Философия Древнего Востока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 15:00, контрольная работа

Краткое описание

Веды состоят из гимнов, молитв, заклинаний, песнопений, жертвенных формул, и так далее. В них впервые делается попытка к философскому толкованию окружающей человека среды.Хотя в них содержится полусуеверное,полумифическое,полурелигиозное объяснение окружающего человека мира,тем не менее их рассматривают в качестве философских,а точнее предфилософских,дофилософских источников.Собственно,первые литературные произведения,в которых делаются попытки философствования,т.е. толкования окружающего человека мира,по своему содержанию не могли быть другими. В образном языке Вед выражено весьма древнее религиозное мировоззрение,первое философское представление о мире, человеке, нравственной жизни

Содержание

1 ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ ..2
1.1 ВЕДЫ…2
1.2 РИГВЕДЫ... 3
1.3 УПАНИШАДЫ... 4
1.4 ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ.. 5
1.4.1 НЬЯЯ/ВАЙШЕШИКА.. 6
1.4.2 САНКХЬЯ.. 6
1.4.3 ЙОГА.. 7
1.4.4 МИМАНСА.. 8
1.4.5 ВЕДАНТА.. 9
1.4.6 ДЖАЙНИЗМ... 9
1.4.7 БУДДИЗМ... 10
1.4.8 ЛОКАЯТА (ЧАРВАКА) 11
2 ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ.. 11
2.1 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ В КИТАЕ. 11
2.2 КОНФУЦИАНСТВО.. 12
2.3 ДАОСИЗМ... 14
2.4 МОИЗМ... 14
2.5 ЛЕГИЗМ... 16
3 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 16

Вложенные файлы: 1 файл

Философия. Философия Древнего Востока.docx

— 43.91 Кб (Скачать файл)

Другими словами, оценочные  суждения подразумевают осознание  высшей ценности — Ишвары.

Однако в йоге вечный, всемогущий и вездесущий Ищвара не считается Творцом материального  мира. Эта концепция Бога существенно  отличается от той, что предложена системой ньяя/вайшешика.

Своей целью йога ставит освобождение пуруши (достижение мокши), а это требует от человека духовной дисциплины. Система сасосовершенствования  подразумевает восемь этапов:

1. Воздержание (яма) от  неправедной жизни, лжи, лихоимства, половой жизни и стяжательства.

2. Соблюдение предписаний  (нияма) — внутренней и внешней  чистоты, довольства, укрощения страстей, размышления и предания себя  на волю Божию.

3. Статические упражнения (позы-асаны).

4. Овладение гармоничным  дыханием (пранаяма).

5. Направление сознания  внутрь (пратьяхара) с целью подготовки  физического тела к духовному  опыту.

6. Сосредоточение (дхарана)  внимания на объекте.

7. Созерцание (дхиана) объекта.

8. Самадхи — состояние  глубокой медитации (достижение  сверхсознания).

 

На последнем, восьмом  этапе пуруша обретает освобождение от телесных оков. В этом состоянии  разум все еще может осознавать объект медитации на интуитивном  уровне или же полностью абстрагируется от мыслительного процесса и растворяется в Абсолюте.

 

1.4.4   МИМАНСА

 

Миманса (пер. с санскрита  размышление, исследование) одна из шести  ортодоксальных школ философии Древней  Индии, исходящих из сущности Вед. Миманса  сформировалась, вероятно, во II веке до н.э. и явилась результатом исследования Вед. Веды рассматривались и как  высший авторитет, и как сверхчувственная универсальная субстанция, существующая вечно, и являющаяся абсолютной. Тексты Вед объявлялись особой священной  сущностью, независимой от творца и, следовательно, лишенной ошибок и изъянов.

Миманса признавала существование  внешнего мира, но отрицала роль бога или  духа в сотворении мира и управления им. Сам мир воспринимался мимансой как вечный и неизменный. Этот мир  состоит из вещественных элементов: земли, воды, воздуха, эфира и души (атмана). Все они воспринимаются органами чувств. Эти вещественные элементы мира состоят из атомов, и  их существование является естественным и независящим от воли Бога или  богов, но атомы и их комбинации определяются моральным законом кармы (внутренней силы, сокрытой от человека).

