Философия Жан – Жака Руссо, ее роль в педагогике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 21:11, реферат

Краткое описание

Жан-Жак Руссо (1712-1778) – французский философ, представитель деизма в философии Просвещения, крупнейший мыслитель и писатель эпохи Просвещения. Участвовал в создании «Энциклопедии» Д. Дидро и Д'Аламбера. Основные теоретические работы: «Рассуждение по вопросу: способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов»; «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми»; «Об общественном договоре, или Принципы политического права». Философским содержанием насыщены также и литературные труды Руссо, в особенности: «Эмиль, или о воспитании», «Исповедь», «Прогулки одинокого мечтателя» и др. Разработал прямую форму правления народа государством — прямую демократию, которая используется и по сей день, например в Швейцарии.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат философия.docx

— 28.69 Кб (Скачать файл)

15 лет  — это возраст, когда нужно  уже воспитывать юношу для  жизни среди людей того социального  слоя, в котором ему в дальнейшем  придется жить и действовать. Руссо ставил три основные  задачи нравственного воспитания: выработку добрых чувств, добрых  суждений и доброй воли. На  первый план он выдвигал развитие  положительных эмоций, которые, по  его мнению, способствуют возбуждению  у юноши гуманного отношения  к людям, воспитанию доброты, сострадания  к обездоленным и угнетенным Средствами «воспитания сердца»* у Руссо служат не нравоучения, а непосредственное соприкосновение с человеческим горём и несчастьем, а также хорошие примеры.

Мысли Руссо о воспитании женщины (невесты Эмиля) определялись его взглядами на природу женщины ее социальное назначение. Оно состоит, по мнению Руссо, в том, чтобы быть матерью, вести хозяйство, создавать семейный уют, нравиться и быть полезной мужу. Поэтому естественное воспитание девушки, считал он, коренным образом должно отличаться от воспитания юноши, в девушке нужно воспитывать повиновение и покорность, готовность усвоить чужие взгляды, даже если они не совпадают с ее собственными.

Чтобы женщина могла родить здоровых и крепких детей, чтобы она приобрела естественную красоту и грацию, необходимо соответствующее физическое воспитание. Никаких серьезных умственных занятий ей не нужно. Всякая девушка, по словам Руссо, должна исповедовать религию своей матери, и всякая жена — религию мужа. Таким образом, ставя цель воспитать из мальчика свободного самостоятельного гражданина, Руссо одновременно отказывал женщине в самостоятельности.

Вывод:

Несмотря на ряд противоречий и ошибочных положений, которые присущи педагогическим идеям Руссо, последние имели исторически прогрессивное значение и оказали большое влияние на последующее развитие педагогической мысли.

Руссо подверг сокрушительной критике отживающую феодальную систему воспитания, подавляющую личность ребенка: сословные ограничения в области образования, словесное обучение, догматизм и зубрежку, палочную дисциплину, телесные наказания.

Выражая взгляды передовых людей своего времени, он выступил со страстным призывом освободить человека от феодального гнета, защитить права детства. Руссо призывал с любовью относиться к ребенку, внимательно изучать его возрастные и индивидуальные особенности, считаться с его потребностями.

Он особо подчеркивал необходимость воспитывать органы чувств детей, развивать их наблюдательность, стимулировать развитие у детей самостоятельного мышления, творческих сил.

Очень важными были требования Руссо придать образованию реальный характер, связать его с жизнью, развивать в процессе обучения активность и самодеятельность детей, подготавливать их к труду как общественной обязанности каждого гражданина.

Вместе с тем не все высказывания Руссо мы можем признать правильными, например: его требование индивидуального «свободного воспитания», отрицание необходимости разнообразных педагогических воздействий, кроме косвенных, противопоставление личного опыта ребенка опыту всего человечества, недооценка систематических знаний, умаление роли женщины в обществе и вытекающие отсюда реакционные взгляды на ее воспитание.

И все же педагогические воззрения Руссо, проникнутые гуманизмом и демократизмом, сыграли важную роль в развитии взглядов на цели, задачи и методы воспитания в конце 18 ‒ начале 19 вв..

Своими трудами он на несколько десятилетий предвосхитил те передовые демократические преобразования, которые произошли в Европе в конце XVIII - начале XIX вв. и продолжают развиваться до сих пор.

Список литературы:

  1. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. Изд. 5-е, перераб. и доп. – М.: Логос, 2003.- 376 с.
  2. Стрельник О.Н. Философия: конспект лекций. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2010. – 187 с.
  3. http://dic.academic.ru/
  4. http://www.krugosvet.ru/

 

 

 

 


Информация о работе Философия Жан – Жака Руссо, ее роль в педагогике