Философия Древнего Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 22:17, лекция

Краткое описание

Особенности развития философии в Китае.
а) основные этапы развития философской мысли;
б) специфика философии.
Школы и основные проблемы, поставленные древнекитайскими мыслителями:
а) небо и происхождение всего сущего;
б) общество и человек;
в) природа и человек;
г) природа знания и логические идеи.

Вложенные файлы: 1 файл

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ.doc

— 61.00 Кб (Скачать файл)

«Законники» (легисты) противопоставили конфуцианскому ритуалу «ли» (ценность добродетели, справедливости, человеколюбия) свой закон «фа», понимаемый ими исключительно как наказание. В системе управления законники целиком отказались от убеждения, от нравственного принуждения, и перешли к политике правового принуждения и наказания. Совесть они заменили страхом, в котором и видели главный рычаг управления.  Правитель – источник законов, выразитель единства государства, где всё подчинялось одной цели – сплотить  народ для достижения государством могущества. Ради этой цели упразднялось искусство, пресекалось разномыслие, уничтожалась философия, изгонялись излишества. Вся жизнь упрощалась и унифицировалась.

Легисты выдвинули концепцию равных возможностей и концепцию круговой поруки и личной ответственности. Крупным  теоретиком и практиком легизма  был Шан Ян. Он говорил о неизменно злой природе человека, которую можно держать в рамках лишь наказаниями и страхом.

Даосизм, в отличие от рассмотренных  выше школ, серьёзно занимался вопросами  объективной картины мира – проблемами бытия, небытия, становления, единого, многого и т.д. Главный труд даосизма – «Книга о дао и дэ». Основателем даосизма считается Лао Цзы. Само название представителей школы – даосы – говорит о том, что в основу своего мировоззрения они положили «дао» - всеобъемлющее мировоззренческое понятие, первоначало, первооснова и завершение всего существующего в мире, всеобъемлющий закон мироздания.

Наиболее глубоким и тёмным местом в даосизме является его учение о  двух дао – безымянном (непостоянном) дао и дао, обладающим именем.

Даосскую картину мироздания можно представить следующим образом. Небытие первично. Это  есть дао, не имеющее имени. Оно не имеет имени потому, что, назвав его, мы тем самым превращаем его в бытие. Небытие порождает бытие. Бытие - дао, имеющее имя, физическим аналогом которого являются небо и земля.

Двум дао соответствуют два  вида знания. Гносеология даосизма подчинена его онтологии. Знание безымянного дао особое,  имеет  привкус мистики, ибо знание о  нём состоит в молчании.  Это  знание доступно не всем людям, а лишь совершенномудрым (тем, кто лишён страстей). Дао в конечной форме – это мир вещей, опирающийся непосредственно на дао, имеющее имя. Оба вида знания связаны.

Этический идеал даосов – совершенномудрый. В основу их концепции управления положен принцип недеяния (у вэй) как высшей формы поведения.  Совершенномудрый правитель предоставляет всему идти своим естественным путём – дао. Он ни во что не вмешивается, он не мешает дао.

Социальный идеал даосов в прошлом, в тех временах, когда жизнь  была проста,  ничто не мешало естественному  ходу событий, не было порочности и просвещения.

Гносеологические и логические проблемы рассматривались в школе  имён. Была разработана нумерологическая методология, состоящая из числовых комплексов и пространственных структур, связанных между собой. В основу нумерологических схем было положено 3 фундаментальных числа: 2, 3 и их сумма 5. От рождения вещам присуща двоичность, троичность и пятеричность. Онтологическими эквивалентами 2 являются силы инь и ян, 3 – небо, земля и человек, 5 – пять элементов.

Таким образом, методология познания в Древнем Китае развивалась по двум основным направлениям – нумерологическому, генетически восходящему к архаичной культуре и гадательной практике, с одной стороны, и протологическому – с другой. Формально-универсальный характер нумерологической методологии создавал ей определённые преимущества по сравнению с протологической традицией, в результате последняя постепенно исчезла.

Можно выделить две противоположные  точки зрения на историю китайской  культуры и философии, одна из которых сводилась к противопоставлению западной и китайской культуры и философии за счёт принижения последних, а другая – к превращению отдельных элементов китайской культуры, в том числе и философских учений (конфуцианство), в образец для подражания.

Особенности развития китайской философии. Особое место в мировоззренческих подходах китайцев занимает проблема отношений человека и неба. Небо первоначально трактуется как мифическое сверхъестественное существо, а затем как синоним природы, естественного хода вещей. Особое место в подходах китайцев к социальным явлениям имеет проблема соотношения современности и древности, и в этой связи рассматриваются вопросы развития истории культуры, истории человеческой мысли.

Китайцы создали оригинальную систему  взглядов на природу и человеческое общество, на историю развития культуры. Стержнем всей истории китайской философской и общественно-политической мысли является триада: знания-действия-нравственность.

Исследователи истории философии  Китая выделяют следующие специфические особенности её развития и содержания:

  1. Развитие философской мысли опиралось на наивные представления о мире и природе как целостности, наивно-диалектический характер взглядов на природу и человеческое общество.
  2. Философские знания  неразрывно связаны с этикой и политикой.
  3. Философская мысль была служанкой традиционности и учения о канонах, что предопределило такую её черту развития, как изложение собственных взглядов в виде комментария или толкования классических конфуцианских и других древних канонов. Поэтому логические методы анализа и синтеза не получили всестороннего развития и не оформились в логику как науку о законах и правилах мышления.
  4. Склонность рассматривать предметы в их целостности, органической взаимосвязи частей, преемственности развития, поэтому природа, человек и дух рассматривались как нечто органически единое, взаимосвязанное.
  5. Система категорий китайской философии носит  оригинальный характер и имеет свои длительные традиции развития. Важнейшие категории:,  «Дао» – путь, закономерность, «Ци» – эфир, 5 первоэлементов, «Ли» – разум, закон, «Ли» – правила поведения, дух, истина, ясность, верность, применимость и полезность, «Тайцзи» - великий предел, «Ян-Инь» – борьба светлого и тёмного начал и др.

1 Космогония – наука о закономерностях строения и эволюции отдельных космических объектов, образующих Вселенную.

2 Нетрадиционный, неклассический.


Информация о работе Философия Древнего Китая