Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2014 в 05:48, контрольная работа
Западное мышление, ориентированное на науку, эксплуатирует интеллект, изобретая всевозможные ухищрения для повышения уровня жизни людей и избавления их от так называемой «лишней» работы, тяжёлой и нудной. Восточное сознание избегает технической ориентации, боится превратить себя в раба машины
Учение даосизма предлагает классические образцы китайской диалектики. В ее основе находится гармония противоположностей: неба и земли, инь и ян, мужчины и женщины. Наиболее отчетливо это проявляется в категориях инь и ян, которые представляют две стороны единого первоначала: темного и светлого, пассивного и активного, земного и небесного, женского и мужского. Даосская диалектика применительно к отстраненности от жизни означает, что до состояния недеяния (у-вэй) еще необходимо дойти, пройдя длинный путь. Когда человеку удастся дойти к искомой отрешенности, то не будет того, что не было бы сделано. Бездеятельность - это высшая фаза развития личности. Дао также наделено противоречивыми свойствами и оказывается тождеством противоположностей, что является главным в диалектике. Дао приписаны одиночество и повсюду действие, неизменность и движение. Дао ни кем не создавалось, но оно является источником жизненной силы и энергии. Дао не имеет никакой определенности, оно тождественно пустоте, но это рождающая пустота, в ней скрыты все возможности мира. В этом и заключаются диалектические идеи даосов. Мир – это непрерывное рождение и смерть всего, возникновение и возвращение.
Даосское учение исповедует необычную философию жизни, в основе которой положен принцип недеяния – у вэй, означающий отказ от какой бы то ни было активности: все должно идти своим чередом. Этот принцип, как высшая форма поведения, был положен и в основу управления. Пытаясь влиять на ход событий, человек нарушает гармонию. Он должен покорно следовать Дао, пребывая в естественности и природной простоте; принимать всё, что предлагает жизнь, внутренне спокойно и естественно, не противореча своей истинной природе, не ведя войны с самим собой. Успокоиться и принимать мир таким, каков он есть здесь и сейчас. Следуя таким путем, находясь в естественной гармонии с миром, в гармонии с природой, возможно обретение долголетия и процветания духа.
Человек, постигший Дао становится совершенномудрым.
Совершенномудрый не вмешивается в естественный ход событий, пребывая в гармоничном единстве с природой, с космосом. Естественный ход вещей нельзя изменить и ему опасно мешать. По этой причине Лао Цзы считает лучшим правителем того, про которого народ знает только то, что он существует, то есть он не вмешивается в установленный порядок, а лишь наблюдает за его соблюдением. Вмешательство может привести к нарушению порядка, вызвать хаос и бедствия: «если правители принимают много новых законов, их народ несчастен». В результате совершенномудрый обретает бессмертие: не встречая противодействия со стороны мира, не вступая в борьбу с миром, совершенномудрый не подвергается опасности. Подобно пловцу, который плывёт не против и не поперёк течения, а который даёт течению себя нести, он не растрачивает никакой энергии и может плыть в таком состоянии бесконечно долго.
Идеал совершенномудрого заключается в том, что он прежде всего озабочен личным бессмертием, орентирован на единство с природой, с космосом. Он не стремится делать добрые дела, ведь стремятся к тому, чего не имеют, а совершенномудрый уже добр, точнее, он по ту строну добра и зла, так как добро порождает зло и наоборот, а Дао содержит в себе все противоположности. Совершенномудрый даос не уверен в необходимости грамотности и образования для счастья человека. Он вообще против цивилизации, так как развитие разума, науки и технический прогресс мешают ему быть естественным, то есть жить в соответствии с Дао.
Конфуцианство - это морально-этическое и религиозное учение, созданное Конфуцием. В его основе лежит система этических норм и представлений - великодушная любовь, добродетельность, этикет и мудрое правление - призванных поощрять и поддерживать хорошее управление семьей и обществом. Подобно раннему буддизму, конфуцианство было религией без бога, но со временем более поздние последователи учения причислили мудреца и его учеников к лику святых.
Опираясь на традиционные воззрения, Конфуций развивал патриархально-патерналистскую концепцию государства. Государство трактуется им как большая семья. Власть императора («сына неба») уподобляется власти отца, а отношения правящих и подданных - семейным отношениям, где младшие зависят от старших. Изображаемая Конфуцием социально-политическая иерархия строится на принципе неравенства людей: «темные люди», «простолюдины», «низкие», «младшие» должны подчиняться «благородным мужам», «лучшим», «высшим», «старшим». Тем самым Конфуций выступал за аристократическую концепцию правления, поскольку простой народ полностью отстранялся от участия в управлении государством.
