Философия Древней Индии и Древнего Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 13:46, реферат

Краткое описание

Пеpвые попытки человека осмыслить окpужающий миp - живую и неживую
пpиpоду, космическое пpостpанство, наконец, самого себя - относят к тому
пеpиоду человеческого существования (пpедположительно его можно датиpовать
втоpым тысячелетием до нашей эpы), когда человек в пpоцессе эволюции,
пpежде всего умственной, начал диффеpенциpовать пpиpоду как сpедство своего
обитания, постепенно выделяя себя из нее.

Содержание

Введение
I. Древнеиндийская философия
(1. Возникновение, основные периоды и школы индийской философии
(2. «Первый памятник мысли древних индийцев»
(3. Основные ортодоксальные учения древнеиндийской философии (Веданта,
Миманса, Санкхья, Ньяя, Вайшешика, Йога)
(4. Основные неортодоксальные школы древнеиндийской философии
(Джайнизм, Буддизм, Локаята)
II. Философия Древнего Китая
(1. Особенности развития философии в Китае
(2. Школы в китайской философии
(3.Основные проблемы, поставленные древнекитайскими мыслителями:
- Небо и происхождение всего сущего.
- Общество и человек.
- Природа человека.
- Природа знания и логические идеи
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Философия Древней Индии и Древнего Китая.docx

— 75.06 Кб (Скачать файл)

имела некоторые  особенности, вытекавшие  из  специфики  мифологии  в  Китае.

Китайские мифы предстают прежде всего как исторические  предания  о прошлых

династиях, о “золотом  веке”.  Они содержат  сравнительно  мало  материала,

отражающего взгляды  китайцев  на  становление  мира  и  его  взаимодействие,

взаимосвязь  с  человеком.  Поэтому  натурфилософские  идеи  не  занимали  в

китайской философии  главного  места.  Однако  все  натурфилософские  учения

Древнего  Китая,  такие,  как  учения  о  “пяти  первостихиях”,  о  “великом

пределе” - тайцзи, о силах инь и ян и даже учения о дао, ведут свое  начало

от мифологических и примитивно религиозных  построений  древних  китайцев  о

небе и земле, о “восьми стихиях”.

      Наряду  с  появлением  космогонических   концепций,  в  основе  которых

лежали  силы  ян  и инь,  возникают наивно-материалистические   концепции,

которые прежде всего были связаны с “пятью  первостихиями”:  вода,  огонь,

металл, земля, дерево.

      Борьба за господство между  царствами привела во  второй  половине  III

в. до н. э.  к уничтожению “Сражающихся  царств” и объединению Китая в

централизованное  государство под эгидой сильнейшего  царства Цинь.

       Глубокие  политические   потрясения   -   распад   древнего   единого

государства и  укрепление отдельных  царств,  острая  борьба  между  крупными

царствами за гегемонию  -  нашли  свое  отражение  в  бурной  идеологической

борьбе различных  философско-политических  и  этических  школ.  Этот  период

характеризуется рассветом культуры и философии.

      В таких литературно-исторических  памятниках как “Ши цзин”, “Шу  цзин”,

  прослеживаются   философские   идеи,   возникшие   на   основе   обобщения

непосредственной  трудовой и общественно-исторической практики людей.  Однако

подлинный расцвет  древней китайской философии  приходится  именно  на  период

VI-III в до н.  э.,  который  по  праву называют  золотым веком китайской

философии. Именно в этот период появляются  такие  произведения  философско-

социологической мысли, как “Дао дэ цзин”, “Лунь юий”,  “Мо-цзы”,  “Мэн-цзы”,

“Чжуан-цзы”,  выступают со своими концепциями  и  идеями  великие  мыслители

Лао-Цзы, Конфуций,  Мо-цзы,  Чжуан-цзы,  Сюнь-цзы,  и формируются школы -

даосизм, конфуцианство, моизм,  легизм,  натурфилософская  школа,  оказавшие

затем громадное  влияние на все последующее развитие китайской  философии.  В

этот период зарождаются те проблемы, те понятия  и категории,  которые  затем

становятся традиционными  для всей последующей истории  китайской  философии,

вплоть до новейшего  времени.

      (1. Особенности развития философии в Китае

            Два основных этапа развития  философской мысли в  Древнем   Китае:

этап зарождения философских воззрений,  который  охватывает  период  VIII-VI

вв. до н. э., и  этап расцвета философской мысли -  этап  соперничества  “100

школ”, который традиционно относится к VI-III вв. до н. э.

      Период формирования философских   воззрений  древних  народов,  которые

жили в бассейнах  рек Хуанхэ,  Хуайхэ,  Ханьшуй  (VIII-VI  вв.  до.  н.э.)  и

заложили основы китайской цивилизации, по времени  совпадает  с  аналогичным

процессом в  Индии и Древней Греции. На  примере  возникновения  философии  в

этих трех районах  можно проследить общность закономерностей, по которым  шло

становление, развитие человеческого общества мировой  цивилизации.

       История  становления  и   развития  философии  неразрывно  связана   с

классовой борьбой  в обществе. Поэтому борьба различных  классов  в  обществе,

противостояние  прогрессивных сил реакционным непосредственно отразилась  на

развитии философии и привела к борьбе двух основных направлений в философии

-  материалистического  и идеалистического  -  с той или иной   степенью

осознания и  глубиной выражения этих направлений.

