Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 14:26, контрольная работа
Цель работы: рассмотреть два основных этапа развития философской мысли в Древнем Китае: этап зарождения философских воззрений, который охватывает период VIII-VI вв. до н. э., и этапу расцвета философской мысли – этапу соперничества “100 школ”, который традиционно относится к VI-III вв. до н. э.
I. Введение 4
II. Особенности развития философии в Китае. 7
III. Школы китайской философии. Конфуцианство и законники. 9
Конфуцианство 9
Легисты (школа “законников”) 12
Список использованной литературы: 15
Регулирование политических
отношений посредством норм добродетели
в учении Конфуция резко противопоставляется
управлению на основе законов. “Если,
– подчеркивал он, – руководить
народом посредством законов
и поддерживать порядок при помощи
наказаний, народ будет стремиться
уклоняться (от наказаний) и не будет
испытывать стыда. Если же руководить
народом посредством
В целом добродетель в
трактовке Конфуция – это обширный
комплекс этико-правовых норм и принципов,
в который входят правила ритуала
(ли), человеколюбия (жэнь), заботы о
людях (шу), почтительного отношения
к родителям (сяо), преданности правителю
(чжун), долга (и) и т. д. Вся эта
нормативная целостность, включающая
в себя все основные формы социально-
Отрицательное отношение
Конфуция к позитивным законам (фа)
обусловлено их традиционно наказательным
значением, их связью (на практике и
в теоретических
Вместе с тем Конфуций не отвергал полностью значения законодательства, хотя, судя по всему, последнему он уделял лишь вспомогательную роль.
Существенную социально-
Уже вскоре после своего возникновения
конфуцианство стало
Легисты (школа “законников”)
Основные идеи древнекитайского легизма изложены в трактате IV в до н.э. “Шан цзюнь шу” (“Книга правителя области Шан”). Ряд глав трактата написан самим Гунсунь Яном (390 – 338 гг. до н. э.), известным под именем Шав Яя. Этот видный теоретик легизма и один из основателей школы “законников” (фацзя) был правителем области Шан во времена циньского правителя Сяо-гуна (361 – 338 гг. до н. э.).
Шан Ян выступил с обоснованием управления, опирающегося на законы (фа) и суровые наказания. Критикуя распространенные в его время и влиятельные конфуцианские представления и идеалы в сфере управления (приверженность старым обычаям и ритуалам, устоявшимся законам и традиционной этике и т. д.), Шан Ян замечает, что люди, придерживающиеся подобных взглядов, могут “лишь занимать должности и блюсти законы, однако они не способны обсуждать (вопросы), выходящие за рамки старых законов”7.
Представления легистов о
жестоких законах как основном (если
не единственном) средстве управления
тесно связаны с их пониманием
взаимоотношений между
В целом вся концепция
управления, предлагаемая Шан Яном,
пронизана враждебностью к
Этому идеалу “законнического” государства совершенно чужды представления о каких-либо правах подданных по закону, об обязательности закона для всех (включая и тех, кто их издает), о соответствии меры наказания тяжести содеянного, об ответственности лишь за вину и т. д. По сути дела, закон выступает здесь лишь как голая приказная форма, которую можно заполнить любым произвольным содержанием (повелением) и снабдить любой санкцией. Причем законодатель, согласно Шан Яну, не только не связан законами (старыми или новыми, своими), но даже восхваляется за это: “Мудрый творит законы, а глупый ограничен ими”.
Существенное значение в деле организации управления Шан Ян и его последователи наряду с превентивными наказаниями придавали внедрению в жизнь принципа коллективной ответственности. Причем этот принцип, согласно легистам, выходил за круг людей, охватываемых семейно-родовыми связями, и распространялся на объединение нескольких общин (дворов) – на так называемые пятидворки и десятидворки, охваченные круговой порукой. Внедренная таким путем система тотальной взаимослежки подданных друг за другом сыграла значительную роль в укреплении централизованной власти и стала существенным составным моментом последующей практики государственного управления и законодательства в Китае.
Легистские воззрения, кроме Шан Яна, разделяли и развивали многие видные представители влиятельной школы фацзя (Цзын Чань, Шэнь Бу-хай, Хань Фэй и др.). Взгляды этой школы, помимо “Шан цзюнь шу”, изложены также в целом ряде других древнекитайских источников, в частности в главе “Ясные законы” сводного памятника “Гуань-цзы” (IV – III вв. до н. э.), в книге “Хань Фэй-цзы” – работе крупного теоретика легизма Хань Фэя (III в. до н. э.), в разделе “Рассматривать все по нынешнему времени” компендиума древнекитайской мысли “Люй-ши чунь цю” (III в. до н. э.) и др.
Во всех этих произведениях с теми или иными вариантами отстаивается необходимость жестоких законов как средства управления.
В “Хань Фэй-цзы” предпринимается попытка легистской переинтерпретации ряда основополагающих понятий даосизма и конфуцианства (дао, ли, недеяние и т. д.).
Так, принцип недеяния правителя
в толковании Хань Фэя предстает
как таинственность, которой следует
сокрыть от подданных механизм властвования.
“Вообще идеал правления, – замечает
он, – это когда подданные не
могут постичь тайны
В рамках легистской доктрины Хань Фэй выступал за дополнение законов искусством управления. Это, по существу, означало признание недостаточности одних лишь тяжких наказаний в качестве средства управления. Отсюда и его частичная критика в адрес легистов Шан Яна и Шэнь Бу-хая: “Эти двое не совсем тщательно отработали законы и искусство управления”.
Подобная критика крайних
легистских представлений о насилии
как единственном способе и критерии
управления сочетается в учении
Хань Фэя с попыткой наряду с наказательным
законом учесть роль и иных регулятивных
начал и принципов. Поэтому он,
обращаясь, например, к воззрениям конфуцианцев,
стремился к определенному
Ряд суждений о необходимости
изменений законов в соответ
Попытки исторического подхода
к закону придавали легистской
концепции в целом большую
гибкость и содействовали ее приспособлению
к нуждам политической практики и
законодательного процесса. Одновременно,
как было сказано, предпринимались
попытки легистской переинтерпретации
ряда идей конфуцианства с целью
использовать все идеологически
влиятельные и значимые концепции
управления в интересах бюрократически-
В результате всех этих усилий уже ко II в. до н.э. официальная государственная идеология в Древнем Китае совмещала в себе положения как легизма, так и конфуцианства, причем последнему нередко, по существу, отводилась роль привлекательного фасада и прикрытия. Подобный идейно-теоретический симбиоз различных концепций управления и правопонимания сыграл значительную роль во всем последующем развитии государства и права в Китае.
Список использованной литературы:
Гуревич П. С., Столяров В. И. Мир философии. М., 1991.
История политических и правовых учений / под ред. В. С. Нересянца, М., 1999.
Краткий очерк истории философии. М., 1960.
Спиркин А. Г. Основы философии. М., 1988.