Душа (атман) в мимансе  понимается как вечная и бесконечная  субстанция, органически связанная  с телом, и существующая при отмирании  тела. Она обладает сознанием, но лишь в том случае, если она соединена  с телом.

В философии миманса была разработана своя оригинальная теория познания, при помощи которой можно  получить истинное знание не только о  чувственно воспринимаемых вещах, но также  о неких сверхчувственных принципах  и началах бытия. Главная задача, стоящая перед познанием –  обоснование действительного авторитета Вед, доказательство истинности изначально существующих звуках речи, как особых субстанциях доступных для восприятия лишь случайно. Особое место в понимании  миманса отводит вере. Это значит, что у субъекта не может быть никаких  сомнений, либо недоразумений. Имеется  в виду сомнение, порождающее неверие  и, как результат, и само знание.

 

1.4.5   ВЕДАНТА

 

Философская система веданта (буквально — завершение вед) и  поныне пользуется большой популярностью. Школа базируется на концепции Брахмана — Абсолютной Реальности, заявленной в «Упанишадах», и философском  осмыслении ведийской традиции. Письменным первоисточником учения является «Веданта-сутра» (II в. н. э.), в которую включены более  ранние философские концепции.

Ключевым понятием считается  Брахман — конечная истина, непостижимая умом, но обретаемая в процессе молитвенного созерцания и углубленной медитации.

Согласно веданте, Брахман  воплощается в физические формы, но при этом остается неизменен. Брахман  является Первопричиной всего сущего, но, поскольку он вечен и неделим, не может рассматриваться в свете  причинно-следственных связей.

Таким образом, Абсолютная Реальность фактически отождествляется с мирозданием. Нет ничего, что не являлось бы Брахманом, и в то же время не существует такой вещи, которую можно было бы обозначить как Брахман.

 

1.4.6   ДЖАЙНИЗМ

 

Религиозно-философское  направление, родственное буддизму, получило свое название по имени его 24 святых проповедников – джайнов (в переводе – «победителей»), последние  из которых – Паршва (VIII в. до н. э.) и Махавира (VI в. до н. э.) являются историческими  личностями. Считается, что священные  тексты джайнов были записаны в I в., в действительности это произошло  намного позже – в 5 в. н. э. В  дальнейшем джайнская литература очень  разрослась, включив в себя многочисленные сутры, т. е. первичные произведения, и комментарии. К ним примыкали  разнообразные труды по грамматике и другим научным дисциплинам. Указание на 24 проповедника, из которых Махавира – основатель учения – был последним, указывают на то, что джайнизм включил  в себя элементы более ранних неортодоксальных течений и его апологеты стремились доказать, что идеи джайнизма восходят к глубокой древности.

Подобно прочим неортодоксальным течениям, джайнизм относится к настикам – системам, отрицающим авторитет  Вед и ведийской литературы, выступающим  против ведийского ритуала. Вместе с  тем с индуизмом и буддизмом  его роднит ряд кардинальных положений. Джайны убеждены в непреложности  закона кармы, принципа перерождения (переселения  душ) и идеала мокши – просветленного сознания в качестве единственно  достойной цели человеческого существования. На этом сходство заканчивается. Джайнизм имеет собственную философию, этику и культовую практику. Многие его положения абсолютно оригинальны и не имеют аналогий в индуизме или буддизме.

 

1.4.7   БУДДИЗМ

 

Буддизм — древнейшая из мировых религий, получившая название от имени, а точнее от почётного титула, её основателя Будды, что означает “Просветлённый”. Будда Шакьямуни (Мудрец из племени  шакьев) жил в Индии в V—IV вв. до н. э.

Буддизм учит, что сущность человека неизменна; под влиянием его  поступков меняется лишь бытие человека и восприятие мира. Поступая плохо, он пожинает болезни, бедность, унижения. Поступая хорошо, вкушает радость  и умиротворённость.

