Философия Древнего Востока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2014 в 05:48, контрольная работа

Краткое описание

Западное мышление, ориентированное на науку, эксплуатирует интеллект, изобретая всевозможные ухищрения для повышения уровня жизни людей и избавления их от так называемой «лишней» работы, тяжёлой и нудной. Восточное сознание избегает технической ориентации, боится превратить себя в раба машины

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по философии.docx

— 55.63 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тихоокеанский государственный университет»

 

Кафедра «Философия и культурология»

 

Специальность 38.03.02 «Производственный менеджмент (нефтегазового комплекса)»

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Философия»

на тему: «Философия Древнего Востока»

 

 

 

 

Выполнил: студент ЗФ(ДОТ)

Группы    ХХХХХХ

2014 – 2015    года обучения

шифр зач. кн.  ХХХХХХ

Фамилия    ХХХХХХ

Имя            ХХХХХХ

Отчество    ХХХХХХ

Проверил:

___________________________

___________________________

 

 

 

 

Хабаровск 2014г.

 

Контрольная работа №2. Тема: «Философия Древнего Востока»

Задание 1. Выпишите из словаря (энциклопедии) и уясните следующие понятия темы:

Дао – путь (букв.), судьба, первопорядок, учение, единое - категория китайской философии, всеобщий образ китайского мышления.

Даосизм – учение о дао или «пути вещей», китайское традиционное учение, включающее элементы религии и философии.

Ди – почтение к старшему брату, этический принцип конфуцианства, означающий уважение к старшим.

Дэ – добродетель, благодать (качество, дарование, достоинство, достояние, доблесть, моральная сила, закономерность) — одна из фундаментальных категорий китайской философии, материальное воплощение, проявление дао в вещах и поведении человека.

Диалектика (греч.) — искусство вести беседу, спор - учение о наиболее общих закономерностях становления, развития, внутренний источник которых усматривается в единстве и борьбе противоположностей.

Жень - человечность, гуманность, человеколюбие, милосердие, доброта - основное понятие конфуцианства, одно из «пяти постоянств», которым должен обладать совершенный муж – «цзюнь-цзы».

Инь – в китайской философии темное, пассивное, женское, вещественное начало, одно из двух взаимосопряженных понятий древнекитайской философской школы даосизма.

Конфуцианство - одно из основных философских и идейных течений Китая, основанное Конфуцием.

Ли -  принцип, закон, основание, порядок, мотив, атрибут, теория, истина, идеал, разумное - одна из главных категорий китайской философии.

У-вэй - недеяние, действие через неделание, созерцательная пассивность, принцип даосской философии, одно из центральных понятий.

У-син - пять элементов, пять стихий, правильнее - пять действий, пять фаз или пять рядов - одна из основополагающих категорий китайской философии, обозначающая универсальную классификационную схему, согласно которой все основные параметры мироздания - пространственно-временные и двигательно-эволюционные - имеют пятичленную структуру.

Чжун – верность правителю и господину, этический принцип конфуцианства, означающий преданность государю.

Шень – душа и вид энергии – китайский термин.

Шент-жень - даосский идеал совершенномудрого - человек, не стремящейся к делам.

Ци - этический принцип конфуцианства, означающий верность долгу.

Ян - в китайской философии светлое, активное, мужское, духовное начало.

Задание 2. «Философия Древнего Китая: основные школы и представители» (сочинение).

  1. Специфика восточного мышления, ее социально-культурная обусловленность.

