Философия Древнего Востока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 15:00, контрольная работа

Краткое описание

Веды состоят из гимнов, молитв, заклинаний, песнопений, жертвенных формул, и так далее. В них впервые делается попытка к философскому толкованию окружающей человека среды.Хотя в них содержится полусуеверное,полумифическое,полурелигиозное объяснение окружающего человека мира,тем не менее их рассматривают в качестве философских,а точнее предфилософских,дофилософских источников.Собственно,первые литературные произведения,в которых делаются попытки философствования,т.е. толкования окружающего человека мира,по своему содержанию не могли быть другими. В образном языке Вед выражено весьма древнее религиозное мировоззрение,первое философское представление о мире, человеке, нравственной жизни

Содержание

1 ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ ..2
1.1 ВЕДЫ…2
1.2 РИГВЕДЫ... 3
1.3 УПАНИШАДЫ... 4
1.4 ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ.. 5
1.4.1 НЬЯЯ/ВАЙШЕШИКА.. 6
1.4.2 САНКХЬЯ.. 6
1.4.3 ЙОГА.. 7
1.4.4 МИМАНСА.. 8
1.4.5 ВЕДАНТА.. 9
1.4.6 ДЖАЙНИЗМ... 9
1.4.7 БУДДИЗМ... 10
1.4.8 ЛОКАЯТА (ЧАРВАКА) 11
2 ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ.. 11
2.1 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ В КИТАЕ. 11
2.2 КОНФУЦИАНСТВО.. 12
2.3 ДАОСИЗМ... 14
2.4 МОИЗМ... 14
2.5 ЛЕГИЗМ... 16
3 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 16

Вложенные файлы: 1 файл

Философия. Философия Древнего Востока.docx

— 43.91 Кб (Скачать файл)

Следование всем этим принципам  было обязанностью благородного цзюнь-цзы, и, таким образом, “благородный человек”

Конфуция – это умозрительный  социальный идеал, назидательный комплекс добродетелей. Этот идеал становился обязательным для подражания, приблизится  к нему было делом чести и социального  престижа.

Одной из важных основ социального  порядка, по Конфуцию, было строгое  повиновение старшим. Слепое повиновение  его воле, слову, желанию – это  элементарная норма для младшего, подчиненного, подданного как в рамках государства в целом, так и  в рядах клана, семьи. Конфуций напоминал, что государство – это большая  семья, а семья малое государство.

Конфуцианство придало культу предков глубокий смысл символа  спец. Порядка и превратило его  в первейшую обязанность каждого  китайца. Конфуций разработал учение о  сяо, сыновей почтительности. Смысл  сяо – служить родителям по правилам ли, похоронить их по правилам ли и приносить им в жертву по правилам ли.

И в семье и в обществе в целом любой, в том числе  влиятельный глава семьи, важный чиновник императора, представлял собой  прежде всего социальную единицы, вписанную  в строгие рамки конфуцианских  традиций, выйти за пределы которых  было невозможно: это означало бы “потерять  лицо”, а потеря лица для китайца  равносильно гражданской смерти. Отклонения от нормы не допускались, и никакой экстравагантности, оригинальности ума или высшего облика китайские конфуцианство не поощряло: строгие нормы культа предков и соответствующего воспитания подавляли эгоистические наклонности с детства.

Человек с детства привыкал к тому, что личное, эмоциональное, свое на шкале ценностей несоизмеримо с общим, принятым, рационально обусловленным  и обязательным для всех.

Конфуцианство поддержало и  вознесло созданный в иньско-чжоуское время культ правителя, императора “сына неба” управляющего поднебесной  от степи великого неба. Отсюда был  только шаг до разделения всего мира на цивилизованный Китай и некультурных варваров, прозябавших в теплоте  и невежестве и черпавших знания и культуру из одного источника –  из центра Мира, Китая.

Конфуцианство – это так  же и политика, и административная система, и верховный регулятор  экономических и социальных процессов  – словом это основа всего китайского образа жизни, квинтэссенция китайской  цивилизации. В течение двух с  лишним тысяч лет конфуцианство  формировало умы и чувства  китайцев влияло на сих убеждения, психологию поведение, мышление, восприятие, на их быт и уклад жизни.

 

2.3 ДАОСИЗМ

 

Основателем является философ  Лао-цзы  (около V-III вв. до н. э.) который  развивает учение о правильном пути и добродетели". Основной категорией даосизма является дао.

Понятие дао многозначно. Дао - это субстанциональная закономерность всего сущего, закон спонтанного  бытия мира, общества, человека. Дао - это вселенная, где все уравновешено, где нет жизни и смерти, где  не существует границ и разделений.

В даосизме разрабатывается "Доктрина об обретении бессмертия", рассматривая человека как единое целое, даосы разрабатывали ряд практик, которые могли бы способствовать обретению "одухотворенного" тела. Эти практики были направлены на гармонизацию тела человека и представляли собой  медитативные упражнения, дыхательный  и гимнастический тренинг, диеты..