Таков закон кармы (морального воздаяния), который определяет участь человека и в этой жизни, и в  будущих перевоплощениях.

Этот закон составляет механизм сансары, который называется бхавачакра — “колесо жизни” (оно  же круговорот бытия или круг сансары). Бхавачакра состоит из 12 нидан (звеньев): неведение (авидья) обусловливает кармические  импульсы (санскары); они формируют  сознание (виджняна); сознание определяет характер намарупы — физического  и психического облика человека; нама-рупа способствует формированию шести чувств (аятана)— зрения, слуха, осязания, обоняния, ощущения вкуса и воспринимающего  ума. Восприятие (спарша) окружающего  мира порождает само чувство (ведана), а затем желание (тришна), которое  в свою очередь порождает привязанность (упадана) к тому, что чувствует  и о чём мыслит человек. Привязанность  приводит к хождению в существование (бхава), следствием чего является рождение (джати). А всякое рождение неизбежно  влечёт за собой старость и смерть.

Таков цикл существования  в мире сансары: каждая мысль, каждое слово и дело оставляют свой кармический  след, который приводит человека к  следующему воплощению. Цель буддиста — жить так, чтобы оставлять как  можно меньше кармических следов. Это значит, что его поведение  не должно зависеть от желаний и  привязанности к объектам желаний.

Высшую цель религиозной  жизни буддизм видит в освобождении от кармы и выходе из круга сансары. В индуизме состояние человека, достигшего освобождения, называется мокшей, а  в буддизме — нирваной.

Буддизм не относится ни к монотеистическим (признающим единого  Бога), ни к политеистическим (основанным на вере во многих богов) религиям. Будда  не отрицает существования богов  и других сверхъестественных существ (демонов, духов, созданий ада, богов  в виде животных, птиц и т. п.), но считает, что они тоже подчинены действию кармы и, несмотря на все свои сверхъестественные силы, не могут самого главного — избавиться от перевоплощений. Только человек способен “встать на путь” и, последовательно меняя себя, искоренить причину перерождений, достичь нирваны. Чтобы освободиться от перерождений, богам и другим существам придётся родиться в человеческом облике. Только среди людей могут появиться высшие духовные существа: будды — люди, достигшие Просветления и нирваны и проповедующие дхарму, и бодхисаттвы — те, кто откладывает уход в нирвану ради помощи другим созданиям.

 

1.4.8   ЛОКАЯТА (ЧАРВАКА)

 

Древнейшим материалистическим философским течением в Индии  было учение локаята (или чарвака). Локаята  отрицала существование какого-либо другого мира, кроме материального. Философия локаята возникла, по-видимому, в эпоху, когда древний родовой  строй сменился в Индии государством и когда наряду с древними варнами  воинов и духовенства (брахманами) стала  возвышаться варна торговцев, а  из земледельцев начали выделяться свободные  крестьяне и ремесленники.

Согласно учению локаята  о бытии, весь мир состоит из материальных первоэлементов. Кроме этих первоэлементов и их со­четаний, нет никакой другой реальности. Вера в существование  бога, души, рая, загробного мира ложна, а предметы этой веры недоступны для  восприятия. Вещи природы состоят  из воздуха (или ветров), огня (или  света), воды и земли. После смерти организмы вновь разлагаются  на первоначальные элементы. Сознание, по этому учению, существует реально  и удостоверяется восприятием. Однако сознание не может быть свойством  духовной и нематериальной сущности, оно является свойством живого материального  тела. Личность неотделима от тела.

 

2 ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ

2.1 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ  ФИЛОСОФИИ В КИТАЕ

 

Два основных этапа развития философской мысли в Древнем  Китае: этап зарождения философских  воззрений, который охватывает период VIII-VI вв. до н. э., и этапу расцвета философской мысли – этапу  соперничества “100 школ”, который  традиционно относится к VI-III вв. до н. э.