Западное мышление, ориентированное на науку, эксплуатирует интеллект, изобретая всевозможные ухищрения для повышения уровня жизни людей и избавления их от так называемой «лишней» работы, тяжёлой и нудной. Восточное сознание избегает технической ориентации, боится превратить себя в раба машины. Пожалуй, любовь к работе как таковой - вот отличительная черта Востока. Примером может послужить китайская притча о крестьянине без колодца. «Крестьянин пользовался родником для орошения своего поля. Воду он таскал самым примитивным способом, бадьёй. Прохожий, увидев это, спросил: «Почему бы тебе не сделать колодец с журавлём? И силы бы сберёг, и работы больше переделал». Крестьянин отвечал: «Я знаю, так было бы и легче и быстрее. Вот потому и не делаю. Боюсь, что, положившись на изобретение, стану рабом машины. А такое рабство рождает привычку к праздности и лени». Люди на Западе частенько удивляются, почему у китайцев не получили большого развития наука и техника. Им это представляется тем более странным, что именно китайцам принадлежат многие замечательные изобретения и открытия (магнит, порох, колесо, бумага и др.). Дело здесь в том, что китайцы, да и другие народы Азии, руководствуются принципиальным соображением: любить жизнь такой, как она есть, а не превращать её в средство достижения чего-то другого. Это повернуло бы жизненный процесс в совершенно иное русло. Они любят трудиться ради самого труда, хотя, говоря объективно, всякий труд направлен на достижение чего-либо. Но, трудясь, они наслаждаются работой, а не спешат поскорее покончить с нею. Механические приспособления более эффективны, но машина безлика, лишена творческого потенциала и тепла души. Механизация предполагает интеллект, а поскольку последний преимущественно утилитарен, машина не обладает одухотворенной эстетичностью или этической духовностью. Здесь кроется причина страха очутиться в рабстве у машины. Машина заставляет человека быстрее отделаться от работы, чтобы получить уже готовый результат. Труд как таковой теряет ценность, он выступает лишь средством. Можно сказать, что и жизнь вообще теряет своё творческое лицо и превращается в инструмент, а человек - в машину, производящую блага. Философы взахлёб обсуждают значимость личности, но, как мы видим, сегодня, в эпоху мощной индустриализации и механизации, машина воистину является всем, а человек превращен в её ничтожного слугу.

В восточной культуре преобладает созерцательное отношение человека к миру. Идеалом мыслителя был не исследователь, всесторонне познающий окружающий его мир и преобразующий его на основе знания, а мудрец, прислушивающийся к себе и пытающийся через себя понять мир. Этические проблемы стоят во главе восточной философии и религии. Брахманизм, индуизм, чань-и дзен-буддизм, даосизм и конфуцианство — в центре всех этих направлений мысли Востока находятся нравственные принципы человека, правила и нормы организации социальной жизни, способы психической саморегуляции.

В этом и заключается специфика восточного типа мышления.

  1. Возникновение, развитие и особенности китайской философии, основная проблематика и характерные черты.

Китайская философия является частью восточной философии. В Древнем Китае было два основных этапа ее развития: этап зарождения философских воззрений, который  охватывает период 8 - 6 вв. до н.э., и этап  расцвета философской мысли, который  традиционно относится к 6 - 3 вв. до н.э. Становление и развитие философии неразрывно связано с  классовой борьбой в обществе. Противостояние философских идей отражало борьбу различных классов в обществе, борьбу между силами прогресса и  реакцией. В  конечном итоге столкновения взглядов и точек зрения выливались в борьбу двух основных направлений в философии - материалистического и идеалистического - с той или иной степенью сознания и глубиной выражения этих направлений.

Специфика китайской философии непосредственно  связана с ее особой ролью в социально-политической борьбе, которая имела место в  многочисленных государствах Древнего Китая. Развитие социальных отношений в Китае не привело  к четкому разделению сфер деятельности внутри господствующих классов. Своеобразное разделение труда между  политиками и философами не было ярко выражено, что обусловило прямую, непосредственную подчиненность философии политической практике. Философы, первооснователи  и распространители разных школ, странствующие  конфуцианские проповедники, представлявшие весьма влиятельный общественный слой, нередко являлись министрами, сановниками, послами. Это привело к тому, что  вопросы управления страной, отношений  между различными классами и социальными  группами населения в обществе, регламентация  отношений между «верхами» и  «низами», а также внутри господствующего класса, вопросы этики, ритуала заняли господствующее место в китайской философии и определили сугубо практический, можно сказать, утилитарный подход к жизни общества. Философов Древнего Китай преимущественно интересовали вопросы управления обществом, отношения между различными социальными группами, между царствами. Поэтому китайские мыслители древности уделяли много внимания проблемам управления страной, построению различных социальных утопий, выработке планов идеального общества, причем они, как правило, основывались на идеализации глубокой древности, на призывах возврата к «золотому веку» совершенномудрых правителей.

Другая  особенность развития китайской  философии связана с тем, что  естественнонаучные наблюдения китайских  ученых не находили, за небольшим исключением, более или менее адекватно  выражения в