Особое внимание уделялось отношениям внутри семьи. В ней должно быть абсолютное почтение к старшим. Быть почтительным сыном обязан каждый, а особенно - человек грамотный, образованный, гуманный, стремящийся к идеалу цзюнь-цзы. Почтительный сын должен всю жизнь преданно заботиться о родителях, прислуживать и угождать им, быть готовым на все во имя их здоровья и блага, чтить их при любых обстоятельствах. Даже если отец недобродетелен, если он злодей, вор или убийца, почтительный сын обязан лишь смиренно увещевать родителя, униженно просить его вернуться на стезю добродетели.
Семья считалась сердцевиной общества, интересы семьи намного превосходили интересы отдельно взятой личности, которая рассматривалась лишь в аспекте семьи, сквозь призму её вечных - от далеких предков к далеким потомкам - интересов. Подросшего сына женили, дочь выдавали замуж по выбору и решению родителей.
Подобным же образом и в государстве подданные должны относиться к начальству и властям. Разработанное Конфуцием учение о «сыновней почтительности» легло в основу обновленного традиционного культа предков, до сегодняшнего дня остающегося важнейшим компонентом китайской цивилизации.
Конфуцианство стало официальной идеологией китайского государства и обязательным мировоззрением для всех чиновников. Поэтому, чем более высокую ступень занимал чиновник, тем тщательнее он должен был исполнять эти церемонии. Всякий желающий занять положение в обществе должен был подчинить им всю свою жизнь.
Благодаря конфуцианству Китай оставался неизменным на протяжении двух с половиной тысяч лет.
Будучи сторонником ненасильственных методов правления, Конфуций призывал правителей, чиновников и подданных строить свои взаимоотношения на началах добродетели. Этот призыв прежде всего обращен к правящим, поскольку соблюдение ими требований добродетели играет решающую роль и предопределяет господство норм нравственности в поведении подданных.
Отвергая насилие, Конфуций говорил: «Зачем, управляя государством, убивать людей? Если вы будете стремиться к добру, то и народ будет добрым. Мораль благородного мужа (подобна) ветру; мораль низкого человека (подобна) траве. Трава наклоняется туда, куда дует ветер».
Основная добродетель подданных состоит, согласно Конфуцию, в преданности правителю, в послушании и почтительности ко всем «старшим». Политическая этика Конфуция в целом направлена на достижение внутреннего мира между верхами и низами общества и стабилизации правления.
В целом добродетель в трактовке Конфуция - это обширный комплекс этико-правовых норм и принципов, в который входят правила ритуала (ли), человеколюбия (жэнь), заботы о людях (шу), почтительного отношения к родителям (сяо), преданности правителю (чжун), долга (и). Все это представляет собой единство моральных и правовых явлений.
Конфуций не отвергал полностью значения законодательства, последнему он уделял лишь вспомогательную роль.
Конфуций настойчиво подчеркивал, что под управлением он прежде всего имеет в виду процесс «упорядочения», «наведения порядка» как на уровне отдельной личности (т. е. в ее психической жизни), так и на уровне общества, государства, всей «Поднебесной». «Управлять – значит упорядочивать», – говорил он, усматривая в наведении «всеобщего порядка» сверхзадачу и конечную цель предложенного им пути нравственного, культурного, психического и социального развития человека и общества.
Задание 3. Изучив материал темы «Философия Древнего Востока», заполните следующую сравнительную таблицу:
Философия |
Отличительные особенности, специфические установки |
Школы и их представители |
Основные понятия и принципы |
Древнекитайская |
1.Принцип рассмотрения мира (природа,
человек и его общество) как
единого целого, все элементы
которого взаимосвязаны и 2.Практичность и 3.Во всех философских
учениях рассматриваются 4.Внутренне необычайно
стабильна и подчеркивает |
Конфуциан-ство (Конфуций); Даосизм (Лао-цзы, Чжуан-цзы)
|
Дао, даосизм, жень, инь, конфуци-анство, ян, ци. Ци - этический принцип конфуци-анства, означаю-щий верность долгу. Чжун –этический принцип конфуци-анства, означаю-щий предан-ность государю. Ди-этический принцип конфуци-анства, означающий уважение к старшим. |
Древнеиндийская |
1.Главная отличительная черта
древнеиндийской философии 2. Мистичность. |
Миманса (Джаймини); Йога (Патанджали); Локаята (Брихаспати); Буддизм (Сиддхартха Гаутама) |
Атман, Брахман, буддизм, веды, карма, мокша, нирвана. Основополагающие принципы: космизм, экологизм (уважение к природе), альтруизм (противо- полож- ность эгоизма). |
Задание 4. Логические задачи, упражнения, комментарии.
1. Прокомментируйте изречения Конфуция, записанные его учениками.
«Чего не желаешь себе, того не делай другому».
Данное изречение является «золотым правилом нравственности», которое можно сформулировать в положительной формулировке, например,
«Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе». Это изречение показывает принцип отношений между людьми, членами общества на основе высокой нравственности и говорит о том, что к тебе будут относиться так же, как ты относишься у другим.
