Философия Древней Индии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 13:48, контрольная работа

Краткое описание

Каждое время живет своими проблемами. Часть их уходит корнями в глубину веков и соединяет различные эпохи в интеллектуальную историю человечества, другая их часть относится к прогнозируемому будущему. Тем самым каждая эпоха связана с прошлым и будущим именно благодаря осмыслению этих проходящих через времена и народы проблем. Несмотря на внешнюю непохожесть многих философских систем, между ними существует глубокая внутренняя связь, поскольку они, каждая по-своему, стараются ответить на одни и те же смысложизненные вопросы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3
Становление, основные этапы, учения и особенности древнеиндийской философии. Общие мотивы философии Древней Индии…………………………4
Онтология древнеиндийской философии. Виды реальности………………9
Гносеология в философии Древней Индии как философия самопознания. Виды сознания……………………………………………………………………………11
Проблема человека: понятия души, сансары, кармы, мокши и ахимсы……………………………………………………………………………………12
Заключение…………………………………………………………………………13
Список использованной литературы…………………………………………14

Вложенные файлы: 1 файл

Копия Философия.doc

— 79.00 Кб (Скачать файл)

 

Онтология древнеиндийской философии. Виды реальности.

Онтология индийской философии (учение о бытие и небытие) опирается  на закон Риты – космической эволюции, цикличности, порядка и взаимосвязанности. Бытие и небытие ассоциируются  соответственно с вдохом и выдохом  Брахмы – Космоса (Бога – творца). В свою очередь, Брахма – Космос живет 100 космических (8 640 000 000 земных) лет, после чего он умирает и наступает абсолютное небытие, которое длится также 100 космических (8 640 000 000 земных) лет – до нового рождения Брахмы. Вся бесконечная история – это чередование жизни Космоса (Маха Манвантара) и Абсолютного Небытия (Маха Пралайя), которые сменяют друг друга через каждые 100 космических лет. При каждом новом рождении Брахмы - Космоса заново появляется жизнь, но в более совершенной форме. Мир Взаимосвязан. Любое событие (поступок человека, явление природы) влияет на жизнь Космоса. Цель эволюции, развития – достижение всё более совершенного духа через постоянную смену материальных форм.

Брахман и Атман.

БРАХМАН.

На экзотерическом, т.е. общественном, уровне сознания существуют тысячи богов и богинь (классический индуистский пантеон насчитывает триста тридцать миллионов богов и богинь), и все они имеют свою сферу влияния, географическую принадлежность или покровительствуют конкретному виду деятельности.  
Особое место в индуистском пантеоне занимает триада (тримурти), представленная тремя богами в онтологическом и функциональном единстве: Брахма – творец мира, Вишну - хранитель мира и Шива – разрушитель. Их изображения символизируют фундаментальные процессы перемен, происходящих в природе. Венчает эту троицу концепция Брахмана, выражающая абсолютную реальность, под которой подразумевается вся полнота (пустота) вселенной со всем сонмом бесчисленных богов и богинь. Брахман 
рассматривается как непроявленная реальность всего сущего. Что же касается второстепенных богов, то они представляют лишь воплощённые и функционально ограниченные аспекты Брахмана. Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод: индуизм занимает концептуальную позицию, согласно которой многочисленные боги и богини представляют многообразные аспекты абсолюта, именуемого Брахманом. 
         АТМАН.

Атман - частица Бога-Брахмы в человеческой душе. Итак, конечной абсолютной реальностью является Брахман, а высший личностный аспект именуется термином Атман, который иногда переводится как душа. Одной из ключевых идей философии Упанишад и Веданты является тождественность Атмана и Брахмана. Какие бы ограничения ни накладывала на человека физическая реальность, его истинное «Я» всегда остаётся частью великого абсолюта (Брахмана). Иначе говоря, на этом уровне сознания личность отождествляется с абсолютом. 
В Упанишадах Брахман и Атман утверждаются как единое целое; иными словами, личное «Я» является неотделимой частью вселенской души, то есть провозглашается единство реальности, которая, в свою очередь, условно дифференцируется на Атмана и Брахмана.

Заметим, концепции Атмана и Брахмана являются ключевыми понятиями индуизма и имеют принципиальное значение для понимания и фундаментальных вопросов мироздания, места личности в безграничной реальности и способов преодоления причин страдания.

 

Гносеология в  философии Древней Индии как  философия самопознания. Виды сознания.