Период складывания философских  воззрений древних народов, которые  жили в бассейнах рек Хуанхэ, Хуайхэ, Ханьшуй (VIII-VI вв. до. н.э.) и заложили основы китайской цивилизации, по времени  совпадает с аналогичным процессом  в Индии и Древней Греции. На примере возникновения философии  в этих трех районах можно проследить общность закономерностей, по которым шло становление, развитие человеческого общества мировой цивилизации.

Одновременно история  становления и развития философии  неразрывно связана с классовой  борьбой в обществе, отражает эту  борьбу.

Специфика китайской философии  непосредственно связана с ее особой ролью в той острой социально-политической борьбе, которая имела место в  многочисленных государствах Древнего Китая периодов “Весны и осени” и “Сражающихся Царств”. Развитие социальных отношений в Китае  не привело к четкому разделению сфер деятельности внутри господствующих классов. В Китае своеобразное разделение труда между политиками и философами не было ярко выражено, что обусловило прямую, непосредственную подчиненность  философии политической практике. Вопросы  управления обществом, отношения между  различными социальными группами, между  царствами – вот что преимущественно  интересовало философов Древнего Китая.

Философия и естествознание существовали в Китае, как бы отгородившись  друг от друга не проходимой стеной, что нанесло им непоправимый ущерб. Тем самым китайская философия  лишила себя надежного источника  для формирования цельного и всестороннего  мировоззрения, а естествознание, призираемое  официальной идеологией, испытывая  трудности в развитии, оставалась уделом одиночек и искателей эликсира бессмертия. Единственным методологическим компасом китайских естествоиспытателей  оставались древнее наивно-материалистические идеи натурфилософов о пяти первостихиях.

Этот взгляд возник в Древнем  Китае на рубеже VI и V веков и просуществовал вплоть до нового времени. Что касается такой прикладной отрасли естествознания, как китайская медицина, то она и по сей день руководствуется этими идеями.

Таким образом оторванность китайской философии от конкретных научных знаний сузило ее предмет. В  силу этого натурфилософские концепции, объяснения природы, а также проблемы сущности мышления, вопросы природы  человеческого сознания, логики не получили в Китае большего развития.

Наконец, для китайской  философии была характерно тесная связь  с мифологией.

 

2.2 КОНФУЦИАНСТВО

 

Конфуций (Кун-цзы, 551479г. До н. э.) родился и жил в эпоху  больших социальных и политических потрясений, когда чжоуский Китай  находился в состоянии тяжелого внутреннего кризиса. Разрушались  патриархально-родовые нормы, в междоусобицах  гибла родовая аристократия. Крушение древних устоев семейно-планового  быта, междоусобные распри, продажность и алчность чиновников, бедствия и страдания простого народа – все это вызывало резкую критику ревнителей старины. Выступив с критикой своего века и высока ставя века минувшие, Конфуций на основе этого противопоставления создал свой идеал совершенного человека изюнь-цзы. Высоко моральный цзюнь-цзы должен был обладать двумя важнейшими в его представлении достоинствами: гуманностью и чувством долга. Гуманность (жень) включало в себя скромность, сдержанность, достоинство, бескорыстие, любовь к людям и т. п. Жень – это почти недосягаемый идеал, совокупность совершенств, которыми обладали лишь древние. Из современников он считал гуманным лишь себя и своего любимого ученика Янь Хуэя. Однако для настоящего цзюнь-цзы одной гуманности было недостаточно. Он должен был обладать еще одним важным качеством – чувством долга. Долг – это моральное обязательство, которое гуманный человек в силу своих добродетелей накладывает на себя сам.

Чувство долга, как правило, обусловлено знанием и высшими  принципами, но не расчетом. “Благородный человек думает о долге, низкий человек  заботится о выгоде,” – учил Конфуций. Он также разработал и  ряд других понятий, включая верность и искренность (чжэн), благопристойность  и соблюдение церемоний и обрядов (ли).

Информация о работе Философия Древнего Востока