Философия Канта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 12:32, реферат

Краткое описание

В эпоху особой актуализации тех или иных философских идей прошлого возникает вызов и для них самих, некоторые из философских идей – в том виде, в каком они были первоначально выдвинуты и сформулированы, – подвергаются уточнению, критике; им на смену приходят существенно отличные философские идеи.
Философские идеи не рождаются и не существуют в неком изолированном самостоятельном царстве "чистого духа", "чистой мысли". Они живут и обновляются в контексте действительной исторической жизни вполне определённых, реальных индивидов. "Место" их существования – проблема", вокруг которой, было так много споров и фантастических, хотя и не беспочвенных вымыслов, – это и есть мир сознания, общения, действия индивидов, мир человеческих цивилизации и культуры.

Содержание

Введение………………………………………………………...…........................3
Глава 1. Немецкая классическая философия …………………………………...4
Глава 2. Иммануил Кант ………………………………………..……..................6
2.1. Личность Канта……………………………...…………………………6
2.2. Творчество в докритический период ………………………………...6
2.3. Бессмертные идеи "Критики чистого разума"……………………….8
2.4. "Революция в способе мышления"………………………………….10
2.5. Возможно ли свобода? Как она возможна?.......................................11
Заключение…...…………………………………………………………………..14
Список использованной литературы …………………......................................16

Вложенные файлы: 1 файл

Философия (Философия И.Канта).docx

— 34.94 Кб (Скачать файл)

Свобода – некий скачок из царства естественной необходимости. Между научной революцией и прогрессом человеческой активности в направлении всей большей свободы есть несомненная связь.

 

 

2.5. Возможно ли свобода? Как она возможна?

Отстоять возможность  свободы – вот цель Канта, которая остаётся и важнейшей целью современной цивилизации. Имея в виду разъяснения Канта, возьмём в качестве примера то, что нас так сегодня волнует: различие между двумя поступками, один из которых выражает подчинение тоталитарной системе, другой – сопротивление ей.

В нашей стране такая действительность, как подчинение тоталитарной, командно-административной системе, режиму почти безграничной личной власти вождя и его окружения, обосновывалась, оправдывалась властвующими верхами, и подчиняющимися низами. Из них выделили следующие: говорилось и говорится сегодня, что объективный  ход дел, порядок жизни, обусловливаемые  законами и тенденциями общественного  развития последних 60 лет, не оставляли  никакой альтернативы, кроме тоталитарного, антиправового, репрессивного господства и покорности ему. Но ведь была и другая действительность – неподчинение, сопротивление тоталитаризму, а так же существовали, развивались идеи, мысли, обосновывавшие свободу, права и достоинство личности. Канта, интересует вопрос: откуда проистекает возможность поступков и мыслей второго рода?

По Канту, она проистекает  как раз из принадлежности человека не только к "естественному", чувственному миру природы, её явлений, но и к умопостигаемому  миру идей, которые для Канта подразумевают  также принципы, идеалы, нормы, следование внеприродной причинности долженствования.

Человек познаёт себя не только как "одно из явлений чувственно воспринимаемого мира" и потому не только в системе естественно обусловленной причинности и необходимости. Он познает себя и как чисто "умопостигаемый" предмет.

Словом "хотение" Кант обозначает только механизм, обусловленный  природой и её причинностью. Из "хотения" никогда не вырастает долженствование. А вот долженствование, "провозглашаемое разумом", способно противостоять хотению, ибо ему "противопоставляет меру и цель, более того, запрет и авторитет". Это и есть необычная кантовская диалектика, где критика теоретического разума уже переливается в проблематику разума практического.

Кант так рисует корни, истоки и признаки человеческой свободы; свобода – прежде всего возможность выбора. В чем же Кант видит возможность выбора, возможность свободы? Разобраться в этом актуально сегодня.

Во-первых, в метафизическом смысле человек стоит перед таким  выбором: или подчиниться "естественной" необходимости, для начала "познав" ее, или перевести своё действие в иную систему координат – ориентироваться на "умопостигаемое", "должное", не на животное, а на человеческое. Последнее – исток свободы.

Во-вторых, свобода проявляется  в умении и стремлении человека не совершать поступков, которые как  будто бы неизбежны в силу "законов  природы" или исторических обстоятельств. И наша история доказала. Есть разница  между поведением палачей, их пособников, верных им идеологов и действиями тех людей, которые, по крайней мере, не запятнали себя подобными действиями.

В-третьих, свобода состоит  в человеческой способности "моделировать" свое и чужое поведение, судить о  них по принципу свободных альтернативных возможностей не только применительно  к настоящему и будущему, но и  к совершившемуся прошлому.