      Специфика китайской философии   непосредственно  связана   с  ее  особой

ролью в той  острой социально-политической  борьбе,  которая  имела  место  в

многочисленных  государствах  Древнего  Китая периодов  “Весны  и осени”  и

“Сражающихся  Царств”. Развитие социальных отношений  в  Китае  не  привело  к

четкому разделению сфер деятельности внутри господствующих классов. В  Китае

своеобразное  разделение труда между политиками и  философами  не  было  ярко

выражено, что  обусловило прямую,  непосредственную  подчиненность  философии

политической  практике.  Вопросы  управления  обществом,   отношения   между

различными социальными  группами, между царствами - вот  что  преимущественно

интересовало  философов Древнего Китая.

       Другая  особенность  развития  китайской   философии   в   том,   что

естественнонаучные  наблюдения китайских ученых  не  находили,  за  небольшим

исключением, более  или менее адекватного  выражения  в  философии,  так  как

философы,  как  правило,  не  считали   нужным   обращаться   к   материалам

естествознания. Пожалуй,  единственным  исключением  в  этом  роде  является

школа моистов и школа натурфилософов, которые после эпохи Чжоу  прекратили

свое существование.

      Философия и естествознание существовали  в Китае, как бы  отгородившись

друг от друга  непроходимой стеной, что нанесло  им  непоправимый  ущерб.  Тем

самым китайская философия лишила себя надежного источника для формирования

цельного  и  всестороннего  мировоззрения,  а  естествознание,   презираемое

официальной идеологией, испытывая трудности в  развитии,  оставалась  уделом

одиночек и  искателей  эликсира  бессмертия.  Единственным  методологическим

компасом     китайских      естествоиспытателей      оставались      древние

наивноматериалистические идеи натурфилософов о пяти первостихиях.

      Этот взгляд  возник  в  Древнем   Китае  на  рубеже  VI  и  V  веков  и

просуществовал  вплоть до  нового  времени.  Что  касается  такой  прикладной

отрасли естествознания, как  китайская  медицина,  то  она  и  по  сей  день

руководствуется этими идеями.

      Таким образом оторванность китайской философии от  конкретных  научных

знаний  сузило  ее  предмет.  В  силу  этого,   натурфилософские   концепции

объяснения природы, а также  проблемы  сущности  мышления,  вопросы  природы

человеческого сознания и логики не получили в  Китае большого развития.

      Обособленность   древнекитайской   философии   от   естествознания   и

неразработанность вопросов логики являются одной из  главных причин  того,

что формирование философского понятийного аппарата шло весьма медленно.  Для

большинства китайских  школ  метод  логического  анализа  остался  фактически

неизвестным.

           (2. Школы в китайской философии

      В “Ши цзи” (“Исторические записки”) Сыма Цяня  (II-I  вв.  до  н.  э.)

приводится  первая  классификация  философских  школ  Древнего  Китая.   Там

названо шесть  школ: “сторонники учения об инь и ян”  натурфилософы),  “школа

служилых  людей”  (конфуцианцы),  “школа  моистов”,   “школа   номиналистов”

(софисты), “школа  законников” (легистов), “школа  сторонников учения о дао  и

дэ” - даосистов.

      Позже, на рубеже нашей  эры,  эта  классификация  была  дополнена  еще

четырьмя “школами”,  которые,  однако  за  исключением  цзацзя,  или “школы

эклектиков”, собственно, к философии Китая не имеют  отношения.  Одни  школы

названы по характеру  общественной деятельности основателя  школы,  другие  -

по имени основателя учения, третьи -  по  главным  принципам  понятия  этого

учения.

      Вместе тем, несмотря на  всю   специфику  философии  в   Древнем  Китае,

отношение между  философскими школами сводилось  в  конечном  итоге  к  борьбе

двух  основных  тенденций  -  материалистической  и  идеалистической,  хотя,

конечно, нельзя представить эту борьбу в чистом виде.

      На ранних этапах  развития  китайской  философии,  например,  даже  во

времена Конфуция и Мо-цзы, отношение этих  мыслителей  к основному вопросу

философии не выражалось прямо. Вопросы о сущности человеческого  сознания  т

его отношения  к природе, материальному миру не  были  определены  достаточно

четко.  Зачастую  во  взглядах  тех  философов,   которых   мы   относим   к

материалистам, содержались значительные  элементы  религиозных,  мистических

представлений прошлого и, наоборот , мыслители,  которые в целом занимали

идеалистические  позиции,  отдельным  вопросам   давали   материалистическое

толкование.

Небо и происхождение  всего сущего.

      Одно из важных мест в борьбе  идей в течение VI-V вв. до н.  э.  занимал

вопрос о небе  и  первопричине  происхождения  всего  сущего.  В  это  время

понятие неба включало и верховного владыку (Шан-ди),  и судьбу,  и понятие

первоосновы  и  первопричины  всего  сущего  и  одновременно  было  как   бы

синонимом естественного  мира, “природы”, окружающего мира в целом.

      Все свои помыслы, чаяния и  надежды обращали древние   китайцы  к  небу,

ибо, по их представлениям, от неба (верховного) зависели и личная  жизнь,  и

дела государства, и все природные явления.

      Об огромной роли  неба  в   жизни  древних  китайцев,  их  вере  в  его

могущество говорят  многие страницы не только “Ши цзин”, но и “Шу цзин”.

      Упадок господства наследственной  аристократии выразился в упадке  веры

во всесилие неба. Прежний, чисто религиозный  взгляд на  небесный  путь  стал

заменяться более  реалистичным взглядом на окружающую  человека  Вселенную  -

природу, общество. Однако основу всех религиозных суеверий  составлял  культ

предков, ибо  этот культ составил родословную  древнекитайского государства.

      Идеология конфуцианства в целом  разделяла традиционные представления  о

Информация о работе Философия Древней Индии и Древнего Китая