Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 13:48, контрольная работа
Каждое время живет своими проблемами. Часть их уходит корнями в глубину веков и соединяет различные эпохи в интеллектуальную историю человечества, другая их часть относится к прогнозируемому будущему. Тем самым каждая эпоха связана с прошлым и будущим именно благодаря осмыслению этих проходящих через времена и народы проблем. Несмотря на внешнюю непохожесть многих философских систем, между ними существует глубокая внутренняя связь, поскольку они, каждая по-своему, стараются ответить на одни и те же смысложизненные вопросы.
Введение………………………………………………………………………………3
Становление, основные этапы, учения и особенности древнеиндийской философии. Общие мотивы философии Древней Индии…………………………4
Онтология древнеиндийской философии. Виды реальности………………9
Гносеология в философии Древней Индии как философия самопознания. Виды сознания……………………………………………………………………………11
Проблема человека: понятия души, сансары, кармы, мокши и ахимсы……………………………………………………………………………………12
Заключение…………………………………………………………………………13
Список использованной литературы…………………………………………14
Онтология древнеиндийской философии. Виды реальности.
Онтология индийской философии (учение о бытие и небытие) опирается на закон Риты – космической эволюции, цикличности, порядка и взаимосвязанности. Бытие и небытие ассоциируются соответственно с вдохом и выдохом Брахмы – Космоса (Бога – творца). В свою очередь, Брахма – Космос живет 100 космических (8 640 000 000 земных) лет, после чего он умирает и наступает абсолютное небытие, которое длится также 100 космических (8 640 000 000 земных) лет – до нового рождения Брахмы. Вся бесконечная история – это чередование жизни Космоса (Маха Манвантара) и Абсолютного Небытия (Маха Пралайя), которые сменяют друг друга через каждые 100 космических лет. При каждом новом рождении Брахмы - Космоса заново появляется жизнь, но в более совершенной форме. Мир Взаимосвязан. Любое событие (поступок человека, явление природы) влияет на жизнь Космоса. Цель эволюции, развития – достижение всё более совершенного духа через постоянную смену материальных форм.
Брахман и Атман.
БРАХМАН.
На экзотерическом, т.е. общественном,
уровне сознания существуют тысячи богов
и богинь (классический индуистский пантеон
насчитывает триста тридцать миллионов
богов и богинь), и все они имеют свою сферу
влияния, географическую принадлежность
или покровительствуют конкретному виду
деятельности.
Особое место в индуистском пантеоне занимает
триада (тримурти), представленная тремя
богами в онтологическом и функциональном
единстве: Брахма – творец мира, Вишну
- хранитель мира и Шива – разрушитель.
Их изображения символизируют фундаментальные
процессы перемен, происходящих в природе.
Венчает эту троицу концепция Брахмана,
выражающая абсолютную реальность, под
которой подразумевается вся полнота
(пустота) вселенной со всем сонмом бесчисленных
богов и богинь. Брахман
рассматривается как непроявленная реальность
всего сущего. Что же касается второстепенных
богов, то они представляют лишь воплощённые
и функционально ограниченные аспекты
Брахмана. Из всего вышесказанного можно
сделать следующий вывод: индуизм занимает
концептуальную позицию, согласно которой
многочисленные боги и богини представляют
многообразные аспекты абсолюта, именуемого
Брахманом.
АТМАН.
Атман - частица Бога-Брахмы в человеческой
душе. Итак, конечной абсолютной реальностью
является Брахман, а высший личностный
аспект именуется термином Атман, который
иногда переводится как душа. Одной из
ключевых идей философии Упанишад и Веданты
является тождественность Атмана и Брахмана.
Какие бы ограничения ни накладывала на
человека физическая реальность, его истинное
«Я» всегда остаётся частью великого абсолюта
(Брахмана). Иначе говоря, на этом уровне
сознания личность отождествляется с
абсолютом.
В Упанишадах Брахман и Атман утверждаются
как единое целое; иными словами, личное
«Я» является неотделимой частью вселенской
души, то есть провозглашается единство
реальности, которая, в свою очередь, условно
дифференцируется на Атмана и Брахмана.
Заметим, концепции Атмана и Брахмана являются ключевыми понятиями индуизма и имеют принципиальное значение для понимания и фундаментальных вопросов мироздания, места личности в безграничной реальности и способов преодоления причин страдания.