       Главной особенностью  древнеиндийской гносеологии  (учения  о познании) является не изучение внешних (видимых) признаков предметов и явлений (что характерно  для европейского типа познания), а изучение процессов, происходящих в сознании при соприкосновении с миром предметов и явлений.  В этой связи индийская философия выделяет три вида  сознания:  «пракрити» - материальное сознание, «пуруша» - чистое  сознание  (первичная  энергия,  из которой возникли Вселенная и люди) и «майя» - сознание сновидения, мираж.

          Каждый  из этих видов сознания реален, и впервые в индийской философии была поставлена проблема различения сущности и иллюзорности, подлинного и неподлинного бытия. Способ познания древнеиндийской философии тесно переплетается с психологией (йога) и основывается на исследовании того, что происходит в сознании в результате соприкосновения с миром предметов.

           В  древнеиндийской философии были  обоснованы многие средства достижения  истинного познания. К их числу  относятся: восприятие, логический  вывод, свидетельство авторитета, сравнение и предположение. Философы Древней Индии ставили вопрос о познаваемости мира. При этом представители всех школ, кроме школы буддизма, давали на него, как правило, положительный ответ.

 

Проблема человека: понятия души, сансары, кармы, мокши  и ахимсы.

Душа в индийской философии состоит из двух начал: атмана и манаса. 
Атман - частица Бога-Брахмы в человеческой душе. Атман первоначален, неизменён, вечен. 
Манас - душа человека, возникающая в процессе жизни. Манас постоянно эволюционирует, достигает высоких ступеней либо ухудшается в зависимости от поступков человека, его личного опыта, хода судьбы. 
Также для Индийской философии характерны учения о сансаре, ахимсе, мокше и карме. 
Сансара - учение о вечности и неуничтожимости души, которая проходит цепочку страданий в земной жизни. 
Карма - предопределённость человеческой жизни, судьбы. Цель кармы - провести человека через испытания для того, чтобы его душа совершенствовалась и добилась высшего нравственного развития - мокши (для достижения этой цели душа может пройти через десятки, сотни земных жизней.) 
Мокша - высшее нравственное совершенство, после достижения которого эволюция души (карма) прекращается. Наступление мокши (прекращение эволюционного развития души) - высшая цель любой души, которая может быть достигнута в земной жизни. 
Души, достигшие мокши, освобождаются от цепи бесконечных жизней и становятся Махатмами - великими душами. 
Ахимса - единство всех форм жизни на земле (следовательно, единение человека, животных и всей окружающей природы). Важнейший принцип ахимсы - непричинение вреда тому, что окружает (людям, животным, живой природе), неубиение.

 

Заключение.

Индийская философия это одно из основных слагаемых мировой философии, история которой охватывает более  двух с половиной тысячелетий.  
Индия – один из древнейших очагов мировой цивилизации. Это великая и интересная страна, писал Маркс, колыбель наших языков. 
Гению индийского народа человечество обязано постановкой и разработкой многих философских проблем, до сих пор ещё волнующих умы людей. По словам видного индийского философа Сарвепалли Радхакришнана, "индийская мысль заслуживает изучения не просто как явление, вызывающее интерес у исследователей глубокой старины. Размышления отдельных мыслителей или идеи прошлого не лишены ценности. То, что некогда вызывало интерес у мужчин и женщин, не может целиком потерять своё жизненное значение. В философии арийцев ведийского периода видно, как могущественные умы борются со сложнейшими проблемами, стоящими перед мыслящим человеком". 
В современной Индии с почтением относятся к культурному наследию. Для этой страны характерна живучесть древних традиций и не удивительно, что многие достижения древнеиндийской цивилизации вошли в общекультурный фонд индийцев. Они стали неотъемлемым компонентом в мировой цивилизации, а сама Индия остается одной из самых любимых и загадочных стран в мире, «страной мудрецов».

 

Список использованной литературы.

1. Ильин В.В. История философии: Учебник для вузов. – Спб.: Питер, 2003.

 

2. Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке. Древний Китай и Индия. – М., 1989.

 

3. Васильев Л.С. История религий Востока. – М.: Высшая школа, 1988.

 

4. Философия. Учебник./ Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова. – М.: Русское слово, 1998.

 

5. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира: Учебник для вузов. –

М.: Высшая школа, 1999.

 

6. Грицанов А.А. Всемирная энциклопедия: Философия. – М.: АСТ, Мн.: Харвест, - Современный литератор, 2001




Информация о работе Философия Древней Индии