При жизни человеку следует  придерживаться доктрины "недеяния "(у-вэй). "Не-деяние" понимается в даосизме не как бездействие, но как отсутствие произвольной целеполагающей активности.

 

2.4 МОИЗМ

 

Моизм был основан Мо Ди (Мо-цзы), родившимся в год смерти Конфуция.

О жизни Мо Ди известно мало. Книга "Мо-цзы" – плод коллективного  творчества моистов.

Не отрицая в своем  мировоззрении основополагающего  значения в мироздании неба, авторы "Мо-цзы" дают своеобразную трактовку  этого значения. Небо – образец  для правителя. В этом отношении  оно подобно угломеру или циркулю  для ремесленника. Образцом же небо может служить благодаря своему человеколюбию. "Небо не хочет, чтобы  большое царство нападало на малое, сильная семья притесняла слабую маленькую семью, чтобы сильный  грабил слабого, хитрый обманывал наивного, знатный кичился перед незнатным. Небо не различает малых и больших, знатных и подлых; все люди –  слуги неба, и нет никого, кому бы оно не выращивало буйволов и  коз, не откармливало свиней, диких  кабанов, не поило вином, не давало в  изобилии зерно... Разве это не есть выражение всеобщности, которой  обладает небо?.. Если же небо обладает всеобщностью, питает всеобщую любовь и кормит всех, то как же можно  говорить, что оно не желает, чтобы  люди взаимно любили друг другу, делали друг друга пользу".

Народ – высшая ценность. Воля неба и воля народа совпадают. Любовь неба к людям – прежде всего любовь неба к простому народу. Поэтому, подражая небу, следуя его  воле, правители должны любить народ. В действительности же простой народ  голодает, замерзает без одежды, не знает отдыха, тогда как ваны, гуны и другие знатные люди развлекаются.

Однако монеты в своих  социальных планах не шли дальше учения о необходимости совершенствования  управления. Правители должны почитать мудрость, подбирать служилых людей  не по их знатности, не по умению льстить  им, а по деловым качествам, почтительно  слушать, когда им говорят правду. Таким образом, в своей положительной  программе моизм требовал лишь изменения  методов управления, не затрагивая классовых отношений. Все зло  в плохих советниках ванов.

Монеты советовали относиться к традиции критически, выбирая оттуда только хорошее. Отвергая конфуцианское  пристрастие к старине и к  традиции (ритуалу), монеты не фетишизировали и закон. Закон – подсобное  средство управления, законы должны сообразовываться с волей неба, т. е. служить всеобщей любви.

Моистское учение о знании демократично. Нет таких избранных  людей, которые имели бы врожденное знание. Источник знания – народ, его  трудовая, практическая деятельность. Знания народа – критерий истины. Знания должны иметь практическую ценность, служить народу. Большое значение монеты придавали умению вести рассуждение, логике.

Проблемами познания особенно занимались поздние монеты. Существует мнение, что в книге "Мо-цзы" по меньшей мере шесть глав принадлежат  поздним монетам, жившим уже после  Мо-цзы. Основание для такого мнения состоит в соображении, что в этих главах заметны следы и признаки полемики со взглядами философов, которые жили после Мо-цзы.

В этих главах первым и главным  предметом познания объявляется  окружающая нас и мало зависящая  от нас неумолимая действительность. Она познается прежде всего чувствами. Размышление не является самостоятельным  источником знания, потому что все "Истинное проходит в наше знание через пять органов чувств". Чувственное  знание не должно быть случайным и  стихийным. Оно должно стать методичным, а для этого необходимо наблюдение. Лучше всего свое собственное  наблюдение. Собственное наблюдение сравнивается с диаметром окружности, а чужое – с ее дугой.

 

2.5 ЛЕГИЗМ

 

В качестве высшей ценности легисты выдвигают единое могущественное государство, принципиально отличное от семьи. Легисты утверждают принцип  единого юридического закона, создателем которого может быть лишь единовластный  правитель. В отличие от традиции, закон не имеет сакрального характера  и может изменяться в соответствии с потребностями времени. Однозначные, обязательные для каждого законы, соблюдение которых должно обеспечиваться суровой системой наказаний, образовывают основание государства. Согласно легистам, отношения верховной власти с  народом могут быть только враждебными, задача же государства состоит в  ослаблении народа. Они предложили ввести контроль над образом мысли  подданных, систему надзора за чиновниками, круговой поруки и групповой ответственности.

 

3   СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1)   Смирнов И.Н., Титов  В.Ф. Философия. М., 1996.

2)   Немировская Л.З.  Философия. М., 1996.

3)   Древнеиндийская  философия. Начальный период. М., 1963.

4)   Антология мировой  философии. М., 1969.

5)   Перев. с чешск.  Боги, брахманы, люди. М., 1969.

6)   История философии.  Пер. с чеш. Богута И.И. М. 1995.

7)   Васильев Л.С.  «История религий Востока» М., 1995.

 


Информация о работе Философия Древнего Востока