Гносеология в философии Древней Индии как философия самопознания. Виды сознания.
Главной особенностью древнеиндийской гносеологии (учения о познании) является не изучение внешних (видимых) признаков предметов и явлений (что характерно для европейского типа познания), а изучение процессов, происходящих в сознании при соприкосновении с миром предметов и явлений. В этой связи индийская философия выделяет три вида сознания: «пракрити» - материальное сознание, «пуруша» - чистое сознание (первичная энергия, из которой возникли Вселенная и люди) и «майя» - сознание сновидения, мираж.
Каждый из этих видов сознания реален, и впервые в индийской философии была поставлена проблема различения сущности и иллюзорности, подлинного и неподлинного бытия. Способ познания древнеиндийской философии тесно переплетается с психологией (йога) и основывается на исследовании того, что происходит в сознании в результате соприкосновения с миром предметов.
В
древнеиндийской философии
Проблема человека: понятия души, сансары, кармы, мокши и ахимсы.
Душа в индийской философии
состоит из двух начал: атмана и манаса.
Атман - частица Бога-Брахмы в человеческой
душе. Атман первоначален, неизменён, вечен.
Манас - душа человека, возникающая в процессе
жизни. Манас постоянно эволюционирует,
достигает высоких ступеней либо ухудшается
в зависимости от поступков человека,
его личного опыта, хода судьбы.
Также для Индийской философии характерны
учения о сансаре, ахимсе, мокше и карме.
Сансара - учение о вечности и неуничтожимости
души, которая проходит цепочку страданий
в земной жизни.
Карма - предопределённость человеческой
жизни, судьбы. Цель кармы - провести человека
через испытания для того, чтобы его душа
совершенствовалась и добилась высшего
нравственного развития - мокши (для достижения
этой цели душа может пройти через десятки,
сотни земных жизней.)
Мокша - высшее нравственное совершенство,
после достижения которого эволюция души
(карма) прекращается. Наступление мокши
(прекращение эволюционного развития
души) - высшая цель любой души, которая
может быть достигнута в земной жизни.
Души, достигшие мокши, освобождаются
от цепи бесконечных жизней и становятся
Махатмами - великими душами.
Ахимса - единство всех форм жизни на земле
(следовательно, единение человека, животных
и всей окружающей природы). Важнейший
принцип ахимсы - непричинение вреда тому,
что окружает (людям, животным, живой природе),
неубиение.
Заключение.
Индийская философия это одно из
основных слагаемых мировой философии,
история которой охватывает более
двух с половиной тысячелетий.
Индия – один из древнейших очагов
мировой цивилизации. Это великая и интересная
страна, писал Маркс, колыбель наших языков.
Гению индийского народа человечество
обязано постановкой и разработкой многих
философских проблем, до сих пор ещё волнующих
умы людей. По словам видного индийского
философа Сарвепалли Радхакришнана, "индийская
мысль заслуживает изучения не просто
как явление, вызывающее интерес у исследователей
глубокой старины. Размышления отдельных
мыслителей или идеи прошлого не лишены
ценности. То, что некогда вызывало интерес
у мужчин и женщин, не может целиком потерять
своё жизненное значение. В философии
арийцев ведийского периода видно, как
могущественные умы борются со сложнейшими
проблемами, стоящими перед мыслящим человеком".
В современной Индии с почтением относятся
к культурному наследию. Для этой страны
характерна живучесть древних традиций
и не удивительно, что многие достижения
древнеиндийской цивилизации вошли в
общекультурный фонд индийцев. Они стали
неотъемлемым компонентом в мировой цивилизации,
а сама Индия остается одной из самых любимых
и загадочных стран в мире, «страной мудрецов».
Список использованной литературы.
1. Ильин В.В. История философии: Учебник для вузов. – Спб.: Питер, 2003.
2. Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке. Древний Китай и Индия. – М., 1989.
3. Васильев Л.С. История религий Востока. – М.: Высшая школа, 1988.
4. Философия. Учебник./ Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова. – М.: Русское слово, 1998.
5. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира: Учебник для вузов. –
М.: Высшая школа, 1999.
6. Грицанов А.А. Всемирная энциклопедия: Философия. – М.: АСТ, Мн.: Харвест, - Современный литератор, 2001