы должен был обладать двумя важнейшими в его представлении достоинствами: гуманностью и чувством долга. Гуманность (жень) включало в себя скромность, сдержанность, достоинство, бескорыстие, любовь к людям и т. п. Жень – это почти недосягаемый идеал, совокупность совершенств, которыми обладали лишь древние. Из современников он считал гуманным лишь себя и своего любимого ученика Янь Хуэя. Однако для настоящего цзюнь-цзы одной гуманности было недостаточно. Он должен был обладать еще одним важным качеством – чувством долга. Долг – это моральное обязательство, которое гуманный человек в силу своих добродетелей накладывает на себя сам.
Чувство долга, как правило, обусловлено знанием и высшими принципами, но не расчетом. “Благородный человек думает о долге, низкий человек заботится о выгоде,” – учил Конфуций. Он также разработал и ряд других понятий, включая верность и искренность (чжэн), благопристойность и соблюдение церемоний и обрядов (ли).