В-четвёртых, свобода заключается  в способности человека, не нарушая  последовательности эмпирического  временного ряда мира явлений, как бы выходить за его пределы. И свобода  истолковывается Кантом не только "негативно  как независимость от эмпирических условий", но и позитивно - как "способность  самопроизвольно начинать ряд событий". Кант не случайно связывает свободу с "умопостигаемым миром идей": прорыв к свободе тесно связан с пробуждением мыслей, чувств, настроений, делающих для каких-то людей и групп нетерпимой "силу обществ". Эти люди, эти новые силы, действительно способны "начинать новый ряд явлений", т. е. ввязываться в перестройку "старого ряда явлений", который продолжает своё существование и свою борьбу, ибо воплощается в интересах и целях других людей, других групп.

В-пятых, речь идет о различии между адаптирующимся, хорошо приспосабливающимся  к любому режиму человеком и человеком, способным к социальной критике  и самокритике, тяготеющим к перестройке  мира и способным её осуществлять.

Видно, что в кантовском толковании свобода объединяется со способностью человека к любому, в  том числе духовно-нравственному, новаторству.

На мой взгляд, Кант сосредотачивает внимание на понимании мироздания, человека цивилизации и его места в мире, т. е. человека свободного и нравственного. Актуальным, нравственно-достойным является в кантовском учении и то, что великий мыслитель, убедительно демонстрируя несминаемость самого спора о подчинении внутренней и внешней необходимости и свободы, неизбежность появления идейных противоположностей и их напряжённого существования в качестве противоречия, при своем этом не придерживается принципа "оба правы". Он четко защищает сторону свободы, более того, наиболее аргументированную защиту свободы как главного в человеке делает едва ли не основной целью. Человеку, устремлённому к свободе, если и надо познать жёстко необходимую естественную причинность, то для того, чтобы не дать ей собою владеть.

 

 

Заключение

Начало и конец кантовской "Критики чистого разума" – это принцип свободы, автономия нашей воли. Важно, кроме того, что у Канта строится на утверждении нравственной вменяемости человека. Это значит: какими бы обстоятельствами, приведшими к тому или другому поступку, человек себя ни оправдал, свободен поступить так или иначе. Мы ниоткуда свободу не возьмём, если не решимся быть свободными. А поскольку у Канта моральный закон ссылается на свободу, а свобода – на моральный закон, поскольку они инициируют друг другу, то быть нравственным – значит быть свободным. Без свободных нравственных решений и поступков, наших собственных и других людей, в мире не утвердятся и не сохранятся свобода, и нравственность. Как человеческие, разумные существа, мы вменяемы в отношении свободы и нравственности. Поэтому каждому из нас и всем нам вместе может быть предъявлен строгий нравственный иск. Да и сами мы не можем не вершить такой суд над собой. Я привержена этим выводом Канта.

Закончить разговор о Канте  хотелось бы его бессмертными словами  – помещённые в "Заключении" "Критики практического разума", они раскрывают суть и замысел свей его философии.

"Две вещи наполняют  душу всегда новым и всё  более сильным удивлением и  благоговением, чем чаще и продолжительнее  мы размышляем о них, – это звёздное небо надо мной и моральный закон во мне. И то и другое мне нет надобности искать, и только предполагать как нечто окутанное мраком или лежащее за пределами моего кругозора; я вижу их перед собой и непосредственно связываю их с сознанием своего существования. Первое начинается с того места, которое я занимаю во внешнем чувственно воспринимаемом мире, и в необозримую даль расширяет связь, в которой я нахожусь, с мирами над мирами и системами систем, в безграничном времени их периодического движения, их начала и продолжительности. Второй начинается с моего невидимого я, с моей личности, и представляет меня в мире, который поистине бесконечен...".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Бахтомин Н.К. Теория научного знания Иммануила Канта: Опыт совр. прочтения "Критики чистого разума". М.: Наука, 1986.

2. История философии (в кратком изложении), М.: Мысль, 1991.

3. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей, М.: Политическая литература, 1991.

4. Современная западная философия (словарь), М.: Политическая литература, 1991.

5. Философия Канта и современный идеализм, И.С.Андреева, И.И.Ремезова, Л.А.Боброва и др.; Отв. ред. И.С.Андреева, Б.Т.Григорьян; АН СССР, ИНИОН, М.: Наука, 1987.

6. Философия, основные идеи и принципы / Под ред. А.И. Ракитова, М.: Политиздат, 1990.


Информация о работе Философия Канта