философии, так как  философы не считали  нужным обращаться к материалам естествознания. Философия и естествознание существовали в  Китае, отдельно друг от друга, что  нанесло им непоправимый ущерб. Тем  самым китайская философия лишила себя надежного источника для  формирования цельного и всестороннего  мировоззрения, а естествознание, презираемое  официальной идеологией, испытывая  трудности в развитии, осталось уделом одиночек и искателей эликсира бессмертия. Единственным методологическим компасом китайских естествоиспытателей  оставались древние наивно-материалистические идеи натурфилософов о пяти первостихиях, деление всего сущего на противостоящие друг другу темное, женское начало (инь) и светлое, мужское начало (ян), а также об эфире (ци), который, сгущаясь, образует тяжелые, женские частицы (инь-ци), а воспаряясь и очищаясь,- легкие, мужские частицы (ян-ци). Взаимодействие их порождает сначала пять первостихий, а затем все сущее. Что касается такой прикладной отрасли естествознания, как китайская медицина, то она по сей день руководствуется этими идеями. Оторванность  китайской философии от конкретных научных знаний сузила ее предмет. В  силу этого натурфилософские концепции, объяснение природы, а так же проблемы сущности мышления, вопросы природы  человеческого сознания, логики не получили в Китае большого развития. Они лишь были поставлены в общем  виде представителями материалистического  направления, прежде всего представителями  школы «инь - ян», или натурфилософами, моистами и в известной мере даосизмом.

  1. Проблема происхождения, сущности мира и человека, отличие ее решения от западно-философской традиции.

Китайская философия уходит своими корнями в религиозно-мифологическое мировоззрение китайцев, где жили боги и духи во главе с верховным божеством – Шань –ди. Они считали, что все в мире предопределено им,  и он есть не что иное, как «Сын Неба».

Другая мифологическая традиция утверждала, что когда-то не было ничего ни Земли, ни Неба, а Вселенная представляла собой безграничный хаос из которого родились два духа: Инь и Ян. Они-то и занялись упорядочением мира. Ян стал управлять Небом, Инь – Землей. Позже эти духи приобрели статус космических сил, находящихся в постоянном стремлении друг к другу. Доминирование Инь и Ян обеспечивало перемены, которые переживали вещи, будь то мироздание, человек или общество и составляло их путь – «дао». Пути Неба, Земли, Человека имеют свои орбиты, пересекаются и движутся вместе, определяя судьбы людей и страны.

Позже к указанным мировоззренческим представлениям присоединяется концепция «у-син» - учение о пяти первоэлементах или стихиях (металл, дерево, земля, огонь, вода), которые характеризуют сложные связи в жизненных процессах. Особенностью китайского мировоззрения можно считать признание обратной связи между природными закономерностями и человеческой жизнью. Если люди действовали в согласии с законами природы, то в их жизни царили спокойствие и порядок.

В отличие от западной философской традиции китайская философия не дает четкого понятия человека, она пытается вникнуть в сущность человека не путем вывода четких понятий, а путем создания и изучения его образа, воспринимает человека как часть природы и космоса, не соглашается с идеей господства человека над природой и остальными живыми существами, не приветствует индивидуализм и противопоставление отдельной личности другим членам общества, призывает ценить земной отрезок жизни, максимально продлить его продолжительность.

  1. Даосизм – древнейшее философское учение Китая. Великий учитель Лао-Цзы. Дао и дэ – главные понятия его философии. Идеи о миропорядке и естественном ритме событий, о законах природы и необходимости строго следовать им.

Даосизм – древнейшее философское учение Китая. У его истоков стоял Великий учитель Лао-Цзы. Одна из легенд повествует о чудесном рождении Лао-Цзы: мать зачала его, проглотив кусочек горного хрусталя. При этом она носила его в своем чреве в течение нескольких десятков лет и родила уже стариком. Отсюда становится понятным двойственное значение его имени, которое может переводиться как «старый ребенок», или «старый философ». В своем трактате «Дао дэ цзин» (Трактат о законе Дао и его проявлениях) легендарный мудрец изложил воззрения даосизма.

Главные понятия даосизма – «дао» и «дэ». Если «дао» есть некая духовная сущность, то «дэ» - ее материальное воплощение, проявление «дао» в вещах и поведении человека. Основная идея даосизма — утверждение о том, что все подчиняется Дао, из Дао все возникает и в Дао все возвращается. Дао — это всеобщий Закон и Абсолют. Познать Дао, следовать ему, слиться с ним — в этом смысл, цель и счастье жизни. Дао проявляется через - дэ. Если человек познает Дао, будет следовать ему, то он достигнет бессмертия. Философия даосизма несет в себе ряд основных идей: все в мире взаимосвязано, нет ни одной вещи, ни одного явления, которые не были бы взаимосвязаны с другими вещами и явлениями; материя, из которой состоит мир, едина; существует кругооборот материи в природе («все происходит из земли и уходит в землю»); мировой порядок, законы природы, ход истории незыблемы и не зависят от воли человека.

Информация о работе Философия Древнего Востока