«Благородный муж думает о долге, а мелкий о выгоде»
Данное изречение показывает этические критерии деления на «маленьких людей» и «благородных мужей» и говорит о внутреннем богатстве и внутренней бедности. Внутренне богат человек, думающий о долге, потому что долг предполагает ответственность за себя и других и внутренне беден человек, думающий о выгоде.
«Государь должен быть государем, поданный – поданным, отец – отцом, сын – сыном»
Данное изречение - ключевая фраза книги Конфуция «Размышления и слова». Методы управления государством, регулирование отношений между разными социальными слоями, принципы семейной жизни, этические нормы, которым должен следовать человек - вот что в первую очередь интересовало Конфуция и его последователей. Государство, которое Конфуций стремился привести в строгое соответствие с Божественным порядком, определялось как большая семья. В этой семье каждый должен занимать свое место и вести себя так, как подобает при его положении.
«Все течет как вода. Время бежит не останавливаясь»
Смысл данного изречения заключается в том, что в мире нет ничего повторяющегося, все меняется, развивается, в прошлое уже не вернуться.
«Умереть с голоду – событие маленькое, а утратить мораль – большое»
Смысл слов «утратить мораль» - потерять честь, совесть, уважение – это событие «большое», так как восстановить ее уже невозможно. Вред от утраты морали намного больше, потому что происходит духовное разложение, которое отравляет окружающий мир. Для того чтобы «умереть с голоду» достаточно ничего не делать. Это не заслуживает жалости и внимания.
2. Выделите
специфические особенности
Конфуцианство представляет собой нравственное и духовное учение, преподанное китайским философом Конфуцием. Это отчасти этическое учение о том, как люди должны относиться друг к другу. Конфуцианство придает огромное значение сплоченности и единению общества. Главными в Конфуцианстве были вопросы этики, морали и управления государством. Основным принципом конфуцианской этики является понятие «жень» (гуманность) - высший закон взаимоотношений людей в обществе и семье. «Жэнь» достигается путём нравственного самоусовершенствования на основе соблюдения «ли» (этикета) - норм поведения, базирующихся на почтительности и уважении к старшим по возрасту и положению, почитании родителей, преданности государю, вежливости и т. д. Почитание предков является неотъемлемой чертой конфуцианской формы поведения. Конфуцианство уделяло большое внимание вопросам так называемого гуманного управления, опираясь на идею обожествления власти правителя, существовавшую до конфуцианства, но им развитую и обоснованную. Государь объявлялся "сыном неба" (тяньцзы), правившим по повелению неба и выполнявшим его волю. Власть правителя признавалась священной, дарованной свыше, небом. Конфуцианство придавало большое значение учению «чжэн мин» (об исправлении имён), которое призывало ставить всех в обществе на свои места, строго и точно определять обязанности каждого, что было выражено словами Конфуция: «Государь должен быть государем, подданный - подданным, отец - отцом, сын – сыном». Призывало государей управлять народом не на основе законов и наказаний, а при помощи добродетели, примером высоконравственного поведения, на основе обычного права, не обременять народ тяжёлыми налогами и повинностями.
3. О каких добродетелях идет речь в конфуцианстве?
По мнению Конфуция, главными добродетелями являются гуманность (жень), великодушие (куань), уважение к старшим (ди), сыновняя почтительность (сяо), верность долгу (ци), преданность государю (чжун) и другие.
4. Почему именно этим добродетелям в конфуцианстве уделяется столь значительное внимание?
Конфуцианство является нравственным и духовным учением. Главными в этом учении были вопросы этики, морали и управления государством. Поэтому таким добродетелям, как гуманность, великодушие почтительность, преданность государю, уделялось столь значительное внимание.
5. Первое
изречение вошло в мировую
культуру как «золотое правило»
Золотое правило нравственности гласит: «Чего не желаешь себе, того не делай другому». Это одна из древнейших нравственных заповедей, содержащихся в пословицах и поговорках многих народов и получивших распространение во всех относительно развитых культурах. Она встречается в «Махабхарате», в изречениях Будды, у Гомера и Геродота, в Библии и Евангенлии, в Сунне. «Что посеешь, то и пожнешь», «Не рой другому яму - сам в нее попадешь», «Не плюй в колодец - пригодится воды напиться», «Чего в другом не любишь, того и сам не делай». Формулировки разные, смысл один - поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе. Проявляй по отношению к людям уважение, воспитанность, доброжелательность, такт, вежливость, внимательность, благодарность, ответственность, заботу, щедрость, доверие и тебе ответят тем же.
Я в своей жизни стараюсь придерживаться этого правила и не совершать по отношению к другим таких поступков, как обман, оскорбление, грубость, безразличие.
Ведь нарушение золотого правила нравственности, если не всегда угрожает жизни, то уж точно не делает нашу жизнь счастливее.
Задание 5. Тестовая проверка знаний.
б) социально-политические;
в) гносеологические;
г) морально-этические.
3. В каких
центрах человеческой